Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы. Предметом ЭТ явл-ся эффект-ое размещение и использование имеющихся в распоряжении общества ограниченных рес-в с целью наилучшего удовлетворения потребности людей. Функции ЭТ: 1) Познавательная – изучение и объяснение эконом. явлений и процессов, выявление законов и тенденций эк.развития. 2) Практическая - использование выводов ЭТ, её осн.положений при принятии конкретных эк.решений на разных уровнях экономики. 3)Методологическая – ЭТ выступает в кач-ве теоретич.фундамента частных эк.наук. 4)Прогностическая (прогнозирование – научн.представление возможных направлений развития эк.сфер и отраслей). 5) Мировоззренческая – способность формировать эк.мышление людей. Эк.категория – осн-ое понятие, используемое для познания эк.законов (спрос, предложение, цены, капитал, з/п, прибыль) Эк.законы – внутренние постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между эк.явлениями и процессами. Экономическая теория, прогнозы и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономическая политика- деят-ть правительства и его центр. эконом. служб по разработке и реализации конкретных мер для достижения эконом. целей, кот. ставят перед собой общество. В зависимости от роли различают: 1) Позитивная ЭТ- знания , полученные в результате обобщения фактов хоз-ной жизни Позитивные выводы соотв. действительности, отражают то, что есть в реальности, и необязательно имеют положительное значение. 2) Нормативная ЭТ- суждение о том, какой должна быть экономика и что надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния. Нормативная эк.наука определяет эконом. цели общества. На микроуровне основной целью явл. создание эффективно функционирующего рыночного механизма, регулируемого государством. На макроуровне- высокие темпы эк. роста, стабильный уровень безработицы, сбалансированность внешнеэк. деят-ти. Цели эк.политики: - обеспечение устойчивых темпов эк.роста (V пр-ва) - достижение полсной занятости естеств-го Ур.безработицы - обеспеч.стабильного Ур.цен - поддержание равновесия платёжного баланса (экспорт=испорт)
Методы экономической науки: общие и частные. Предельный, функциональный и равновесный анализ Методы эк. науки- это способы познания экономических явлений и процессов. При исследовании хоз. сферы жизнедеятельности общества могут использоваться: 1. Общенаучные методы ( характерны для любой науки): * м. научной абстракции- сост. в выделении главного, наиболее существенного и отвлечении от второстепенного. * м. анализа и синтеза –позволяет подробно рассмотреть отдельные стороны объекта и на этой основе сформулировать целостное представление о нём. Анализ-процесс расчленения объекта на составные части для исследования его внутренней структуры. Синтез- объединение знаний о разных сторонах объекта и формировании общего научного представления о его сущности. *м. индукции и дедукции. Индукция имеет место когда, когда на основе наблюдения за фактами хоз.жизни делаются обобщающие теоретические выводы. Дедукция- когда теор. положения используются для объяснения реальных экономических процессов. *Исторический подход- означает изучение объектов в той последовательности, в которой они возникают и развиваются в исторический и логический подходы. *Логический подход- рассматривает изменения, произошедшие в сущности исследуемых объектов в процессе общественного развития. *Системный метод исследования- при кот. объект иследов. рассм-ся как система, являющаяся в то же время элементом ещё более сложной системы. 2.Частные методы (ислед.эк.отнош-ий). Статистический метод-нужен для оценки кол-ных параметров и выявления осн. тенденций, хар-щих развитие хоз.деят. в течении определ. времени. Математические методы: Экономико-математическое моделирование – формализованное описание объкта исследования(в виде графического изображения или матем.формулы.) Для построения моделей используют м.функц-го анализа- исследует закономерности изменения одной переменной в зависимости от величины другой перем. и устанавл-ет способ связи между ними. При установлении функциональной зависимости прибегают к допущению «при прочих равных условиях». В зависимости от того, в какой мере учитывается фактор времени, различают статические и динамические модели. В стат. моделях переменные относятся к одному и тому же отрезку времени, в динам.- перемещаются во времени. * м. предельного анализа, основанный на изучении кол-ных изменений объекта ( явления , процесса), кот. возникают при предельно малом увеличении какой-либо эк.переменной, значимой для данного объекта. Эк. категория- обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью кот. выраж-ся сущность определенного эк. явления или процесса. Основные категории экономической теории: товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, заработная плата и др. Эк. закон выражает внутр-ие, сущ-ные, устойчивые причинно-следственные связи между эк. явлениями и процессами. Например, закон спроса показывает зависимость спроса на товар от его цены.
Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы. Потребности – это требующая удовлетворения нужда в жизненных (материальных и духовных) благах, необходимых для норм. жизнедеят-ти людей в той или иной истор. период. 1)По функц-ому назначению потребности делятся на физич.(матер.), духовные и соц. Физ. потреб-ти присущи человеку от природы, они обеспечивают его жизнедеятельность как биологического организма. Духовные потреб-ти обусловливают развитие человека как личности и реализуются через его творчество, познание окружающего мира, приобщение к литературе, искусству. Соц. потреб-ти связаны с сознанием людьми своего места в обществе посредством участия в профессиональных союзах, партиях, благотворительных организациях. 2)С точки зрения субъектов потребности различают потребности общества в целом, социальных групп (коллективов, семей) и отдельных личностей. 3)Произв-ные потреб-ти: к ним относят потреб-ти в рес-х – сырье, оборудовании, произв-ных зданиях, работниках определ. квалифик.и т.д. Непроизв. (личные) потреб-ти направлены на продовольственные товары, промышл. изделия, товары, длительного использования – всего то, что необходимо для жизни и труда человека. 4)По значимости для жизнедеятельности выделяют первичные и вторичные потребности. К первичным относят - матер. потреб-ти, без удовлетворения кот. жизнь человека практически невозможна(потребность в еде, одежде). Вторичными явл-ся потреб-ти в предметах не первой необходимости (посещение театра, кино, чтение литературы). Общей закономерностью развития потреб-ей выступает «Закон возвышения потребностей», выражающий направленность их развития: происходит видоизменение потребностей, в рез-те чего их круг расширяется, а структура качественно улучшается. Закон обосновывает объективную необходимость роста и совершенствования системы потребностей по мере развития общ-го прогресса. Эк.интерес – осознанная потреб-ть, кот.толкает общество на организацию пр-ва в усл-ях огранич.рес-в. Хар-ка порт-тей: 1)Иерархичность; 2)Интенсивность; 3)Взаимосвяз-ны и взаимообусл-ны; 4) Историчны; 5) Динамичны; 6)Оправданность; 7) Субъективность; 8)Предметная направл-ть; 9)Воспроизводимость; 10)Безграничность (полн.их удовл-ние невозможно, их круг постоянно расшир-ся => закон повышения потребностей). Классиф-ция потреб-ей: 1)Личные, групповые, общественные; 2)Региональные, нац-ые, интернац.; 3)Интересы разл.соц.групп; 4)Текущ., перспективные.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |