Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПИСОК рекомендованной Литературы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_______________Н. Г. Врублевская

«____» _______________201__ г.

 

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению учебной дисциплины,
задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы обучения

для реализации образовательной программы
среднего специального образования

по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

 

 

Минск

2017

 
Разработчик: Садовская Ю.А., преподаватель ЦК общеправовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета». Рабцевич С. В., преподаватель ЦК общеправовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета».    

 

 

Учебно-методические рекомендации обсуждены на заседании ЦК общеправовых дисциплин,

протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____

 

Председатель ЦК     О.Ф. Дубинец
  Подпись   ФИО
       

 

Учебно-методические рекомендации рассмотрены на заседании совета учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» и рекомендованы для использования в качестве учебной программы,

 

протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____

 

Начальник учебно-методического отдела     Т. М. Русенчик
  Подпись   ФИО

 

 

 

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» предусматривает изучение эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы права в целом, развитие отдельных отраслей права и институтов права.

Основными целями изучения учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются изучение учащимися такого непрерывного и дифференцированного процесса как государственное и правовое строительство.

«История государства и права зарубежных стран» одна из фундаментальных правовых дисциплин, которая изучает не только современные формы государственной организации и правовые системы, но и исторические, давно не существующие и забытые.

Основными задачами изучения дисциплины являются обеспечение такого уровня знаний, который позволил бы учащемуся свободно оперировать правовыми понятиями и категориями.

Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран является дисциплиной, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Общая теория права», «Политология», «Римское частное право», «Административное право», «Конституционное право» и др.

Учебно-методические рекомендации включают в себя следующие компоненты:

- пояснительную записку;

- тематический план дисциплины;

- перечень рекомендуемой литературы;

- методические рекомендации поизучению тем программы;

- методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям;

- материалы практических занятий;

- задания для домашних контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению;

- вопросы к экзамену;

- тематику курсовых работ;

- тематику дипломных работ;

- примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

закономерности общественного развития;

содержание наиболее важных памятников права,

взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов;

знать на уровне понимания:

предмет и место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук;

периодизацию истории государства и права зарубежных стран;

общие и специфические черты различных периодов истории государства и права зарубежных стран;

уметь:

анализировать содержание памятников права различных зарубежных стран;

характеризовать деятельность основных органов государственной власти и управления различных зарубежных стран.

Методика преподавания учебной дисциплины строится на сочетании теоретических и практическихзанятий, дополняемых самостоятельной работой учащихся над учебной литературой и первоисточников.

Для обеспечения должного уровня подготовки специалистов в процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать технические средства обучения, раздаточные материалы (учебные плакаты, схемы, таблицы и т.д.).

В целях контроля самостоятельной работы учащихся и координации работы над учебным материалом в межсессионный период предусмотрена домашняя контрольная работа, за счет времени отведенного на изучение дисциплины. Тематика, перечень вопросов и задания для контрольной работы разрабатываются преподавателем и рассматриваются на заседании кафедры.

По результатам изучения дисциплины предусмотрено проведение экзамена.

В учебно-методических рекомендациях приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 г. № 17).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для дневного отделения

Тема

Количество учебных часов

Всего В том числе на практические занятия
Введение 1  
1. Государство и право стран Древнего Востока 5 2
2. Государство и право Древнего Рима и Византии 6 2
3. Возникновение и развитие Арабского халифата. Источники и основные институты мусульманского права 2 -
4. Государство и право Франции и Англии в средние века 4 2
5. Государство и право Германии в средние века 2 -
6. Государство и право Древней Руси и Руси в средние века 4 -
7. Государство и право Франции и Германии в Новое время 4 2
8. Государство и право Англии в Новое время 1 -
Обязательная контрольная работа (по теме 7) 1 -
9. Государство и право США в Новое и Новейшее время 4 2
10. Государство и право Франции и Германии в Новейшее время 6 2
11. Государство и право Великобритании в Новейшее время 4 2
12. Государство и право России в Новое и Новейшее время 4 2
13. Образование и эволюция Европейского Союза. Основные черты права Европейского Союза 2 -
Итого 50 16


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для заочного отделения

Тема

Количество учебных часов

Время на самостоятельную работу учащихся (часов)

Всего

В том числе

Для дневной формы Для заочной формы на установочные занятия на обзорные занятия на практические занятия
Введение 1 1 1     -
1. Государство и право стран Древнего Востока 5 1 1     4  
2. Государство и право Древнего Рима и Византии 6 2     2 4
3. Возникновение и развитие Арабского халифата. Источники и основные институты мусульманского права 2         2
4. Государство и право Франции и Англии в средние века 4         4
5. Государство и право Германии в средние века 2         2
6. Государство и право Древней Руси и Руси в средние века 4         4
7. Государство и право Франции и Германии в Новое время 4         4
8. Государство и право Англии в Новое время 1         2
Обязательная контрольная работа (по теме 7) 1          
9. Государство и право США в Новое и Новейшее время 4         4
10. Государство и право Франции и Германии в Новейшее время 6 2 2     4
11. Государство и право Великобритании в Новейшее время 4 2 2     2
12. Государство и право России в Новое и Новейшее время 4         4
13. Образование и эволюция Европейского Союза. Основные черты права Европейского Союза. 2 2     2 -
Итого 50 10 6   4 40

СПИСОК рекомендованной Литературы

Основная

Всеобщаяистория государства и права: Учебник/ Отв.ред.К.И.Батыр.-М.:Былина,2000.

Графский, В. Г. Всеобщая история государства и права: Учебник/ В.Г.Графский. -М.: Норма ИНФРА-М, 2001.

Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. В 2-х ч./Н.И.Ильинский. -Мн.: БГУ, 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой.-М.: Норма ИНФРА-М, 2001.

История государства и права славянских народов: учеб.пособие/авт.-сост. И.Н.Кузнецов.-М.: Новое знание, 2004.

Сажина, В. В. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие/ В.В.Сажина, Д.Е.Тагунов.-Мн.: ЕГУ,2003.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2-х т./ Под ред. К.И.Батыра, Е.В.Поликарповой. -М.: Юристъ,2002.

Дополнительная

Аргучинцев, Г.К. История государства и права славянских народов: курс лекций для студентов/ Г.К. Аргучинцев- Мн.: ГИУСТ БГУ,2006.-303 с.

Батыр,К.И. История феодального государства Франции: Учебник/К.И.Батыр - М.: Былина, 1975.

Всеобщаяистория государства и права. В 2-х т.: учеб./ Под ред. В.А.Томсинова; МГУ им. М.В.Ломоносова. Юрид. фак-т.-М.:Зерцало.-М., 2002.

Громаков, Б. С. История рабовладельческого государства и права: Учебник/ Б.С. Громаков- М.: Юристъ, 1986.

Жидков,О. А. Государство и право стран Древнего Востока: Учебник/О.А.Жидков.- М.: Норма ИНФРА-М, 1963.

Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. В 2-х ч./Н.И.Ильинский.- М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

Исаев, И.А. История государства и права России: Учеб./И.А.Исаев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юристъ, 2001.

История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций/А.В.Желудков, А.Г.Буланова.-М.: Приор, 2000.-176с.

История государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П.Титова.-М.:Проспект, 2000.

История права: Англия и Россия/ Под ред. У.Батлера, В.Нерсесянца.- М.: Юристъ, 1990.

Кечекьян, С. Ф. Государство и право Древней Греции: Учебник/С.Ф.Кечекьян.- М.: Проспект, 1963.

Кузнецов, И. Н. История государства и права России: курс лекций/И.Н.Кузнецов.-Мн.: Амалфея, 2000.

Лафитский, В. И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма/ В.И. Лафитский.- М.: Проспект, 1993.

Омельченко, О. А. Всеобщая история государства и права: Учеб. В 2-х т./О.А.Омельченко.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ТОН-ПРИОР, 1999.

Садиков, В. Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие/В.Н.Садиков.-М.: ПРОСПЕКТ,2002.

Тагунов, Д. Е. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие/ Д.Е.Тагунов,- Мн.: Акад. упр. при Президенте РБ, 2004.

Хрестоматияпо истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т./Отв. ред. Н.А.Крашенинникова.- М.: НОРМА, 2005.

Хрестоматияпо истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М.Черниловского. - М.: Юристъ, 1998.

Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права: Учебник/З.М.Черниловский.- М.: Юристъ, 2001.

Энтин, Л. М. Европейское право: Учебник/Л.М.Энтин-М.:Норма, 2007.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ПРОГРАММЫ

                                                                                      Введение

При изучении введения необходимо усвоить общее представление о дисциплине «История государства и права зарубежных стран». Необходимо знать цели и задачи дисциплины, ее место и роль в системе формирования знаний и умений, связь с другими дисциплинами.

Тема:Государство и право стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай).

Периодизация государственности в странах Др.Востока. Формы древневосточных государств.

Др.Египет: В первой половине 4 тыс. до н.э. в долине р.Нил, согласно раскопкам, существовали номовые образования. Ном-объединение областей, районов, совокупность нескольких земледельческих общин. Всего номов было 42.

Во второй половине 4 тыс. до н.э., номы верхнего Египта объединяются в Верхнеегипетское царство, номы нижнего - в Нижнеегипетское царство.

Со временем номы превращаются в области. В 31 в. до н.э. происходит объединение двух царств в одно – раннее царство – под эгидой царя Нормера.

Периодизация по К. Батыру:

1. Раннее царство 31-28 вв.до н.э. (Только намечаются основы бюрократии и расслоения общества, складывается централизованная власть фараона).

2. Древнее царство 28-23 вв. до н.э. (Набирает мощь и силу централизованная власть, начинается возведение пирамид).

 первый переходный период: 23-21 вв. до н.э.- в силу социально-экономических, внешнеполитических причин – Египет распался на прежние номы.

3. Среднее царство 21-18 вв. до н.э. (максимальная власть у номархов).

 второй переходный период: 18-16 вв. до н.э. способствует стабилизации древнего государства.

4. Новое царство 16-11 вв. до н.э. (в эту пору Египет достиг максимального могущества и становится империей).

5. Позднее царство – 10-6 вв. до н.э. (Египет в стадии упадка).

 

Др.Вавилон: 3 тыс. до н.э. - существуют первые города-государства: Урук, Шумер, Лагаш, Ур, Аккад. В городах выборные органы власти, органы самоуправления, царь, но с ограниченной властью. 24-23 вв. до н.э.- начало цивилизации. 1895г. до н.э.- создается вавилонское царство (возглавлял царь Хаммурапи). 2 в. н.э. –разрушение Вавилона.

Индия: 3 тыс. до н.э. – существует Хараппская цивилизация. 2 тыс. до н.э. – распадается родоплеменной строй у арийских племен. 4 в. до н.э. – расцвет Индии, эпоха правления индийской династии Маурьев.

Китай: 18-11 вв. до н.э. – зарождение древнекитайской цивилизации, племя под названием Инь, покоряет группу других племен и возникает государство Шан. Второй период – период Чжоу (11-3 вв. до н.э.) племя Чжоу завоевываетШан-Инь и возникает Чжоуское государство. Следующий период – период Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (3 в. до н.э.-3 в. н.э.).

В наиболее развитые периоды государства Др.Востока объединились в рабовладельческую восточную деспотию. Во главе был монарх. Но были и олигархические республики. До возникновения Вавилонии на этой территории была республика: существовали народные собрания, советы старейшин, власть вождя сводилась к воинским обязанностям.

Для восточной деспотии характерны следующие моменты:

1. Монарх – глава политической и религиозной власти, как правило, обожествленный (исключение- Индия, Вавилония).

2. Существует крайне разветвленный бюрократический аппарат.

3. Имеется 3 главных ведомства управления: финансовое, военное, общественных работ.

 

Сравнительная характеристика общественного и государственного строя стран Др.Востока.

Др.Египет: 3 уровня древнеегипетского общества:

1. привилегированные слои, городские люди.

2. непривилегированные слои.

3. рабы.

Фараон, везирь (джати), главный казначей, главнокомандующий, главный жрец, номовые властители.

Др.Вавилон: социальная структура такая же. Существует подразделение свободных людей на 2 сословия: авилум (полноправный дееспособный человек) и мушкенум (лично свободен, но ограничен в дееспособности).

Большую роль играет жречество. Царь был верховным руководителем религиозного культа, его власть переходила по наследству. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца – нубанда. Сохранился общинный совет, его глава - рабианумназначался царем. Армия подразделялась на профессиональное ядро.

 

Индия:характерно варновое деление общества:

1. Брахманы – жрецы, наставники индусов, законодатели; изучали священные книги (веды), обучали других, составляли законы, к 16 годам проходили обряд второго рождения, налоги не платили.

2. Кшатрии – военачальники, светская знать, из них выбирали раджу, они облагались налогами, в 22 года проходили обряд второго рождения.

3. Вайшьи – ремесленники, скотоводы, земледельцы; платили все виды налогов, в 24 года проходили обряд второго рождения.

4. Шудры – варнаугнетенных и почти бесправных батраков, это слуги, у них нет своего имущества, они не имели права читать Веды. Шудр от рабов отличает то, что они - члены варны.

В пору расцвета сохраняются остатки родоплеменного строя и военной демократии. Царь – раджа, не являлся верховным законодателем. Паришад – совет старейшин, который ограничивает власть радже.

Китай: В рабовладельческом Китае на всем протяжении его истории существовала монархическая форма правления. Ван- племенной вождь; сян – первый и ближайший помощник вана по управлению, который возглавлял всю массу чиновников и выполнял все поручения правителя. Также имелись должности трехгунов- главные советники вана.

 


Законы царя Хаммурапи.

(18 в. до н.э.- 1792-1750гг.), 282 статьи, сохранилось 247. Хаммурапи заимствовал ряд положений из законодательства более раннего периода. В этих законах не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи.

Многие статьи были посвящены договору найма имущества – аренды земли. Около 70 статей регулировали брачно- семейные отношения. Так, ст.1-5 содержат положения процессуального характера; 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений; 127-195 относятся к семейному и наследственному праву; 196-214 предусматривают защиту личности; 215-282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Это деление условно, сборник нельзя рассматривать как кодекс.

 

Законы Ману.

Право Др.Индии было тесным образом связано с религией и религиозной моралью. Дхармашастры–сборники религиозно-правовых предписаний. Важнейший – дхармашастры Ману (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Структура – 12 глав, 2685 статей, написанные в виде шлок. Сборник свидетельствует о классовом характере права Индии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...