Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 6. Подготовьте публичное выступление на основе следующих тезисов.




1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски.

2. Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать «американизмы».

3. Причины этого я вижу в том, ...

4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений иноземными.

 

 

УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ

Наше речевое поведение в целом регулирует важное функциональное качество — целесообразность, уместность речи.

Под уместностью (целесообразностью) речи понимается такой выбор языковых средств, такая организация речи, которая способствует более эффективному общению. Уместны языковые средства, используемые в соответствии

- с коммуникативными целями и задачами (информативными, коммуникативными, познавательными и др.);

- с условиями общения, речевой ситуацией, стилистической тональностью, стилистическими нормами;

- с учётом темы, логического и эмоционального содержания сообщения;

- с учетом особенностей адресата речи (его возраста, социального статуса, образовательного, интеллектуального уровня, эмоционального настроя и т. д.).

Все это требует гибкости говорящего, знания особенностей стилей литературного языка, жанров речи. В этой связи говорят об уместности стилевой, контекстуальной, ситуативной и личностно-психологической.

Б. Н. Головин, замечая, что «критерий уместности речи — исторический критерий, определяемый в каждую эпоху уровнем развития литературного языка, речевыми вкусами общества и, видимо, целым рядом экстралингвистических причин», что «нарушение критерия уместности всегда остро ощущается и в речи устной, и в речи письменной», называет несколько условий, «которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной. Во-первых, это хорошее знание структуры языка..., системы языка..., представление о специфике стилей литературного языка... Во-вторых, это умение пользоваться языком, навыки разумного применения его ресурсов, а эти навыки неразрывно связаны с культурой мышления и речи людей. В-третьих, это хорошее знание того предмета, той темы, о которых мы собираемся говорить, ясное представление об объёме и характере информации, которую необходимо сообщить слушателям или читателям. Наконец, немаловажную роль играют и факторы нравственно-психологические — культура говорящего или пишущего, его чуткость, доброжелательное и уважительное отношение к людям...» (Головин 1988: 247-248).

Умение найти нужные слова, тон в той или иной ситуации общения — основа успешного взаимоотношения собеседников, в конечном счёте, — их морального и физического здоровья, хотя «способность менять характер речи применительно к содержанию, условиям и задачам общения» не даётся человеку от рождения, а «воспитывается и переходит в прочный навык, если человек понимает необходимость и добивается этого» (См.: Головин 1988: 246-247).

 

Задания для практической работы

Задание 1. Определите, в чём различие синонимичных речевых формул и слов. В каких ситуациях следует употреблять каждое из средств?

1.Здравствуйте; Добрый день; Привет; Салют; Хэлло.

2. Гражданка; соотечественники; господин; госпожа; молодой человек; юноша; девушка; сударь; сударыня.

3.(Это) само собой разумеется; Правильно; Вы (абсолютно) правы; Ты, как всегда, прав; Безусловно; А как же иначе?; Этого нельзя отрицать; Я согласен с Вами; Согласен с Вашим мнением.

4.Извини; Будьте добры,…; Простите за беспокойство,… .

5.Не стоит внимания; Ну что Вы!; Это такие пустяки!; Ничего страшного!

6. Советую вам…; Я предлагаю тебе…; Сделай милость…; Просим обратить внимание… .

7.Не беспокойтесь; Не расстраивайся; Не переживайте.

8.Позволю себе не согласиться; Конечно, нет; Нет; Это не так; Простите, я не согласен.

9.От всей души благодарим… за…; Я Вам тебе благодарен; Сердечно благодарю; Разрешите поблагодарить…; Хочу поблагодарить…; Позвольте выразить благодарность…; Очень признателен вам…; Мы хотели бы выразить признательность… .

10.До свидания! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливо! Всего! Привет! Пока! Бывай! Чао! Разрешите попрощаться. Разрешите откланяться.

 

Задание 2. Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данных ситуация.

1. В очереди:

а) Кто крайний?

б) Кто последний?

в) За кем я?

2. В общественном транспорте:

а) Вы сходите?

б) Вы выходите?

в) Вы вылазите?

г) Вы слазите?

3. В общественном месте, на улице:

а) Сколько времени?

б) Который час?

в) Сколько время?

г) Сколько часов?

д) У Вас есть время?

е) Сколько сейчас?

 

ТЕСТ № 6 (по теме «Коммуникативные качества речи»)

 

1. Качество речи, в первую очередь необходимое для текстов официально-делового стиля:

1) выразительность;

2) лаконичность;

3) богатство;

4) точность.

Соответствие речи фактам имеет отношение к качеству

1) точность;

2) логичность;

3) уместность;

4) правильность.

Общим параметром богатства и выразительности речи является

1) большой словарный запас;

2) умение использовать разнообразные синтаксические конструкции;

3) умение использовать интонационные средства;

4) умение пользоваться средствами речевой выразительности.

К чистоте речи не имеет отношения

1) отсутсвие речевой недостаточности;

2) отсутствие слов-паразитов;

3) отсутствие жаргонизмов;

4) отсутствие бранных слов.

5. В конструкции «Эффективная разработка молодежной политики в области студенчества» не нарушается

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) логичность речи;

4) чистота речи.

6. В конструкции «Целью работы является выяснить влияние семьи на воспитание человека» нарушаются:

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) логичность речи;

4) чистота речи.

7. В предложении «Данная работа направлена на изучение применения социологического метода для наблюдения студенческой группы» не нарушается

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) логичность речи;

4) богатство речи.

8. В предложении «Этот метод имеет свои особенности для полного изучения» нарушаются:

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) чистота речи;

4) логичность речи.

9. В предложении «Работа посвящена теме исследования отношения молодежи Санкт-Петербурга к проблемам компьютеризации» не нарушается

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) чистота речи;

4) выразительность речи.

10. В предложении «Вработе раскрывается тема о методах изучения эффективности рекламы» нарушаются:

1) правильность речи;

2) богатство речи;

3) чистота речи;

4) логичность речи.

Перенос значения слова по смежности понятий называется

1) метонимическим;

2) метафорическим;

3) ироническим;

4) синекдохой.

12. Во фразе «Да будет ход твой и тих, и мудр, дверь, открываемая вовнутрь…» (С. Сметанин) использована:

1) гипербола;

2) градация;

3) метафора;

4) анафора.

К уместности речи не имеет отношения требование

1) учета возможностей восприятия адресата;

2) учета условий ситуации общения;

3) соблюдения этикетных норм;

4) отсутствия возможностей для инотолкования речи.

14. Определите, какие стилистические фигуры использованы в следующих фразах:

1) Неповторимость повторится (Н. Матвеева).

2) И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь...

3) Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов).

4) Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский).

а) эллипсис,

б) оксюморон,

в) инверсия,

г) антитеза.

Замените имена собственные

    1. Англия;
    2. Куба;
    3. Япония;
    4. Санкт-Петербург

описательными синонимамиперифразами:

а) страна восходящего солнца,

б) туманный альбион,

в) северная столица,

г) остров свободы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...