Роль отечественных учёных в развитии микробиолгии

Основу вирусологических исследований в республике заложил академик АН Казахстана член-корреспондент АМНСССР, Лауреат Госпремии по науке и технике Казахстана проф.Жуматов Хамза Жуматович. Лаборатория общей вирусологии, открытая им в Институте краевой патологии в 1955 г, уже через год, наравне с микробиологическими оказалось в основе создания нового Института микробиологии и вирусологии АН КАЗССР.Хамза Жуматович бессменно руководил этой лабораторией в течение 16 лет т.е. со дня открытия и до конца своей жизни.К 1970г возникли 6 достаточно самостоятельных, хотя неравноценных по численности групп по изучению:

1) цитоморфологии вирусных инфекций, в которую входили Д.С.Архангельский, В.С.Голубчиков, Ю.Савченков и их помощники

2) генетики вирусов, 3) биохимии вирусов - Е.С.Исаева, К.Исаев, З.К.Чувакова и их помощники

4) иммунологии вирусных инфекций, в которую входили М.Х.Саятов, аспиранты М.Ахметов, Г.Арипова и их помощники

5)растительных вирусов, где трудились З.Елисеева, М. Никитина ,Ф.Ахатова. Тулегенов и их помощники

6) вирусов насекомых, которая была представлена Х.Торыбаевым.

Лаборатория экологии вирусов, руководимой академиком НАН РК М.Х.Саятовым, а в последствии д.б.н. К.Ж.Жуматовым, сыном Хамзы Жуматовича, является преемницей лаборатории вирусологии, организованной Х.Ж.Жуматовым еще в 1956 году. В настоящее время проводятся комплексные исследования по экологии вируса гриппа в Казахстане. Показано, что одной из важнейших особенностей эпидемий гриппа в Казахстане является этиологическая гетерогенность изученных вспышек. Установлено, также, что в природных биоценозах Республики среди птиц и млекопитающих животных циркулируют как эпидемические, так и атипичные штаммы вирусов гриппа, штаммы выделенные от свиней оказывались близкородственными к ранним серовариантам штамма вируса гриппа А(H1N1).

Расширенные исследования закономерности распространения вирусов гриппа птиц по всей территории Казахстана превратили лабораторию в одну из центральных по изучению печально известного птичьего вируса и принесла лаборатории мировую известность. Обнаружение у свиней близкородственных ранним серовариантам, распространявшимся среди людей, по-видимому, найдут свое место в современных условиях эпидемиологической значимости этого вируса. Нет сомнения, что это обстоятельство поднимет авторитет лаборатории в мире. В лаборатории противовирусной защиты установлена критически важная роль формы надмолекулярной организации вирусных антигенов в их способности индуцировать защитный противовирусный иммунитет. Разработаны принципы конструирования высокочувствительных и простых в употреблении иммуноферментных тест-систем для упрощенной, безаппаратурной диагностики вирусных инфекций. Разработана технология приготовления субъединичной гриппозной вакцины против вируса гриппа человека. Разработаны иммуноферментные тест-системы для диагностики вируса иммунодефицита человека. Получены новые иммуностимулирующие и антивирусные препараты, выделенные из растений флоры Казахстана.

Первая научная работа Шигаевой Майи Хажетдиновны посвященная изучению влияния метаболитов дрожжей на патогенные стафилококки, была выполнена под руководством члена- корреспондента АН РК, профессора П.А.Буланова. Шигаева М.Х. впервые в Казахстане начала исследования в области мутагенеза микроорганизмов. Результаты этих исследований нашли отражение в монографии «Изменчивость пигментных актиномицетов»( 1968г) итогом многолетних исследований в области химического мутагенеза явилась монография «Химический мутагенез, теория и практика» ( 1980 г). В настоящее время основные усилия М.Х.Шигаевой и ее учеников направлены на решение актуальных задач биотехнологии и экологии по получению новых микробных препаратов и продуктов (полисахаридов, меланина, ПАВ и др.), разработке технологий биоремедиации нефтезагрязненных почв, оценка состояния природных и техногенных экосистем.

Творческий путь Н.Б. Ахматуллиной можно разделить на 3 этапа. Прежде

Всего, она - ветеран вирусологической науки Казахстана, как единственный вирусолог от Казахстана участвовала в большой общесоюзной программе по апробации первых противополиомиелитных вакцин и внесла, тем самым, весомый вклад в ликвидацию полимиелита в стране. Н.Б. Ахматуллина является также ветераном и генетической науки Казахстана. В 1974г. по профилю научных работ Н.Б. Ахматуллиной открыто первая в Казахстане лаборатория генетика вирусов. Третий период научной деятельности Н.Б. Ахматуллиной, охватывающий исследования 90-х годов, в основном, связан с изучением радиационного мутагенеза и включает анализ генетических эффектов, оказываемых радиационными факторами окружающей среды на человека в условиях как in vitro и in vivo.

Микроскопические грибы (строение, свойства, способы размножения)

Свойства: почти все они аэробы; источник азота – белки, пептоны, аминокислоты, нитраты. Гетеротрофный тип питания. Вегетативное тело грибов – грибница, или мицелий, состоит из ветвящихся нитей – гифы. У высших грибов мицелий септирован (гифы разделены поперечными перегородками – септами на отдельные участки). Гифы способны расти в длину и развиваться на поверхности или внутри питательного субстрата. Различают: субстратный мицелий (врастает в питательную среду); воздушный мицелий (на конце располагаются органы плодоношения). Клеточная стенка грибов толстая, прочная содержит целлюлозу и хитин. Она многослойная, включает до 10 слоёв, поддерживает осмотическое давление в клетке, определяет избирательную проницаемость стенки и является главной защитой от неблагоприятных факторов. Цитоплазматическая мембрана трёхслойная и участвует в обмене вещ-в. В цитоплазме располагаются 1 или несколько ядер с двойной мембраной и с ядрышками, с хромосомами, митохондрии, лизосомы, вакуоли, рибосомы, гликоген. В клетках грибов отсутствует крахмал, одним из продуктов метаболизма является мочевина. У грибов различают 3 типа размножения: 1) вегетативное размножение – у неветвящихся грибов происходит почкование, у ветвящихся – образуются различные виды эндоспор (артроспоры – образуются при распаде гифов, хламидоспоры – при распаде гиф, покрыты толстой оболочкой, бластоспоры – в результате почкования с последующим отделением клетки от родителя). 2) бесполое размножение – у низших грибов формируются эндоспоры (спорангиоспоры), у высших формируются экзоспоры (конидии). 3) половое размножение – происходит слияние гаплоидных мужских и женских гамет. У низших грибов, живущих в воде, происходит слияние двух зооспор с образованием цисты. У высших грибов – слияние концов мицелия, если сливаются однополые клетки, то образуются зигоспоры, если разные клетки – ооспоры. У многоклеточных грибов после слияния разнополых клеток выявляется покоящаяся клетка – сумка - аск – в ней может образоваться 4-8 половых спор.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.