Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внимание при нарушениях зрения 20 страница
Психологу не следует забывать, что для более глубокого, полного и точного определения причин того или иного психического явления или отклонения в протекании процесса он должен уметь соединить воедино собственные впечатления при обследовании ребенка с полученным в результате тестовых и других методик заключением. Как отмечал Л.С.Выготский (1983), установление причин, симптомов автоматически никогда не приводит к диагнозу, и исследователь никогда не должен допускать экономию времени за счет размышлений, за счет творческого истолкования симптомов. Вся профессиональная деятельность психолога должна проводиться в соответствии с главным этическим принципом «Не навреди!». Цели, задачи и содержание работы психолога-педагога в специальных коррекционных школах определяются концептуальными положениями, ее организацией в соответствии со спецификой школы, а также имеющимися теоретическими и методическими подходами психологической службы в школах общего назначения и их практической реализацией на протяжении последних десяти лет. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы основные направления практического применения специальной психологии? 2. Дайте определение адаптации и охарактеризуйте ее особенности при нарушениях развития. 3. Сформулируйте понятие «коррекция» и разъясните ее роль в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. 4. Какие принципы лежат в основе коррекции и компенсации дефектов? 5. Каким образом осуществляется компенсация утраченных функций? 6. В чем состоит специфика компенсации сенсорных дефектов? 7. Какие психологические проблемы связаны с интеграцией детей с нарушениями развития в образовательные учреждения общего назначения и в общество? 8. Каковы общие принципы диагностики психического развития? 9. Какие типы нарушений развития вызывают наибольшие трудности при диагностике и почему? 10. Какие психические функции и проявления имеют особое значение для дифференциальной диагностики? 11. Какие задачи стоят перед психологом в специальном образовательном учреждении? Литература Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьячкова. — М., 1965. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов н/Д, 1996. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980. т
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ - ПСИХОЛОГИИ........................................................................14 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии...........14 1.2. Общие и специфические закономерности психического развития...........................................................................18 1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.......................................................25 ГЛАВА 2. УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ.........................................34 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей................................................34 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей...........................................................................43 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества ....48 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей...........................................................................................49 Моторика...................................................................................49 Внимание...................................................................................50 Интересы....................................................................................51 Восприятие................................................................................53 Память........................................................................................55 Мышление.................................................................................57 Речь............................................................................................62 Личность умственно отсталого ребенка..............................,...68 Деятельность...............'...............................................................72 Мотивационно-потребностная сфера......................................76 Самооценка и уровень притязаний.........................................77 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом.................79 ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.........................82 3.1. Определение. Причины. Классификация................................82 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте ....87 Сенсорно-перцептивные функции..........................................91 Особенности моторики.............................................................94 Внимание...................................................................................95 Память........................................................................................96 Особенности мышления...........................................................98 Особенности речевого развития............................................104 Игровая деятельность.............................................................106 Особенности эмоциональной сферы.....................................109 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте....................................................................................ПО Особенности внимания..........................................................111 Восприятие..............................................................................112 Память......................................................................................115 Мышление...............................................................................120 Особенности речевого развития............................................126 Особенности эмоционально-волевой сферы и личности......133 ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.....................................138 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии.....138 Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии......................................139 Методы сурдопсихологии.......................................................143 Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии...............................................................................149 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте....................................................................................150 Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка...........................150 Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни.................................................................151 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте.............................................................155 4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте..............................................................163 4.5. Жестовая речь глухих.............................................................177 4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей.........................................................................................179 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития..............183 ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ..................................194 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих.................194 5.2. Возрастные особенности психического развития детей v с нарушением зрения от младенчества,до школьного возраста....................................................................................201 5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения......................................................................................221 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения..................233 Деятельность при нарушениях зрения...................................233 Внимание при нарушениях зрения.......................................238 5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.............................................................245 5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения...........253 5.7. Осязание..................................................................................258 5.8. Представления.........................................................................262 460 5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.................................267 5.10. Память .....................................................................................277 Узнавание наглядного материала..........................................278 Непроизвольное запоминание наглядного материала.........281 Вербальная память..................................................................284 Отсроченное воспроизведение...............................................291 Запоминание рассказов..........................................................291 5.11. Мышление детей с недостатками зрения............................296 Наглядно-действенное мышление.........................................299 Наглядно-образное мышление ..............................................308 Понятийное (словесно-логическое) мышление..................313 Мыслительные операции.......................................................322 5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения ......................................................................................327 Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов внешнего мира при глубоких поражениях зрения.......................................................................................328 Формирование зрительных образов внешнего мира на основе остаточного и нарушенного зрения при слепоте и слабовидении..................................................331 5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения.............................................................335 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения.............................338 5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения. Особенности эмоций и чувств у слепых..............................345 Эмоциональные состояния....................................................351 Воля слепых.............................................................................352 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения................................................355 ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.......................367 6.1. Определение, этиология, основные формы........................367 6.2. Психическое развитие при детском церебральном параличе...................................................................................369 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом.............378 6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом...................................................380 ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ..........................................................391 ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.....................................................................407 8.1. Направления практического применения психологических исследований...........................................................407 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций ................409 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей ................416 8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях...............................................438
Учебное издание |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |