Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы.




Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы.

Предметом ЭТ явл-ся эффект-ое размещение и использование имеющихся в распоряжении общества ограниченных рес-в с целью наилучшего удовлетворения потребности людей.

Функции ЭТ: 1) Познавательная – изучение и объяснение эконом. явлений и процессов, выявление законов и тенденций эк.развития. 2) Практическая - использование выводов ЭТ, её осн.положений при принятии конкретных эк.решений на разных уровнях экономики. 3)Методологическая – ЭТ выступает в кач-ве теоретич.фундамента частных эк.наук. 4)Прогностическая (прогнозирование – научн.представление возможных направлений развития эк.сфер и отраслей). 5) Мировоззренческая – способность формировать эк.мышление людей.

Эк.категория – осн-ое понятие, используемое для познания эк.законов (спрос, предложение, цены, капитал, з/п, прибыль)

Эк.законы – внутренние постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между эк.явлениями и процессами.

Экономическая теория, прогнозы и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Экономическая политика- деят-ть правительства и его центр. эконом. служб по разработке и реализации конкретных мер для достижения эконом. целей, кот. ставят перед собой общество.

В зависимости от роли различают:

1) Позитивная ЭТ- знания , полученные в результате обобщения фактов хоз-ной жизни Позитивные выводы соотв. действительности, отражают то, что есть в реальности, и необязательно имеют положительное значение.

2) Нормативная ЭТ- суждение о том, какой должна быть экономика и что надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния. Нормативная эк.наука определяет эконом. цели общества.

На микроуровне основной целью явл. создание эффективно функционирующего рыночного механизма, регулируемого государством. На макроуровне- высокие темпы эк. роста, стабильный уровень безработицы, сбалансированность внешнеэк. деят-ти.

Цели эк.политики:

- обеспечение устойчивых темпов эк.роста (V пр-ва)

- достижение полсной занятости естеств-го Ур.безработицы

- обеспеч.стабильного Ур.цен

- поддержание равновесия платёжного баланса (экспорт=испорт)

 

Методы экономической науки: общие и частные. Предельный, функциональный и равновесный анализ

Методы эк. науки- это способы познания экономических явлений и процессов. При исследовании хоз. сферы жизнедеятельности общества могут использоваться:

1. Общенаучные методы ( характерны для любой науки):

* м. научной абстракции- сост. в выделении главного, наиболее существенного и отвлечении от второстепенного.

* м. анализа и синтеза –позволяет подробно рассмотреть отдельные стороны объекта и на этой основе сформулировать целостное представление о нём.

Анализ-процесс расчленения объекта на составные части для исследования его внутренней структуры. Синтез- объединение знаний о разных сторонах объекта и формировании общего научного представления о его сущности.

*м. индукции и дедукции. Индукция имеет место когда, когда на основе наблюдения за фактами хоз.жизни делаются обобщающие теоретические выводы. Дедукция- когда теор. положения используются для объяснения реальных экономических процессов.

*Исторический подход- означает изучение объектов в той последовательности, в которой они возникают и развиваются в исторический и логический подходы.

*Логический подход- рассматривает изменения, произошедшие в сущности исследуемых объектов в процессе общественного развития.

*Системный метод исследования- при кот. объект иследов. рассм-ся как система, являющаяся в то же время элементом ещё более сложной системы.

2.Частные методы (ислед.эк.отнош-ий).

Статистический метод-нужен для оценки кол-ных параметров и выявления осн. тенденций, хар-щих развитие хоз.деят. в течении определ. времени.

Математические методы:

Экономико-математическое моделирование – формализованное описание объкта исследования(в виде графического изображения или матем.формулы.)

Для построения моделей используют м.функц-го анализа- исследует закономерности изменения одной переменной в зависимости от величины другой перем. и устанавл-ет способ связи между ними. При установлении функциональной зависимости прибегают к допущению «при прочих равных условиях».

В зависимости от того, в какой мере учитывается фактор времени, различают статические и динамические модели. В стат. моделях переменные относятся к одному и тому же отрезку времени, в динам.- перемещаются во времени.

* м. предельного анализа, основанный на изучении кол-ных изменений объекта ( явления , процесса), кот. возникают при предельно малом увеличении какой-либо эк.переменной, значимой для данного объекта.

Эк. категория- обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью кот. выраж-ся сущность определенного эк. явления или процесса. Основные категории экономической теории: товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, заработная плата и др.

Эк. закон выражает внутр-ие, сущ-ные, устойчивые причинно-следственные связи между эк. явлениями и процессами. Например, закон спроса показывает зависимость спроса на товар от его цены.

 

Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы.

Потребности – это требующая удовлетворения нужда в жизненных (материальных и духовных) благах, необходимых для норм. жизнедеят-ти людей в той или иной истор. период.

1)По функц-ому назначению потребности делятся на физич.(матер.), духовные и соц.

Физ. потреб-ти присущи человеку от природы, они обеспечивают его жизнедеятельность как биологического организма. Духовные потреб-ти обусловливают развитие человека как личности и реализуются через его творчество, познание окружающего мира, приобщение к литературе, искусству. Соц. потреб-ти связаны с сознанием людьми своего места в обществе посредством участия в профессиональных союзах, партиях, благотворительных организациях.

2)С точки зрения субъектов потребности различают потребности общества в целом, социальных групп (коллективов, семей) и отдельных личностей.

3)Произв-ные потреб-ти: к ним относят потреб-ти в рес-х – сырье, оборудовании, произв-ных зданиях, работниках определ. квалифик.и т.д. Непроизв. (личные) потреб-ти направлены на продовольственные товары, промышл. изделия, товары, длительного использования – всего то, что необходимо для жизни и труда человека.

4)По значимости для жизнедеятельности выделяют первичные и вторичные потребности.

К первичным относят -  матер. потреб-ти, без удовлетворения кот. жизнь человека практически невозможна(потребность в еде, одежде). Вторичными явл-ся потреб-ти в предметах не первой необходимости (посещение театра, кино, чтение литературы).

Общей закономерностью развития потреб-ей выступает «Закон возвышения потребностей», выражающий направленность их развития: происходит видоизменение потребностей, в рез-те чего их круг расширяется, а структура качественно улучшается. Закон обосновывает объективную необходимость роста и совершенствования системы потребностей по мере развития общ-го прогресса.

Эк.интерес – осознанная потреб-ть, кот.толкает общество на организацию пр-ва в усл-ях огранич.рес-в. Хар-ка порт-тей: 1)Иерархичность; 2)Интенсивность; 3)Взаимосвяз-ны и взаимообусл-ны; 4) Историчны; 5) Динамичны; 6)Оправданность; 7) Субъективность; 8)Предметная направл-ть; 9)Воспроизводимость; 10)Безграничность (полн.их удовл-ние невозможно, их круг постоянно расшир-ся => закон повышения потребностей).

Классиф-ция потреб-ей: 1)Личные, групповые, общественные; 2)Региональные, нац-ые, интернац.; 3)Интересы разл.соц.групп; 4)Текущ., перспективные.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...