Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника использования индивидуального текста




Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу при­ема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов, которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуютсяформальными(конструктивными)переходами. Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является «переходным мостиком» от одной части экскурсии к другой. (Например, «А теперь проедем по площади», «Сейчас мы с вами последуем дальше», «Давайте осмотрим еще одно примечательное место»). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, «Теперь посмотрите сюда» или «Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом»). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии.Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

ПРИЕМ (СДАЧА) ЭКСКУРСИИ

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текстапосле прослушивания и издания соответствующего приказа.

 

7. Основные этапы развития экскурсионной и туристкой деятельности в дореволюционной России: учреждения, направления деятельности, итоги деятельности

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я. А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии – бесплатные «воскресные объяснения коллекций».

В это же время расширились слои населения, которые приобщались к литературе, просвещению и науке.

Наиболее образованные и передовые люди путешествовали и совершали экскурсии с познавательной целью. Для этого они создавали небольшие по составу организации – общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано «Общество любителей естествознания», члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этнографии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу и культуру края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии путешествий с образовательными целями. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые–энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914–1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением числа путешествий и экскурсий и расширением их географии, наблюдается заметное увеличение числа экскурсантов, интересующихся осмотром частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций. Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

 

8. Характерные особенности экскурсионно-туристической  деятельности в советский период.

Существует 5 периодов развития туризма в России:

1. Просветительский (до 90-х гг.19 века)

2. Предпринимательский (1890 – 1917)

3. Организационно – централизованный (1930 – 1970)

4. Административно – нормативный (1970 – 1990)

5. Переходный (с 1990)

К советскому периоду относятся 3 и 4 периоды

Организационно – централизованный:

Основные черты:

· развитие социального т.

· создание материально-технической базы для рекреационного т. (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря)

· развитие семейного, самодеятельного и спортивного т.

· лимитирование внешнего (выездного) т.

1930 – создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсии (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму (75 тыс. чел). Таким образом была установлена государственная монополия в т. Общество имело четкую организационную структуру (ячейки на промышленных предприятиях, учеб-х орган-ях, колхозах).

Особое распространение получил пешеходный и лыжный т.

1929 – основано Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. Строятся отели, до 1941 принято 100 тыс. иностранцев.

Начало 30-х – развивается экскурсионный и спортивный туризм. Для решения проблем с материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов создается на месте ОПТЭ Центральное туристко-экскурсионное управление.

К 1939 в СССР создана курортная индустрия (1828 санаториев, 1270 домов отдыха). В период ВОВ все развитие т. было приостановлено.

В 1956 – всего обслужено 179,3 тыс. туристов, 2,4 млн. экскурсантов, реализовано услуг на 17,8 млн. руб.

В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский т. (детские экспедиции)

Начиная с 1960-х – распространение туристко-экскурсионного т.

1958 - создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами.

Административно – нормативный:

Основные черты:

· развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования

· расширение географии т. (Сибирь, Дальний Восток)

· концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах

· распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение)

· формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного т.

· создание научной основы изучения т.

· рост показателей иностранного т.

Развитие т. в этот период происходило в соответствии с планами (5-10 лет), выполнение которых было обязательно, утверждались высшими органами по туризму. Данный период харак-ся развитием соц.т. Т. используется как воспитательное воздействие на молодое поколение (70-е всесоюзные походы, экспедиции). Цель: воспитание патриотизма, экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка.

70-е – 80-е – Центральная детская туристко-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.

80-е – 90-е – растет материально-техническая база, получают распространение семейный отдых и курсовочное лечение (отдыхающие проживали в квартирах частного сектора, лечения получали в санаториях).

Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного т. приходится на 1976-80.

 

9.  Проблемы и перспективы становления туризма на современном этапе

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Россия по туристскому потенциалу занимает 5-е место в мире. Однако по реальной организации туризма, по числу туристских поездок, Россия находится на 45-м месте. Эти данные авторитетной туристской организации предельно ясно показывают актуальность исследуемой проблемы. Россия должна ускоренными темпами довести развитие туризма до реальных возможностей, а путь этот ясен: 40 экономических, организационных, технологических ступенек роста в развитии туризма. В статье исследуются проблемы и перспективы развития сферы туризма в России, анализируются объемы международных туристских прибытий и выездов российских граждан за период с 2002 по 2014 гг. Анализируется состояние нормативной базы, определяющее направления развития туризма в Российской Федерации. В работе рассмотрена роль Российской Федерации на рынке международных туристских услуг, выделены основные проблемы развития туризма в стране, намечены пути решения проблем туристской сферы в России.

Проблема исследования. Развитие международной экономики и повышение уровня благосостояния людей способствует повышению спроса на туристические услуги и их разнообразие. Эта тенденция придает проблеме развития туризма актуальность, а исследованию — научное и практическое значения.

На сегодняшний день основными направлениями влияния на развитие туристических услуг являются геополитические, экономические, демографические, научно-технические, экологические, социально-культурные, организационные и по эффекту воздействия: стимулирующие и сдерживающие факторы. Специфику условий, в которых формируется туристическое предложение, определяют, с одной стороны, глобализационные тенденции и обострение конкуренции, а с другой — трансформация туристического спроса. На сегодняшний день туризм является одной из важнейших, а в некоторых случаях основной статьей дохода многих стран мира, а также ключевым фактором в развитии, процветании и благополучии. Под туризмом следует понимать «форму временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» [1]. Под международным туризмом принято понимать путешествие людей за пределы своего региона и родной страны по разным причинам, таким как рекреационные, оздоровительные, деловые и т. д.
В зависимости от того, как экономически влияет туризм на страны и регионы, его принято делить на активный и пассивный. Первый является фактором ввоза валюты в страну, второй — вывозом денег из страны.
В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», принятой 31 мая 2014 года, было отмечено, что Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма. В 2012 году Россия вошла в 10 стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан, заявив серьезный темп роста этого показателя (13 процентов). На нашу страну в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире. При этом граждане Российской Федерации формируют по-прежнему активный выездной туристский поток. В 2012 году наша страна заняла 5-е место по расходам туристов. По данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2010 году составил 4,4 процента, в 2011 году – 11,9 процента, в 2012 году – 13 процентов. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2010 году составил 8,83 млрд. долл. США, в 2011 году – 11,328 млрд. долл. США и в 2012 году – 10,759 млрд. долл. США. Снижение доходов в 2012 году по сравнению
с 2011 годом при явном росте туристского потока является опасным фактором, который говорит о недостаточно эффективном использовании экономикой страны благоприятных тенденций. По данным ЮНВТО, число международных туристских прибытий в первой половине 2013 г. выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и достигло почти 500 млн. туристских прибытий [1]. Численность поездок иностранных граждан, посетивших Россию

 в 2013 году, составила более 25 млн., а численность поездок россиян за рубеж – 54,069 млн. [2]. По данным Росстата, в первой половине 2014 года страну посетили 10,7 миллионов туристов: это в 10 раз больше, чем за аналогичный период 2013 года [3]. В «Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», принятой Правительством РФ в июле 2010 г., отмечается, что туристско-рекреационный потенциал России огромен, что наша страна занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. В документе говорится, что по оценке ЮНВТО наша страна может принимать до 40 млн. туристов, но в настоящее время принимает всего 2 млн. иностранцев

 в год и находится на 122-м месте по эффективности работы туристской отрасли Туристский потенциал России определяется следующим. Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. По данным, представленным государственными органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2013 г. под государственной охраной находилось 133627 объектов культурного наследия: 129499 памятников

 (в том числе 64504 федерального значения, 62652 регионального значения, 2343 местного значения), 3489 ансамблей (1318 федерального значения, 2142 регионального значения, 29 местного значения), 639 достопримечательных мест (в том числе 23 федерального значения, 609 регионального значения, 7 местного значения). При этом в составе ансамблей насчитывалось 18919 памятников [6]. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры: на территории России находится 26 объектов, состоящих

 в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения. Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России общее число государственных музеев на 31 декабря 2013 г., по данным ГИВЦ, составило 2730 [6]. В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (по состоянию на 2013 год в России действовали 160 музеев-заповедников и музеев-усадеб) [6]. Основу федеральной системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника, 47 национальных парков и 69 государственных природных заказников федерального значения. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты [1]. По вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая базируется на следующих приоритетах устойчивого развития: ▪ повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; ▪ экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; ▪ наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

▪ экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; ▪ стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства [1].

Стратегия разработана на основе следующих документов в сфере стратегического планирования развития различных областей деятельности в Российской Федерации: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г.

 № 2227-р, и государственных программ Российской Федерации предусматривает мероприятия в сфере туризма, перед которой стоят следующие задачи: ▪ закрепление и удержание достигнутых результатов; ▪ переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм; ▪ привлечение иностранных туристов; ▪ реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении; ▪ обеспечение роста качества жизни населения.

Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и полностью коррелирует с задачами государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, а также продолжает реализовывать запланированные в предыдущие годы мероприятия в сфере туризма [7]. Современный этап стратегического планирования развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах. За последние 15 лет отрасль добилась определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека. Таким образом, целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач: ▪ формирование доступной и комфортной туристской среды; ▪ повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках; ▪ реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма; совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма; ▪ обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма; ▪ комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг; ▪ продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках; ▪ интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации [4].

Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются: ▪ развитие внутреннего и въездного туризма; ▪ унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами; ▪ создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов; ▪ усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации; ▪ координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации [1].

Российская Федерация имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих:

▪ обеспечение высокого качества туристских услуг; ▪ совершенствование профессионального образования в сфере туризма; ▪ создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли; ▪ применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей; ▪ проработку возможных вариантов снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации; ▪ создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке; ▪ введение классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем. Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории. В целях повышения качества туристского продукта Российской Федерации необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры [1]. Позитивными для России тенденциями развития международного туризма являются следующие: ▪ Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан; ▪ в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся; ▪ прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов и такая тенденция сохранится в ближайшее десятилетие; ▪ наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами туристского потока остаются развитые страны Западной Европы; ▪ в результате роста политической нестабильности в мире многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательной туристской дестинацией, в том числе и для россиян; ▪ растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках; ▪ в мире растет интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов;

— 564 —

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №7(51), 2015 ▪ www.sisp.nkras.ru

▪ туризм стал существенной потребностью современного человека, от которой опытный путешественник не может отказаться даже в результате влияния экономических или политических угроз.

Вместе с тем необходимо учитывать следующие негативные для Российской Федерации тенденции в развитии международного туризма: ▪ Российская Федерация является одним из крупнейших доноров туристского потока

 в мире; ▪ несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в пять раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного туристского потока; ▪ международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов и максимизации экономического эффекта от их проведения; ▪ усиливаются угрозы безопасности туристов на ставших для россиян традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды; ▪ растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене.
Требования ГОСТов к безопасности организации экскурсионно-туристической  деятельности для различных целевых групп.

ГОСТ Р ИСО 24801-1-2008 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1. Дайвер под наблюдением

ГОСТ Р ИСО 24801-2-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2. Самостоятельный дайвер

ГОСТ Р ИСО 24803-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к поставщикам услуг для аквалангистов

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг

ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования (Докипедия: ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения)

5.1 Безопасность активных видов туризма для жизни, здоровья, имущества туристов/экскурсантов и окружающей среды должна обеспечиваться туроператорами и исполнителями туристских услуг на всех стадиях формирования, продвижения и реализации туристского продукта в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации [3], [4], [5], нормативных актов федеральных органов исполнительной власти [6], [7] и ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 53997.

5.2 Дополнительные требования к организации спортивного туризма могут устанавливаться в документах общественных объединений туристов, а также спортивных федераций по направлениям спортивного туризма.

5.3 При оказании услуг активных видов туризма туроператоры, организаторы экскурсий, активного отдыха и развлечений должны обеспечить приемлемый для туристов/экскурсантов уровень риска.

Снижение рисков до приемлемого уровня достигается путем соблюдения основных мер безопасности, изложенных в ГОСТ Р 50644, разделы 6, 7, выполнения требований безопасности, указанных в разделах 5, 6 настоящего стандарта, в том числе соблюдения туристами установленных требований личной безопасности, указанных в разделе 7 настоящего стандарта.

5.4 Разработка маршрутов для активных видов туризма должна осуществляться туроператорами и исполнителями туристских услуг с учетом природной и экологической обстановки на территориях, по которым пролегает маршрут путешествия/экскурсии.

5.5 При оказании услуг активных видов туризма должна быть обеспечена экологическая безопасность, минимизированы вредные воздействия на окружающую среду: флору, фауну, воздушный и водный бассейны, почву и т.п.

5.6 Обеспечение безопасности туристских путешествий/экскурсий с активными способами передвижения возлагается:

- на руководителя туристской организации, предоставляющей туристские услуги активных видов туризма в соответствии с ГОСТ Р 50644;

- руководителя группы туристов/экскурсантов в пределах должностных обязанностей;

- руководителя и участников туристской группы (в самодеятельном туризме).

6 Требования к туристским организациям по обеспечению безопасности туристов

6.1 При оказании туристских услуг активных видов туризма туристские/экскурсионные организации должны руководствоваться требованиями ГОСТ Р 50644, раздел 8, а также дополнительно учитывать:

- особенности проектирования туристских услуг в соответствии с положениями ГОСТ Р 50681, раздел 6;

- результаты экспедиционного обследования при проектировании туристского маршрута путешествия/экскурсии с активными способами передвижения;

- состояние объектов туристской индустрии на маршрутах туристских трасс, мест стоянок и ночевок туристов, канатных дорог и подъемников, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных трасс, а также категорию используемых средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей [7];

- техническое состояние оборудования, снаряжения, используемых в различных видах активного туризма, средств передвижения и средств связи;

- знание, подготовку и владение туристскими навыками для совершения путешествий/экскурсий, относящихся к активным видам туризма;

- состояние здоровья туристов при прохождении сложных маршрутов;

- возрастные ограничения и медицинские противопоказания для занятий активными видами туризма, отдыха и развлечений;

- факторы риска, характерные для каждого вида активного туризма.

6.2 При оказании услуг активных видов туризма туристские/экскурсионные организации должны обеспечивать:

- соответствие оказываемых услуг, объектов туриндустрии, оборудования и снаряжения требованиям безопасности, установленным в ГОСТ Р 50185*, ГОСТ Р ИСО 24801-1, ГОСТ Р ИСО 24801-2, ГОСТ Р ИСО 24803;

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 6486-1-2007.

- наличие необходимого снаряжения, экипировки, средств индивидуальной защиты для прохождения маршрута путешествия, совершения экскурсии или занятий активными видами туризма;

- привлечение квалифицированных гидов, сопровождающих, инструкторов-проводников на маршрутах с активными способами передвижения и квалифицированных инструкторов по организации активного отдыха туристов;

- оказание всех видов помощи (по спасению, предоставлению связи, медицинской и других видов помощи) туристам в обычных условиях проведения путешествия/экскурсии и в чрезвычайных ситуациях;

- постоянную или периодическую связь с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

- регистрацию в службах МЧС при прохождении маршрутов повышенной опасности.

6.3 Факторы риска конкретных активных видов туризма обусловлены:

- особенностями географических и природных условий, рельефом местности, по которому проходит маршрут путешествия/экскурсии (например, морская, горная, пустынная и др.);

- климатическими условиями (сильная жара или холод, большие перепады температур);

- сложностью и количеством препятствий на маршруте;

- негативными природными явлениями (сход снежных лавин, вулканическая активность, штормы, землетрясения и т.п.) в месте пребывания туристов/экскурсантов;

- наличием специфических животных и насекомых, в том числе ядовитых;

- культурной и социальной средой временного пребывания туристов/экскурсантов;

- особенностями местной пищи, культурных, религиозных и этнических традиций.

6.4 При организации групповых путешествий/экскурсий следует обеспечивать формирование туристской группы по квалификации (для категорированных походов), физической, технической подготовленности и психологической совместимости.

6.5 До начала путешествия/экскурсии туристам необходимо предоставлять информацию в соответствии с ГОСТ Р 53997, а также дополнительную информацию, туристские схемы, описания маршрутов, препятствий естественного и искусственного происхождения, сведения о погодных и климатических условиях, наличии аномальных климатических явлений, возможных трудностях при прохождении маршрута и т.п.

6.6 При организации путешествий/экскурсий с участием специалистов следует разработать памятки для туристов о возможных рисках, правилах поведения в нестандартных ситуациях и необходимых мерах по обеспечению безопасности для каждого вида активного туризма.

6.7 От каждого туриста следует получить информацию о состоянии его здоровья, знаниях, навыках и умениях для участия в путешествиях/экскурсиях с активными способами передвижения.

6.8 До начала путешествия/экскурсии необходимо:

- провести объективную оценку подготовленности группы к прохождению маршрута;

- провести инструктаж туристов/экскурсантов по вопросам организации путешествия/экскурсии, обеспечения безопасности на маршруте и о правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях;

- провести обучение и инструктаж персонала туристской организации по обеспечению безопасности туристов на маршрутах с активными способами передвижения;

- организовать дополнительное страхование туристов в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества, с учетом характерных рисков для активных видов туризма (например, страхование от несчастных случаев);

- пройти регистрацию в региональной службе МЧС или в спасательной службе местных органов власти в соответствии с правилами, действующими в государстве, по территории которого пролегает маршрут.

7 Требования к туристам по обеспечению личной безопасности

7.1 В целях обеспечения личной безопасности туристы/экскурсанты должны выполнять основные требования, изложенные в ГОСТ Р 50644, раздел 10, в Кодексе путешественника [8], а также следующие дополнительные требования:

7.1.1 При заключении договора о реализации туристского продукта или возмездном оказании услуг обязаны предоставить организатору путешествия/экскурсии достоверные сведения о своих физических возможностях, состоянии здоровья, медицинских противопоказаниях, наличии необходимых знаний, умений и навыков для совершения путешествия/экскурсии.

7.1.2 В случае недостаточных знаний, умений и навыков пройти дополнительную подготовку или отказаться от участия в путешествии.

7.1.3 Соблюдать правила личной безопасности, следовать инструкциям по безопасности, соблюдать правила поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях.

7.1.4 Использовать специальное снаряжение, оборудование и средства индивидуальной защиты в случае необходимости.

7.1.5 Следовать указаниям сопровождающих, гидов и инструкторов-проводников или инструкторов по организации активных видов туризма и отдыха.

7.1.6 Ознакомиться с информацией о факторах природной среды, влияющих на безопасность прохождения маршрута (состояние снега, уровня воды, прогноз погоды и пр.).

7.1.7 Иметь полное представление об опасностях и трудностях маршрута путешествия/экскурсии.

7.1.8 Знать правила оказания первой медицинской и иной помощи до прибытия спасателей.

7.1.9 Знать признаки переутомления, переохлаждения и обморожения.

7.1.10 Предпринимать меры по предупреждению аварийной или чрезвычайной ситуации и не совершать действий, могущих нанести вред другим туристам и себе.

7.1.11 Своим поведением, действиями на маршруте способствовать установлению дружеских отношений в группе, других туристских группах и с местными жителями, учитывать их традиции, обычаи и особенности культуры.

7.1.12 Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и соблюдать природоохранное законодательство [9].

7.2 В самодеятельном туризме необходимо заблаговременно уведомить о своем путешествии региональные службы МЧС и информировать о путешествии близких (родственников). (Докипедия: ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения)

 

10.  Организационная структура управления туризмом на федеральном и региональном уровнях. 

Организационные структуры, включенные в туристский менеджмент, охватывают государственные и частные организации на международном, национальном, региональном и местном уровнях. Они необходимы для планирования развития туризма, координации сбыта туристского продукта.

На федеральном уровне находятся туристские организации федерального или правительственного ранга, оказывающие прямое или косвенное воздействие на туризм.

Государственные организации регионального уровня разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе. Такие программы способствуют развитию туристской инфраструктуры, ремесел, курортных учреждений и социального туризма. Кроме того, эти организации проводят маркетинг.

Особенность туристских организаций местного уровня состоит в том, что функционально весьма трудно выделить государственную и частную стороны их деятельности. Членами туристских организаций местного уровня становятся в основном гостиничные и торговые предприятия, а также все лица и фирмы, заинтересованные в развитии туризма в своей местности.

Туристские управления и объединения различаются прежде всего по виду их финансирования: управления финансируются из средств государственного бюджета, а объединения существуют главным образом за счет членских взносов и доходов от деятельности частных туристских структур.

Управления и объединения решают те же задачи, которыми ранее занимались управления по туризму: формированием туристской инфраструктуры, рекламой, обслуживанием гостей, посредническими услугами по расселению туристов.

Анализируя проблемы менеджмента любого туристского региона, следует иметь в виду, что наряду с государственными существуют и частные туристские организации. Среди них выделяют:

объединения туристских посредников.За рубежом подобные организации разрабатывают правила заключения сделок в туристской отрасли, защищают отраслевую деятельность, устраняют нелегальные методы работы, поддерживают предприятия (членов объединения) в правовых и налоговых вопросах, анализируют деятельность предприятий, осуществляют другие мероприятия, способствующие повышению экономичности, организуют обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов туристской индустрии;

туристские организации гостиничногои ресторанного типа.Гостиничные хозяйства и предприятия общественного питания всех категорий, предлагающие туристские услуги, часто объединяются в местные союзы, чтобы с большей эффективностью защищать свои общие интересы. Если сфера деятельности выходит за пределы города или района — это региональные секции и объединения. Региональные объединения в свою очередь имеют своих представителей в областных или национальных объединениях. Основными задачами организаций верхнего уровня являются маркетинг и консультирование членов объединения. В Германии, например, на федеральном уровне такими задачами занимается Объединение немецких гостиничных и ресторанных хозяйств (DEHOGA), в Швейцарии — Швейцарское гостиничное объединение (SHV) и Швейцарский союз хозяйственников (SWV). DENOGA занимается профессиональными, экономическими, налоговыми и социально-политическими задачами, стоящими перед немецкими гостиничными и ресторанными структурами;

туристские организации местного уровня.Туристские управления, объединения на местах используют преимущества общего представительства своих интересов на высших уровнях управления. В Германии на федеральном уровне интересы районных объединений представляет Немецкий туристский союз (DFV), в Швейцарии специфические интересы местных курортных организаций на верхнем уровне защищает Швейцарское объединение курортных предприятий (VSB), в Германии — Немецкое объединение курортных предприятий (DBV). Они содействуют развитию лечебных и курортных услуг, следят за сохранностью природных ресурсов;

рекламные организации по привлечению в страну иностранных туристов.Во многих странах мира функционируют организации и учреждения, которые занимаются национальной рекламой. В Германии — это Немецкий туристский центр (DZT), в Швейцарии — «Туризм Швейцарии». Немецкий туристский центр — это туристская организация, которая по поручению федерального правительства занимается всеми вопросами въездного туризма. Можно сказать, что это национальная маркетинговая организация, распространяющая рекламу по привлечению в Германию иностранных туристов. Для этой цели она имеет свои представительства во многих зарубежных странах.

Наибольший эффект в деятельности туристских организаций достигается тогда, когда государственные и частные предприятия объединяют свои интересы в рамках единого союза.

Традиционно различные уровни туристских организаций рассматриваются по иерархии: национальная организация располагается над региональной, а региональная — над местной. Задачи у всех типов организаций одинаковы, но они распространяются на разные по размерам территории и поэтому имеют неодинаковую значимость. Раньше исходили из того, что нижний уровень организации должен стремиться выполнять свои задачи по примеру верхнего уровня. Сейчас такое утверждение довольно относительно, ведь для оптимизации управления важно знать, что ожидают друг от друга различные уровни организаций: местные туристские организации — от организаций верхнего уровня (региональных и межрегиональных).

 

11. Интернет-технологии в туризме как инструмент продвижения турпродукта

В качестве носителей информации по продвижению туристических продуктов предприятия туристической отрасли традиционно используют периодические издания, радио, телевидение. Однако с каждым годом все большее значение получает Интернет, как носитель туристической информации.

Под термином «Интернет» в настоящее время понимают:

· глобальную компьютерную сеть, многоуровневую коммуникационную модель осуществления интерактивных сетевых процедур с использованием диалоговых информационных мультимедийных средств;

· компьютерную информационную среду коммуникативного взаимодействия физических и юридических лиц;

· современную разновидность средств массовой информации;

· рыночную среду, электронную сферу совершения обмена, купли-продажи и рекламы товаров и услуг в среде World Wide Web с использованием мультимедийных ресурсов;

· средство общения людей.

В настоящее время все больший интерес туристических предприятий вызывает глобальная сеть как средство рекламы и продвижения туристического продукта.

Продвижение в Интернете мало чем отличается от иных способов продвижения -- те же принципы составления форм и видов рекламных и информационных сообщений и их продвижения на основе принципов сегментации потребителей. Существенно видоизменяются только средства и способы реализации.

Главные задачи продвижения в Интернете аналогичны задачам обычной рекламы -- распространение, продвижение бренда, продажа товара или услуги.

Продвижение в Интернете -- открытое оповещение о товарах, услугах или идеях, которое проводится с использованием возможностей глобальной сети: отдельных сайтов, каталогов, поисковых систем, периодических изданий, статей, объявлений, гиперссылок, баннеров, рекламных страниц, интерактивных роликов, игр, рассылки посредством email и т.д., для достижения разнообразных целей.

Таким образом, продвижение туристического продукта в Интернете является одним из наиболее перспективных способов продвижения услуг туристических предприятий, как на внутреннем, так и на международном туристическом рынке с использованием новейших оригинальных технологий, что позволяет эффективно достигать поставленных целей по распространению информации, продвижению бренда и увеличению объемов продаж товаров и услуг.

Сегодня, прослеживается тенденция снижения эффективности прямой рекламы туристских услуг в средствах массовых коммуникаций. Это выводит глобальную сеть Интернет на лидирующие позиции среди средств продвижения туристского продукта.

Данные опроса потребителей в городах России, проведенного авторами в рамках научного исследования в 2012 году свидетельствуют о растущем значении Интернета в качестве источника информации о турпродукте. На рисунке 1 представлены данные о популярности источников информации, также о степени доверия к ним со стороны потребителей. Рассматривая вопрос систем продвижения турпродукта на принятия решения потребителей о приобретении ими тура, обоснованно высоким выглядит показатель используемого источника информации - Интернет (93%) [20]. На основании данных опроса можно сделать вывод что, использование Интернета при выборе турпродукта осуществлялось респондентами либо после общения с коллегами, знакомыми, друзьями (70%), рекомендовавшими им тот или иной туристский продукт, либо перед посещением турагентства (30%), в котором они получали дополнительную, важную для принятия решения по приобретению тура информацию [20].

Рис.1. Источники информации, влияющие на принятие решения о покупке турпродукта (доля респондентов, использующих источник) [20]

Глобальная сеть Интернет предлагает следующие пути продвижения туристического продукта:

· продвижение продукта через создание собственного web-сайта;

· электронная реклама;

· баннерная реклама;

· реклама в социальных сетях;

· промо-акции в сети Интернете;

· прямая e-mail рассылка;

· PR-технологии;

· участие в международных выставках и ярмарках в сети Интернет.

Туристские интернет-ресурсы по принадлежности к системам электронной коммерции подразделяются на следующие уровни:

1. Домашняя страничка в Интернете. Значительное количество турфирм имеет подобный ресурс, на котором публикуются телефоны, адреса офисов, общая информация о фирме, основных услугах и др.

2. Электронный каталог позволяет через специализированные поисковые формы, получать всю необходимую информацию о требуемых услугах.

3. Электронный склад позволяет осуществить потребителю поиск по базам данных фирмы, а также бронировать заказанный продукт на некоторое время. В течение времени бронирования продавец и покупатель должны off-line договориться о способах оплаты и доставки.

4. Электронный магазин позволяет оплатить «отложенный товар» непосредственно через систему и далее только дождаться доставки или заехать за билетами, путевками, ваучерами в офис продавца.

5. Электронный магазин полного цикла позволяет найти и оплатить услугу, а также получить все необходимые документы, не отходя от компьютера.

6. Интегрированный электронный магазин полного цикла позволяет в одном заказе приобрести целую совокупность взаимосвязанных сервисов: перелет, проезд по железной дороге, размещение, трансферт, экскурсии, лечебные процедуры, посещение ресторанов, театров и т.д. [10, с.120]

Интернет открывает для пользователя следующие возможности:

- доступ к гигантскому информационному пространству, содержащему практически все направления деятельности человека;

- быстрый и удобный доступ к различным справочным материалам: каталогам, справочникам, энциклопедиям и др.;

- использование возможности дистанционного обучения, а также различных образовательных программ;

- возможность доступа к удобной и дешевой системе коммуникации (электронная почта, цифровая телефонная связь, видеотелефон и т.д.);

- новые возможности в формировании, продвижении и реализации товаров и услуг;

- новая эффективная стратегия маркетинга и рекламы;

- возможность электронной презентации;

- участие в электронных ярмарках, выставках, биржах, аукционах и др.;

- система поиска оптимальных вариантов выбора и бронирования услуг;

- развлекательная функция (музыка, кино, видео, фото, мультипликация);

- трансферт капитала и возможность безналичных дистанционных взаиморасчетов;

- система виртуального офиса;

- работа в оперативном режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году и др.

Большинство из вышеперечисленных возможностей Интернета в настоящее время используется в туристической сфере. Однако особый интерес у туристических организаций вызывают следующие формы использования глобальной сети:

- коммуникации и эффективная связь;

- реклама и продвижение туристического продукта;

- маркетинговые исследования;

- электронная презентация фирмы и ее туристического продукта;

- использование возможностей электронных международных и межрегиональных туристических выставок, ярмарок;

- использование системы бронирования и резервирования;

- самостоятельное формирование тура и приобретение туристической путевки;

- использование электронных каталогов туристического продукта по странам и направлениям;

- получение страноведческой информации, оперативного прогноза погоды в различных странах мира, расписания движения различных видов транспорта;

- получение оперативной информации по тарифам и ценам для отелей, ресторанов, различных перевозчиков и другим туристическим услугам;

- использование сети Интернета для взаиморасчета;

- создание виртуального туристического офиса и др.

Наиболее популярным инструментом интернет-продвижения туристского продукта является web-сайт.

Целью создания любого сайта является получение прибыли за счет привлечения новых клиентов. Сайт должен работать, быть. Эффективность web-сайта и его продающие возможности становятся основными конкурентными преимуществами на рынке туризма как для отдельных предприятий, так и для туристских дестинаций и стран.

Создание сайта в Интернете открывает перед туристическим предприятием следующие возможности:

1. Для туроператора это исключительно удобный канал связи с агентствами, для турагента - быстрый выход на клиентов.

2. Создание благоприятного имиджа фирмы или товара/услуги.

3. Обеспечение доступности информации о фирме или продукции для неограниченной аудитории, вне зависимости от географии проживания потенциальных клиентов.

4. Реализация всех возможностей представления информации о товаре: графика, звук, анимация, видео изображение и многое другое.

5. Оперативная реакция на рыночную ситуацию: обновление данных прайс-листа, информации о фирме или товарах, анонсновой продукции.

6. Реализация возможности бронирования и продажи туристских услуг через Интернет.

К основным составляющим сайта, которые влияют на выбор покупателя при принятии решения о покупке, относятся структура, дизайн и содержание сайта.

Структура сайта - это расположение информации на сайте. Правильно организованная структура сайта позволяет посетителю сайта легко и быстро сориентироваться и найти необходимую ему информацию. Если пользователь не поймет, чем занимается компания, на сайт которой он попал, или с первой страницы не увидит ссылки на информацию, которую он ищет, то вряд ли он когда-нибудь еще зайдет на этот сайт.

Дизайн сайта - это художественное оформление сайта. Дизайн влияет на ощущения посетителя сайта, на запоминание пользователем сайта и на удобство пользователя при работе с сайтом. Если дизайн сделан не грамотно, например, в нем использовано множество картинок и разных динамических элементов, то пользователь просто может не дождаться загрузки страницы сайта и перейдет на другой.

Содержание сайта - это информационное наполнение сайта, то, ради чего пользователь приходит на сайт. Содержание должно быть:

· актуальным - информация о турах прошлого года вряд ли заинтересует посетителей сайта;

· полным - пользователь должен иметь возможность получить полную информацию о продукте или услуге, о компании, о процессе покупки;

· уникальным - очень часто бывает, что информация на сайтах повторяется один в один, пользователь просто не сможет отличить такие сайты друг от друга.

Созданный сайт должен работать эффективно. Существует система показателей, по которым компания имеет возможность определить, достигаются ли поставленные перед ним цели.

· Во-первых, посещаемость сайта, т.к. каждый посетитель - это потенциальный клиент.

· Во-вторых, чтобы сайт быстрее окупился и начал приносить прибыль, его стоимость должна соотноситься с ожидаемым экономическим эффектом от создания web-страницы.

· В-третьих, на сайте должна постоянно добавляться и обновляться информация, только такой сайт может пользоваться популярностью, и иметь высокий рейтинг в поисковых системах.

Критерии, благодаря которым сайт становится привлекательным для потенциальных клиентов.

«Home-Run» Так в США называют бейсбольную команду, одерживающую одну победу за другой. Американский исследователь Якоб Нильсен собрал воедино 7-мь факторов, по которым пользователи на одни сайты возвращаются, а на другие - нет:

· High-quality content? Высокое качество содержания;

· Often update? Частые обновления;

· Minimal download time? Минимальное время загрузки;

· Ease of use? Простота использования;

· Relevant touser's needs? Соответствие потребностям пользователя;

· Unique to the online medium ?УникальностьвИнтернете;

· Net-centric corporate culture? Ориентированная на Интернет корпоративная культура. [31]










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 749.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...