Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Содержание учебного материала по разделам (темам)
Б.1.В.ОД.5 Социальная психология
Вид образования:
| Профессиональное образование
| Уровень образования:
| Высшее образование - бакалавриат
| Квалификация выпускника:
| Бакалавр
| Направление подготовки:
| 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
| Направленность (профиль) образовательной программы:
| Психология и социальная педагогика
| Тип образовательной программы:
| Программа академического бакалавриата
| Форма обучения:
| заочная
| Срок освоения образовательной программы:
| 5 лет
| Номер внутривузовской регистрации образовательной программы
| 44.03.02 (156)-15-З
|
Нижневартовск
2015
1. Цель освоения дисциплины: является освоение знаний о теоретических основах социальной психологии, умений анализировать социально-психологические явления повседневной жизни и ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.
Задачи:
ü Сформировать понятия о социально-психологических феноменах: общение, группа, личность в группе как о предмете социальной психологии;
ü Познакомить с основными направлениями развития социальной психологии, ее современными проблемами;
ü Раскрыть сущность социально-психологических механизмов межличностного взаимодействия, коммуникации, групповых процессов, социализации.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата:
Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть обязательных дисциплин основной образовательной программы, учебного плана направления подготовки 44.03.02 (156)-15-З «Психолого-педагогическое образование», профиль "Психология и социальная педагогика".
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины(модуля) согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:
-готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
-готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
-способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- определение группы и ее психологические особенности, типы групп;
- основные методы социально-психологического исследования;
- закономерности формирования, развития, функционирования различных видов групп;
- закономерности социального поведения личности
- влияние группового давления на индивидуальное поведение личности; уметь:
Уметь:
- использовать знания о психологии социальных процессов в своей деятельности специалиста
- осуществлять психодиагностику особенностей поведения, деятельности и общения индивидов, обусловленные их членством в разных группах
- осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на научные принципы социально психологии
Владеть:
- системой научных понятий и научно упорядоченных базовых научных представлений о социально-психологических процессах;
- системой методов управления процессами группообразования и управления внутри группы
- навыками анализа конкретных ситуации социального взаимодействия
- навыками оптимизации социального взаимодействия в условиях действия феноменов группового поведения.
Структура и содержание дисциплины « Социальная психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов, из которых на аудиторную нагрузку приходится 12 часов (4 часа на лекции, 8 часов на практические занятия); на самостоятельную работу приходится 92 часа.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной деятельности
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 5
| | Аудиторные занятия (всего)
| 12
|
| | | В том числе:
|
|
| | | Лекции
| 4
| 4
| -
| | Практические занятия (ПЗ)
| 8
| -
| 8
| | Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| | Самостоятельная работа (всего)
| 92
| 32
| 60
| | Вид аттестации
| экзамен
| -
| 4
| | Общая трудоемкость (часы)
| 108
| 36
| 72
| | Зачетные единицы
| 3
| 1
| 2
|
|
Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практ.
занятия
| Лабораторные занятия
| СРС
| 1.
| Предмет социальной психологии. Основные этапы развития СП. Первые теоретические концепции. Краткий исторический обзор становления отечественной СП. Теоретические и прикладные задачи СП
|
|
|
| 4
|
| 2.
| Методологические проблемы СП. Специфика научного исследования в соц. Психологии. Методы СП, их классификация
|
|
|
| 4
| Тестирование
| 3.
| Психология общения . Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения
|
|
|
| 4
| Устный опрос
| 4.
| Общение как коммуникация. Психологическая обратная связь. Коммуникативные акты: говорение и слушание. Коммуникативные барьеры, их виды, средства коммуникации
|
|
|
| 4
|
| 5.
| Общение как взаимодействие (интерактивный аспект общения). Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Виды трансакций.
|
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 6.
| Конфликт, структура и динамика конфликта, способы его разрешения
|
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 7.
| Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Эффекты восприятия механизмы взаимопонимания в процессе общения. Межличностная аттракция
|
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 8.
| Социальные группы, их признаки. Типология групп: малая группа, ее основные параметры.
|
|
|
| 4
|
| 9.
| Проблема развития социальной группы: стадии развития группы.
|
|
|
| 4
|
| 10.
| Межличностные отношения в малых группах. Социометрическая структура группы. Социометрическая процедура, техника ее проведения. Референтометрия
|
|
|
| 4
| Тестирование
| 11
| Интеграционные процессы в группе. Групповая сплоченность. ЦОЕ как показатель сплоченности. Групповая совместимость
| 2
|
|
| 4
|
| 12
| Межгрупповые отношения. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
| 2
|
|
| 4
|
| 13
| Интегративные межгрупповые феномены: аффилиация, открытость, референтность. Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы
|
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 14
| Динамические процессы в малой группе (лидерство и руководство; принятие решения; групповое давление ; конформность и девиантность).
|
|
|
| 4
|
| 15
| Феномен больших социальных групп. Проблемы группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений
|
|
|
| 6
| Тестирование
| 16
| Социализация. Механизмы социализации, институты социализации Специфика социально-психологической проблематики личности.
|
|
|
| 6
|
| 17
| Социальная адаптация личности. Методы изучения социальной адаптации
|
|
|
| 6
|
| 18
| Социальные роли. Подходы к интерпретации социальных ролей; виды социальных ролей. Гендерные роли. Соотношение психических свойств личности и ее ролевого поведения
|
|
|
| 6
|
| 19
| Проблема социальной установки. Феномен аттитюда, функции. Иерархическая структура социальных установок, их изменение. Проблема прогнозирования 6социального поведения человека
|
|
|
| 6
|
| 20
| Интеграционные процессы в группе. Групповая сплоченность. ЦОЕ как показатель сплоченности. Групповая совместимость
|
|
|
| 6
|
| ИТОГО
| 4
| 8
| -
| 92
| 4
| ВСЕГО
| 108
|
Содержание учебного материала по разделам (темам)
Тема 1. Предмет социальной психологии. Основные этапы развития СП.Социально-психологическая наука: исторический аспект, основные периоды в истории развития социальной психологии; проблема определения истоков и предпосылок социально-психологического знания. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов (М. Лацарус и Г. Штейнталь), психология масс (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон) и теория инстинктов социального поведения (Мак Даугол). Роль психологии и социологии в становлении социальной психологии: круг проблем, связанный с изучением взаимовлияния личности и общества. Развитие социальной психологии на современном этапе: психологический (поведение личности в группе) и социологический аспекты. Структурные элементы концептуальной схемы социальной психологии: методология, феноменология, праксиология (прикладная социальная психология). Проблема предмета и объекта социальной психологии. Социальная психика как объект социальной психологии: природа и функции социальной психики, ее системно-структурные компоненты
|