Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация управления торгово-технологическим процессом на складе.




 

Управление складским процессом предусматривает целенаправленное воздействие на него, обеспечивающее рациональное выполнение всех операций по приемке, хранению и отпуску товаров.

Управление торгово-технологическими процессами на оптовых предприятиях должно быть подчинено:

- обеспечению высокого уровня коммерческой работы;

- ускорению продвижения товаров от производства до потребителей и оборачиваемости товарных запасов;

- обеспечению сохранности количества и качества товаров н складах и в процессе товародвижения;

- внедрению рациональных организационных и технологических систем товароснабжения розничных торговых предприятий;

- обеспечению роста производительности и качества труда работников оптовых предприятий.

В качестве средств управления складским технологическим процессом могут быть использованы электронная вычислительная техника, диспетчерская служба, технологические карты, графики, оперативные планы работы складов и др.

С помощью ЭВМ можно механизировать и автоматизировать складские технологические процессы, в том числе организацию погрузочно-разгрузочных работ, приемку товаров, оптимальное размещение товаров на складах, формирование заказов на отборку товаров, а также управление самой отборкой и другими операциями, включая товароснабжение.

Важную роль в обеспечении четкой работы складов играет диспетчеризация завоза и отпуска товаров. Диспетчерские службы оптовых баз обеспечивают централизованное оперативное регулирование и контроль за работой складов. Они позволяют следить за состоянием товарных запасов и своевременно принимать необходимые меры по их регулированию. Наличие таких служб способствует ускорению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению приемных и отпускных документов, более четкой отправке товаров покупателям. В организации работы диспетчерских служб используются такие эффективные средства, как промышленное телевидение, пневматические средства дистанционной передачи документации (пневмопочта) и другие средства оргтехники.

Технологические карты представляют собой детальные разработки последовательности выполнения складских операций. Они могут быть составлены на весь процесс складской переработки грузов или на отдельные его этапы (поступление товаров, отправка товаров и т. д.). Их составляют также применительно к организации труда складских работников (водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков и т. д.). Применение технологических карт позволяет более целесообразно использовать средства труда, предметы труда и рабочую силу, исключить ошибки при выполнении соответствующих операций.

Основой для разработки технологических карт служат исходные обстоятельства, с учетом которых определяется содержание работы (перечень выполняемых операций), исполнители, а также перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса. Кроме того, в технологической карте может быть предусмотрен раздел "Что запрещается или не допускается, с тем, чтобы предостеречь исполнителей от возможных ошибок при выполнении складских операций.

При определении содержания работы по тому или иному исходному обстоятельству руководствуются соответствующими нормативными документами, инструкциями и т. п. В соответствии с требованиями этих же документов разрабатывается и такой важный раздел технологической карты, как "Какие документы оформляются".

Технологические графики предусматривают выполнение складских операций во времени (в течение смены, суток и т. д.). Это могут быть графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия покупателей на склад или в зал товарных образцов для отборки товаров, графики работы экспедиционного склада и т. д.

Сетевое планирование применяют на крупных современных складах. Оно включает в себя разработку сетевых моделей и графиков. При этом сетевая модель склада представляет собой графическое изображение складских операций, последовательно отображающих чередование цепи работ и операций складско го технологического процесса.

Сетевой график склада — сетевая модель с рассчитанными параметрами, сроками исполнения складских работ.

Использование технологических карт, графиков, сетевых моделей способствует более четкой организации складского технологического процесса, более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.

Главной целью управления торгово-технологическими процессами на предприятиях оптовой торговли выступает обеспечение планомерного и бесперебойного товароснабжения розничных торговых предприятий. Оно включает управление товарными запасами, ассортиментом товаров, их хранением, погрузочно-разгрузочными и транспортными операциями, товарными потоками на складах.

Управление товарными запасами предусматривает их нормирование, оперативный учет и контроль и регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их оптимальные нормативы.

Установленные для оптовых баз нормативы товарных запасов должны обеспечивать поддержание их в экономически обоснованных размерах, с тем чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Нормативы устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях к складскому товарообороту.

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на; склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с нормативами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов. В управлении товарными запасами на оптовых базах все более широкое применение получает электронно-счетная техника. На ряде крупных оптовых предприятий созданы автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Управление ассортиментом товаров на оптовых предприятиях осуществляет коммерческая, служба. Оно направлено на поддержание на складах оптимальной номенклатуры товаров, необходимых для бесперебойного снабжения розничной торговой сети.

Важным средством управления ассортиментом товаров на оптовых базах служат ассортиментные перечни, включающие минимально необходимое число разновидностей товаров, которые должны постоянно быть в наличии на складе.

Обязательные ассортиментные перечни рекомендуется разрабатывать на год. При необходимости в течение года в них можно вносить соответствующие изменения. В них предусматриваются групповая и внутригрупповая структура, а также основные \ (артикул, модель и т. д.) и дополнительные (размер, полнота, рост и т. д.) признаки разновидностей товаров. Их разработка включает три этапа.

На первом этапе определяется перечень ассортиментных позиций. При этом учитываются номенклатура товаров, прошедших через базу в отчетном году, и номенклатура товаров, указанных в спецификациях к договорам на поставку товаров в предстоящем году.

На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара по основному признаку для годового ассортимента, т. е. определяется их количество по каждой позиции товаров, поступивших за год.

На заключительном этапе определяется количество разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента, включающего такое их количество, которое постоянно должно быть в запасах.

Оперативный контроль за соответствием ассортимента товаров на складах установленному обязательному ассортиментному перечню осуществляют товароведы.

Управление хранением товаров на складах подчинено обеспечению количественной и качественной сохранности товаров,

эффективному использованию складских площадей и емкостей. Поэтому при организации хранения товаров на складах учитывают различия в периодах хранения отдельных товаров, их физико-химические свойства и другие факторы. На основании этого разрабатывается такая система размещения товаров, которая позволяла бы быстро отыскать необходимый товар, вести правильный учет их наличия, поступления, расхода и обеспечивала бы сохранность количества и качества товаров.

Важным условием оптимального размещения и укладки товаров на хранение является составление экономически и технически обоснованных карт (схем) размещения товаров на складах с закреплением за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения. В процессе хранения товаров на складах необходимо поддерживать соответствующий температурно-влажностный режим, периодически осматривать их, следить за очередностью реализации и т. д.

Разработка карт размещения товаров на складах не только имеет большое значение для управления хранением товаров, но и является одним из важных условий рационального управления потоками товаров. Наличие таких карт, а также адресация поступивших товаров позволяют оперативно отобрать нужные товары на складе, определить удобные маршруты, обеспечивающие минимальный грузооборот. Управление товарными потоками сводится также к регулированию скорости и цикличности движения транспортных средств, разметке размещения стеллажей и штабелей. При этом важное значение имеет стандартная знаковая система, при помощи которой обозначаются пути движения транспортных средств.

Управление погрузочно-разгрузочными   и транспортными операциями на складе направлено на сокращение времени выполнения цикла работ, простоя транспортных средств и обеспечение ритмичности складских операций. Оно предусматривает максимальное облегчение труда грузчиков и водителей средств механизации подъемно-транспортных и складских работ. При этом большое значение имеют правильный выбор механизма и соответствующая подготовка рабочих.

На современных крупных складах управление погрузочно-разгрузочными и транспортными операциями осуществляют диспетчерские службы, в ведении которых находится парк подъемно-транспортных машин. Они снабжены диспетчерской связью, промышленными телевизионными установками, пневмопочтой. Располагая этими техническими средствами, диспетчерская служба имеет возможность оперативно регулировать операции по погрузке и выгрузке транспортных средств, выбирать наиболее рациональные пути перемещения товаров, а также обеспечивать ритмичность работы всех подразделений оптовой базы.

Высшей формой организации складского технологического процесса на оптовой базе является автоматизированная система управления складскими операциями. Она представляет собой комплексную поточную линию внутрискладской переработки грузов. Для создания такой системы необходимы высокий уровень комплексной механизации складских операций и использование электронно-вычислительных машин.

Основой для автоматической укладки и отбора товаров с применением дистанционных систем программного управления служат два способа размещения товаров: в ячейках или на гравитационных стеллажах.

Наиболее эффективны автоматизированные системы на складах с узкой номенклатурой высокооборачиваемых товаров.

Автоматизированное управление складскими операциями предусматривает управление технологическими процессами переработки грузов из единого центра. Внутрискладское перемещение грузов осуществляется путем использования системы конвейеров и автоматических межстеллажных погрузчиков.

 

Формирование и планирование ассортимента товаров в магазинах. Коэффициенты устойчивости, полноты, стабильности ассортимента.

Ассортимент-это совокупность их видов, разновидностей, сортов, объединенных по определенному признаку.

Производительный ассортимент- это номенклатура товаров, выпущенных промышленным или с\х предприятием.

Торговый ассортимент- это перечень товаров, подлежащих продажи в разной торговой сети.

Непродовольственных товаров - 70 тыс. наименований

Продовольственных - 30 тыс.

Планирование ассортимента – обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а т.ж. приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей.

Признаки формирования ассортимента:

- В зависимости от однородности сырья различают товары, изготовленные из меха, кожи, стекла;

- По потребительскому назначению: спортивные, одежда, обувь;

- С учетом ограниченности сроков реализации: скоропорт и нескоропорт;

- По сложности ассортимента: мыло хозяйственное, спички;

- По частоте спроса: повседневные продукты питания;

- Периодического спроса: косметика, бытовая химия, обувь;

- Редкого спроса: мебель, колодки, автомобили;

- По комплентарности (степень совместимости в процессе потребления): субституты (взаимозаменители) масло сливочное - маргарин, майонез - сметана, комплентарные (взаимные, употребляются вместе): фотопленка, принтер- дискета.

Показатели ассортимента:

- Глубина ассортимента - количество наименований товара в одной группе.

 

- Широта ассортимента - количество групп товаров, предлагаемых в торговом предприятии, молочные, сыры, чай, кофе.

- Коэффициент обновления ассортимента – отношение количества новых наименований товаров за год к общему количеству наименований товаров, предложенных данным предприятием.

- Структура ассортимента - доля в % соотношении каждого товара в т\о магазины

- Насыщенность товарной номенклатуры - общее количество проданных товаров во всех ассортиментных группах.

- Гармоничность товарной номенклатуры - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения

Товарный каннибализм - процесс поглощения новым товаром рыночной доли существующего раннее товара

Принципы формирования ассортимента:

- Обеспечение стабильности ассортимента в магазине достигается путем соблюдения магазином ассортиментным перечнем;

- Обеспечение рентабельности работы магазина;

- Сортирование ассортимента товаров по характеристике спроса населения в районе магазина;

- В торговом магазине должны предлагаться товары с разным уровнем цен для покупателей с разным уровнем доходов;

- Учитывать фазу жизненного цикла товаров;

- Расширение ассортимента товаров за счет товаров новинок.

Влияние факторов макро и микро среды на формирование ассортимента:

Макроэкономическая группа факторов: Состояние производства; Доходы населения; Таможенная политика; Инфляция; Экспорт / импорт.

Демографические: Плотность; Численность; Половозрастной состав.

Микрофакторы: Климатические; Финансовое положение магазина; Наличие холодильного оборудования; Влияние наступления праздников; Влияние сезонов; Влияние конкурентов; Специализация магазина; Условия товароснабжения магазина (удаленность от поставщиков).

Этапы формирования ассортимента (открытие нового магазина):

1. Определение специализации магазина

2. Сформировать групповой ассортимент товара

3. Сформировать ассортимент товаров внутри групп

4. Оптимизация ассортимента:

Различают наращивание вверх, что означает добавление в ассортимент более качественных, но и более дорогих товаров; вниз добавление среднего уровня качества по низким ценам; двустороннее наращивание и то, и другое; прореживание ассортимента изъятие товаров, не пользующихся спросом.

Методы анализа ассортимента:

1. Анализ рентабельности ассортимента считается, что товарный ассортимент слишком узок, если прибыль увеличивается после добавления в ассортимент нового товара; и слишком широк, если прибыль увеличивается после прекращения добавления в ассортимент новинок. 

Показатель рентабельности: Рm=П/Т*100%

П – прибыль;        Т – товарооборот.

2. ABC анализ (функционально- стоимостной) цель: выявить перспективы ассортиментной политики. В ассортименте торгового предприятия выделяют 3 блока:

А- дает наибольший товарооборот и прибыль (кондитерские изделия, алкоголь, рыба, мясо, фрукты)

В- дает меньшую прибыль (мука, крупа, табак, чай, кофе, молочные сыры)

С- 3 % в товарообороте, не ходовые, трудно реализовываемые, не приносящие прибыль товары  

Анализ рентабельности ассортимента следует проводить в специальных магазинах, тогда показатель будет более объективным и точным. Хлеб размещается в самом конце торгового зала . АВС анализ используется в торговой практике для того, что бы не допускать перебои в продаже товаров, относящиеся к блоку А, для этого ежедневно следует следить за размерами ассортимента и заблаговременно давать заявку поставщикам на поставку того или иного товара; следить за товарами блока В следует следить раз в неделю или реже; товары группы С анализируют и выявляют товары, относящиеся к ним и больше их не заказывают. 

3. Матрица BKГ – бостонской консалтинговой группы.

 

  Большая доля рынка Малая доля рынка
Высокий темп роста «Звезды» «Знаки вопроса или трудные»
Низкий темп роста «Дойные коровы» «Собаки»

 

Матрица разделена на 4 квартала, в каждом из которых представлены различные стадии.

«Знаки вопроса или трудные дети» характеризуются низкой долей рынка. Большинство предприятий начинают свою деятельность с продажи этих позиций , то есть выйти на рынок с высоким темпом роста, но на которой уже обосновывался лидер. Требуется значительные денежные средства представителю для того, что бы выкупать товар, стремление отстать от конкурентов, может попытаться обойти лидера, увеличить долю рынка.

«Звезды» характеризуются относительно высокой долей рынка, но они не всегда обеспечивают компании существенный приток денежных средств. Заняв доминантные позиции на растущем рынке, компания обычно нуждается в больших инвестициях для увеличения объема производства. Это обеспечивает или низкий уровень издержек производства за счет большего объема производства. Отсутствие в ассортименте товаров «звезд» является серьезным поводом для руководства компании.

«Дойными коровами» являются товары, которые имеют достаточно высокую долю рынка на медленно растущих отраслях, дающие стабильность товарооборота и высшую прибыль.

«Собаки» - это товары, которые характеризуются низкими долями на медленнорастущим рынком. Фирма решает, будут ли эти товары в их ассортименте или лучше избавиться от них.

4. Матрица Ансоффа:

 

  Имеющие рынки Новые рынки
Имеющие рынки Обработка рынка Развитие рынка
Новые рынки Развитие товаров Диверсификация

 

Основные стратегические рекомендации:

- Обработка рынка, который включает усиленные мероприятия по маркетингу, чтобы стабилизировать или расширить долю рынка и увеличение объема продаж. Для этого рекомендуется снижать цены, интенсивно рекламировать товар, стимулировать сбыт при помощи всех средств маркетинга.

- Развитие рынка представляет выход со старым товаром на новые сегменты рынка через географическое позиционирование.

Развитие товара предусматривает внедрение инноваций, ноу-хау, что позволяет продавать модернизированные, усовершенные товары на старых рынках (обувная фабрика)

- Диверсификация предусматривает применение специализации предприятия, переход на новую, совершенно иную специализацию товаров. Уменьшают риск банкротства, у него есть несколько источников прибыли от разных деятельностей.

Расходы, связанные со стратегическими рекомендациями по матрице Ансоффа не одинаковые. Если расходы по обработки рынка принять за 1, то на развитие продукции необходимо 0.8 единиц, на развитие рынка и на диверсификацию- 12-16 единиц.

5. Модель Портера:

 

  Преимущественно все товары Преимущественно с/с
Вся отрасль

Дифференциальные        товары

Лидерство по затратам
1 сегмент рынка Концепция на сегменте

 

Модель Портера содержит разрешительную концепцию конкретной стратегии, когда деятельность предприятия направлена не только на удовлетворение потребностей покупателей, но и на учет конкурентов на рынке. Модель Портера- это матрица конкуренции.

- Лидерство по затратам вся деятельность фирмы, направленная на сохранение затрат на производстве и реализацию товаров. Вся деятельность фирмы направлена на снижение затрат. Достигается при помощи доступа к дешевому сырью, строительство промышленных помещений оптимальной мощности, очень эффективного исполнения имеющихся основных фондов и оборотных средств и строжайший контроль за расходами, достигается преимущество по Р товара (ниже, чем у конкурентов)

- Стратегическая дифференциация товара- продукция должна отличаться от продукции конкурентов, иметь неповторимые особенности для потребителей. Это позволяет установить высшею цену на товар. Это временно придает популярности бренда потребителю

Концепция на сегменте основная цель заключается в обработке одного или нескольких сегментов рынка и достижения лидерства или особого положения. Предприятию необходимо наиболее эффективно обслуживать сегмент рынка по сравнению с конкурентами.         

6. Матрица совместных покупок – это метод анализа ассортимента выявивший связи между продавцами, образующих в результате взаимное удовлетворение для удовлетворения потребителей или устойчивого ассортимента, позволяющий покупателям приобретать этот товар одновременно.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...