Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СПИСОК рекомендованной ЛитературыСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _______________Н. Г. Врублевская «____» _______________201__ г.
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению учебной дисциплины, для учащихся заочной формы обучения для реализации образовательной программы по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
Минск 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» предусматривает изучение эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы права в целом, развитие отдельных отраслей права и институтов права. Основными целями изучения учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются изучение учащимися такого непрерывного и дифференцированного процесса как государственное и правовое строительство. «История государства и права зарубежных стран» одна из фундаментальных правовых дисциплин, которая изучает не только современные формы государственной организации и правовые системы, но и исторические, давно не существующие и забытые. Основными задачами изучения дисциплины являются обеспечение такого уровня знаний, который позволил бы учащемуся свободно оперировать правовыми понятиями и категориями. Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран является дисциплиной, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Общая теория права», «Политология», «Римское частное право», «Административное право», «Конституционное право» и др. Учебно-методические рекомендации включают в себя следующие компоненты: - пояснительную записку; - тематический план дисциплины; - перечень рекомендуемой литературы; - методические рекомендации поизучению тем программы; - методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям; - материалы практических занятий; - задания для домашних контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению; - вопросы к экзамену; - тематику курсовых работ; - тематику дипломных работ; - примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся. В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления: закономерности общественного развития; содержание наиболее важных памятников права, взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов; знать на уровне понимания: предмет и место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук; периодизацию истории государства и права зарубежных стран; общие и специфические черты различных периодов истории государства и права зарубежных стран; уметь: анализировать содержание памятников права различных зарубежных стран; характеризовать деятельность основных органов государственной власти и управления различных зарубежных стран. Методика преподавания учебной дисциплины строится на сочетании теоретических и практическихзанятий, дополняемых самостоятельной работой учащихся над учебной литературой и первоисточников. Для обеспечения должного уровня подготовки специалистов в процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать технические средства обучения, раздаточные материалы (учебные плакаты, схемы, таблицы и т.д.). В целях контроля самостоятельной работы учащихся и координации работы над учебным материалом в межсессионный период предусмотрена домашняя контрольная работа, за счет времени отведенного на изучение дисциплины. Тематика, перечень вопросов и задания для контрольной работы разрабатываются преподавателем и рассматриваются на заседании кафедры. По результатам изучения дисциплины предусмотрено проведение экзамена. В учебно-методических рекомендациях приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 г. № 17). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для дневного отделения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для заочного отделения
СПИСОК рекомендованной Литературы Основная Всеобщаяистория государства и права: Учебник/ Отв.ред.К.И.Батыр.-М.:Былина,2000. Графский, В. Г. Всеобщая история государства и права: Учебник/ В.Г.Графский. -М.: Норма ИНФРА-М, 2001. Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. В 2-х ч./Н.И.Ильинский. -Мн.: БГУ, 2002. История государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой.-М.: Норма ИНФРА-М, 2001. История государства и права славянских народов: учеб.пособие/авт.-сост. И.Н.Кузнецов.-М.: Новое знание, 2004. Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие/ В.В.Сажина, Д.Е.Тагунов.-Мн.: ЕГУ,2003. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2-х т./ Под ред. К.И.Батыра, Е.В.Поликарповой. -М.: Юристъ,2002. Дополнительная Аргучинцев, Г.К. История государства и права славянских народов: курс лекций для студентов/ Г.К. Аргучинцев- Мн.: ГИУСТ БГУ,2006.-303 с. Батыр,К.И. История феодального государства Франции: Учебник/К.И.Батыр - М.: Былина, 1975. Всеобщаяистория государства и права. В 2-х т.: учеб./ Под ред. В.А.Томсинова; МГУ им. М.В.Ломоносова. Юрид. фак-т.-М.:Зерцало.-М., 2002. Громаков, Б. С. История рабовладельческого государства и права: Учебник/ Б.С. Громаков- М.: Юристъ, 1986. Жидков,О. А. Государство и право стран Древнего Востока: Учебник/О.А.Жидков.- М.: Норма ИНФРА-М, 1963. Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. В 2-х ч./Н.И.Ильинский.- М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. Исаев, И.А. История государства и права России: Учеб./И.А.Исаев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юристъ, 2001. История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций/А.В.Желудков, А.Г.Буланова.-М.: Приор, 2000.-176с. История государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П.Титова.-М.:Проспект, 2000. История права: Англия и Россия/ Под ред. У.Батлера, В.Нерсесянца.- М.: Юристъ, 1990. Кечекьян, С. Ф. Государство и право Древней Греции: Учебник/С.Ф.Кечекьян.- М.: Проспект, 1963. Кузнецов, И. Н. История государства и права России: курс лекций/И.Н.Кузнецов.-Мн.: Амалфея, 2000. Лафитский, В. И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма/ В.И. Лафитский.- М.: Проспект, 1993. Омельченко, О. А. Всеобщая история государства и права: Учеб. В 2-х т./О.А.Омельченко.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ТОН-ПРИОР, 1999. Садиков, В. Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие/В.Н.Садиков.-М.: ПРОСПЕКТ,2002. Тагунов, Д. Е. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие/ Д.Е.Тагунов,- Мн.: Акад. упр. при Президенте РБ, 2004. Хрестоматияпо истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т./Отв. ред. Н.А.Крашенинникова.- М.: НОРМА, 2005. Хрестоматияпо истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М.Черниловского. - М.: Юристъ, 1998. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права: Учебник/З.М.Черниловский.- М.: Юристъ, 2001. Энтин, Л. М. Европейское право: Учебник/Л.М.Энтин-М.:Норма, 2007.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Введение При изучении введения необходимо усвоить общее представление о дисциплине «История государства и права зарубежных стран». Необходимо знать цели и задачи дисциплины, ее место и роль в системе формирования знаний и умений, связь с другими дисциплинами. Тема:Государство и право стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Периодизация государственности в странах Др.Востока. Формы древневосточных государств. Др.Египет: В первой половине 4 тыс. до н.э. в долине р.Нил, согласно раскопкам, существовали номовые образования. Ном-объединение областей, районов, совокупность нескольких земледельческих общин. Всего номов было 42. Во второй половине 4 тыс. до н.э., номы верхнего Египта объединяются в Верхнеегипетское царство, номы нижнего - в Нижнеегипетское царство. Со временем номы превращаются в области. В 31 в. до н.э. происходит объединение двух царств в одно – раннее царство – под эгидой царя Нормера. Периодизация по К. Батыру: 1. Раннее царство 31-28 вв.до н.э. (Только намечаются основы бюрократии и расслоения общества, складывается централизованная власть фараона). 2. Древнее царство 28-23 вв. до н.э. (Набирает мощь и силу централизованная власть, начинается возведение пирамид). первый переходный период: 23-21 вв. до н.э.- в силу социально-экономических, внешнеполитических причин – Египет распался на прежние номы. 3. Среднее царство 21-18 вв. до н.э. (максимальная власть у номархов). второй переходный период: 18-16 вв. до н.э. способствует стабилизации древнего государства. 4. Новое царство 16-11 вв. до н.э. (в эту пору Египет достиг максимального могущества и становится империей). 5. Позднее царство – 10-6 вв. до н.э. (Египет в стадии упадка).
Др.Вавилон: 3 тыс. до н.э. - существуют первые города-государства: Урук, Шумер, Лагаш, Ур, Аккад. В городах выборные органы власти, органы самоуправления, царь, но с ограниченной властью. 24-23 вв. до н.э.- начало цивилизации. 1895г. до н.э.- создается вавилонское царство (возглавлял царь Хаммурапи). 2 в. н.э. –разрушение Вавилона. Индия: 3 тыс. до н.э. – существует Хараппская цивилизация. 2 тыс. до н.э. – распадается родоплеменной строй у арийских племен. 4 в. до н.э. – расцвет Индии, эпоха правления индийской династии Маурьев. Китай: 18-11 вв. до н.э. – зарождение древнекитайской цивилизации, племя под названием Инь, покоряет группу других племен и возникает государство Шан. Второй период – период Чжоу (11-3 вв. до н.э.) племя Чжоу завоевываетШан-Инь и возникает Чжоуское государство. Следующий период – период Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (3 в. до н.э.-3 в. н.э.). В наиболее развитые периоды государства Др.Востока объединились в рабовладельческую восточную деспотию. Во главе был монарх. Но были и олигархические республики. До возникновения Вавилонии на этой территории была республика: существовали народные собрания, советы старейшин, власть вождя сводилась к воинским обязанностям. Для восточной деспотии характерны следующие моменты: 1. Монарх – глава политической и религиозной власти, как правило, обожествленный (исключение- Индия, Вавилония). 2. Существует крайне разветвленный бюрократический аппарат. 3. Имеется 3 главных ведомства управления: финансовое, военное, общественных работ.
Сравнительная характеристика общественного и государственного строя стран Др.Востока. Др.Египет: 3 уровня древнеегипетского общества: 1. привилегированные слои, городские люди. 2. непривилегированные слои. 3. рабы. Фараон, везирь (джати), главный казначей, главнокомандующий, главный жрец, номовые властители. Др.Вавилон: социальная структура такая же. Существует подразделение свободных людей на 2 сословия: авилум (полноправный дееспособный человек) и мушкенум (лично свободен, но ограничен в дееспособности). Большую роль играет жречество. Царь был верховным руководителем религиозного культа, его власть переходила по наследству. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца – нубанда. Сохранился общинный совет, его глава - рабианумназначался царем. Армия подразделялась на профессиональное ядро.
Индия:характерно варновое деление общества: 1. Брахманы – жрецы, наставники индусов, законодатели; изучали священные книги (веды), обучали других, составляли законы, к 16 годам проходили обряд второго рождения, налоги не платили. 2. Кшатрии – военачальники, светская знать, из них выбирали раджу, они облагались налогами, в 22 года проходили обряд второго рождения. 3. Вайшьи – ремесленники, скотоводы, земледельцы; платили все виды налогов, в 24 года проходили обряд второго рождения. 4. Шудры – варнаугнетенных и почти бесправных батраков, это слуги, у них нет своего имущества, они не имели права читать Веды. Шудр от рабов отличает то, что они - члены варны. В пору расцвета сохраняются остатки родоплеменного строя и военной демократии. Царь – раджа, не являлся верховным законодателем. Паришад – совет старейшин, который ограничивает власть радже. Китай: В рабовладельческом Китае на всем протяжении его истории существовала монархическая форма правления. Ван- племенной вождь; сян – первый и ближайший помощник вана по управлению, который возглавлял всю массу чиновников и выполнял все поручения правителя. Также имелись должности трехгунов- главные советники вана.
Законы царя Хаммурапи. (18 в. до н.э.- 1792-1750гг.), 282 статьи, сохранилось 247. Хаммурапи заимствовал ряд положений из законодательства более раннего периода. В этих законах не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Многие статьи были посвящены договору найма имущества – аренды земли. Около 70 статей регулировали брачно- семейные отношения. Так, ст.1-5 содержат положения процессуального характера; 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений; 127-195 относятся к семейному и наследственному праву; 196-214 предусматривают защиту личности; 215-282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Это деление условно, сборник нельзя рассматривать как кодекс.
Законы Ману. Право Др.Индии было тесным образом связано с религией и религиозной моралью. Дхармашастры–сборники религиозно-правовых предписаний. Важнейший – дхармашастры Ману (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Структура – 12 глав, 2685 статей, написанные в виде шлок. Сборник свидетельствует о классовом характере права Индии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |