Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 6. Региональная национальная политика в Российской Федерации
Понятие и принципы региональной национальной политики в Российской Федерации. Правовые основы и механизм реализации государственной национальной политики в республиках Российской Федерации. Нормативное содержание и формы осуществления национальной политики в краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах РФ. Этнополитические аспекты современного российского федерализма (на примере Северо-Кавказского региона).
ТЕМА 7. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации Становление и развитие правового статуса недоминирующих этнических общностей России. Понятие и содержание конституционно-правового статуса национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы России: понятие и критерии идентификации. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов России. Реализации защиты прав, свобод и обязанностей представителей недоминирующих этнических общностей. Международно-правовые гарантии прав национальных меньшинств.
Модуль 3. «Основные тенденции и перспективы развития российского федерализма». ТЕМА 8. Роль Конституционного Суда РФ в укреплении единства и развитии российской государственности. Понятие правовых позиций Конституционного Суда РФ и их роль в развитии российского федерализма. Решения Конституционного Суда РФ, направленные на обеспечение государственной целостности и других принципов российского федерализма. Общие правовые позиции в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.
ТЕМА 9.Сложносоставные субъекты Российской Федерации особенности конституционно-правового статуса. Историко-правовой аспект развития автономных округов. Сложносоставные субъекты РФ: понятие и виды, признаки. Элементы правового статуса АО: собственная территория, население, система органов власти, правовая система и т.д. Конституционно-правовые основы взаимоотношений краёв, областей и входяших в них автономных округов. Договорная практика регулирования отношений края, области с входящими в них АО. Проблемы правового обеспечения функционирования сложносоставных субъектов РФ: необходимость принятия федерального закона «Об основах отношений края, области с автономным округом»; совершенствование содержания договоров и т.д.
ТЕМА 10. Конституционно-правовые основы федеративной Ответственности Конституционно-правовая ответственность субъектов федеративных отношений: понятие исодержание. Соотношение понятий «публично-правовая ответственность», «конституционно-правовая ответственность», «федеративная ответственность». Признаки федеративной ответственности (публичность, субсидиарность, конституционно-правовой характер). Субъекты федеративной ответственности. Классификация санкций конституционно-правовой ответственности субъектов федеративных отношений. Процесс реализации федеративной ответственности.
Тема 11.Современный российский федерализм: проблемы и тенденции развития. Конституционная модель современного российского федерализма: понятие и основные черты. Основные тенденции развития российского федерализма. Процесс «укрупнения» субъектов Федерации: проблемы и перспективы. Кризисные явления российского федерализма. Федеральное и региональное законотворчество: проблемы соотношения, пути устранения противоречий. Становление экономического (бюджетного) федерализма как необходимое условие совершенствования федеративных отношений. Процедуры преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. 1.3.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ (ОСНОВНАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008. №7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации //Консультант-Плюс. Региональное законодательство. По состоянию на июнь 2011 г. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т., 4-е изд. М., 2010. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 8-е изд., изм. и доп. М., 2009. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебное пособие. Новосибирск, 2007. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. М., 2005. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Кабышев В.Т., Гавриленко В.И. Конституционное право России: учебно-методический комплекс. Изд. 2-е, доп. И перераб. Саратов, 2010. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведениий, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2009. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М., 2009. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2002. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000. Конституционное право России: Учебник для ВУЗов /Под ред. В.Д. Мазаева, А.Е. Постникова, Е.Е. Никитиной. М., 2009. Конституционное право России: Лекции / Отв. ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995. Конституционное право России: Учебник /Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2006. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2003. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для ВУЗов. М., 2006. Федеральное конституционное право России: основные источники / Сост. Б.А. Страшун. М., 1996. Чиркин В.Е. Конституционное право России.- 6-е изд., перераб. и доп.М., 2009. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.
1.3.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ (Дополнительная) ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве //Конституционное и муниципальное право. 2005. №8. 2. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов: международно-правовой анализ. М., 1997. 3. Автономов А.С. Ключевые проблемы Российского федерализма на современном этапе // Материалы круглого стола: «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999. 4. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. №1. 5. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. №1. 6. Артоболевский С.С. Региональная политика России: обзор современного положения // Регион: экономика и социология. 1999. №3. 7. Афанасьев М.Н. Региональное измерение российской политики // Политические исследования. 1998. №2. 8. Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации. Саратов, 2004. 9. Бабурин С.Н. Естественные границы государств: возвращение политико-правовой аксиомы // Правоведение. 1999. №1. 10. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. 11. Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. М., 1999. 12. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. 1999. №12. 13. Боброва Н.А., Зражевекая Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985. 14. Богачева О.В. Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 1999. №1. 15. Боров А.Х., Дзалихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ (современный политический опыт в историческом контексте) // Политические исследования. 1998. №3. 16. Болтенкова Л. Правовые аспекты оптимизации федеративных отношений в Российской Федерации //Сравнительное конституционное обозрение. 2005. №1. 17. Градовский А.Д. Государственное право (лекции 1881 – 1882 гг.). СПб., 1882. 18. Гоптарева И.Б. Федеральная государственность и проблема регионализации: политико-правовой аспект //Право и политика. 2006. №1. 19. Дахин А.В., Распопов Н.П. Проблема региональной стратификации в современной России //Политические исследования. 1998. №4. 20. Добрынин Н.М. Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюмень, 1997. 21. Добрынин Н.М. Федерализм: историко-методологические аспекты. Новосибирск, 2005. 22. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005. 23. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России // Журнал российского права. 1997. №2. 24. Добрынин Н. М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма //Государство и право. 2005. №2. 25. Ермаков В.Г. Федеральный центр и сложносоставные субъекты // Журнал российского права. 1998. №7. 26. Ермошин Г. Конституционный принцип федерализма и проблемы его реализации при создании единого правового пространства России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №2 (27). 27. Захаров А. Очерки современного федерализма. М., 2003. 28. Заметина Т.В. Конституционные проблемы правосубъектности коренных малочисленных народов //Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. №3. 29. Заметина Т.В. Проблемы совершенствования конституционных гарантий прав и свобод коренных малочисленных народов // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных работ. Вып.3. Саратов, 2000. 30. Заметина Т.В. Конституционно-правовые основы национальной политики в Приволжском федеральном округе //Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных работ. Вып. 5. Саратов, 2004. 31. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве // Вестник Российской Академии наук. Т.65. 1995. №7. 32. Златопольский Д.Л. Национальная основа государственности народов СССР // Вестник Московского университета, сер. II «Право». 1989. №4. 33. Зорин В.Ю. Национальные аспекты российского федерализма // Свободная мысль. 1996. №10. 34. Иванов В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений. Красноярск. 1998. 35. Иванов В.В. «Сложноустроенные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования // Журнал российского права. 1998. №12. 36. Иванченко Л. А., Калина В.С. Актуальные проблемы росийского федерализма и их отражения в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 1999. № 11. 37. Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М., 2006. 38. Кабышев В.Т. Российский федерализм: конституционные основы, тенденции развития // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных работ. Вып.2. Саратов, 1996. 39. Кабышев В.Т. Федерализм и конституционная система власти в России // Материалы круглого стола: «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999. 40. Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // Государство и право. 1993. №1. 41. Карапетян Л.М. Федерализм и права народов: Курс лекций. М., 1999. 42. Карапетян Л.М. Федерация и права народов: Курс лекций. М., 1999. 43. Кряжков В.А. Федеративное устройство России: государственно-правовые проблемы единства и многообразия //Формула права. №1 (4). 2005. 44. Кашироков З.К. Этнополитические аспекты российского федерализма: на примере Северо-Кавказского региона // Правоведение. 1998. №3. 45. Ковачёв Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. 1997. №9. 46. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальные аспекты // Журнал российского права. 1998. №7. 47. Колибаб К.Е. Договоры Российской Федерации с её субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей // Журнал российского права. 1998. №8. 48. Колосова Н.М. Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. №2. 49. Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (с комментариями). М., 1997. 50. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1999. 51. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. №2. 52. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации Конституции РФ // Государство и право. 2000. №2 53. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1904. Т.1. 54. Котляревский С.А. Государственное право: (опыт политико-морфологического обзора). СПб., 1907. 55. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека // Журнал российского права. 2000. №1. 56. Кряжков В.А. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. №2. 57. Курнышев В.В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой ассиметрии в развитии регионов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 1999. №2. 58. Лексин И.В. «Сложносоставные регионы»: проблемы предстоящих изменений в территориальном устройстве Российской Федерации»//Формула права. №1 (4). 2005. 59. Лексин В.Н.. Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., Урсс. 2000. 60. Лысенко В.Н. Процесс раз вития федеративных отношений должен быть отражён в Конституции // Журнал российского права. 1997. №4. 61. Михалева Н.А. Некоторые аспекты конституционного статуса национальных меньшинств в России // Актуальные проблемы конституционного законодательства. Труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации. Т.51. М. 1992. 62. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. №12. 63. Нарутто С.В. Проблемы юридической ответственности субъекта Федерации // Правоведение. 1998. №4. 64. Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. 1999. №4. 65. Невинский В.В. Проблемы и решения в конституционно-правовом самопределении автономных округов // Материалы круглого стола: «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999. 66. Некрасов С.И. Российский федерализм и некоторые проблемы разделения властных полномочий по вертикали // Журнал российского права. 1999. №10. 67. Основы правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации. М., 1995. 68. О правовых и институциональных аспектах федеративных отношений: «Круглый стол» «Актуальные проблемы развития федерализма в Российской Федерации» (Москва, 26 января 2006 г.) //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №3. 69. Петухов В.Н. Процессы межрегиональной интеграции нуждаются в законодательном оформлении // Журнал российского права. 1997. №11. 70. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «Какую Россию мы строим» от 8 июля 2000 // Российская газета. 2000. 11 июля. 71. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. 14. Ст.1493. 72. Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов, 2003. 73. Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1994. №1. 74. Росс К. Федерализм и демократизация в России // Политические исследования. 1999. №3. 75. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Политические исследования. 1999. №4. 76. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие 10-21 вв. М., 2002. 77. Саликов М.С. О преимуществах и возможностях создания территорий Федерации // Политические исследования. 1998. №4. 78. Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998. 79. Селиверстов В.Е. Развитие межрегиональной интеграции как фактора укрепления федерализма в России //Регион: экономика и социология. 1999. №1. 80. Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы). Сост. В.А. Кряжков / кн.1. М., 1994; кн.2 М., 1999. 81. Ступишин В. Самоопределение народов: традиции и действующее право // Общественные науки и современность. 1994. №2. 82. Сыродоев Н.А. О разграничении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов // Правоведение. 1995. №3. 83. Тавадов Г.Т. Конституционные принципы российского федерализма // Социально-политический журнал. 1995. №6. 84. Толстошеев В.В. Региональное экономическое право. М., 1999. 85. Третьяков В. Зачем округам «незалежность»? // Российская Федерация сегодня. 1998. №16. 86. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. 87. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и её субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11. 88. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право. 1999. № 3. 89. Усс А.В. Российский федерализм: приоритеты развития // Журнал российского права. 1999. №9. 90. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. №2. 91. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2000. 92. Федерализм: российское и международное измерение (опыт сравнительного анализа). Казань, 2004. 93. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. №8. 94. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997. 95. Черепанов В.А. О мониторинге правовых основ федеративной реформы //Конституционное и муниципальное право. 2005. №5. 96. Чудновский Г.Л. Реформирование федеративных отношений: как обеспечить сбалансированность интересов центра и регионов //Журнал российского права. 1999. №7/8. 97. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. №7. 98. Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений. Часть 1,2. Саратов, 1999. 99. Эбзеев Б.С., Краснорядцев С.Л., Левакин И.В., Радченко В.И. Государственное единство и целостность Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы. М., 2005. 100. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Политические исследования. 2000. №1. 101. Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории государства. Юрьев, 1912.
Интернет ресурсы, рекомендуемые для использования при самостоятельной работе по курсу «Конституционные основы российского федерализма». www.kremlin.ru un.org. www.duma.ru www.government.ru www.council.gov.ru www.strana-oz.ru www.unrussia.ru www.mid.ru www.icrc.org
ІІ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ:
ВВЕДЕНИЕ.
Действующая Конституция РФ 1993 г., как отправной документ нового этапа политико-правового развития страны в условиях глобализации определила ведущие ценности государства и общества, утвердила демократические институты и процедуры, юридические гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина, закрепила базовые принципы федеративной организации общественных отношений. Федерализм выступает одной из ведущих основ конституционного строя России, содействует укреплению демократических начал организации государственной власти, основывается на сочетании принципов централизации и децентрализации в условиях национально-культурного и социально-экономического разнообразия субъектов Федерации. Теоретическое построение научного знания придает ему упорядоченность, конструктивность, информационную насыщенность и формальную адекватность. Основной целью дисциплины «Конституционные основы российского федерализма» является подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, полное и всестороннее изучение студентами наиболее сложных и актуальных проблем конституционной теории и практики государственного устройства Российской Федерации, тенденций и закономерностей развития федеративных отношений. Изучение дисциплины «Конституционные основы российского федерализма» направлено на систематизацию, закрепление и углубление знаний, умений, навыков по направлению и эффективное применение этих знаний при решении конкретных задач в правотворческой и правоприменительной деятельности, формирование у студентов профессионального мировоззрения. В процессе обучения студент должен не только применять полученные навыки научно-исследовательской работы, но и создавать основы для последующего роста собственной профессиональной и научной квалификации в конституционно-правовой области приложения знаний, умений и навыков. Материально-техническое обеспечение: Оборудование для лекционных комнат с интерактивными досками; оборудование для лекционных аудиторий с моторизованными досками и проектором; интерактивная доска; мобильное мультимедийное оборудование для проведения занятий; компьютерные классы; лазерные принтеры; копировальные аппараты.
2.2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине «Конституционные основы российского федерализма» Цель – подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей – студенты Срок обучения – 5 лет Форма обучения – очная Режим занятий – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Модуль 1. «Федерализм в системе конституционного строя России» Тема 1. Российский федерализм: история, теория и практика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |