Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ




Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.

ВВЕДЕНИЕ

НА ПУТИ К ОБОБЩЕННОЙ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Пожалуй, более 250 теорий психологической консультации и психотерапии конкурируют на рынке идей и практики. Вступив в лабиринт этих, временами противоречивых, теорий, кое-кто смутится и отступит. С другой стороны, это богатство идей можно рассматривать как источник взаимного развития и роста для осуществления своего вклада в человеческий прогресс. По­жалуй, обоснованным является как позитивный, так и негатив­ный взгляд на нынешнее состояние психологии и психотера­пии — можно говорить об избыточной сложности нашей теории и практики, но одновременно это свидетельствует об энергии и энтузиазме, присущем данной области знаний. А это внушает надежду.        

С помощью этой книги, авторы пытаются навести некото­рый порядок в том хаосе методов и теорий психотерапии, кото­рый сейчас существует. Этот поиск разумного их понимания можно назвать «обобщенной теорией», поиском связи и гармо­нии среди представленных альтернативных теорией и методов. Основной организационный принцип этой книги дается в сле­дующих общих предпосылках, которые вы встретите в начале каждой главы.

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и практики являетсясущно­стью квалифицированного консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффективной теории и прак­тики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодо­творную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.

* КО-терапевт — терапевт культурно-ориентированного направления, более адекватного русского термина нет (Прим. пер.)

 

Теория создает организующие принципы для консультиро­вания и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории.КО-консультант компетентен в теории и методиках, и способен приме­нять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, на­сколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

Общие предпосылки даются для того, чтобы дать вам крат­кую сводку того, к чему мы стремимся и из чего исходим, а са­ми главы отражают содержание этого. Глава 1, к примеру, по­священа концепции продуктивности обобщенной теории, и по­строена как вводный общий обзор консультирования и терапии. Если вы преуспели в овладении методиками, изложенными в первой части книги, то у вас будет солидный фундамент для понимания теории и применения ее на практике. В главе II из­лагается концепция психологии принятия решений — та теоре­тическая модель, которая поможет вам во многих областях пси­хотерапии.

Главы У111-Х11 дают двенадцать дополнительных теоретиче­ских формулировок, касающихся развития личности, и они раз­биты по пяти главам — с акцентом на психодинамическую, бихевиористскую, гуманистически-экзистенциальную, когнитив­ную и вновь развивающуюся системную терапию. Каждая тео­рия излагается достаточно подробно, так что мировоззрение, основные положения и методики вполне можно уяснить. В этом разделе вы найдете множество примеров, наиболее важными

среди которых являются детально разработанные предложения по построению практического интервью при различных теоре­тических ориентациях. Главы XIII и XVI дают обзор накоплен­ных исследований в психологическом консультировании и тера­пии. В главе XIV, используя теории и методики предыдущих глав, показано, как можно спланировать первое интервью и как организовать дальнейший процесс лечения. Особое внимание уделяется детальному анализу ряда консультаций и тому, как их можно трактовать с различных теоретических подходов.

Важным в главах XIII и XIV, как и во всем тексте, является то, что даются примеры и идеи, которые должны помочь вам выбрать собственную теоретическую ориентацию, выбрать свой личный путь в психологию и психотерапию.

Самый важный вопрос в этой книге — какое лечение будет лучшим для каждого индивида и при каких условиях. Хотя сло­во «лучшее» временами можно опустить.

Вновь взгляните на обложку, и. всмотритесь на рисунок Эшера, затем вернитесь к тексту и взгляните на него с разных сто­рон. Каждая альтернативная перспектива, как и альтернативная теория, которые вы изучаете, содержит частицу «правды». Но сказать, какой взгляд на рисунок «лучший», или какой взгляд на сложный мир психологической консультации «лучший» — это далеко не простая задача, так как существует много различных подходов, которые являются полезными и расширяют наше по­нимание.

Мы не ставим перед собой цель указывать, каким именно образом лучше всего осуществлять помощь клиенту. Мы скорее заинтересованы в развитии квалифицированного психолога, который мог бы извлекать для себя уроки из практики, самообу­чаться, самостоятельно строить свою теорию процесса консуль­тирования и терапии. Обобщенная теория консультирования и терапии — это только начальная стадия... А каким будет ваш вклад в ее развитие?

 



Глава I

КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

 

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ

Основная цель этой главы — развитие целостного мировоз­зрения и ориентации применительно к консультированию и терапии.

Целями данной главы являются:

1. Представить концепцию мировоззрения. (Есть много ва­риантов работы с клиентом, преследующих позитивные измене­ния.)

2. Показать, как методики, теория и практика могут быть интегрированы в общий теоретический подход к психологиче­скому консультированию и терапии.

3. Определить концепцию культурной ориентированности, как общую цель консультанта и клиента.

4. Разграничить концепции интервьюирования, консульти­рования и психотерапии.

5. Поднять важную проблему этических критериев в профес­сиональной психологической помощи.

ВАШ ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ ТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

На 3 странице книги приведена иллюстрация М. Эшера под названием “Относительность”. В картине этого датского худож­ника внимание сфокусировано на двух личностях, находящихся на лестнице в верхней части картины:

Два человека движутся рядом в одном направлении, но при этом один из них спускается, а другой поднимается по лестнице. Бессмысленно говорить о контакте между ними, поскольку они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг Друга.

Поскольку вы психолог или психотерапевт, вас можно в ка­кой-то степени считать художником. Ваша задача — понять про­блемы клиента, идущего по жизненному пути, временами в неправильном направлении. Если вы сможете на время присоеди­ниться к миру клиента и идти с ним (или с ней) вместе, то это поможет вам обрести новое понимание и уважение к пути, от­личному от вашего. Более того, вы сможете обнаружить, что клиент желает измениться и хотел бы, чтобы вы помогли ему найти новые пути действия и существования.

Представьте, что клиент пришел к вам за помощью. После некоторых вступлений он излагает следующую историю:

Я чувствую себя таким униженным... Знаете, я работаю в кафетерии. Я выхожу в этом кургузом белом пиджаке..., с поло­тенцем через руку, хожу и вытираю столы. Я прямо чувствую, что люди глазеют на меня. Может быть, это не так, но я это чувствую. Я ненавижу эту работу. Немного легче я чувствую себя за стойкой, но меня не покидает ощущение своей неполноцен­ности.

Важно, чтобы вы улучили момент и подумали, что главное в этом контексте. Представьте, что вы психолог или психотера­певт. Запишите, чтобы вы сказали клиенту.

(В этом месте вы, возможно, заглянули вперед в поисках “правильного” ответа. У нас нет правильного ответа, да и вряд ли существуют самые подходящие слова для человека, у кото­рого в душе конфликт. Однако же, существуют некоторые под­ходы, которые более плодотворны, чем другие.)

Есть шанс, что вы дадите клиенту ответ, исходя из собст­венного опыта, и этот опыт будет потенциально более позитив­ным, приведет к улучшению. Если вы “присоединитесь” к кли­ентам и поймете их различное мироощущение, то вы сможете помочь им найти более адекватный способ распоряжения свои­ми жизнями.

Прежде чем идти дальше, попробуйте опросить нескольких людей по поводу данной ситуации, запишите, что они ответят. Их ответы отличаются от вашего? Они бы повели клиента в другом направлении? Неужели какой-то ответ является самым лучшим?

А может быть то, что вы говорите человеку на консультации или во время сеанса терапии, больше характеризует вас, чем кли­ента?

 

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОЦЕСС МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ

То, что вы относитесь к человеку как консультант, в огром­ной мере определяет то, что будет в дальнейшем. Ваш вопрос к клиенту из кафетерия определяет, что будет сказано дальше, будет ли проблема решаться на поверхностном или более глубо­ком уровне; в действительности, ваша реакция определяет, будет ли вообще беседа продолжаться. Наша реакция и вхождение в мир других в значительной мере влияет на то, как клиенты (друзья и семья) думают и действуют в дальнейшем. Даже то, поддерживаете ли вы разговор или подчеркнуто не реагируете на сказанное, может существенно повлиять на жизнь человека.

Консультирование и психотерапия есть процесс обоюдного влияния. Но каким должно быть направление вашего влияния? Давайте рассмотрим несколько альтернативных реакций на сло­ва клиента из кафетерия и затем обобщим некоторые аспекты этих реакций с точки зрения культуры.

1. “Вы утверждаете, что испытываете нервозность и смуще­ние на работе”. (Это фиксирует внимание на ключевых эмоциях консультируемого и позволяет перейти к дальнейшему обсужде­нию его чувств по отношению к себе.)

2. “Можете ли вы описать другую ситуацию, где вы чувствуе­те то же самое?” (Это помогает понять, является ли это чувство той нитью, что проходит через всю жизнь клиента, а это новые факты, проясняющие картину.)

3. “Чувство неполноценности? Подумайте о чувстве неза­щищенности и смущения. Теперь перенеситесь мысленно в дет­ство и расскажите мне о похожих переживаниях”. (Эта техника позволяет найти корни сегодняшнего состояния в переживаниях детства и ориентирована на терапевтические изменения.)

4. “Вы сказали, что чувствуете себя незащищенным. А что вы делаете непосредственно перед тем, как испытать это чувст­во? Опишите мне последовательность событий, предшествовав­ших данной ситуации, а также после того, как вы вытерли стол”. (Поиск специфики поведенческой последовательности поможет найти контрдействие.)

5. “Но это иррациональная мысль. Мы уже говорили об этом. Все это только в вашей голове. А теперь давайте поработаем над тем, как вы мыслите”. (Это помогает понять, что лич­ность думает о себе. В данном случае консультант и клиент, очевидно, работали вместе над общими проблемами.)

6. “Пожалуй, я могу понять, что вы чувствуете. Я тоже зани­маюсь такой же работой по вечерам и иногда чувствовал себя ужасно стесненно, когда прислуживал. А больше вы ничего не чувствуете?” (Раскрытие собственных похожих переживаний облегчает положение клиента.)

7. “Я сказал бы, что вам нужно расслабиться и забыть это. Не надо в это погружаться”. (Совет и предположение — это рас­пространенный ход и общая реакция людей на тех, кому нужна помощь.)

Какой из указанных выше подходов наиболее похож на ваш? А какой из них правильный? Трудно ответить, поскольку каж­дый из них ведет клиента в разном, потенциально ценном на­правлении. Очевидно, возможны сотни подходов, которые осно­вываются на личном опыте и теориях консультирования. Есть много продуктивных подходов и их можно применять к подхо­дящей личности в нужное время. Эта книга поможет вам стать психологом, творчески относящимся к своей работе. Хотя мы утверждаем, что не существует “правильного” способа помочь и что вам следует определить ваш собственный стиль и манеру консультирования, мы тоже настаиваем на том, что всегда сле­дует осознавать: что именно вы делаете и как это повлияет на развитие личности клиента. Психологическая помощь есть про­цесс обоюдного влияния и терапевт имеет огромную власть над жизнью клиента. Чем больше, подход в нашем распоряжении, тем больше у нас возможностей помочь личности, тем больше путей для роста у клиента.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Недостаточно только расширить свой спектр подходов к клиенту, необходимо также рассмотреть собственную концеп­цию или мировоззрение. Выражаясь проще, что вы думаете об устройстве мира? Если вы еще не думали над этим, давайте рас­смотрим ваш ответ на первый вопрос в этой главе, где вы выде­лили ключевые проблемы своего клиента из кафетерия. То, как вы вычленили эти проблемы, дает некоторое представление о

вашем взгляде на мир. Ваша манера действовать слабо связана с понятием мировоззрения или теории, зато ваше мироощущение определяет, как вы относитесь к другим, и повлияет на то, что вы скажете клиенту.

Чтобы лучше понять, как важна определенная концепция мировоззрения в деле психологической помощи, рассмотрим те ключевые проблемы, что выделены другими людьми, которым приводился тот же рассказ о кафетерии.

1. “Безусловно, проблема в данном случае связана с ком­плексом неполноценности. Подробный разговор об этом поня­тии и о детских воспоминаниях часто дает ключ к тому, отчего эти чувства возникли сейчас”.

2. “Этот человек есть жертва экономической системы, где у некоторых людей достаточно денег, чтобы посещать колледж или развлекаться, в то время как другие должны бороться за существование. Проблема не в чувствах, а в несправедливости общества”.

3. “Рабочая одежда плохая и выделяет человека. Я бы тоже чувствовал себя так. Может тут нужна униформа, которая не так выделяется среди остальных”.

4. “Я был бы рад любой работе. У меня и такой нет. А у этого студента нет никаких проблем, пусть заткнется и радует­ся”.

5. “Дело тут не в прислуживании и не в вытирании столов. Важно, как человек себя ощущает и что он делает. Этому сту­денту нужно осознать себя как личность, а не как объект”.

Каждое из приведенных определений ключевой проблемы отражает различные мировоззрения и ведут к равным терапевти­ческим действиям. Первый ответ исходит из психодинамиче­ского подхода и может вести к долговременной терапии. (Пси­ходинамический подход исследует детские переживания и чувст­ва с тем, чтобы понять, как они представлены во взрослой жиз­ни.) Следующее мировоззрение или теория относится к ради­кальным подходам и нацелена на изменение окружающей дей­ствительности. Третье мировоззрение исходит из практически-делового административного подхода и ищет внешние измене­ния. Четвертая теория вообще отрицает чувства. Последний взгляд отражает гуманистическое мировоззрение, которое под­черкивает значимость эмоций. Здесь в дальнейшем может последовать совет вступить в группу СПТ или пройти курс лично­стно-центрированного консультирования.

Тщательное изучение протоколов интервью, фильмов, ау­дио- и видеозаписей обнаруживает, что у психологов существует излюбленная манера отношения к клиенту. Как психолог, вы можете начать с определения собственного стиля работы с людьми. По тому, как вы определяете ключевую проблему и как выглядит ваш личный ответ, вы можете, в конце концов, из­влечь довольно точную картину вашего взгляда на людей и их тревоги.

Психологические теории, такие, как психоанализ, бихевио­ризм, экзистенциализм, обсуждаемые в этой книге, представля­ют подходы, которые являются средством объяснения людей и мира. Из фрейдовской теории психоанализа вытекает не только набор концепций, объясняющих человеческое поведение, но также и довольно четкий набор методик психологической по­мощи. Точно также и другие психологические подходы имеют мировоззрение, концепцию, а также техники оказания психо­логической помощи. Задача заключается в том, чтобы выбрать из каждой теории идеи, которые, по вашему мнению, наиболее точны и построить свою собственную теорию мира.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...