Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие № 3 «Война и мир» как роман «большого дыхания» - 2 часа.




1.Из истории создания и восприятия романа. От «Декабриста» к «Войне и миру».

2. Особенности повествования в романе:

а) «всеведение» и компетенция автора во всех событиях жизни;

б) особенности изображения исторических событий;

в) герои романа как личности.

3. Историософская концепция романа как объяснение главных закономерностей человеческого бытия:

а) соотношение в истории «свободы» и «необходимости» по Толстому;

б) роль личности в истории в трактовке автора.

4. Архитектоника романа.

5. Проблема жанра романа.

Литература.

1. Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

2. Кандиев В. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого: Комментарий. М., 1967.

1. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

2. Чичерин А. В. . Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

Задание:

Ознакомьтесь со статьёй Е. Цимбаевой «Исторический контекст в художественном образе (Дворянское общество в романе «Война и мир»)» (Вопросы литературы. 2004. № 5)и подготовьтесь к собеседованию по ней.

Вопросы для самопроверки:

«Война и мир». Творческая история романа, его источники. «Война и мир» как многопроблемный роман-эпопея. Широта охвата и глубина анализа различных сторон русской жизни начала ХIХ века. История и современность в романе.

«Мысль народная» в «Войне и мире». Изображение событий войны 1812 года как войны Отечественной. Философия истории Толстого. Образы Кутузова и Наполеона.

Россия народная в изображении Толстого. Тушин, Щербатый, Каратаев как воплощение различных сторон русского народного характера в понимании Толстого.

Картины жизни русского дворянства. Антинародность, паразитизм, праздность, лицемерие великосветского общества.

Патриархальный быт семьи Ростовых. Высокие интеллектуальные и нравственные достоинства членов семьи Болконских.

Жизненный путь Андрея Болконского, поиски истины, правды и справедливости.

Этапы духовного развития Пьера Безухова. Его сближение с народом.

Женские характеры в романе Судьба Наташи Ростовой. Народное, национальное начало в её характере.

«Война и мир» как произведение нравственно-психологического характера. Композиция эпопеи, роль философских и публицистических отступлений. Значение романа «Война и мир».

 

 Практическое занятие № 4 «Роман вопросов» «Анна Каренина» - 1 час

1. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги «великих реформ».

2. «Цвет и запах эпохи» 1870 гг. в романе Толстого:

а) герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии; разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства;

б) отголоски в романе культурной и умственной жизни 70-ых гг.

3. «Мысль семейная» в романе.

4. Любовь-страсть как разрушительная стихия. «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе.

5. «Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет)

6. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий в романе.

7. Композиционная роль символов в романе. Смысл эпиграфа и его художественная реализация в романе.

Литература.

1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.

2. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.

3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

                                                    Задание:

Ознакомьтесь со статьёй Т. Касаткиной «Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого» ( Вопросы литературы. 2001. № 4) и подготовьтесь к собеседованию по ней.

 

 

 Практическое занятие № 5 «Роман ответов» «Воскресение» - 1 час.

1. История создания романа. «Коневская повесть» как ядро замысла, расширение первоначального замысла.

2. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого:

а) антитеза как основной архитектонический принцип;

б) комментарий как средство выражения авторской позиции;

в) особенность изображения человека поздним Толстым: борьба «духовного» и «животного» начал.

г) параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» и духовности.

3. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.

4. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого (идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и организации сюжета; преломление эпиграфа в духовных исканиях главного героя и сюжете романа; эпиграф и финал романа).

Литература.

1.Бахтин М. М. Предисловие («Воскресение» Л. Н. Толстого) // Литературно-критические статьи. М., 1986.

2.Кузина Л. Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение. Историко-функциональное исследование. М., 1991.

3.Маймин Е. А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1959.

 

Практическое занятие № 6 Поэтика чеховского рассказа

(на примере рассказа «Ионыч») – 1 час.

Задание: внимательно прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и проанализировать с точки зрения особенностей поэтики.

 

Литература.

1. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

2. Паперный З. Испытание героя // Русская классическая литература. Сост. Н. Устюжанин. М., 1969.

3. Семанова М. Л. Чехов-художник. М., 1979.

4. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. Л., 1987.

5. Тюпа. В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

6. Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

См. списки рекомендованной литературы

Практическое занятие (по выбору)1 час

«Наше положение<…> безнадёжно» (по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»).

1. Как из комедии «Леший» получились «Сцены из деревенской жизни»: переработка или новая пьеса?

3. Характерные черты чеховской драматургии II половины 1890- начала 9000-х гг. в «Дяде Ване»:

а) новый тип сценического действия (внешняя бессобытийность, передача «обычного хода жизни»; преобладание внутреннего драматизма над интригой; неявное, но целенаправленное развитие конфликта с кульминацией в III акте);

б) «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (В. И. Немирович-Данченко) (драма без героев: как это следует понимать? Персонажи пьесы – носители общего чувства неудовлетворённости жизнью; лейтмотивная партия каждого персонажа;

в) персонажи пьесы во взаимо- и самооценках;

г) особенности чеховских диалогов;

д) атмосфера бесплодных страстей и нереализованных желаний.

4.Проблема жанра чеховских пьес.

Литература.

1.Берковский Н. Я. От рассказов и повестей к драматургии // Литература и театр. М., 1969.

2.Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988, 2001.

3.Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.

Аудит. срс – 8 ч.

1 Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, художественные особенности романа (1 ч.)

Раннее творчество Достоевского. Внимание к «маленьким», обездоленным людям города. Роман «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, их художественные особенности. Правдивое изображение безысходности положения бедных людей, их душевной чистоты, благородства, сознания своего человеческого достоинства. Его литературные предшественники. Влияние Гоголя (традиции Гоголя и натуральной школы в раннем творчестве Достоевского). Акакий Акакиевич и Макар Девушкин. Белинский о «Бедных людях» «как о первой попытке у нас социального романа». Высокое психологическое мастерство в раскрытии внутреннего облика действующих лиц романа, характер гуманизма Достоевского, своеобразие языка и композиции романа.

Вопросы:

Что сближало и разделяло Достоевского с Белинским?

В чём состояло притяжение к Гоголю и полемика с ним в творчестве молодого Достоевского («Бедные люди», «Двойник»)?

В чём своеобразии разработки Достоевским темы «маленького человека»?

Укажите типы романтической личности в творчестве раннего Достоевского

                                                Задание:

Прочитать статью К. Степаняна «Тайна человека в романе «Бедные люди» (Вопросы литературы. 2004. № 6) (см. Приложение) и М. Эпштейна «Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова» (Вопросы литературы. 2005. № 6) (см. Приложение) и приготовиться к собеседованию по ним.

 

 

2 Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания, жанр романа. Основные идеи. Злободневность и полемичность романа (1 ч.).

Спор Достоевского с современной ему общественной мыслью. Проблема преступления и наказания. Герой-индивидуалист и его трагедия. Образ Раскольникова. Теория и «живая жизнь». Сонечка Мармеладова. Изображение человеческих страданий и утверждение культа страдания, терпения, смирения. Образ Петербурга. Особенности жанра романа. Художественное своеобразие романа, мастерство психологической обрисовки действующих лиц и построения романа. Место произведения в русской литературе.

Достоевский в 70-е годы Пребывание за рубежом. Достоевский как журналист. Публицистика писателя («Дневник писателя»), её основные темы и идеи.

Задание:

Прочитайте внимательно книгу С. В. Белова «Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1985.

Для лучшего понимания романа ознакомьтесь со следующей литературой:

Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.

Кирпотин. В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

Кожинов В. В. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» // Три шедевра русской классики. М., 1968.

Ознакомьтесь со статьёй Т. Касаткиной «Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»» (Вопросы литературы. 2003. № 1) (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию.

 

 

3 Роман Достоевского «Идиот» в современном прочтении (1 ч.). Мышкин и Христос. Причины поражения Мышкина. Система образов романа. Виды любви в романе. Идейный смысл романа.

Вопросы:

Определите неомиф в романе Достоевского «Идиот».

Задание:

Прочитайте следующие статьи о романе «Идиот»:

1 Попова И. «Ты не бог, ты осёл, но ты несёшь бога». Архитектоника краха князя Мышкина // Вопросы литературы. 2009. № 5.

2 Степанян К. Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности // Вопросы литературы. 2009. № 5.

3 Мильдон В. Раскольников и Мышкин (К художественной идеологии Достоевского) // Вопросы литературы. 2005. №3.

4 Касаткина Т. «Идиот» и «чудак»:синонимия или антонимия? // Вопросы литературы. 2001. № 2.

5 Ребель Г. Кто «виноват во всём этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» // Вопросы литературы. 2007. № 1.

6 Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского: Князь Мышкин и Рахметов как ипостаси Христа; Образ земного Рая у Достоевского и Чернышевского («Сон смешного человека» и Четвёртый сон Веры Павловны в «Что делать?») // Вопросы литературы. 2001. № 3.

 

4 Работа над текстом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1 ч.)

Методические рекомендации.

Каким образом композиция романа «Братья Карамазовы» служит систематике нравственно-этических позиций персонажа?

Как поставлена проблема будущего России в романе «Братья Карамазовы»?

Сопоставьте сцены двух судов – монастырского и уголовно-юридического.

Выявление связи двух судов позволит уяснить важнейшие проблемы романа. В келье у старца Зосимы обсуждается не только распря Фёдора Павловича с сыном – намечаются пути к разрешению «загадок» всех Карамазовых, пути к возрождению русского человека.

В процессе над Дмитрием также осуществляется суд над русским человеком вообще, осуществляются исторические прогнозы России, основанные на различном толковании национальной ментальности.

      Вопросы к разбору сцен двух судов.

1 Суд в монастыре:

-Как построено повествование о монастырском суде?

-Какие противоречия в поведении всех Карамазовых, явившихся на суд старца Зосимы, фиксирует повествователь? Укажите примеры несоответствующего поведения, разлада между словом и жестом, обличающего ложь посетителей.

-Каковы цель и функция религиозных «обличений» Фёдора Павловича?

-Почему Иван выступает в роли защитника церковного суда?

-Как определяет религиозные искания Ивана старец Зосима?

-Каков смысл благословения старцем Дмитрия Карамазова?

-Определите итоговое значение смыслосозидающих «приговоров» и благословений старца Зосимы.

2 Суд над Дмитрием Карамазовым:

-В чём своеобразие процесса, основанного на психологических «уликах» и расследовании психологии «преступника»?

-Каково сходство и различие психологических свидетельств на суде и душевных разбирательств старца Зосимы?

-Чему служат характеристики участников процесса?

-Определите характер достоверности субъективных мотивов обвинения и защиты: правду и ложь в речах прокурора и адвоката.

-Как в процессе суда выявляются опасные духовные искушения и ложное понимание национальных традиций?

-Укажите на антитезу итоговых заявлений адвоката и Дмитрия Карамазова.

-Каковы, на ваш взгляд, причины «судебной ошибки»?

-Почему суд над Карамазовыми воспринимается как писательское завещание России?

 

                                                  Рекомендуемая литература:

1 Фридлендер Г. М. и др. (Примечания к роману «Братья Карамазовы») // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.15.Л., 1976. С.399-604.

2 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (гл. 5, раздел 3 – любое издание).

3 Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.

4 О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост. Предисл., ил. Ю. И. Селиверстова. М., 1992.

5 Розанов В. В. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С.41-157.

6 Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л, 1977.

7 Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

8 Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». М., 1996.

9 Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007.

10 Долинин А. С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л., 1963.

Задание:

Прочитайте статью В. Кантора «Кого и зачем искушал чёрт? (Иван Карамазов: соблазны «русского пути»)» (Вопросы литературы. 2002. № 2) и подготовьтесь к собеседованию.

Прочитайте книгу С. В. Белова «Жена писателя. Последняя любовь Ф. М. Достоевского» (М., 1986) и мемуары А. Г. Достоевской, сравните их.

 

Методические рекомендации:

Господствующим направлением в современном достоеведении стало изучение религиозных основ творчества писателя, поскольку христианский гуманизм определяет целостность художественного мира писателя. Однако его творческая система одновременно и христоцентрическая и антропоцентрическая, основанная на вере в Человека, способного следовать заветам Христа. Кроме того, человек в его произведениях устанавливает себя не только в отношениях к Богу, но и к Бытию как ко всеобщему принципу истинного существования, зачастую осмысленному нерелигиозно, с позиций новейшей философской метафизики. Именно таково метафизическое самоопределение Раскольникова, Ипполита Терентьева, Ставрогина, Ивана Карамазова, бесконечно доверяющих только собственному сознанию и воле. И проблема, всегда решаемая писателем, при обращении к такому типу сознания, - это способность или неспособность человека встать в религиозные отношения к Бытию. Не все герои могут совершить этот экзистенциальный поворот.

       Сегодня «религиозное литературоведение» уже упрекает Достоевского как не вполне последовательного христианина. Чтобы разобраться в спорах по поводу религиозности писателя, познакомьтесь со следующими работами:

                                              

Бочаров С. О религиозной филологии // Сюжеты русской литературы. М., 2000.

Свительский В. «Сбились мы, что делать нам…» // Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб, 2000. № 15.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных учёных под ред. Т. А. Касаткиной. М., 2001.

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. (Разделы «Предисловие», «К проблеме метафизического поля в мире Ф. М. Достоевского», «Метафизика романа «Идиот»).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...