Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов исследования представлений о семейном насилии в эпоху отрочества.




Для анализа результатов исследования выборка была разделена по полу на юношей и девушек, а так же на группы по возрасту: 11-13 лет, 13-15 лет и 15-17 лет, в соответствии с возрастной периодизацией эпохи отрочества Д.Б Эльконина.

Для исследования содержания вербальных представлений юношей и девушек о понятиях семья и семейное насилие был использован метод «мини - сочинение».

Первичная обработка данных была произведена при помощи метода контент – анализа. Были выявлены наиболее часто употребляемые термины в отношении понятий семья и семейное насилие.

В описании семьи употреблялись следующие семантические конструкты: «ячейка общества», связанные кровными узами», «любовь», «взаимопонимание», «поддержка», «близкие люди», «равноправие», «помощь друг другу», «родители и дети», «самое ценное», «забота», «чувствуешь себя нужным», «любят друг друга».

В описании семейного насилия, юношами и девушками были употреблены следующие семантические конструкты: «физическое», «моральное», «жестокость», «дискриминация», «не благополучная семья», «напиваются и бьют», «оскорбление», «метод воспитания», «угнетение», «причиняет боль», «моральное унижение», «нет права выбора», «страх», «наказание», «пьяные скандалы», «в неполной семье», «ущемление прав».

Для того чтобы обнаружить достоверные различия в представлениях юношей и девушек разных возрастов, о том, что такое семья и семейное насилие, данные были подвергнуты обработке при помощи H-критерия Крускала—Уоллеса (Приложение 1).

При помощи H-критерия Крускала – Уоллеса были обнаружены достоверные различия:

В возрастных группах были обнаружены достоверные различия в конструктах: « не благополучная семья» ( р = 0,0001),  «напиваются и бьют» (р = 0,0001),  «метод воспитания» (р = 0,0001),  «наказание» (р = 0,0001), «пьяные скандалы» (р = 0,0001), «в неполной семье» (р = 0,0001) (рис 2.2. 1).

Данные полученные при помощи H-критерия Крускала—Уоллеса позволяют говорить о возрастной выраженности смыслового изменения содержания представлений о семейном насилии у юношей и девушек (Приложение 1).

В младшем подростковом возрасте акцент сделан на то, что ситуация семейного насилия, может происходить лишь в не благополучных или же неполных семьях. В старшем подростковом возрасте возможной причиной проявления семейного насилия в семье выделено употребление алкоголя. Юношеский возраст рассматривает семейное насилие, как метод воспитания, элементом которого является наказание.

Рис 2.2.1. График распределения представлений о семейном насилии, юношей и девушек разных возрастов, по семантическим конструктам с достоверными различиями.

Данный факт, может свидетельствовать о том, что в младшем возрасте, ребенок чаще опирается на социальную осведомленность о данном явлении. Старший подростковый возраст, анализируя возможные причины, описывает их с позиции размышления о распространенности явления алкоголизации населения. Связывая распространенность двух различных проблематик  в единую причинно-следственную связь.

 Выраженность представлений о семейном насилии, как о форме наказания и возможном методе воспитания, говорит о том, что юноши и девушки в большей степени связывают данный феномен с традицией телесных наказаний, который до сих пор передаются в поколениях. История телесных наказаний обширна, она берет своё начало в глубоком прошлом, проходит через всю историю человечества, до настоящего времени. В формировании подобных стереотипных представлений во многом определяющим является наличие собственного опыта телесных наказаний, а так же традиции семьи или социального окружения в котором развивается ребенок.

В описании вербальных представлений о семейном насилии у юношей и девушек, были обнаружены достоверные различия в семантических конструктах «физическое» и «пьяные скандалы» (рис 2.2.2). Согласно среднему рангу, представление девушек о семейном насилии вызывает большую тревогу физического воздействия (р =0,052)  в результате алкогольного опьянения (р = 0,018), чем у юношей (Приложение1). Возможно, данный факт связан с тем, что девушки от природы гораздо слабее юношей, и агрессия, проявляемая со стороны более сильного человека, вызывает страх. Наряду с этим, юноши с раннего детства гораздо чаще сталкиваются с проявлением агрессивного поведения и различными формами насилия, имеющими физический аспект воздействия, поэтому они гораздо реже, чем девушки связывают свои опасения с данным видом семейного насилия.

 

Рис 2.2.2. График распределения представлений о семейном насилии юношей и девушек по семантическим конструктам с достоверными различиями.

Исходя из данных полученных в результате обработки, можно заключить о наличии достоверных различий в представлениях юношей и девушек разных возрастов о семейном насилии, что подтверждает нашу первую гипотезу.

Следует отметить, что в описании семьи в возрастных группах было обнаружено достоверное различие в семантическом конструкте равноправие (р = 0,056) (рис 2.2.3).

 

 

Рис 2.2.3. График достоверности различий по семантическому конструкту равноправие.

Подростки в возрасте 11-13 лет, акцентируют внимание на данном конструкте в характеристики семьи. Что может быть связанно с особенностью развития в подростковом возрасте. В данный возрастной период происходит перестройка общения подростка с взрослыми. По определению Д.Б Эльконина, чувство взрослости - новообразование сознания данного возрастного периода. Именно в этот период подросток отстаивает свое право на самостоятельность и независимость. У подростка появляется потребность в перестройке взаимоотношений с родителями, от позиции над ним, на позицию дружескую, основанную на равноправии. Прослеживается уменьшение значимости данной характеристики, по мере перехода из подросткового возраста в раннюю юность. Что может свидетельствовать о развитии самоотношения ребенка в эпоху отрочества. От чувства взрослости в подростковом возрасте, юноши и девушки переходят к восприятию себя, как еще не вполне сформировавшейся личности.  Происходит осознание, того факта, что они находясь на перекрестке и еще лишь готовятся к переходу во взрослость.

В целом можно отметить, что во многих аспектах мнение юношей и девушек разных возрастов схожи. Семья предстает для них безопасным местом, где люди заботятся друг о друге, поддерживают и любят. В семье царит атмосфера взаимопонимания. Так же юношами и девушками высказывается необходимость в дружеских отношениях с родителями, что говорит о потребности в более близких и доверительных отношениях.

Исходя из того, что на представление о семейном насилии у юношей и девушек, в первую очередь может влиять общая социальная осведомленность, возникла необходимость в исследовании отношения к данному явлению на невербальном уровне, через оценку характеристик данного явления. Для этого была использован метод семантического дифференциала.

 При помощи однофакторного дисперсионного анализа были получены следующие результаты:

При обработке данных у юношей и девушек были обнаружены достоверные различия между характеристиками семейного насилия (Приложение 2). Девушки охарактеризовали данный феномен как моральный, а юноши, как физический, что подтверждает нашу вторую гипотезу (рис 2.2.4). В возрастных группах были обнаружены достоверные различия в оценке семейного насилия через характеристики: «действительное – мнимое» и «наступающее и оборонительное» (рис 2.2.5). Подростки 11-13 лет в большей степени говорят о действительности наличия феномена семейного насилия в обществе, в то время  как, юноши и девушки 13-17 лет говорят о том, что это «выдуманная» проблема. Юноши и девушки 13-17 лет считают феномен семейного насилия оборонительной мерой, в то время как младший подростковый возраст, приписывает ему наступательный, агрессивный характер. Половое различие оценки данных характеристик свидетельствует о том, что девушки считают феномен семейного насилия действием наступательного характера, в то время как юноши больше склоняются к тому, что семейное насилие явление мнимое и проявляется как вынужденное оборонительное действие (рис 2.2.6).

Рис 2.2.4. График достоверности различий оценки юношей и девушек характеристики семейного насилия.

Рис 2.2.5. График достоверности различий, оценки характеристики семейного насилия в возрастных группах.

 

Рис 2.2.6. График распределения оценки семейного насилия по критериям: Действительное_Мнимое и Натсупающее_Оборонительное.

Возможно, осмысление семейного насилия у юношей складывается из особенностей проявления агрессивного поведения. Юноши склонны проявлять свою агрессию прямо, в физическом выражении, не задумываясь о последствиях, они редко испытывают чувство вины о содеянном. Юноши относятся к агрессии, как к инструменту, считая её моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. Так же отношение к данному феномену как оборонительному и мнимому, может свидетельствовать о распространенных в обществе стереотипных представлениях о данном феномене. А именно, о том, что если женщина подвергается физическому воздействию со стороны мужчины, то она сама спровоцировала насильственные действия в отношении себя. Девушки склонны выражать свою агрессию косвенно, в вербальном выражении. Они больше задумываются о возможных последствиях, им присуща тревожность. Девушки расценивают агрессию, как средство выражения гнева и снятия стресса, путем высвобождения агрессивной энергии. Наступательный характер восприятия семейного насилия, возможно, может говорить о страхе, связанном с не защищенностью и не способностью как-либо противостоять подобным ситуациям.

Для выявления эмоционального отношения детей эпохи отрочества к семейному насилию был применен цветоассоциативный метод.

При обработке данных были получены достоверные различия в категориях: «я», «мама», «папа», «семья» (рис 2.2.7) (Приложение 3). Из которых следует, что у юношей и девушек существует взаимосвязь в оценке себя и оценки мамы. Выбранный цвет для данных категорий – красный. Характеристика личности, через данный цвет приписывает человеку ряд таких качеств, как: мужественный склад характера, самостоятельный, независимый, властны, доминантный, авторитарный, склонный быстро принимать решения человек. Но наряд с этим высказывания и поступки могут опережать их продуманность в силу спонтанности поведения и раскованности чувств. Совпадение цвета в описании категорий «я» и «мама», может свидетельствовать о наличии привязанности ребенка к матери. Глубокая эмоциональная связь, которая формируется с момента рождения ребенка, у девушек выражена больше, чем у юношей. Возможно, данный факт может быть связан с более ранней сепарацией мальчиков и наличии более тесной связи между мамой и дочерью, чем между матерью и сыном. 

Рисунок 2.2.7. Цветовой портрет отношения юношей и девушек к категориям, в которых обнаружены достоверные различия.

Так же для характеристики категории «я» были выбраны такие цвета как синий, черный и зеленый. Синий цвет свидетельствует о таких личных качествах как: интровертированность и пассивность в сочетании с повышенной тревожностью и склонностью к пессимистичности. Такие люди неуверенны в себе и в своих перспективах, постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, вследствие чего формируются черты зависимости, крайней чувствительности и тенденциям укреплению своей позиции за счет привязанности и защиты со стороны другого лица. Выбор черного цвета говорит о негативном отношении к себе, крайнем субъективизме, агрессивности, чувстве обособленности и непокорности. Зеленый говорит о человеке, который отличается ригидностью установок, упорством и настойчивостью, склонностью к систематизации, повышенной чувствительности к социальным критериям внешней оценки своей личности. Отсюда амбициозность, значимость социального статуса, устойчивость привязанностей, увлеченность, чувство соперничества. Выбор данных цветов у юношей и девушек в описании себя могут быть связанны с характерными для этого возрастного периода резкими перепадами настроениями и как следствие неоднозначности отношения к самому себе. Желтый цвет в описание отца, свидетельствует о предписании юношами и девушками ему таких качеств, как: нетерпеливость, демонстративность, элементы инфантилизма (ребячество). Такой человек ориентирован на процесс деятельности, приносящей удовлетворение и оживленность, чем на достигаемые этой деятельностью цели. В сочетании цветового портрета отца и матери, можно предположить, что в сознании юношей и девушек мать представлена, как доминирующий и волевой человек, а отец, как несерьезный, эгоцентричный человек с элементами инфантилизма. Учитывая цветовую характеристику категории семьи, можно предположить, что отношение к подобному взаимодействию родителей нейтральное и даже пассивное. 

Цветовой портрет семейного насилия не зависимо от пола или возраста, преимущественно представлен черным цветом (рис 2.2.8).

Рис 2.2.8.Цветовой портрет семейного насилия.

Наличие других цветов в портрете семейного насилия говорит о неоднозначности эмоционального отношения. Но т.к больший процент портрета занимает черный цвет, можно говорить, что несмотря на данный факт, отношение юношей и девушек к семейному насилию носит отвергающий характер.

В возрастных группах, достоверные различия были обнаружены в категории «папа». Юношами и девушками для характеристики папы был выбран черный цвет (рис 2.2.9). Если сравнить характеристику, данную категории «папа» с цветовым портретом семейного насилия, то можно сказать, что в сознании юношей и девушек отец выступает объектом семейного насилия. Данный факт подтверждает нашу третью гипотезу.

Возможно, выбор черного цвета связан с тем, что папа чаще прибегает к физическому наказанию ребенка.

Рис 2.2.9. Цветовой портрет «папы».

Результаты, полученные по данной методике, свидетельствуют о том, что юноши и девушки идентифицируют себя с мамой, при этом отвергая папу, воспринимая его, как объект семейного насилия и приписывают ему эгоцентрические качества. Наряду с этим проглядывается неустойчивость в оценке самого себя. Семейное насилие имеет негативный эмоциональный окрас.

Полученные данные по трем методикам свидетельствуют о том, что возрастное содержание вербальных и невербальных представлений о семейном насилии различаются.  Обнаружены достоверные различия в содержании представлений о семейном насилии у юношей и девушек эпохи отрочества. Девушками семейное насилие воспринимается, как проявление психологического насилия, юношами же, как акт физического воздействия. Дети эпохи отрочества идентифицируют себя с матерью, следует отметить, что привязанность у девочек выше, чем у мальчиков. Совпадение в цветовых портретах семейного насилия и папы, говорит о том, что в сознании юношей и девушек семейное насилие отождествляется с фигурой отца.

 

 

Практическое применение.

Было проведено внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов (Приложение 4).

Тема внеклассного мероприятия: Семейное насилие: мифы и факты.

Цель: Информативно – ознакомительная.

Время: 40 минут.

 

 

Выводы по второй главе:

На основании проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

1.В возрастном содержании вербальных и невербальных представлений о семейном насилии обнаружены достоверные различия. Данные полученные при помощи H-критерия Крускала—Уоллеса позволяют говорить о возрастной выраженности смыслового изменения содержания представлений о семейном насилии у юношей и девушек эпохи отрочества.  Подростками 11-13 лет, были выделены семантические конструкты с достоверными различиями: не благополучная семья ( р=0,0001), в неполной семье(р=0,0001).В возрастное содержание представлений о семейном насилии младшего подросткового возраста входит осмысление семейного насилия, как явления, которое происходит в неблагополучной или неполной семье. Подростки 13-15 лет выделили: напиваются и бьют (р=0,0001), пьяные скандалы(р=0,0001). Таким образом, проблему семейного насилия, подростки связали с проблематикой алкоголизма. Юноши и девушки 15-17 лет, осмысляют семейное насилие как метод воспитания. На это указывают выделенные категории с достоверными различиями: наказание (р=0,0001), метод воспитания(р=0,0001). Так же в вербальных представлениях у юношей и девушек были обнаружены достоверные различия. Согласно среднему рангу, представление девушек о семейном насилии вызывает большую тревогу физического воздействия (ср.ранг=97, при р=0,052) в результате алкогольного опьянения(ср.ранг=95,5 при р = 0,018), чем у юношей.

Данные факты свидетельствуют о возрастной трансформации представлений, выраженных в более осмысленном отношении юношей и девушек ранней юности к явлению семейного насилия. Трансформация происходит от неосознанного представления, сформированного путем полученной информации из социального окружения, через причинно следственную связь двух проблематик современного общества (алкоголизма и семейного насилия), к с какой-то стороны оправдательной позиции семейного насилия, как метода воспитания, через физическое наказание. Следует отметить, что в описании семьи в возрастных группах было обнаружено достоверное различие в семантическом конструкте равноправие. Подростки в возрасте 11-13 лет, акцентируют внимание на данном конструкте в характеристики семьи. Это связанно с развитием чувства взрослости – новообразованием сознания данного возрастного периода. Преобладает изменения с тенденцией спада значимости данного конструкта для старшего подросткового возраста и ранней юности. Это связанно с развитием самоотношения ребенка в эпоху отрочества. От чувства взрослости в подростковом возрасте, юноши и девушки переходят к восприятию себя, как еще не вполне сформировавшейся личности. Происходит осознание, того факта, что они находясь на перекрестке и еще лишь готовятся к переходу во взрослость.

2.У юношей и девушек были обнаружены различия в содержании представлений. Девушки охарактеризовали феномен семейного насилия, как моральный, а юноши, как физический. В возрастных группах были обнаружены достоверные различия в оценке семейного насилия через характеристики: «действительное – мнимое» и «наступающее и оборонительное». В возрастных группах были обнаружены достоверные различия в оценке семейного насилия через характеристики: «действительное – мнимое» и «наступающее и оборонительное»

Подростки 11-13 лет в большей степени говорят о действительности наличия феномена семейного насилия в обществе, в то время как, юноши и девушки 13-17 лет говорят о том, что это «выдуманная» проблема. Юноши и девушки 13-17 лет считают феномен семейного насилия оборонительной мерой, в то время как младший подростковый возраст, приписывает ему наступательный, агрессивный характер. Половое различие оценки данных характеристик свидетельствует о том, что девушки считают феномен семейного насилия действием действительным, наступательного характера, в то время как юноши больше склоняются к тому, что семейное насилие явление мнимое и проявляется как вынужденное оборонительное действие.

Данные полученные при помощи H-критерия Крускала—Уоллеса позволяют говорить о том, что юноши и девушки идентифицируют себя с матерью. Эго говорит о наличии привязанности ребенка к матери, причем у девушек эта связь выше, чем у мальчиков. Выбранный цвет для данных категорий свидетельствует о предписании таких качеств, как мужественность, самостоятельность, авторитарность, независимый властный. Наряду с этим папе предписываются такие личностные качества как демонстративность, нетерпеливость, элементы инфантилизма. Учитывая цветовую характеристику категории семьи, можно предположить, что отношение к подобному взаимодействию родителей нейтральное и даже пассивное. В определении я, были использованы еще такие цвета как зеленый, черный, синий. Наличие многогранности выбора цвета возможно говорит о неустойчивости самооценки в подростковом периоде. Выбор черного цвета в категории «я», Может говорить как об отвержении самого себя, так и восприятии самого себя как потенциального объекта семейного насилия. Цветовой портрет представлен подавляющим большинством черным цветом. Наличие других цветов в портрете семейного насилия говорит о неоднозначности эмоционального отношения. Но т.к больший процент портрета занимает черный цвет, можно говорить, что несмотря на данный факт, отношение юношей и девушек к семейному насилию носит отвергающий характер. Если сравнивать два цветовых портрета семейное насилие и папа, можно сделать вывод, что дети эпохи отрочества склонные к отождествлению с семейным насилием в первую очередь с фигурой отца.

Заключение

В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретико – методологические основания.

1.В данной работе было рассмотрено понятие семейного насилия, проанализированы его причины. Семейное насилие рассматривается авторами, как комплексная проблема, с богатой историей, не смотря на которую, данное явление, является серьезной проблемой современного общества.  Семейное насилие имеет свою специфику возникновения и функционирования. Опыт насилия в родительской семье один из главный факторов формирования представлений о содержании насильственных действий. Анализ научной литературы посвященной проблематике жестокого обращения с детьми, на сегодняшний день показал, что в науке нет единых оснований для определения понятия жестокого обращения с детьми. В литературе можно встретить целый ряд терминов, обозначающих суть данного феномена, но единая терминология, по крайней мере, в отечественной науке по сей день еще не сложилась.

2.В период перехода юношей и девушек из подросткового периода в раннюю юность происходят изменения в общении с взрослыми и сверстниками. Возникает потребность, в более интимных отношениях, чем дружба, в любви. Кризис отрочества обогащает подростка глубокими чувствами и знаниями. Он проходит идентификацию с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Преодолевая трудности, подросток учиться быть взрослым, формируя свои нормы и принципы, чтобы сделать следующий шаг в юношество. Юношество отделяет детство от взрослости. Юношеский возраст, последний подготовительный период перед вступлением во взрослость. В этот возрастной период юноши и девушки сталкиваются с проблемой определения своих жизненных планов, а так же проблемой своего нравственного и духовного самоопределения. Юноши и девушки рассматривают учебную деятельность, как предшествующую ступень к своей будущей профессии. В юношеском возрасте формируется морально – психологическая готовность к семейной жизни.

3.На основании полученных результатов эмпирического исследования можно сказать, что в возрастном содержании вербальных и невербальных представлений о семейном насилии существуют различия в вербальных представлениях. В возрастное содержание представлений о семейном насилии младшего подросткового возраста входит осмысление семейного насилия, как явления, которое происходит в неблагополучной или неполной семье. Подростки 13-15 лет, связывают наличие ситуации семейного насилия с употреблением алкоголя. Юноши и девушки 15-17 лет, осмысляют семейное насилие как метод воспитания. Было выявлены достоверные различия в содержании представлений у юношей и девушек. Девушки осмысляют феномен семейного насилия, как проявление психологического насилия, юноши, как акт физического воздействия. Так же в невербальных представлениях детей эпохи отрочества были обнаружена связь в цветовых портретах семейного насилия и цветовом портрете папы, что позволяет говорить о том, что юноши и девушки отождествляют семейное насилие с фигурой отца. Таким образом, все три гипотезы были подтверждены.

4.Данные результаты могут послужить основой для построения психолог – просветительской работы, направленной на профилактику семейного насилия над детьми

В данной работе было рассмотрено понятие семейного насилия, проанализированы его причины, описаны методы эмпирического исследования, этапы проведения и анализ результатов. Таким образом, можно утверждать, что задачи данной исследовательской работы были выполнены. Данная выпускная квалификационная работа – это очередной шаг в изучении проблематики жестокого обращения с детьми в семье

 

Библиографический список:

1.Александрова Ю.В. Возрастная психология/Ю.В. Александрова - М.: 1999 г. С 17-48.

2.Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические, практические и правовые аспекты / Н.К Асанова// Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.

3.Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми./Н.К. Асанова -  М.: ВЛАДОС, 1997. - 512 с.

4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фелынтейна. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

5.Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия /Л. Бенеш// Вестник психосоциальной и корекционно–реабилитационной работы -1995, № 3.

6.Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль/Л. Берковец-Спб.:прайм-Еврознак, 2001.

7. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике/Л.Ф.  Бурлачук, С.М Морозов.– СПб.: Питер Ком, 1999.

8. Бэрон Р. Агрессия/Р. Бэррон, Д. Ричардсон. -  СПб.: Питер, 1998.- 389 с.

9.Волков Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. - СПб. :

Питер, 2010. –С.220-223.

10.Грановская P.M. Подростковая и юношеская психоло­гия /Р.М Грановская//Элементы практической психологии. - СПб.: 1997.

11.Гриднева С.В.Семейное насилие глазами детей: эмпирическое исследование /С.В Гриднева, А.И. Тащёва // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». – С 4-8.

12.Данилова О. Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты /Л.О. Данилова// Практикум по гендерной психологии; под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.

13.Дегтерев А. В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия/ А.В. Дегтерев//Психология и право. – C. 4.

14.Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия/И.А. Алексеева, П. Н.Гордеев Е.Г.Жилин. Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам. – СПб.: новые шаги – 202 с

15.Дети и насилие. Материалы международного семинара "Права ребенка: проблемы насилия над детьми". - МН.: МТС-Пресс, 2000 - 203 с.

16.Дружинин В.Н. Психология семьи. /В.Н. Дружинин //Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Питер. 2006.

17. Ениколопов С.Н. Теория сексуального насилия/ С.Н. Ениколопопов, О.А. Кравцова //Прикладная психология. – 2003 – 205 с.

18.Забелина Т.А. Женщина и насилие. /Т.А. Забелина - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 105 с.

19.Зайцев Ю.А.Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте/ Ю.А. Зайцев, А.А. Хван// учебное пособие.- зд-во КРИПКиПРО, 2006 г. – С.29.

20.Зимняя H.A. Педагогическая психология/Н.А. Зимняя. - 1997. - 384 с

21.Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на

формирование личностных расстройств (тезисы доклада)./С.В.Ильина// Международная конференция памяти А.Р. Лурии, тезисы докладов. - М.: МГУ, 1997.

22.Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско –родительских отношений взрослого пациента /С.В. Ильина// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов.- М.: МГУ, 1997.

23.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие/О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

24.Кон И. С Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее/И.С.Кон// Историческая психология и социология истории. – 2011,№ 1. –С.74- 99

25.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание//И.С.Кон. - М: Политиздат, 1984.- 335 с.

26. Кон И.С. Введение в сексологию/И.С. Кон.- М.: «Медицина», 1989.

27.Лазарева. З. Н. Семейное насилие над детьми: теоретические и практические аспекты социальной работы/ З. Н Лазарева, Н. В. Малоземова// Социологические науки.- 2012,№1 – С.135

28.Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. /В.Т. Лисовских// Социологические исследование. -2007, №5.

29.Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы/И.Г Малкина - Пых – М.:ЭКСМО, 2006. –C.26-28.

30.Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы. /А.А. Митрикас// Социологические исследования. -2006, №5.

31.Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи/С.В. Мерзлякова. Издательский дом «Астраханский университет

32.Методы исследования межличностного восприятия // под ред. Г.М. Андреевой, В. С. Агеева. – М.: 1984.

33.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие/А. Д. Наследов. - СПб.: «Речь», 2004.

34.Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения. О.А Нор-Аверян// Вестник Мордовского университета - 2012г,№1.

35.Новикова М. В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации/М.В Новикова – М.: Генезис, 2006. – 128 с.

36.Носкова Н.В. Психология возрастного развития человека: Учебное пособие/Н.В.Носкова. -  Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - С.188-189.

37.Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи /А.Б.Орлова// Психолог в детском саду. 2000, № 2–3.

38.Потапова Е. А. Что такое домашнее насилие: концептуальный подход к проблеме /Е.А.Потапова// Гендерный калейдоскоп. Курс лекций; под общ. ред. М. М. Малышевой. – М..: 2002.- 502 с.

39.Предотвращение насилия в семье/под рек. Ж.А Захаровой, М.Н Бородатой – М.: Оргсервис – 2000, 2005 – 128 с.

40.Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред.

Е.Н. Волковой. – Спб: Питер, 2008. –  240с.

41.Райгородский Д.Я. Психология и психотерапия семейных конфликтов/Д.Я. Райгородский. -  Самара, Бахрах-М, 2003.

42.Сафонова Т.Я.Жестокое обращение с детьми и его последствия /Т.Я Сафонова, Е.И. Цымбал // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: ТЦ «Сфера», 1993. -268 с.

43.Свечникова А.С. Феномен насилия над детьми/А. С. Свечникова //Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 7. 2008–2009

44.Синельников А. Выученные уроки: Подростки и проблема насилия в семье /А. Синельников//. - М.: 2003. - С.17-19.

45.Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания

современной молодѐжи /В.Е. Семенов.- СОЦИС 2007 г,№4.

46.Собчик Л.Н. - МЦВ - метод цветовых выборов/Л. Н. Собчик.- Речь, 2013.

47.Полный энциклопедический справочник «психология» под редакцией Б.Г Мещерякова, В.П Зинченко Прайм Еврознак.- СПБ.: 2007. – С. 532. 48.Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности /А. М. Голуб// Социологические исследования. -2009, №4.

49.Спиркин А. Г. Сознание и самосознание/А. Г.Спиркин.- М.: Политиздат, 1972.- 303 с.

50.Столин, В. В. Самосознание личности/В. В. Столин.- М: МГУ, 1983.- 284 с

51. Счастная Т.Н. Особенности гендерной социализации в юношеском возрасте/Т. Н. Счастная.//Психологическая наука и образование.-2013, №1.

 52.Сысенко В.А. Супружеские конфликты/В. А. Сысенко. - М.: Изд-во Мысль. 2007.

53.Тарабрина  Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса/Н. В. Тарабрина. - Спб.: Питер, 2001.

54.Тащёва А.И. Насилие в алкогольной семье / А. И. Тащева, С. Ю.Зелинская С.Ю/ / Психологический вестник. Вып. 1 (ч. 2). - Ростов-на-Дону.: РГУ, 1996.

55.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.:1989.

56.Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.Я. Крив­цовой. -М.: 1997.

57.Эткинд. А.М Л.: Изд-во ЛНИПИ им. В.М. Бехтерева, 1983.

58. Эйдемиллер Э.Г.Семейная психотерапии/ Э. Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис.- Спб.: Питер, 2000.

59. Фрейд З. Введение в психоанализ/ З. Фрейл.- М.: Аспект, 2008. 250 с.

60. Шильштейн, Е. С. Уровневая организация системы «Я» /Е. С. Шильштейн// Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. -1999, №2.

61. Hattie, J. Self -Concept. - Hillsdale, New Jersey Howe and London, 1992. 436 р.

62. Holender, J. Sex sifferences in sourses of social self-esteem // Psychology. 1972.

63.Kaplan, H. B. Self-Attitudes and Deviant Behavior. Pacific Palisades, Calif., 2000.

64. Rogers, K. R., Dymond R. F. Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954. 344 p.

65. Rosenberg, M. Conceiving the self. N. Y, 1979.

 

Приложение 1

Критерий Краскела-Уоллеса

Семейное насилие.

                                               Группирующая переменная: возраст.


 

 

    

 

 

 

Критерий Краскела-Уоллеса

Семейное насилие

Группирующая переменная: пол.

 

 

  

 

Критерий Краскела-Уоллеса

Семья.

Группирующая переменная: возраст.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Однофакторный дисперсионный анализ.

Пол.

 

 

 

Однофакторный дисперсионный анализ.

Возраст.


 

Приложение 3.

H-Критерий Краскела-Уоллеса

Группирующая переменная: пол.

 

 

 

 

 

  

 

H-Критерий Краскела-Уоллеса

Группирующая переменная: возраст.

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Внеклассное мероприятие.

Издавна телесные наказания считались неотъемлемой, полезной частью воспитательного процесса. Телесные наказания, как вид воспитательного процесса, являл собой родительскую заботу. Считалось, что отец должен быть авторитетом для ребенка, которого он должен с одной стороны бояться, с другой уважать. Так же считалось что наказание «за дело» это не проявление жестокости, а жизненный урок, чтобы ребенок набрался ума и опыта. Строгость отцовского авторитета, должна научить ребенка дисциплине, самостоятельности и умении отвечать за собственные поступки. Проявление любви же, как считалось, по мере взросления делало ребенка не самостоятельным и зависимым от родителей. История говорит о том, что телесные наказания являлись общественной нормой, помимо родителей ими не пренебрегали воспитатели и учителя. В военных училищах посредством строгости, и системы телесных наказаний воспитывали будущих офицеров, с заправской выдержкой, «настоящих» мужчин. Телесные наказания применялись в большинстве своем по отношению к мальчикам. В женских школах, институтах или же пансионах благородных девиц, уклон делали на моральный аспект наказания в воспитательном процессе, на унижение достоинства и стыд.

Вопрос классу: Как вы считает, допустимы ли подобные меры воспитания и почему?

Семейное насилие имеет 4 основных вида:

    1.Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам.

2.Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль.

3.Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме, как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

4.Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления.

Исходя из данных выше определений, можно сформулировать определение семейного насилия. Семейное насилие – это повторяющийся цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к близким, цель которого – обретение власти и контроля над ним.

Вопрос классу: Как вы считаете, какие факторы влияют на риск возникновения семейного насилия? 

В обществе существует много мифов о проблеме семейного насилия.

Миф №1: Семейное насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.

Факт 1: Семейное насилие не имеет социальных границ. Насилие происходит во всех социальных группах. Обидчиками могут быть и ученые, и бизнесмены, как люди с высшим образованием, так и с более низким уровнем образованности, как с высоким материальным благополучием, так и находящиеся на грани нищеты.

Миф 2: Семейное насилие - не преступление, а семейное дело, в которое не принято вмешиваться

Факт 2:Семейное  насилие - это уголовно наказуемое преступление. Во многих странах юристы и адвокаты, специализирующиеся на защите прав человека, считают, что семейное  насилие по частоте занимает одно из первых мест среди всех видов преступлений. Существует ответственность за отдельные виды преступлений: телесные повреждения, побои, истязания, изнасилования и т.д.

Вопрос классу: По-вашему мнение, кто чаще становится жертвой семейного насилия и почему?

Третий Миф связан с насилием над женщиной:

Женщины сами провоцируют насилие

Факт:От поведения женщины в ситуации семейного насилия ничего не зависит. Большинство женщин рассказывают, что муж часто находит совершенно противоречивые по смыслу поводы, чтобы оскорбить или избить. Разве кому-нибудь придет в голову обвинять и провоцировать прохожего, избитого хулиганами, или ограбленного человека? В ситуации же домашнего насилия начинает работать другая логика, и появляются вопросы, связанные не с преступлением (избиением, изнасилованием), а с поведением пострадавшей.

Миф 4: Причиной насилия является потеря контроля над собой в результате употребления алкоголя

Факт:Многие могут утверждать, что пьяный человек зачастую бывает, агрессивен и не контролирует себя. Действительно, алкоголь снижает способность адекватно реагировать на различные ситуации. И тогда - это хороший повод для жертвы семейного насилия, ищущей объяснения для такого поведения близкого человека . Но среди обидчиков много людей ведущих здоровый образ жизни. Поэтому, алкоголизм - не оправдание насилия, а лишь разрешение на него.

 Вопрос классу: Как вы думаете, семейное насилие это проблема современного общества? Расскажите о своем отношении к данному явлению.

В заключении можно сказать, что семейное насилие это комплексная проблема, которая требует пристального внимания общества и решения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...