Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ




Упражнение 335. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими.

1. В сочинении ученика много дефектов. 2. Школьная футбольная команда потерпела фиаско. 3. На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера. 4. В коридоре висит анонс, информирующий о предстоящем собрании. 5. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 6. Онегин и Ленский отличались контрастирующими чертами характера. 7. Во время интервала между двумя уроками в класс вошел директор школы. 8. Докладчик предложил сделать акцент на физкультурную работу. 9. После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта. 10. Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

 

 

ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Упражнение 336. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением грамматического р о д а имен существительных.

1. После обеда мы обычно пили (черный — черное) кофе. 2. Покупатель попросил дать ему примерить (правым туфель — правую туфлю). 3. (Читальный зал — читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — переполнена) учащейся молодежью. 4. В (табеле — табели) отмечается выполненная членами бригады работа. 5. Крыша сарая была покрыта (толем - толью). 6. В магазине продается (яблочная повидла — яблочное повидло). 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку — широкой просеке). 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем — траурной вуалью). 9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс — правая рельса). 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый — любимую) мозоль?

 

Упражнение 337. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы п а д е ж а имен существительных.

1. Роль Раневской в {«Вишневом саду» — «Вишневом саде») А. П. Чехова исполняла в свое время артистка Книппер-Чехова. 2. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином — Дарвиным). 3. В галантерейном магазине был большой выбор чулок и (носок — носков). 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров — гектар).6. В реконструированном (цеху — цехе) завода было новейшее оборудование. 7. Работа должна быть закончена к первому (августу — августа). 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор — помидоров). 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных (доль — долей). 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель — знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй.

 

Упражнение 338. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм ч и с л а имен существительных.

1. В романе «Мать» А. М. Горький создал образы революционеров, принадлежащих к (различным социальным средам — различной социальной среде). 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи) школьников даже старших классов. 3. Партизаны нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск.4. Почти все (цеха — цехи) завода систематически перевыполняют производственные планы. 5. Нужно воспитывать у молодежи (правильное отношение — правильные отношения) к явлениям окружающей действительности. 6. Передовые учителя школ района успешно проводят обмен (опытом — опытами) учебно-воспитательной работы. 7. Колхозы используют (трактора — тракторы) ближайшей РТС. 8. Родина высоко ценит своих (сыновей — сынов) и дочерей. 9. Гармонист еще шире раздвинул красные (меха — мехи) своей гармони. 10. Опытные (шофера — шоферы) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Упражнение 339. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен прилагательных.

1. Ученик был (способный — способен) к математике 20. 2. У. миллионов молодых людей нашей страны чудесное сегодня и (более светлое — еще более светлое) завтра. 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысленен). 4. У мальчика появились и (худшие — более худшие) привычки. 5. Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем первый. 6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой комнаты. 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачности. 8. Партия была отложена в (лучшем — более лучшем) положении для белых. 9. Герой рассказа — ученик профессионального училища. Он всегда (подтянутый — подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (культурный — культурен) в обращении. 10. Кто (ответствен — ответственен) за проведение вечера самодеятельности?

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Упражнение 340. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен числительных.

1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец.2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами. 3. Первый искусственный спутник земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток). 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся. 6. До конца месяца остается еще пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов). 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца. 9. Вся страна отметила (восемъсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания Москвы.10. В молодежные «бригады отличного качества» за последний месяц включилось 243 (юношей и девушек — юноши и девушки).11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов).

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

Упражнение 341. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.

1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему —мальчику) было девять лет. 2. Проводник шел впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка. 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать (их — ее) в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его — стол — чемодан) в сторону. 5. Больной попросил сестру налить (себе — ему) воды. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — нее) можно было ждать многого.7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер 38. 8. Если ученик не исправится в своем поведении, то в отношении (его — него) будут приняты более строгие меры.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Упражнение 342. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм глагола.

1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах.

2. Надо помогать молодежи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов. 5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в Италии? 6. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь — очутюсь - могу очутиться) в затруднительном положении. 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками. 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в вазе 49. 9. Староста класса (уполномочивается —уполномочивается) выступать от имени своих товарищей. 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором борной кислоты.

 

СТРОЙ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 343. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях — дадут ряд концертов). 2. На предприятии (происходит рост производительности — растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства. 3. (Одна — одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку. 4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди — по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы». 5. Ломоносов в юности был (рыбак — рыбаком). 6. Эта река (спокойная — спокойна). 7. Общественность (широко готовится — готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя. 8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая — широка).

 

Упражнение 344. Найдите случаи обратного порядка членов предложения. Укажите роль инверсии.

I. 1. Он смотрел вокруг себя, с волнением неописанным (Я.). 2. Волнение души моей было тягостное (П.). 3. Прекрасный человек Иван Иванович! (Ч.)• 4. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие (Гонч.). 5. Судьбы свершился приговор! (Л.). 6. Досадно было, боя ждали (Л.). 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на охоту (Л.). 8. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (Т.). 9. Неотразимое впечатление произвел на всех присутствующих голос певца (Т.). 10. Скука смертельная царила в его доме (Т.). 11. Обеды задавал он отличные (Т.). 12. Тут сгорел мой приятель со стыда (Т.). 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили (С.-Щ.). 14. Я по двору погулять вышла (А. Остр.). 15. Я уж и так топиться от вас хочу (А. Остр.). 16. Развязка же наступила неожиданная (Дост.). 17. Да, мы дружны были очень (Л. Т.). 18. Радостной улыбкой озарилось лицо Анны (Л. Т.). 19. Руку мне подал на прощание (Ч). 20. Почти целую неделю не спала она (Ч.).

II. 1. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница (Ч.). 2. Как раз над двором плыла полная луна (Ч.).3. Всю дорогу мешала говорить тряская езда (Ч.). 4. А хорошая сторона — Сибирь! (М. Г.). 5. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Гладк.). 6. Власть советская пришла в станицу просто и незаметно (Гладк.). 7. Пустынны и печальны Карпаты в осенний сумрачный день (А. Н. Т.). 8. Бор глухим, сумрачным стал (Сейф.). 9. Волка на пашне видели (Сейф.). 10. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Нее.). 11. В лавку вошла, согнувшись в три погибели, старуха (Фед.). 12. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо (Пан.). 13. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце (Пан.). 14. Душа к высокому тянется (Пан.). 15. К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня (Копт.). 16. Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим существом (Н. О.). 17. Книжками сын мой сильно интересуется (Я. О.). 18. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой (Шол.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...