Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Советский Союз в период «оттепели»: достижения и неудачи
Период с 1953 по 1964 г называют периодом "оттепели". Этот термин ввел писатель И.Эренбург. Понятие "оттепель" точно отражает общественную атмосферу тех лет, когда на смену сталинской "зиме" пришла еще не весна, а только "оттепель". Политические реформы. Период с 1953 по 1964 г называют периодом "оттепели" неслучайно, так как в это время были приняты меры, которые должны были смягчить крайности существовавшего в стране тоталитарного режима. Инициатором и проводником этих мер был первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Хрущев хотел освободить страну от сталинского наследства. Он провозгла-сил курс на восстановление социалистической законности. По инициативе Хрущева была восстановлена деятельность государственных учреждений: стали регулярно созываться сессии Верховного Совета СССР. Были восста-новлены и расширены права союзных республик: в их управление были пе-реданы сотни предприятий, среднеазиатские республики были освобождены от уплаты налогов в союзную казну и стали получать дотации. Известно, что в сталинское время были репрессированы многие народы. В период "оттепели" большинство этих народов было реабилитировано. Были восстановлены и их автономные республики. Но больше всего современ-ники ценили деятельность Хрущева по реабилитации невинно осужденных людей. 90 комиссий, созданных по решению XX съезда КПСС освободили сотни тысяч людей. По инициативе Н.Хрущева была проведена чистка правоохранительных ор-ганов от дискредитировавших власть лиц. Эти органы были подчинены контролю ЦК КПСС. По инициативе Н.Хрущева было смягчено законодательство в части наказаний. Экономические реформы. Немало нерешенных проблем оставил Сталин и в сфере экономики: отставание легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, устаревшее оборудование во всех отраслях экономики. Эти проб-лемы и пытался решить Хрущев. При этом он не покушался на основные принципы командной экономики. Н.С.Хрущев начал реформы с реорганизации управления экономикой: он сократил вдвое число промышленных министерств. Но эта мера ухудшила управляемость народным хозяйством, и промышленные министерства вос-становили. Но ненадолго. В 1957 г. стала вводиться новая модель управления народным хозяйством: были ликвидированы многие министерства, которые руководили отдельными отраслями экономики, руководство экономикой перешло к советам народно-го хозяйства, которые были созданы в каждом из 105 экономических районов страны. Сначала эти меры дали положительные результаты (повышение тем-пов роста), затем возобладали негативные тенденции (отсутствие единой технической политики, обострение противоречий между экономическими районами). Попытка реорганизации управления промышленностью не уда-лась. Иными были результаты деятельности правительства по реконструкции действовавших предприятий. На многих предприятиях было установлено новое оборудование. Правительство осуществило электрификацию железных дорог. Немало сделало правительство для подъема сельского хозяйства. Уже в 1953г. оно увеличило закупочные цены на сельхозпродукцию от 3 до 7 раз По инициативе Н.Хрущева была принята программа финансовой поддержки сельского хозяйства (в 1955г. оно получило 12 мдрд.руб., а в 1958г.- 50млрд. руб.). В колхозах начались работы по электрификации. С этого времени стало вводиться авансирование труда колхозников в крепких хозяйствах. В 1955-1956 гг. были расширены права колхозов: они стали получать задания только по заготовкам, сами определяли обязательный минимум трудодней, размер приусадебных участков колхозников. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. Но принимались и неоправданные решения. В 1954-1958гг. проходило ос-воение целинных земель. Туда было вложено много средств, а итог оказался плачевным: после трех лет низких урожаев был уничтожен плодородный слой. Много бед принесла колхозам поспешная реорганизация машинно-тракторных станций. Их имущество стало продаваться колхозам, но боль-шинство колхозов не смогло заплатить за это имущество и оказалось должниками. Негативные последствия имел и курс на свертывание личных подсобных хозяйств, который стал осуществляться после 1961г. Те же последствия имела кампания по культивированию кукурузы. Итогом сельскохозяйственной политики стала закупка хлеба за границей. Социальная политика. В период "оттепели" государство повернулось ли-цом к социальным проблемам. Оно регулярно повышало заработную плату (повысило на 50%), пенсии и пособия, отказалось от системы принудите-льных займов у населения, отменило плату за обучение в старших классах школ и в вузах, ввело 7 часовой рабочий день. По инициативе Н.С.Хрущева в стране началось грандиозное жилищное строительство. Тогда построили 1млрд.100млн.кв. м жилья, больше, чем за все предыдущие годы советской власти. В годы "оттепели" у многих сове-тских людей появились телевизоры, радиоприемники, холодильники, стира-льные и швейные машины. Правительство проводило политехнизацию средней школы. Целью поли-технизации было соединение школы с современным производством. Но для достижения этой цели не было необходимой материальной базы. И тогда пошли по простому пути: два дня в неделю учащиеся 9-11 классов ходили на заводы и "осваивали там рабочие профессии". Чаще всего это была трата времени и средств. Правительство осуществило реформу высшей школы. Были открыты 160 новых вузов. Проходила политехнизация вузов: студенты технических вузов осваивали рабочие профессии (два дня в неделю студенты работали на заводах). Внешняя политика. И. Сталин оставил своим преемникам плохое наслед-ство в области внешней политики. Против СССР действовал блок НАТО. В 1954 г. был создан блок СЕАТО, в который входили США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан; в 1955 г. - блок СЕНТО, в который входили США, Великобритания, Турция, Иран и Пакистан. У нового руководства СССР не было единства по вопросам внешней политики. Одна его часть (Молотов, Каганович) была за продолжение сталинского курса, в основе которого лежала идея о неизбежности третьей мировой войны. Другая часть руководства (Маленков, Хрущев) выступала за развитие отношений с Западом и не считала неизбежной третью мировую войну. В 1953-1955гг. были сделаны шаги, направленные на восстановление прежних связей. Советское руководство приложило усилия, чтобы пре-кратить войны в Корее и Индокитае, вывело советские войска из Австрии, нормализовало отношения с Югославией (принесло руководству Югославии извинения за грубые обвинения Сталина). В это время стали налаживаться отношения с ФРГ, куда вернули всех немецких военнопленных. Новый внешнеполитический курс СССР был провозглашен на XX съезде КПСС в 1956г. Н.С.Хрущев заявил, что возможно предотвращение третьей мировой войны, что возможно мирное сосуществование стран с различным общественно-политическим строем. Вместе с тем, оставаясь коммунистом, Хрущев сказал, что мирное сосуществование открывает перспективы мир-ного, парламентского пути перехода от капитализма к социализму. Новое руководство Советского Союза внесло определённые коррективы в отношения с социалистическими странами. Не отказываясь от диктата, гегемонии, советское руководство стало искать новые формы сотрудничества с этими странами. Оно пыталось связать эти страны экономически через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и военно-политически, создав Организацию Варшавского Договора в 1955 г. Руководство СССР смирилось с курсом новых руководителей Польши на роспуск большинства кооперативов (1956 г). Иначе оно повело себя во время народных выступлений в Венгрии в том же 1956 г. Оно вмешалось во внутренние дела Венгрии, арестовало правительство этой страны, заменив его на своих ставленников. Решения XX съезда КПСС стали поворотным пунктом в отношениях СССР с Албанией, Китаем и Северной Кореей. Руководители этих стран осудили Н.С.Хрущева за критику культа личности И.Сталина. С 1961г. Албания порвала все отношения с СССР. В начале 1960-х гг. стали ухудшаться отношения Советского Союза с Юго-славией, поскольку советская сторона не прекращали критики югославского пути к социализму, называя его отступничеством от марксизма-ленинизма. Такими неоднозначными были отношения Советского Союза с социалиститическим лагерем. В период "оттепели" советское руководство стадо активно развивать отно-шения со странами так называемого "третьего мира". Их стали рассматри-вать и как потенциальную базу для роста социалистического лагеря и как союзников в борьбе против стран Запада. Стараниями Советского Союза была принята резолюция ООН о деколонизации в 1960г. Десятки стран Аф-рики получили независимость. Советский Союз стал оказывать им военную, экономическую помощь, а также помощь в подготовке кадров. Для этой цели в Москве был открыт Университет дружбы народов. Особенно магически действовали на руководителей СССР слова о социалистической ориентации страны третьего мира. Тогда советская помощь многократно возрастала. Так случилось с Египтом, где президент Насер в знак особой любви стал героем Советского Союза. Противоречиво развивались отношения СССР со странами Запада. Сначала была полоса налаживания отношений: шли переговоры о сотрудниче-стве с Францией и Великобританией. Расширялись контакты с США. В 1959 г. Н.С.Хрущев посетил США. Ему многое там понравилось. Создавались условия для улучшения отношений. СССР предложил прекратить испытания ядерного оружия. США поддержали это предложение. С 1959г. отношения Советского Союза с Западом стали ухудшаться. Совет-ская сторона сократила численность армии на 1.2млн.чел. Страны Запада не поддержали эту инициативу. В апреле 1960 г. над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик. Тогда в августе 1961г. руководство ГДР и СССР решили возвести стену вокруг Западного Берлина. Это чуть не привело к вооруженному конфликту. Стараниями дипломатии США были сорваны советско-японские переговоры о заключении мирного договора (США предложили Японии договор о безопасности). Наивысшей точки конфронтация между СССР и США достигла в октябре 1962г., когда был создан Карибский кризис. После революции на Кубе, с 1960 г., Советский Союз стал поддерживать правительство Кубы, а США –его противников. США грубо нарушали суверенитет Кубы. Советское и кубинское руководство решили наказать США, разместив на Кубе советские ракеты с ядерным оружием. Эта акция поставила мир на грань ядерной войны. К счастью для человечества Н.С.Хрущев и президент США Дж.Кеннеди смогли найти компромисс, и кризис был разрешен. Вскоре два руководителя подписали договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.
СССР в 1964-1982 гг. Политический режим. Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политический режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты. После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группировки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Косыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шелепин, Суслов) предлагала вернуться к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений. В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андропова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступкам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра обороны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочинений. В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консервативный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено развитое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталинского периода. В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреплена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось полностью возродить сталинские порядки. Конец 1970-х гг.- начало 1980-х гг. стали апофеозом разложения тоталита-рного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личнос-ти. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погрязло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на все-союзном уровне, воровали и областные, и городские и районные князьки. Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли известные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституционные права советских граждан: писали письма советским руководителям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение диссидентов. Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предложений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была измениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предприятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования работников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод предприятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть министерств. В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились темпы экономического роста и зарплата работников, стала расширяться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 1960-х гг. реформа была свер-нута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята. После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки реформирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали создаваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышленные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую экономику. Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в сельское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га ). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР. Уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. некоторые экономисты стали понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема. Внешняя политика. К середине 1960-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третьего мира не дала ожидаемых результатов. В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разрядку международной напряженности. Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры : о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения. Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обязались уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопросы мирным путем. К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную победу и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути. Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалистическом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод' "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономической инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах. На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехословакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить накопившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов. Брежневское руководство в начале 1970-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Китай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния. В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил польскому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистический лагерь разваливался... Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 1960-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама. В начале 1970-х гг. в странах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 1970-хгг. Запад вышел из энергетического кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения. В период брежневского руководства СССР увеличил материальную помощь странам третьего мира. Миллиарды нефтедолларов шли на поддержку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других странах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уничтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены советские войска по просьбе нового президента Б.Кармаля, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы. Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие внешнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содружестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |