Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внимание при нарушениях зрения 20 страница




Психологу не следует забывать, что для более глубокого, пол­ного и точного определения причин того или иного психического явления или отклонения в протекании процесса он должен уметь соединить воедино собственные впечатления при обследовании ребенка с полученным в результате тестовых и других методик заключением. Как отмечал Л.С.Выготский (1983), установление причин, симптомов автоматически никогда не приводит к диа­гнозу, и исследователь никогда не должен допускать экономию времени за счет размышлений, за счет творческого истолкования симптомов.

Вся профессиональная деятельность психолога должна прово­диться в соответствии с главным этическим принципом «Не на­вреди!».

Цели, задачи и содержание работы психолога-педагога в спе­циальных коррекционных школах определяются концептуальны­ми положениями, ее организацией в соответствии со специфи­кой школы, а также имеющимися теоретическими и методиче­скими подходами психологической службы в школах общего на­значения и их практической реализацией на протяжении послед­них десяти лет.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные направления практического применения специ­альной психологии?

2. Дайте определение адаптации и охарактеризуйте ее особенности при нарушениях развития.

3. Сформулируйте понятие «коррекция» и разъясните ее роль в воспи­тании и обучении детей с нарушениями развития.

4. Какие принципы лежат в основе коррекции и компенсации дефек­тов?

5. Каким образом осуществляется компенсация утраченных функций?

6. В чем состоит специфика компенсации сенсорных дефектов?

7. Какие психологические проблемы связаны с интеграцией детей с нарушениями развития в образовательные учреждения общего назначе­ния и в общество?

8. Каковы общие принципы диагностики психического развития?

9. Какие типы нарушений развития вызывают наибольшие трудности при диагностике и почему?

10. Какие психические функции и проявления имеют особое значе­ние для дифференциальной диагностики?

11. Какие задачи стоят перед психологом в специальном образова­тельном учреждении?

Литература

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.

Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьячкова. — М., 1965.

Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов н/Д, 1996.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.

т

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ                          -

ПСИХОЛОГИИ........................................................................14

1.1.  Предмет, задачи и методы специальной психологии...........14

1.2. Общие и специфические закономерности психиче­ского развития...........................................................................18

1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.......................................................25

ГЛАВА 2. УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ.........................................34

2.1. Определение понятия. Причины нарушений интел­лектуального развития у детей................................................34

2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей...........................................................................43

2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества ....48

2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых

детей...........................................................................................49

Моторика...................................................................................49

Внимание...................................................................................50

Интересы....................................................................................51

Восприятие................................................................................53

Память........................................................................................55

Мышление.................................................................................57

Речь............................................................................................62

Личность умственно отсталого ребенка..............................,...68

Деятельность...............'...............................................................72

Мотивационно-потребностная сфера......................................76

Самооценка и уровень притязаний.........................................77

2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом.................79

ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.........................82

3.1. Определение. Причины. Классификация................................82

3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте ....87

Сенсорно-перцептивные функции..........................................91

Особенности моторики.............................................................94

Внимание...................................................................................95

Память........................................................................................96

Особенности мышления...........................................................98

Особенности речевого развития............................................104

Игровая деятельность.............................................................106

Особенности эмоциональной сферы.....................................109

3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном

возрасте....................................................................................ПО

Особенности внимания..........................................................111

Восприятие..............................................................................112

Память......................................................................................115

Мышление...............................................................................120

Особенности речевого развития............................................126

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности......133

ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.....................................138

4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии.....138

Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха.

Предмет и задачи сурдопсихологии......................................139

Методы сурдопсихологии.......................................................143

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.

Значение сурдопсихологии для других отраслей

психологии...............................................................................149

4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном

возрасте....................................................................................150

Социально-педагогические условия как существенный

фактор развития психики глухого ребенка...........................150

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни.................................................................151

4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте.............................................................155

4.4. Характеристика психического развития глухих детей

в школьном возрасте..............................................................163

4.5. Жестовая речь глухих.............................................................177

4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей.........................................................................................179

4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития..............183

ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ..................................194

5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих.................194

5.2. Возрастные особенности психического развития детей  v с нарушением зрения от младенчества,до школьного возраста....................................................................................201

5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения......................................................................................221

5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения..................233

Деятельность при нарушениях зрения...................................233

Внимание при нарушениях зрения.......................................238

5.5. Особенности познавательной деятельности у детей

с нарушением зрения.............................................................245

5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения...........253

5.7. Осязание..................................................................................258

5.8. Представления.........................................................................262

460

5.9. Пространственные представления и пространственная

ориентировка слепых и слабовидящих.................................267

5.10. Память .....................................................................................277

Узнавание наглядного материала..........................................278

Непроизвольное запоминание наглядного материала.........281

Вербальная память..................................................................284

Отсроченное воспроизведение...............................................291

Запоминание рассказов..........................................................291

5.11. Мышление детей с недостатками зрения............................296

Наглядно-действенное мышление.........................................299

Наглядно-образное мышление ..............................................308

Понятийное (словесно-логическое) мышление..................313

Мыслительные операции.......................................................322

5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях

зрения ......................................................................................327

Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов внешнего мира при глубоких поражениях

зрения.......................................................................................328

Формирование зрительных образов внешнего мира

на основе остаточного и нарушенного зрения

при слепоте и слабовидении..................................................331

5.13. Формирование системных слуховых образов у детей

с нарушением зрения.............................................................335

5.14. Речь и общение при нарушениях зрения.............................338

5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.

Особенности эмоций и чувств у слепых..............................345

Эмоциональные состояния....................................................351

Воля слепых.............................................................................352

5.16. Психологические особенности умственно отсталых

детей с нарушениями зрения................................................355

ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.......................367

6.1.  Определение, этиология, основные формы........................367

6.2. Психическое развитие при детском церебральном параличе...................................................................................369

6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом.............378

6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике

и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей

с церебральным параличом...................................................380

ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ..........................................................391

ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ.....................................................................407

8.1. Направления практического применения психоло­гических исследований...........................................................407

8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций ................409

8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей ................416

8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях...............................................438

 

 

 Учебное издание










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...