Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3.5. Инфраструктурный комплекс




Студент должен

знать:состав комплекса, основные транспортные магистрали, проблемы и перспективные направления развития различных видов транспорта и связи;

уметь:рассчитать плотность транспортной сети, анализировать статистические данные;

иметь представление:о новейших видах связи и обеспеченности ими населения области.

 

Состав комплекса: транспорт, связь. Значение комплекса в валовом региональном продукте области. Возрастание роли современных средств связи: мобильной, интернет, оптико-волоконной и др. Степень обеспеченности территории области старыми и новыми видами связи. Перспективы развития средств связи.

Формирование транспортного комплекса области. Изменение роли отдельных видов транспорта в условиях рыночной экономики. Основные транспортные магистрали, транспортные узлы и центры. Плотность транспортной сети. Структура пассажиро- и грузооборота на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте. Транспортные пути области как составная часть единой транспортной системы России. Автомагистраль федерального значения «Вятка». Проблемы и перспективные направления развития различных видов транспорта.

 

 

Тема 3.6. Экономические связи области

Студент должен

знать:основные формы экономического сотрудничества, главные статьи ввоза и вывоза продукции и услуг, предприятия-экспортеры, географию сотрудничества, перспективные направления развития;

уметь:оценить роль региона во внешнеэкономических связях России, товарную структуру экспорта и импорта области, дать свои обоснованные предложения по их совершенствованию.

 

Экономические связи области с российскими регионами, странами Содружества и дальнего зарубежья. Основные формы экономического сотрудничества*. Влияние открытости экономики области и страны на развитие экономических связей. Усиление внутриобластных и межрегиональных связей. Изменение географии рынка сбыта кировских товаров. Роль Вятской торгово-промышленной палаты в расширении и углублении экономического сотрудничества.

Торговля как основная форма сотрудничества. Динамика внешнеторгового оборота. Структура экспорта и импорта продукции. Основные предприятия-экспортеры. Изменение географии внешней торговли. Удельный вес области в экспортно-импортных операциях России.

Другие формы сотрудничества: международный туризм, создание совместных предприятий, культурные и научные связи, лизинг и другие*.

Перспективные направления развития внешнеэкономических и межрегиональных экономических связей.

 

Раздел IV. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 4.1. Основные направления региональной политики области

Студент должен

знать:основные направления региональной политики Кировской области.  

иметь представление:об основных положениях Стратегии социально-экономического развития Кировской области.

 

Понятие «региональная политика». Приоритетные направления развития экономики области с учетом ее специфики. Основные положения Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г.

 

Тема 4.2. Федеральные и региональные целевые программы развития области

Студент должен

знать:понятие «целевая программа», содержание основных федеральных и региональных целевых программ и источники их финансирования;

иметь представление:о ходе их реализации.

 

Основные региональные программы развития машиностроения, предприятий лесного комплекса, агропромышленного комплекса и легкой промышленности. Пути привлечения инвестиций в развитие экономики региона. Перечень областных целевых программ по социальному комплексу, по охране окружающей среды и природных ресурсов и прочих.

Федеральные целевые программы, осуществляемые на территории области в 2005 – 2010 г.г. и в дальнейшей перспективе. Содержание программ, плановые и фактические сроки реализации отдельных программ и подпрограмм: «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», «Жилище», «Электронная Россия», «Российский лен», сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ. Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) по Кировской области. Итоги выполнения федеральных и целевых программ развития экономики области (по данным Департамента экономического развития при правительстве Кировской области).


 


Методические рекомендации для студентов

3.2.2. Вопросы для самостоятельной работы студентов

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом и имеет значительные различия по количеству часов для студентов разных форм обучения (таблица 1).

Раздел I. Общие сведения о регионе

Тема 1.1. Административно-территориальное устройство Кировской области

• Назовите дату образования Кировской области.

• Познакомьтесь с геральдикой области, ее происхождением.

• Определите на карте Кировской области местоположение каждого административного района и города.

• Назовите основные параметры площади территории области, протяженности ее границ.

• Оцените местоположение региона в европейской России.

 

Тема 1.2. Экономика Кировской области в общероссийском территориальном

 разделении труда

• Укажите место Кировской области в общероссийском разделении труда по важнейшим экономическим показателям (размеру ВРП в целом и на душу населения, численности населения, уровню безработицы, производству, валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции, размерам инвестиций и т.д.).

• Роль малого бизнеса в экономике области.

Тема 1.3. Отраслевая и территориальная структура экономики области

• Проанализируйте структуру ВРП региона за 1990 и 2000гг., сделайте выводы.

• Сопоставьте структуру ВРП области со структурой ВРП России.

• Какие отрасли экономики региона за период рыночных преобразований заметно повысили удельный вес и почему?

• Доля каких отраслей в структуре экономики заметно снизилась и почему?

• Назовите крупные холдинги, ФПГ (финансово-промышленные группы), АО, совместные предприятия, которые работают в настоящее время на территории области.

• Покажите особенности размещения промышленного производства по территории региона.

• Какие факторы оказали влияние на формирование современной структуры ВРП?

Раздел II. Факторы социально-экономического развития региона










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...