Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древняя Русь в X-XIвв. Политическая история и общественно-политический строй. Правление Игоря, Ольги, Святослава.




Индоевропейское заселение Европы. Происхождение и расселение славян. Балты.

Индоевропейское заселение Европы.

Основная часть лесной зоны Восточной Европы в начале железного века была заселена индоевропейцами. К ним можно причислить племена, которые были связаны с будущими балтами, германцами, славянами.

Индоевропейцами являлись ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Восточной Европы: скифы, саки, массагеты. В эпоху железного века этническая карта В. Европы пополнилась переселившимися в нее тюркоязычными племенами авар, хазар и булгар.

Балты

Балты — собирательное название народов индоевропейского происхождения, населявших в прошлом территории современных балтийских государств, Беларуси, Польши и России(Калининградская область, часть Смоленской, Брянской и некоторых близлежащих областей) и населяющих ныне Латвию и Литву.

Первые письменные упоминания племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Балтийского моря территориях, обнаруживаются в сочинении «О происхождении германцев и местоположении Германии» римского историка Публия Корнелия Тацита (98), где они названы эстиями. Геродот упоминает народ будины, обитавший в верховьях Дона между Волгой и Днепром. Позднее эти племена эстиев под разными именами описывались в сочинениях римско-остготского историка Кассиодора (523), готского историка Иордана (552), англосаксонского путешественника Вульфстана (900), северогерманского хрониста архиепископа Адама Бременского(1075).

 

Восточные славяне, их общественный и социальный строй в VI-IX вв. Язычество древних славян.

Восточные славяне, их общественный и социальный строй в VI-IX вв.

Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира.

В раннем средневековье восточные славяне составляли единую древнерусскую народность (характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура).

В первый период истории восточных славян (VI-VII в.в.) происходили процессы, подготавливающие распад общеславянского языка и закладывались основы для формирования древнерусской народности.

К VIII-IХ в. в. славянские племена занимали значительные пространства Восточной Европы – от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге.

Впервые на вопрос о происхождении древнерусского народа попытался ответить в ХIIв. летописец Нестор, автор Повести временных лет. По его представлениям славяне в древности жили на Дунае. Затем славяне начали широкое расселение по Средней и Восточной Европе. Летописец называет славянские племена и указывает их географическое положение. Особенно подробно он описывает восточнославянские племена, составившие основу древнерусской народности.

Славянские племена, населявшие Восточную Европу: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская община - вервь. Переход к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI–VIIIвв.

На основе Полянского союза племенных княжеств к началу IXв. сложилось политическое образование, носившее название Русь.

Язычество древних славян.

Религией славян было язычество, т.е. многобожие. Преобладали культы разных божеств. Самые распространенные: Перун (бог грозы), Велес (покровитель с/х и имущества), Сварог (бог огня), Даждьбог (бог Солнца), Стрибог (бог ветров), Мокош (женское божество).

В IX-Xв. Основным становится культ Перуна, которому поклонялись в княжеско-дружинной среде. Существовала особая категория лиц, обслуживающих религиозную сферу, - языческих жрецов (волхвы). На открытых культовых сооружениях возводились идолы – статуи богов.

 

3.Образование Древнерусского государства. Северная и Южная Русь. "Норманская теория" и ее оценка. Русы, варяги, норманны.

Образование Древнерусского государства.

В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли. Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

"Норманская теория" и ее оценка

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги.

«Норманисты» полагали, что летописные «варяги» - это скандинавы, а их оппоненты предлагали иные интерпритации их этнической природы - среди выдвинутых ими версий были отождествление варягов с западными славянами, финнами, балтами, кельтами, и др. народами.

Первыми, кто сформулировал «норманнскую» версию были Г.З.Байер и Г.Ф. Миллер. Первым их оппонентом выступил М.В. Ломоносов.

Дискуссии продолжились в 19 в., но к концу 19-началу 20вв спор практически утих(появились знания в области археологии и языкознания).

 

Древняя Русь в X-XIвв. Политическая история и общественно-политический строй. Правление Игоря, Ольги, Святослава.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей. Постепенно начинается феодолизация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых община выделяют князю часть своих помещечьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле. Если бояре строили дом, то владения становилось вотчиной и лично принадлежала боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство. Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе.

КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

В первом общерусском законе «Русская правда» были оговорены следующие категории населения: свободные общинники и зависимые, то есть не полноправные в суде и без права участвовать в военной службе. Свободные общинники, которые в свою очередь делились на смердов и людей, обязательно служили в армии. Зависимое население подразделялось на несколько категорий: челядь (члены семей смердов), холопы (слуги, рабы), рядовичи, временно зависимые их ещё называли закупами (человек получил ссуду, которую должен был отработать или отдать).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой ранне-феодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников. Города-государства управлялись княжескими посадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинники. Дружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами. В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые. В услужении князя была и так называемая «личная дружина», где служили так называемые «отроки» и «детские».

Времена правления князя Игоря характеризуются, как жестокая, кровавая эпоха: постоянные стычки, войны, междоусобные неурядицы. Игорь, с малолетства привык к окружающей военной картине, и нет ничего удивительного в том, что, ставши правителем Руси, он возжаждал славы и богатых трофеев.

В 941 году Игорь предпринимает первый поход на Византию, суливший богатый выигрыш, в случае победы. Но casinospiele вмешались болгары, пославшие весть о нападении, князю Роману. Пока войско игорево грабило побережье, Роман подтянул с востока свежие силы: завязалась битва, в которой русичи еле спаслись. Войска срочно погрузились на свои корабли, но попали под ужасающий «греческий огонь» византийского флота. Так бесславно закончился первый поход в Византию.

Но Игорю, не терпелось показать свою мощь, и в 944 году он собрал огромное войско, призвав варягов, наняв печенегов, и снова пошёл на греков морским флотом и конницей. И снова болгары донесли Роману о нападении. На этот раз греческий правитель, опасаясь встречи со столь отчаянным врагом, отправил навстречу Игорю послов. В результате был заключён мир и установлены наилучшие условия для торговли с греками. Так же получил князь Игорь и подать с Византии, большую, чем собирал князь Олег.

Великий князь Игорь не имел таких военных успехов, как его наставник Олег, но сумел сохранить целостность Руси, продолжил и сделал более выгодными торговые отношения с Византией. Так же похвально, что отличался терпимостью и не устраивал Игорь гонений новой вере — христианской, хотя и был сам язычником.

Княгиня Ольга после смерти мужа (а также во время правления в Киеве Игоря) от древлян, проявила себя твёрдой и мудрой правительницей Руси. Она занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини.

После того как в 945 году Игорь был убит за повторный сбор дани, Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. Послесмерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц. Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень.

После усмирения древлян княгиня занялась налоговой реформой. Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены «уроки» (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета.

Также во время княжения Ольги появились первые каменные города, а её внешняя государственная политика осуществлялась не при помощи военных методов, но дипломатией. Таким образом, были укреплены связи с Византией и Германией.

Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир.

Умерла Ольга в 969 году в Киеве, а в 1547 году её канонизировали в святые.

Внутренние государственные политические дела совсем не интересовали Святослава, и поэтому все права на решение данных вопросов он предоставил своей матери. Князь был настоящим воином, а его дружина была мобильной, так как Святослав не брал с собою ни шатров, ни каких-либо удобств. Кроме того, князь пользовался авторитетом даже у врагов, так как никогда не нападал исподтишка, а предупреждал противника об нападении.

В 964 году князь Святослав выступает в поход в Хазарию. Маршрут его проходит через земли вятичей, плативших дань хазарам. Святослав заставляет их платить дань Руси и снова выступает в путь (к Волге). После разбития Волжской Булгарии великий князь-воин в 965 году полностью побеждает хазар, захватив их основной город Белую Вежу. Данный поход был окончен с захватом Прикавказья.

Отдых в Киеве от ратных трудов был не продолжителен, так как прибывшее посольство Никифора Фоки попросило помощи против болгар, которые жили на придунайских землях. Данный поход также увенчался успехом. Более того князь Святослав даже захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец.

В 968 году во время отсутствия в Киеве Святослава печенеги окружили город. Только благодаря призванному Ольгой воеводе Петичу кочевники отступили. После возвращения в Киевские земли князя были и вовсе прогнаны далеко за границы государства.

После смерти 969 году княгини Ольги Святослав оставляет своих сыновей (Ярополка, Владимира и Олега) править, а сам выдвигает дружину в новый военный поход против болгар, который окончился очень плохо для русской дружины, где в ходе войны с греками Святослав заключил мирный договор по которому он должен был покинуть земли, выдать пленных и препятствовать любым нападениям на Византию.

В это же время Киев снова был окружён печенегами, которые и разбили войско Святослава, убив князя. После него на киевский престол взошёл его сын Владимир.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 434.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...