Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 6. Подготовьте публичное выступление на основе следующих тезисов.
1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски. 2. Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать «американизмы». 3. Причины этого я вижу в том, ... 4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений иноземными.
УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ Наше речевое поведение в целом регулирует важное функциональное качество — целесообразность, уместность речи. Под уместностью (целесообразностью) речи понимается такой выбор языковых средств, такая организация речи, которая способствует более эффективному общению. Уместны языковые средства, используемые в соответствии - с коммуникативными целями и задачами (информативными, коммуникативными, познавательными и др.); - с условиями общения, речевой ситуацией, стилистической тональностью, стилистическими нормами; - с учётом темы, логического и эмоционального содержания сообщения; - с учетом особенностей адресата речи (его возраста, социального статуса, образовательного, интеллектуального уровня, эмоционального настроя и т. д.). Все это требует гибкости говорящего, знания особенностей стилей литературного языка, жанров речи. В этой связи говорят об уместности стилевой, контекстуальной, ситуативной и личностно-психологической. Б. Н. Головин, замечая, что «критерий уместности речи — исторический критерий, определяемый в каждую эпоху уровнем развития литературного языка, речевыми вкусами общества и, видимо, целым рядом экстралингвистических причин», что «нарушение критерия уместности всегда остро ощущается и в речи устной, и в речи письменной», называет несколько условий, «которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной. Во-первых, это хорошее знание структуры языка..., системы языка..., представление о специфике стилей литературного языка... Во-вторых, это умение пользоваться языком, навыки разумного применения его ресурсов, а эти навыки неразрывно связаны с культурой мышления и речи людей. В-третьих, это хорошее знание того предмета, той темы, о которых мы собираемся говорить, ясное представление об объёме и характере информации, которую необходимо сообщить слушателям или читателям. Наконец, немаловажную роль играют и факторы нравственно-психологические — культура говорящего или пишущего, его чуткость, доброжелательное и уважительное отношение к людям...» (Головин 1988: 247-248). Умение найти нужные слова, тон в той или иной ситуации общения — основа успешного взаимоотношения собеседников, в конечном счёте, — их морального и физического здоровья, хотя «способность менять характер речи применительно к содержанию, условиям и задачам общения» не даётся человеку от рождения, а «воспитывается и переходит в прочный навык, если человек понимает необходимость и добивается этого» (См.: Головин 1988: 246-247).
Задания для практической работы Задание 1. Определите, в чём различие синонимичных речевых формул и слов. В каких ситуациях следует употреблять каждое из средств? 1.Здравствуйте; Добрый день; Привет; Салют; Хэлло. 2. Гражданка; соотечественники; господин; госпожа; молодой человек; юноша; девушка; сударь; сударыня. 3.(Это) само собой разумеется; Правильно; Вы (абсолютно) правы; Ты, как всегда, прав; Безусловно; А как же иначе?; Этого нельзя отрицать; Я согласен с Вами; Согласен с Вашим мнением. 4.Извини; Будьте добры,…; Простите за беспокойство,… . 5.Не стоит внимания; Ну что Вы!; Это такие пустяки!; Ничего страшного! 6. Советую вам…; Я предлагаю тебе…; Сделай милость…; Просим обратить внимание… . 7.Не беспокойтесь; Не расстраивайся; Не переживайте. 8.Позволю себе не согласиться; Конечно, нет; Нет; Это не так; Простите, я не согласен. 9.От всей души благодарим… за…; Я Вам тебе благодарен; Сердечно благодарю; Разрешите поблагодарить…; Хочу поблагодарить…; Позвольте выразить благодарность…; Очень признателен вам…; Мы хотели бы выразить признательность… . 10.До свидания! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливо! Всего! Привет! Пока! Бывай! Чао! Разрешите попрощаться. Разрешите откланяться.
Задание 2. Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данных ситуация. 1. В очереди: а) Кто крайний? б) Кто последний? в) За кем я? 2. В общественном транспорте: а) Вы сходите? б) Вы выходите? в) Вы вылазите? г) Вы слазите? 3. В общественном месте, на улице: а) Сколько времени? б) Который час? в) Сколько время? г) Сколько часов? д) У Вас есть время? е) Сколько сейчас?
ТЕСТ № 6 (по теме «Коммуникативные качества речи»)
1. Качество речи, в первую очередь необходимое для текстов официально-делового стиля: 1) выразительность; 2) лаконичность; 3) богатство; 4) точность. Соответствие речи фактам имеет отношение к качеству 1) точность; 2) логичность; 3) уместность; 4) правильность. Общим параметром богатства и выразительности речи является 1) большой словарный запас; 2) умение использовать разнообразные синтаксические конструкции; 3) умение использовать интонационные средства; 4) умение пользоваться средствами речевой выразительности. К чистоте речи не имеет отношения 1) отсутсвие речевой недостаточности; 2) отсутствие слов-паразитов; 3) отсутствие жаргонизмов; 4) отсутствие бранных слов. 5. В конструкции «Эффективная разработка молодежной политики в области студенчества» не нарушается 1) правильность речи; 2) точность речи; 3) логичность речи; 4) чистота речи. 6. В конструкции «Целью работы является выяснить влияние семьи на воспитание человека» нарушаются: 1) правильность речи; 2) точность речи; 3) логичность речи; 4) чистота речи. 7. В предложении «Данная работа направлена на изучение применения социологического метода для наблюдения студенческой группы» не нарушается 1) правильность речи; 2) точность речи; 3) логичность речи; 4) богатство речи. 8. В предложении «Этот метод имеет свои особенности для полного изучения» нарушаются: 1) правильность речи; 2) точность речи; 3) чистота речи; 4) логичность речи. 9. В предложении «Работа посвящена теме исследования отношения молодежи Санкт-Петербурга к проблемам компьютеризации» не нарушается 1) правильность речи; 2) точность речи; 3) чистота речи; 4) выразительность речи. 10. В предложении «Вработе раскрывается тема о методах изучения эффективности рекламы» нарушаются: 1) правильность речи; 2) богатство речи; 3) чистота речи; 4) логичность речи. Перенос значения слова по смежности понятий называется 1) метонимическим; 2) метафорическим; 3) ироническим; 4) синекдохой. 12. Во фразе «Да будет ход твой и тих, и мудр, дверь, открываемая вовнутрь…» (С. Сметанин) использована: 1) гипербола; 2) градация; 3) метафора; 4) анафора. К уместности речи не имеет отношения требование 1) учета возможностей восприятия адресата; 2) учета условий ситуации общения; 3) соблюдения этикетных норм; 4) отсутствия возможностей для инотолкования речи. 14. Определите, какие стилистические фигуры использованы в следующих фразах: 1) Неповторимость повторится (Н. Матвеева). 2) И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь... 3) Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов). 4) Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский). а) эллипсис, б) оксюморон, в) инверсия, г) антитеза. Замените имена собственные
описательными синонимами— перифразами: а) страна восходящего солнца, б) туманный альбион, в) северная столица, г) остров свободы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |