Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности психологического развития юношей и девушек в эпоху отрочества.
Подростковый возраст, трудный период, характеризующийся резкими, качественными изменениями, которые затрагивают все стороны развития. Происходит физиологическая перестройка организма, на фоне которой протекает психологический кризис, выраженный в возникновении у подростков чувства тревоги, повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости и снижения самооценки. Резкие перепады настроения от веселья к унынию и пессимизму, сказывается на отношении к близким и самому себе. Завышенные требования к родным сочетаются с требовательностью и недовольством собой. Происходит конфликт между ощущением чувства взрослости, желанием казаться взрослым и социальным статусом в обществе. По мнению В. С. Собкина и Н.И. Кузнецовой, социализация современного подростка в России протекает не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформированы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему. Ценности, которыми руководствовались подростки 40-х или 70-х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками 2000-х. Если первым были присущи ценности коллективистического характера, то сегодня доминируют индивидуалистические ценности. По данным В.С. Собкина и Н.И. Кузнецовой, наиболее значимыми ценностями для современных подростков являются: счастливая семейная жизнь, достижение материального благополучия и успешная профессиональная деятельность.[19] Подростки оказывают сопротивление, отстаивают свое право на самостоятельность и независимость. Болезненно реагирует на любое проявление ущемления своих прав. Но какими бы независимыми и взрослыми они не хотели казаться, все так же по-прежнему нуждаются в заботе и поддержке. Они хотят, чтобы их родители были им друзьями, с которым можно поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях жизни, но самому подростку сложно наладить столь близкий контакт. Чувство взрослости, по определению Д.Б Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой: 1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде, прическе, косметике. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни, при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями. 2. Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые считались мужскими. 3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, так фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер пожизненной ценности. 4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по - настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний подростка – это результат самостоятельной работы. Учение приобретает у школьников личный смысл и превращается в самообразование. [1] Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком". Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это: 1. "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); 2. "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); 3. "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); 4. "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). [1] Подростковый период для ребенка, период перестроения общения с взрослыми и сверстниками. Психика ребенка преображается и подстраивается под общество, так же изменяется внутренний мир. Ребенок начинает осознавать собственную индивидуальность, приходит к целостному пониманию собственно внутреннего «Я», осознанию того, что он личность, которая является частью окружающего его общества. Происходит осмысление собственных прав и обязанностей, принятие норм поведения и ценностей общества в котором он живет. Возникает потребность познать себя, открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность. Кризис отрочества обогащает подростка глубокими чувствами и знаниями. Он проходит идентификацию с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Преодолевая трудности, подросток учиться быть взрослым, формируя свои нормы и принципы, чтобы сделать следующий шаг в юношество. Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Обычно этот период характеризуется относительной стабильностью в эмоциональной сфере, завершением становления основных биологических и психологических функций, внутренней самостоятельностью и оптимистичностью. Юношеский возраст отличается рядом особенностей: развитие рефлексии, появление стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становятся отличительными особенностями этого возраста. Юношеский возраст, последний подготовительный период перед вступлением во взрослость. В этот возрастной период юноши и девушки сталкиваются с проблемой определения своих жизненных планов, а так же проблемой своего нравственного и духовного самоопределения. В юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации, она приобретает характер профессиональной ориентации. Юноши и девушки рассматривают учебную деятельность, как предшествующую ступень к своей будущей профессии. Удачной профессиональной ориентации способствуют адекватная самооценка и самоопределение личности. Развитие личности в раннем юношеском возрасте, по мнению Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой происходит в четыре стадии: 1. На первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик. 2. На второй субъект осознанно исследует свой «образ Я» в разных ситуациях. 3. На третьей он помещает свой «образ Я» в разные ситуации. 4. На четвертой стадии происходит отделение своей реальной личности от своего «образа Я».[36] Так же юношеский возраст является важной фазой приобретения половой идентичности. Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия психосоциальных, психологических, биологических факторов. Освоение половой роли сильно зависит от семейного положения и социального происхождения. Семья выступает здесь, как источник родительского примера для подражания. Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого становится сам молодой человек, как субъект отношений. Проявляется стремление к общению со сверстниками противоположного пола. Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувства дружбы и любви. Любовь выступает более интимным и сокровенным, чем дружба, но так же включает её в себя. Желание эмоционального контакта, понимания и душевной близости являет собой юношескую мечту о любви. К. Хендрик и С. Хендрик выделили 6 стилей любви: 1) Эрос – страстная, исключительная любовь – увлечение, стремящаяся к физическому обладанию. 2) Людус – гедонистическая любовь – игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены. 3) Сторге – спокойная, теплая, надежная любовь – дружба. 4) Прагма – рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю, любовь по расчету. 5) Мания – иррациональная любовь – одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения. 6) Агапе – бескорыстная любовь – самоотдача, синтез эроса и сторге. Любовные переживания молодых мужчин содержат больше эротических и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. В юношеском возрасте формируется морально – психологическая готовность к семейной жизни. [1] В монографии С.В Мерзлякова приводятся результаты исследование выявления половозрастных особенностей ценности семьи в системе ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте. Из данных полученных в ходе эмпирического исследования, следовало, что в юношеский возраст является сензитивным периодом развития ценности семьи. В юношеском возрасте формируется морально – психологическая готовность к семейной жизни, которая проявляется в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру, выражается в реалистичных представлений о материально – финансовой стороне семейной жизни семьи и сформированности чувства долга по отношению к супругу в семье в целом. Так же результаты указывают на то, что пол и возраст являются значимыми факторами становления и развития семейных ценностей в молодежной среде. Значимость ценности «счастливая семейная жизнь» значительно выше у девушек, по сравнению с юношами. С возрастом для юношей ценность семьи приобретает все большее значение, в то время как у девушек значимость семейных ценностей возрастает к юношескому возрасту и снижается к ранней взрослости. В ценностном сознании современных юношей и девушек существует общее ценностно-мотивационное ядро, в котором наиболее важными оказываются ценности личного счастья: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». В момент перехода от подросткового возраста в раннюю юность, юноши и девушки учатся быть взрослыми, формируют свои жизненные планы. Происходит изменение ценностно-смысловой сферы, системы межличностных отношений. В юношеском возрасте происходит поиск своего места в жизни. Выводы по первой главе: 1.Насилие в семье широко распространенно в современном обществе. Семейное насилие имеет обширную и очень долгую историю существования. Оно происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных и религиозных, социальных и экономических аспектов. Типичной моделью проявления насилия, является применение силы наиболее сильного по отношению к более слабому. В данной главе были рассмотрены причины и виды жестокого отношения к ребенку. Ребенок, самый уязвимый член семьи, он напрямую зависит от родителей. Нарушения, возникающие в результате ситуации семейного насилия, затрагивают все уровни функционирования личности, что приводит к стойким личностных изменениям, формирования специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Формирование представлений о семейном насилии по данным исследования приведенным в первом параграфе у детей происходит на основании конкретного опыта семейных отношений, а так же на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений. 2. Переход из подросткового возраста в раннюю юность, характеризуется относительной стабилизацией развития эмоциональной сферы, заканчивается процесс становления основных биологических и психологических функций. Кризис отрочества обогащает подростка глубокими чувствами и знаниями. Подросток начинает осознавать себя как личность, приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я», осознанию того что он индивидуальность, которая является частью окружающего его мира. Происходят изменения в учебной деятельности. Юноши и девушки рассматривают учебную деятельность, как предшествующую ступень к своей будущей профессии. Происходит изменение во взаимоотношении со сверстниками. Происходит освоение и дифференциация чувства дружбы и любви. Это время является сензитивным периодом развития ценности семьи. Формируется морально – психологическая готовность к семейной жизни. В юношеском возрасте проявляется потребность в более интимном контакте, чем просто дружба. В данный возрастной период является подготовительной ступенью перед вступлением во взрослость. Результаты проведенного в первой главе теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что семейное насилие обширная проблема, имеющая исторические корни. Половозрастное развитие и смысловое изменение содержания представлений о данном феномене, представляются интересными для исследования. Исследование позволит определить существует ли связь между половой принадлежностью и содержанием представлений о семейном насилии. Выражены ли возрастные, смысловые изменения представлений о данном феномене. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |