Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинарское занятие (4 часа)




1. Национальная политика государства: понятие и принципы.

2. Цели и задачи государственной национальной.

3. Становление и развитие национально-государственных отношений в советской федерации.

4. Механизм реализации государственной национальной политики РФ.

5. Национально-культурная автономия в Российской Федерации

6. Межэтнические конфликты: понятие, причины возникновения, механизмы разрешения.

         

   

Самостоятельная работа (12 часов)

1. Раскройте содержание Указа Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». Какие принципы государственной национальной политики нашли свое отражение в действующей Конституции РФ?

 

2.  Статья 26 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина определять свою национальную принадлежность.

Конституционный Суд РФ рассматривал жалобы граждан на нарушения пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.) положения ст. 26 (ч. 1) Конституции РФ, поскольку он не содержит указания на отметку о национальности гражданина Российской Федерации, - притом, что иного официального документа, в котором каждый гражданин мог бы указать свою национальность, законодательством не предусмотрено. В двух Определениях (от 8 апреля 2004 г. по запросу Волгоградской областной Думы о проверке конституционности п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации и от 25 декабря 2003 г. по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ч. 1 ст. 26 Конституции РФ) Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении дела.

Почему Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении дела? На ваш взгляд, нужен ли Федеральный закон «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации»? Необходима ли в паспорте графа, в которую по письменному заявлению владельца паспорта, органом внутренних дел вносятся сведения о национальности данного гражданина?

 

 3. 11 декабря 1996 г. Министерством юстиции Саратовской области была зарегистрирована национально-культурная автономия российских немцев Поволжья (Региональная общественная организация Саратовской области).

Каков порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурных автономий?

Как учреждаются региональные национально-культурные автономии?

См.: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ в ред. от 9 февраля 2009 г. «О национально-культурной автономии» СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2965; 2002. №12. Ст. 1093; 2003. №46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №49. Ст. 6070; 2009. №7. Ст. 779.

 

  4.15 декабря 1997 года в Управление юстиции Алтайского края поступили документы от двух местных национально-культурных автономий российских немцев (Барнаульская городская "Видергебурт-Возрождение" и Новоалтайская городская "Видергебурт-Возрождение") на государственную регистрацию в качестве общественного объединения Алтайской краевой национально-культурной автономии российских немцев "Видергебурт-Возрождение", а также от четырех местных национально-культурных автономий российских немцев (Барнаульская городская, Калманская районная, Косихинская районная и Шипуновская районная) - на государственную регистрацию Алтайской краевой национально-культурной автономии российских немцев. Зарегистрировав 16 декабря 1997 года Алтайскую краевую национально-культурную автономию российских немцев, Управление юстиции Алтайского края распоряжением от 15 января 1998 года отказало в государственной регистрации Алтайской краевой национально-культурной автономии российских немцев "Видергебурт-Возрождение" со ссылкой на то, что к региональной должна быть отнесена национально-культурная автономия российских немцев, имеющая большее число организаций в районах и городах Алтайского края. Это решение представители национально-культурных автономий обжаловали в суд.

Какое решение должен вынести суд? Создание какого количества региональных национально-культурных автономий на территории одного субъекта Федерации допускает Федеральный закон?

См.:Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. по делу о проверке конституционности части 3 статьи 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» в связи с жалобой граждан А.Х. Дитца и О.А. Шумахера // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. №2.

 

Тематика докладов, рефератов:

1. Национальная политика в советской федерации.

2. Конституционно-правовое развитие национальных отношений в Российской Федерации.

3. Правовые основы национальной самоидентификация.

 

Контрольные вопросы:

 1. Раскройте понятие «государственная национальная политика».

2. Назовите субъектов реализации государственной национальной политики.

3. Каковы цели и задачи национальной политики российского государства?

4. Считаете ли Вы необходимым создание федерального органа исполнительной власти, специализирующегося на решении национальных проблем в стране?

5. Какие мероприятия включает в себя механизм реализации государственной национальной политики РФ?

6. Какие виды национально-культурных автономий могут быть созданы в Российской Федерации?

7. Назовите факторы возникновения межэтнических конфликтов.

         

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ в ред. от 9 февраля 2009 г. «О национально-культурной автономии» СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2965; 2002. №12. Ст. 1093; 2003. №46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №49. Ст. 6070; 2009. №7. Ст. 779.

Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 3010.

Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Изд-во «Славянский диалог», 2000. 656 с.

Заметина Т.В. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации / под ред. В.Т. Кабышева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. 276 с. 

Зорин В. Ю., Хабриева Т.Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования //Журнал российского права. 2003. №8.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. 863 с.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. 927 с.

Кряжков В.А. Федеративное устройство России: государственно-правовые проблемы единства и многообразия // Формула права. 2005. №1(4).

Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001. 352 с.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург: УРГЮА, 1995.

Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. №12.

Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения // Общественные науки и современность. 1999. №2.

 Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. №9.

Тузмухамедов Р.А. Национальные меньшинства под защитой международного права // Государство и право. 1996. №2.

Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений. Часть I. Саратов: Изд-во ПАГС им. П.А. Столыпина, 1999. 158 с.

 

Тема 6.  Региональная национальная политика в Российской Федерации 

  Лекционное занятие (2 часа)

1. Понятие и принципы региональной национальной политики в Российской Федерации.

 2. Правовые основы и механизм реализации государственной национальной политики в республиках Российской Федерации.

3. Нормативное содержание и формы осуществления национальной политики в краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах РФ.   

4. Этнополитические аспекты современного российского федерализма (на примере Северо-Кавказского региона).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...