Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретические (лекционные) занятия (5 часов)
Тема 1. Литературно-общественная ситуация 70-80-ых гг. 19 века. Основные факты общественно-политической и культурной жизни 70-90-ых гг. Народничество в России 70-ых годов. Политические судебные процессы 70-ых гг. Журналистика («Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», «Неделя», «Русский вестник», «Московский ведомости»). Жанровое богатство реалистической литературы 70-ых гг. Преобладание прозаических жанров. Социально-политическая обстановка в России в 80-ых годах. Политическая реакция 80-ых гг. (в общественной жизни, печати, просвещении). Гонения на прогрессивную журналистику («Порядок», «Голос», «Отечественные записки»). «Гражданин» Мещёрского, «Московские ведомости» Каткова, «Новое время» Суворина, «Русь» Аксакова. Теория «малых дел». «Толстовство». Развитие науки и техники. Русское искусство. Вопросы и задания: Расскажите об основных журналах эпохи. Перечислите основные направления в журналистике 1970-х годов, выраженные в «толстых журналах». Основные критики эпохи. О чём писали и о чём спорили? Каковы господствующие настроения семидесятников и разновидности общественных иллюзий? Каковы новые тенденции в литературном процессе 80-ых годов? Назовите новые приоритетные журналы в 1980-е годы. Назовите известные произведения «малой прозы», ставшие крупным явлением отечественной и мировой литературы.
Рекомендации к самостоятельной работе: Чтобы чётко представить отличие новой стадии реализма от предыдущей, сопоставьте принципы структурирования персонажей известных вам романах Тургенева, Достоевского и Льва Толстого. Основой характера в романе «Отцы и дети» является социально-политическая позиция героя; стержнем личности в «Преступлении и наказании» является идея-страсть персонажа, а в романе «Война и мир» - нравственно-духовные искания человека. В романе Тургенева Базаров и Павел Кирсанов резко противопоставлены прежде всего по общественным взглядам и сближены по человеческим свойствам и переживаниям – таким образом социальные и природные критерии разделены. В романе Л. Толстого все действующие лица оцениваются мерилом естественности и отношением к проблеме «добро для себя» или «добро для других». В романе Достоевского все герои соотнесены в решении вопроса о путях реализации личной свободы, и, значит, найден единый, перспективный для «возрождения» человека критерий его оценки. Сопоставьте взгляды на абсолютные и «исторические» ценности в сознании героев романов «Отцы и дети» Тургенева, «Война и мир» Толстого, сравнив два диалога о смысле и стимулах жизни: Евг. Базарова и Аркадия Кирсанова («Отцы и дети», гл. ХХI – на копне сена) и полемику Пьера Безухова с Андреем Болконским в Богучарове и на пароме («Война и мир». Т.2., гл. ХI, ХII).
Литература: История русского романа. Т.2. М.-Л., 1964. Кантор В. Безыдеальная критика (Литературно-эстетические взгляды и судьба А. М. Скабичевского)// «Вопросы литературы», 1986. №3. Кантор В. К. Катков и крушение эстетики либерализма // «Вопросы литературы», 1973. №5. Соколов Н. И. Русская литература и народничество. Л., 1971. Русская литература ХIХ века. 1870-190-е годы. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Аношкиной и В. П. Зверева. М., 2005. С.8-45.
Тема 2 Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Жизненный и творческий путь Достоевского. Раннее творчество. Достоевский в кругу петрашевцев. Арест и ссылка, каторга. Возвращение. Позиции Достоевского в общественно-политической и литературной борьбе 60-ых годов. Противоречия в мировоззрении творчестве писателя. «Почвенничество». Роман «Униженные и оскорблённые». Гуманистический пафос романа. Достоевский – редактор «Времени» и «Эпохи». Достоевский в 70-е годы. «Речь о Пушкине» - утверждение мирового значения русской литературы и творчества Пушкина.
Литература о творчестве Достоевского: 1 Бахтин М. Проблемы поэтики М. Достоевского. М., 1972 (или др. издание). 2 Белик А.П. Художественные образы Ф. Достоевского. М., 1974. 3 Белов С. В. Жена писателя. Последняя любовь Ф. И. Достоевского. М., 1986. 4 Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1985. 5 Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. М., 1971. 6 Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л., 1974. 10 Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964. 11 Достоевский в конце ХХ века / Сб. ст. Сост. И ред. К. А. Степанян. М., 1996 12 Достоевский в русской критике. М., 1956. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л., 1985. 13 Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976. 14 Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун ХХ Века. М., 1989. 15 Кашина Н. Человек в творчестве Достоевского. М., 1986. 16 Кирпотин В.Я. Достоевский- художник. М., 1982. 17 Кирпотин В.Я. Достоевский и шестидесятые годы. М., 1966 18 Кирпотин. В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. 19 Кожинов В. В. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» // Три шедевра русской классики. М., 1968. 20 Курганов Е. Роман Достоевского «Идиот». Опыт прочтения. СПб., 2001. 21 Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: В 3 т. / Под ред. Н. Ф. Будановой и Г. М. Фридлендера. СПб., 1993-1995. 22 Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. 23 Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995. 24 Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1986. 25 Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф. Достоевского // Мысли о литературе. М., 1989. 26 Розанов В.В. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1991. 28 Розенблюм Л.М. Творческие дневники Ф.М. Достоевского. М., 1981. 29 Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сб. статей и зарубежных учёных / Под ред. Т. А. Касаткиной. М., 2001. 30 Сараскина Л.И. «Бесы»: роман–предупреждение. М., 1990. 27 Саруханан Е. Достоевский в Петербурге. Л., 1970; 1972. 28 Селезнев Ю.И. Достоевский. (ЖЗЛ) М., 1981. 29 Слоним М. Три любви Достоевского. М., 1991. 30 Страхов Н.Н. Преступление и наказание //Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. 31 Творчество Достоевского в русской мысли: 1981-1931. М., 1990. 32 Туниманов В. А. Творчество Достоевского 1854-1862. Л.. 1980. 33 Щеннников Г. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. 34 Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. М., 1979. Л., 1985.
Тема 3 Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговый роман. Замысел романа. Глубина и острота социальных и нравственных проблем романа. Художественное исследование «карамазовщины». Противопоставление ей религиозно-нравственных идеалов Зосимы и Алёши Карамазова. Сущность образа Дмитрия Карамазова. Двойничество Ивана Карамазова, его бунт. «Легенда о Великом Инквизиторе», её место в романе и творчестве Достоевского. Система образов. Проблематика. Литература: Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007. Долинин А. С. Достоевский и другие. Л., 1989. Долинин А. С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л., 1963.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |