Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Методологические проблемы СП. Специфика научного исследования в соц. психологии. Методы СП, их классификация
Методология научного исследования. Уровни методологии социальной психологии: общая методология, частная (специальная) и методология как совокупность конкретных методических приемов. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Проблема соотношения теории и эмпирического материала в социально-психологическом исследовании. Соотношение методологии и методики исследования. Основные методы социально-психологических исследований. Тема 3. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение» (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, М.С.Каган, М.И.Лисина, Б.Д.Парыгин и др.) Социально-педагогический статус общения как фактор формирования личности: философская, социологическая и психологическая концепции. Функции общения. Тема 4Общение как коммуникация. Психологическая обратная связь. Односторонняя и двусторонняя модели коммуникации. Коммуникативные сети: «кольцо», «звезда», «игрек», «колесо». Восходящая и нисходящая цепочки коммуникации. Коммуникативные акты: говорение и слушание. Барьеры (помехи) слушания по Т.Гордону. Пассивное, активное и эмпатическое слушание. Приемы эффективного слушания: нерефлексивное слушание, отражение чувств, перефразирование, резюмирование, уточнение (выяснение). Коммуникативные умения: передача рациональнойи эмоциональной информации; использование вербальных и невербальных средств коммуникации; организация и поддержание диалога. Невербальная коммуникация: оптико-кинестазическая система, акустическая система, организация пространства и времени общения. Тема 5. Общение как взаимодействие (интерактивный аспект общения).Взаимодействие как процесс, этапы взаимодействия: установление контакта; ориентировка в ситуации; сообщение темы, проблемы общения; выход из контакта. Подход к взаимодействию в транзактном анализе (Э.Берн). Акт итрансакция как функциональные единицы взаимодействия. Состояния «Родитель», «Взрослый», «Ребенок»; физические и вербальные признаки состояний. РВД-диаграммы. Виды трансакций: простые (между равными состояниями, между разными состояниями, перекрестные) и сложные (с одним подтекстом и с двойным подтекстом).Понятие о жизненных сценариях: «Я плохой, ты хороший», «Я плохой, ты плохой», «Я хороший, ты плохой», «Я хороший ты хороший». Тема 6. Конфликт, структура и динамика конфликта, способы его разрешения Понятие о конфликте и его функции. Подходы к пониманию функций конфликта. Структурные элементы, образующие конфликт: база (основа) или конфликтная ситуация, инцидент. Структурные составляющие конфликтной ситуации: участники конфликта (оппоненты) и объект конфликта (предмет спора). Развитие конфликта (его динамика) как последовательная смена нескольких стадий: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации; 2. Осознание этой ситуации участниками конфликта; З. Конфликтное взаимодействие; 4. Разрешение конфликта. Стили разрешения конфликта: конкуренция, компромисс, сотрудничество, уступка, избегание; их характеристика. Причины, препятствующие разрешению конфликта. Условия эффективного разрешения конфликтной ситуации. Проблемные (конфликтные) типы личности и их поведенческие модели. Тема 7. Общение как социальная перцепция. Общение как процесс познание людьми друг друга. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия и др.). Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: "ореола", "первичности", "новизны". Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Эмоциональная сторона межличностного восприятия. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Проблема точности межличностного восприятия. Практические средства повышения точности межличностного восприятия. Тема 8. Социальные группы, их признаки. Типология групп История психологии групп. Проблема группы в социальной психологии. Группа как система деятельности и как субъект деятельности. Определение группы в социальной психологии. Основные характеристики групп. Сущность социально-психологического подхода к изучению малых групп. Понятие "малая группа". Классификация малых групп. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие санкций. Тема 9. Проблема развития социальной группыЭтапы развития группы. Начальный уровень объединения людей в группы – диффузная группа (группа конгломерат). Развитие группы от конгломерата в направлении кооперации. Совместная деятельность как основная характеристика группы ассоциации (просоциальная ассоциация). Уровень корпоративных отношений в группе (группа корпорация). Высший уровень развития группы – коллектив. Коллектив: его признаки и структура. Иерархия отличных уровней отношений (по А.В.Петровскому). Методы изучения Тема 10. Межличностные отношения в малых группах. Социометрическая структура группы. Система социометрических статусов членов группы: популярные, средние, непопулярные члены группы. Взаимность социометрических выборов. Система отвержений в группе. Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения. Социометрия как метод исследования межличностных отношений в малых группах. История метода социометрии: происхождение и возможности. Социометрическая процедура: планирование и техника проведения. Процедура обработки и анализа социометрических данных. Заполнение социометрической матрицы, этапы построения социограммы. Референтометрия. Тема 11. Интеграционные процессы в группе. Упорядоченность внутрии групповых структур, устойчивость субординационных взаимосвязей, стабильность и преемственность их функционирования как показатели групповой интеграции. Групповая сплоченность: уровень взаимной симпатии в межличностных отношения; степень привлекательности группы для ее членов. Основные факторы групповой сплоченности: ясность и определенность групповой цели, кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности. Степень совпадения (согласованностей, сходства), представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам и явлениям, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности как показатели ценностно-ориентационного единства группы. Методический аппарат изменения групповой сплоченности. Тема 12. Межгрупповые отношения. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Межгрупповые представления, их основные характеристики. Явление межгрупповой дискриминации как отвержение социальной и индивидуальной ценности и значимости другой группы. Тенденция к однозначно позитивной переоценке собственной группы – внутригрупповой фаворитизм. Обратная тенденция межгрупповой дискриминации. Групповая нормализация, групповая изоляция и групповая поляризация. Тема 13. Интегративные межгрупповые феномены: аффилиация как стремление быть в обществе других людей. Возрастание тенденции к аффилиации при вовлечении субъекта в потенциально сложную или опасную ситуацию. Чувство одиночества, отчужденности как результата блокирования аффилиации. Референтность как отношение значимости, связывающие субъекта с другим человеком или группой лиц. Ориентировка членов группы на групповые цели, мнения и ценности; соотнесение своих целей, мнений и оценок с групповыми. Неинтериализованные отношения референтности, когда референтный объект существует реально как определяющий нормы поведения индивида; интериализованные отношения референтности, когда поведение индивида является результатом собственных субъективных факторов. Тема 14 Динамические процессы в малой группеДинамические процессы в группе как развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы и внешним воздействием на группу. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий, внутригрупповые конфликты. Структура власти как система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Две формы осуществления социальной власти: лидерство и руководство. Виды лидерства: инструментальное, экспрессивное, коммуникативное и др. Стиль руководства. Авторитет как основной инструмент психологического влияния руководителя на группу. Процесс принятия группового решения: этапы организации процесса принятия группового решения. Групповое давление; конформность и девиантность. Тема 15 Феномен больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Определение. Классификация. Социально-психологические характеристики больших социальных групп типа "толпа": иррационализм, заражение, подражание, сдвиг в сторону риска. Виды толпы: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Стихийные группы и массовые социальные движения. Психология социальных классов. Психологические особенности этнических групп. Психология наций. Проблема этноцентризма Проблемы группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Тема 16 Социализация личности. Понятие «социализация», его междисциплинарный статус. Содержание понятия «социализация» в различных концепциях личности: в необихевиоризме (социальное научение); символическом интеракционизме (результат социального взаимодействия); гуманистической психологии (самоактуализация «Я»-концепции). Проблема социализации в отечественной психологии. Интериоризация и экстериоризация как механизмы социализации. Факторы, оказывающие влияние на процессы социализации личности. Институты социализации. Тема 17 Социальная адаптация личностикак процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Основные типы адаптационного процесса: активный и пассивный; их зависимость от потребностно-мотивационной сферы индивида Методы изучения социальной адаптации. Принятие индивидом социальной роли как важный аспект социальной адаптации. Социальная адаптация как социально-психологический механизм социализации личности. Зависимость эффективности адаптации от адекватности восприятия индивидом себя и своих социальных связей. Тема 18 Социальные роли. Социальные роли как осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением. Широта и разнообразие набора социальных ролей. Подходы к интерпретации социальных ролей; виды социальных ролей. Гендерные роли как дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности. Дифференциация гендерных ролей: половозрастное разделение труда, система половой стратификации, распределение власти и авторитета мужчин и женщин, специфика процессов половой социализации. Соотношение психических свойств личности и ее ролевого поведения. Тема 19 Проблема социальной установкиУстановка как готовность субъекта осуществлять определенные акты поведения или действия. Характеристики социальной установки. Социальная установка (аттитюд) как понятие обозначающее субъективные ориентации индивидов на ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. Функции аттитюдов: приспособительная (адаптивная), познавательная, саморегуляции, защитная. Структура аттитюда: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный) компоненты. Социальная установка как продукт столкновения потребности и ситуации, в которой она может быть удовлетворена. Диспозиционная концепция В.А.Ядова. Уровни диспозиции. Проблема прогнозирования социального поведения человека. Образовательные технологии С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов в сочетании с внеаудиторной работой в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, тренинги, решение проблемных задач, создание презентаций и подготовка рефератов, участие в работе коллоквиумов:
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 363. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |