Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ




Помощь — это оказание человеку поддержки, это предложе­ние руки. Помощь осуществляется в самых разных формах, на­чиная с того, что кто-то выслушает своего приятеля, и кончая профессиональной помощью в психиатрической клинике. Одна­ко в рамках этой книги нам потребуется более четкое определе­ние. Помощь определена нами как общие рамки, в которых личности или группе оказывается поддержка, обычно в форме интервью, консультирования или психотерапии. Психологиче­ская помощь, таким образом, это широкое понятие, которое может заключать в себе более узкие термины.

В этой книге такие термины, как психологическая помощь, интервьюирование, консультирование и психотерапия будут появляться в разных местах, иногда взаимозаменяемо, иногда в узком значении слова. Интервьюирование определяется как ме­тод сбора информации и им пользуются в благотворительных организациях, в бюро по найму, на бирже труда, в центрах по­вышения квалификации. Консультирование есть более глубокий процесс, касающийся оказания помощи психически нормаль­ным людям для достижения их целей.

Психотерапия — долговременный процесс, занимающийся реконструкцией личности, характеризующийся большими переменами в структуре личности. Очень часто считают, что психотерапия занимается проблемами психической патоло­гии. На практике различия между этими двумя понятиями часто исчезают (рис. 1.1). Как только интервьюирующий об­наруживает у клиента серьезные проблемы, он может перейти на психотерапевтические методы работы. Консультирующие психологии часто проводят больше встреч с клиентом и рабо­тают глубже, чем психотерапевты. Психотерапевт в своей ра­боте использует интервьюирование и консультирование. Хотя мы и привели определение, но четкое разграничение этих понятий вряд ли возможно. ТЕРАПИЯ сейчас становится по­пулярным термином и, может быть, со временем, станет об­щим понятием для консультирования и терапии. Многие профессионалы не делают различия между этими терминами. Психологическая помощь — широкое обобщение. Интер­вьюирование, консультирование и психотерапия направлены на помощь клиенту.

1. Интервьюирование, как правило, ассоциируется со сбо­ром данных, принятием решений и короткими сеансами. Ин­тервьюирование проводится исключительно со “здоровыми” личностями.

2. Психотерапия ассоциируется с изменением мышления и поступков, реконструкцией личности, долговременным контак­том клиента с психотерапевтом. Психотерапия обычно соприка­сается с “ненормальными” клиентами.

3. Консультирование занимает обширную территорию между интервьюированием и психотерапией. Вместе с тем, трудно ука­зать четкую границу между ними. Консультирующий часто вы­ступает как терапевт, а также осуществляет интервьюирование. Обычно работая с нормой, ему часто приходится иметь дело и с патологией.

Рис. 1.1  интервьюирование консультирование психотерапия (не отсканировался)

4. Независимо от того, как рассматривать эту схему, пересе­чения очень существенны. Временами психотерапевт проводит интервью и, аналогично, некоторые интервьюеры в какой-то мере занимаются психотерапией.

Терапевт и клиент встречаются для интервью, сеанса кон­сультирования или психотерапии, как правило, добровольно. Но в некоторых случаях (закрытые школы, тюрьмы, клиники) лю­дей специально направляют к психологу даже без их согласия. Установить взаимоприемлемые отношения в этих случаях, ко­нечно, очень трудно.

В мире существует огромное количество форм психологиче­ской помощи — от программ по интернациональному воспита­нию до групп Анонимных Алкоголиков. Функции, мастерство, теоретические основы у многих психологов очень отличаются друг от друга. Умение консультировать требует для медиков-профессионалов, коммерсантов, преподавателей, работников Армии Спасения, добровольцев, работающих с дефективными детьми, для членов религиозных общин.

В качестве психолога вы можете сделать карьеру в клиниче­ской психологии, в школьном обучении, в общественной сфере, работать на федеральное правительство, на частный бизнес. Может быть, вам захочется работать в центре психического здо­ровья, в больнице, в конторе по найму персонала или в агентст­ве добровольцев. Вас может заинтересовать частная практика, или вы можете пожертвовать часть своего времени на общест­венные нужды. Вы можете пройти только один курс психологии, или вы можете поступить в четырехгодичную аспирантуру, ве­дущую к докторской степени с последующей интернатурой и дальнейшим изучением предмета.

Некоторые формы психологической помощи направлены на формирование социально приемлемой личности. Это характерно для тех учреждений, где терапия осуществляется без предвари­тельного согласия. Другие формы связаны с радикальными из­менениями в обществе. Вербализованная цель большинства форм терапии — “помочь личности найти ее собственное на­правление и затем достигнуть цели, связанной с этим направле­нием”. Однако далеко не все психологи могут сделать эти цели постижимыми.

Частой помехой в оказании человеку психологической по­мощи служит языковый и культурный барьер. Традиционно счи­талось, что профессия психолога базируется в основном на вер­бальных способностях самого психолога, а также клиента. Хотя некоторые виды терапии основаны на невербальном общении, большинство из них требует, чтобы люди говорили. Барьер язы­ка, культуры и финансов может очень мешать. Люди, для кото­рых английский язык является неродным, склонны обращаться к англоязычным психологам. Далее, даже если они очень заин­тересованы в помощи, они, как правило, стараются прервать процесс консультирования, не доведя его до конца. Очевидно, существует объективная необходимость обучать психологов, ко­торые владели бы двумя — тремя языками.

Человек, нуждающийся в помощи, оказывается в более за­висимом положении по сравнению с психологом. И квалифици­рованный специалист всегда должен учитывать это обстоятель­ство, когда предлагает свою помощь другим людям. От терапевта требуется скромность и мудрость. Мы далеко не всегда знаем, как помочь данному человеку, проблемы часто слишком сложны для нынешнего состояния психологической науки. Далее, ре­альное время, которое терапевт проводит с клиентом, мизерно по сравнению с остальным временем клиента. Даже серия из 30 интервью в течение 30 недель есть только 30 часов из его жизни. Вообще удивительно, что психотерапия может что-то изменить в жизни человека, учитывая ограниченность во времени.

Несмотря на эти предостережения, все-таки возможно стать эффективным, квалифицированным психологом или терапев­том. Психологическая помощь может стать вашим жизненным путем, но она потребует от вас постоянного роста и изменения вместе с вашими клиентами. Верность идеям гуманизма и кон­фиденциальности — две необходимые составляющие этого про­цесса. Остальная часть книги раскрывает некоторые основные понятия, важные для профессионального психолога, и эти поня­тия помогут вам обогащать человеческую жизнь.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЛОГ

 В СРАВНЕНИИ С НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫМ

АТРИБУТЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЛОГ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЛОГ
1. Цели психоло­гической помощи Помогая клиенту в достиже­нии его целей и следует склонностям клиента. Может предложить альтернативное восприятие и в некоторых случаях подсказывает на­правление. Преследует собственные цели, используя клиента, следует собственным склон­ностям. Не в состоянии дать клиенту необходимое на­правление и поддержку.
2. Отклики (реакции) Способен найти множество реакций на широкий спектр ситуаций и проблем. Не имеет нужного отклика или упрямо цепляется за один. Типичный стиль пове­дения.
3.Мировоззрение (концепция) Понимает и использует в работе множество концеп­ций. Не имеет ясной концепции, работает в рамках одной из них.
4.Культурная продуктивность Способен к выработке мно­жества мыслей, слов и мо­делей поведения внутри своей культуры и в рамках других культур. Способен работать только в рамках одной культуры.
6. Ограничения Понимает ограничения и ра­ботает под наблюдением. Проводит совместную работу с другими психологами по части теории, концепций, консультирования. Действует, не признавая своих ограничений, работает без наблюдения, не может работать с другими профес­сионалами.
7.Межличностное влияние Понимает, как его реакция влияет на клиента и наобо­рот. Не понимает межличностно­го влияния. Порой даже от­рицает то, что клиент нахо­дится под его влиянием во время консультирования.
8.Человеческое достоинство Честно общается с клиентом, уважая его достоинство. Обращается с клиентом не­уважительно, нечестно, бес­чувственно, подчас в оскор­бительной манере.
9. Обобщенная теория Активно осваивает новые теории, систематически раз­вивает собственную концеп­цию психологической помо­щи. После изучения может стать приверженцем какой-то одной теории. Рабски привязан к одной теории и не помышляет об альтернативных, возможно, неспособен к систематиче­скому подходу.
10. Отношение к теории Рассматривает теорию как отражение реальности. По­нимает, что его собственные убеждения основаны на ма­нере мышления и вытекают из его культурной и половой принадлежности. Игнорирует половые и куль­турные различия, лежащие в основе процесса психотера­пии.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

 

Усвоив содержание этой главы, вы будете способны: 1. Понимать, что ваша реакция на клиента уникальна и яв­ляется также вашей характеристикой, дает представление о ва­шем мировоззрении. У вас может появиться желание начать процесс открытия себя по мере общения с другими во время сеансов психологической консультации.

2. Определить процесс консультирования как явление меж­личностного влияния. В книге уже подчеркивалось, что все то, что вы скажете клиенту, напрямую определяет то, что он скажет или сделает в дальнейшем. Как психолог, вы тоже подвержены влиянию со стороны своего клиента.

3. Понимать и обсуждать мировоззрение и концептуальные рамки, теорию консультирования. Мы исходим из положения, что психологические теории, такие, как роджерианская, психо­динамическая, Гештальт-терапия, представляют взгляды той части людей, которые считают приемлемым глубокое вмеша­тельство в психику людей. Исследование проведенных интервью поможет вам понять действия терапевтов, а также свои собст­венные. Позже, испытав себя на поприще консультирования, вы разовьете свое собственное мировоззрение, и это приведет вас к обобщенной теории.

4. Определять и обсуждать понятия и проблемы эклектизма, ориентации на одну теорию или на метатеорию. Мы полагаем, что любая из этих трех ориентаций приемлема в терапии, но желательно уважать другие теоретические ориентации, не совпа­дающие с собственными.

5. Определять и работать с концепциями продуктивности. При творческой разработке различных подходов мы, исходим из убеждения, что эффективно работающий психолог имеет в сво­ем активе более одного подхода к клиенту. Первая цель консуль­тации — помочь клиенту выработать новые способы описания жизненных ситуаций и новые пути преодоления жизненных трудностей. Многие направления психологии, однако, имеют тенденцию игнорировать культурные различия. Между тем, можно ожидать, что разные культуры будут давать разные про­блемы. Помимо того, что женщины отличаются от мужчин, в сеансах терапии могут принимать участие представители разных религиозных этнических и расовых групп.

6. Обсуждать различие мужского и женского мировосприя­тия и учитывать это в процессе консультирования. Эта теория пока еще только развивается. Данные указывают на различное видение мира мужчинами и женщинами. То же самое можно сказать о представителях разных культур. А каково ваше мнение об этой актуальной проблеме?

7. Руководствоваться в своей работе основными этическими принципами. Даны некоторые основные указания по этическо­му поведению с тем, чтобы в дальнейшем были усвоены осталь­ные положения профессиональной ассоциации. Приводились конкретные примеры по применению этих принципов, но мы полагаем, что вы добавите свои собственные примеры для даль­нейшего обсуждения.

8. Обсуждались общие понятия психологии. Даны определе­ния психологической помощи, интервьюирования, консультиро­вания и психотерапии. Обсуждались случаи, когда человек нуж­дается в психологической помощи. Подчеркивалась важность взаимного согласия между клиентом и психологом и клиентом.

9. Определять и использовать ключевые термины этой гла­вы. Особенно важными понятиями являются такие,как набор реакций, межличностное влияние, мировоззрение, обобщенная теория, манера реагирования, продуктивность, культура, этика, ответственность, психологическая помощь, интервьюирование, консультирование и психотерапия.

Хотелось бы отметить, что в той книге не будут рассматри­ваться ВСЕ альтернативные подходы в психологии. Будут пред­ставлены некоторые ключевые теории и методы, но многие важные направления обсуждаться не будут. В представленном материале можно привести только примеры теорий и их практи­ческого применения. Ссылки на концепции, которые невоз­можно рассмотреть в этой книге, помогут вам найти подходящие для вас направления и методы.

 


ГЛАВА II










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...