Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного материала по разделам (темам)




Б.1.В.ОД.5 Социальная психология

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование - бакалавриат
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: Психология и социальная педагогика  
Тип образовательной программы: Программа академического  бакалавриата
Форма обучения: заочная
Срок освоения образовательной программы: 5 лет
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы 44.03.02 (156)-15-З

 

 

                                             Нижневартовск

2015

1. Цель освоения дисциплины: является освоение знаний о теоретических основах социальной психологии, умений анализировать социально-психологические явления повседневной жизни и ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.

Задачи:

ü Сформировать понятия о социально-психологических феноменах: общение, группа, личность в группе как о предмете социальной психологии;

ü Познакомить с основными направлениями развития социальной психологии, ее современными проблемами;

ü Раскрыть сущность социально-психологических механизмов межличностного взаимодействия, коммуникации, групповых процессов, социализации.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата:

Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть обязательных дисциплин основной образовательной программы, учебного плана направления подготовки 44.03.02 (156)-15-З «Психолого-педагогическое образование», профиль "Психология и социальная педагогика".

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины(модуля) согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

-готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

-готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

-способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • определение группы и ее психологические особенности, типы групп;
  • основные методы социально-психологического исследования;
  • закономерности формирования, развития, функционирования различных видов групп;
  • закономерности социального поведения личности
  • влияние группового давления на индивидуальное поведение личности; уметь:

Уметь:

  • использовать знания о психологии социальных процессов в своей деятельности специалиста
  • осуществлять психодиагностику особенностей поведения, деятельности и общения индивидов, обусловленные их членством в разных группах
  • осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на научные принципы социально психологии

 

Владеть:

  • системой научных понятий и научно упорядоченных базовых научных представлений о социально-психологических процессах;
  • системой методов управления процессами группообразования и управления внутри группы
  • навыками анализа конкретных ситуации социального взаимодействия
  • навыками оптимизации социального взаимодействия в условиях действия феноменов группового поведения.

 

Структура  и содержание дисциплины « Социальная психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов, из которых на аудиторную нагрузку приходится 12 часов (4 часа на лекции, 8 часов на практические занятия); на самостоятельную работу приходится 92 часа.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестры

3 5  
Аудиторные занятия (всего) 12      
В том числе:        
Лекции 4 4 -  
Практические занятия (ПЗ) 8 - 8  
Лабораторные работы (ЛР) - - -  
Самостоятельная работа (всего) 92 32 60  
Вид аттестации экзамен - 4  
Общая трудоемкость (часы) 108 36 72  
Зачетные единицы 3 1 2  

Разделы дисциплины и виды учебной работы

п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Лабораторные занятия СРС
1. Предмет социальной психологии. Основные этапы развития СП. Первые теоретические концепции. Краткий исторический обзор становления отечественной СП. Теоретические и прикладные задачи СП       4  
2. Методологические проблемы СП. Специфика научного исследования в соц. Психологии. Методы СП, их классификация       4 Тестирование
3. Психология общения . Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения       4 Устный опрос  
4. Общение как коммуникация. Психологическая обратная связь. Коммуникативные акты: говорение и слушание. Коммуникативные барьеры, их виды, средства коммуникации       4  
5. Общение как взаимодействие (интерактивный аспект общения). Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Виды трансакций.   2   4 Устный опрос  
6. Конфликт, структура и динамика конфликта, способы его разрешения   2   4 Устный опрос  
7. Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Эффекты восприятия механизмы взаимопонимания в процессе общения. Межличностная аттракция   2   4 Устный опрос  
8. Социальные группы, их признаки. Типология групп: малая группа, ее основные параметры.       4  
9. Проблема развития социальной группы: стадии развития группы.       4  
10. Межличностные отношения в малых группах. Социометрическая структура группы. Социометрическая процедура, техника ее проведения. Референтометрия       4 Тестирование
11 Интеграционные процессы в группе. Групповая сплоченность. ЦОЕ как показатель сплоченности. Групповая совместимость 2     4  
12 Межгрупповые отношения. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. 2     4  
13 Интегративные межгрупповые феномены: аффилиация, открытость, референтность. Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы   2   4 Устный опрос  
14 Динамические процессы в малой группе (лидерство и руководство; принятие решения; групповое давление ; конформность и девиантность).       4  
15 Феномен больших социальных групп. Проблемы группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений       6 Тестирование
16 Социализация. Механизмы социализации, институты социализации Специфика социально-психологической проблематики личности.       6  
17 Социальная адаптация личности. Методы изучения социальной адаптации       6  
18 Социальные роли. Подходы к интерпретации социальных ролей; виды социальных ролей. Гендерные роли. Соотношение психических свойств личности и ее ролевого поведения       6  
19 Проблема социальной установки. Феномен аттитюда, функции. Иерархическая структура социальных установок, их изменение. Проблема прогнозирования 6социального поведения человека       6  
20 Интеграционные процессы в группе. Групповая сплоченность. ЦОЕ как показатель сплоченности. Групповая совместимость       6  

ИТОГО

4 8 - 92 4

ВСЕГО

108

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Тема 1. Предмет социальной психологии. Основные этапы развития СП.Социально-психологическая наука: исторический аспект, основные периоды в истории развития социальной психологии; проблема определения истоков и предпосылок социально-психологического знания. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов (М. Лацарус и Г. Штейнталь), психология масс (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон) и теория инстинктов социального поведения (Мак Даугол). Роль психологии и социологии в становлении социальной психологии: круг проблем, связанный с изучением взаимовлияния личности и общества. Развитие социальной психологии на современном этапе: психологический (поведение личности в группе) и социологический аспекты. Структурные элементы концептуальной схемы социальной психологии: методология, феноменология, праксиология (прикладная социальная психология). Проблема предмета и объекта социальной психологии. Социальная психика как объект социальной психологии: природа и функции социальной психики, ее системно-структурные компоненты










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...