Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Компетенция хозяйственных судов при рассмотрении дел при участии иностранных предприятий и организаций. Судебный иммунитет.(ст.125-126)
Понятие «компетенция хозяйственных судов», которое используется в названии статьи 125 ХПК, означает то же, что хозяйственное процессуальное законодательство, призванное регулировать процессуальные отношения без иностранного элемента, понимает под понятием «подсудность». В международном гражданском процессе категория «подсудность» применяется для определения деления компетенции между судами существующей в государстве системы рассмотрения гражданских и хозяйственных дел, а также компетенции судов относительно решения дел с иностранным элементом, то есть международной подсудности. Следует считаться с неоднозначностью понятия «международная подсудность», его содержание зависит от контекста и может в конкретных случаях быть тождественном таким категориям, как «подсудность» и «подведомственность», а потому в международных договорах, национальном законодательстве разных стран, доктрине международного частного права находит широкое применение понятия «компетенции» или «юрисдикции». Международные договоры (соглашения, конвенции) Украины, которые касаются проблемы подведомственности и подсудности споров при участии иностранных предприятий и организаций, вносят определенные коррективы в национальное законодательство. Фактически речь идет о некоторых дополнительных правилах и критериях компетенции органов правосудия, которые установлены в международных соглашениях Украины. Больших противоречий между такого содержания процессуальными нормами актов этих двух уровней регуляции в данное время не наблюдается, а потому на практике не так уж часто необходимо прибегать к критерию о приоритете международных документов (ч. Из статьи 4 ХПК). К тому же отдельные разногласия текстов можно устранить приемами толкования. Так, по спорам из договорных и других гражданско-правовых отношений компетентным является суд государства, на территории которого: - выполнено или должно быть выполнено полностью или частично обязательство из договора, который является предметом спора; - цель, место, действие или другое обстоятельство, которое стало основанием для требования о возмещении вреда; имеет постоянное место проживания истец по иску о защите деловой репутации; ответчик осуществляет торговую, промышленную и другую хозяйственную деятельность; находится контрагент-поставщик или тот, который предоставляет услуги (выполняет работу), и если этот спор касается заключения, изменения, расторжения договора. ХПК закрепляет широко известный в международном праве и международном частном праве принцип судебного иммунитетаиностранного государства. Базу этого принципа составляют такие категории, как суверенитет и суверенное равенство государств, которые не позволяют одному из них подчинять судебной власти другое без его добровольного согласия. Согласие на такое подчинение должно быть выражено положительно тем компетентным органом иностранного государства, которому соответствующие полномочия предоставлены внутренним законодательством. Обычно это правительства или соответствующие министерства. В целом сегодня доктрине и практике разных правовых систем известны три теории понимания иммунитета государства: теория абсолютного иммунитета; теория функционального иммунитета; теория ограниченного иммунитета. В соответствии с теорией абсолютного иммунитета государства, иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его видами, он распространяется на любую деятельность государства и на любую ее собственность. Именно на принципе абсолютного иммунитета построено положение статьи 125 ХПК. Теория функционального иммунитета построена на разграничении функций государства на два вида: публично- правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе в частноправовой сфере. Если же государство занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не наделяется. Доктрина ограниченного иммунитета не использует общего критерия деления функций государства, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут, в частности, быть сформулированы государствами на двусторонней или многосторонней основе. Различаются несколько видов иммунитета: судебный, от предыдущего обеспечения иска, от принудительного выполнения решения и иммунитет собственности государства. Судебный иммунитет заключается в неподсудности государства без ее согласия судам другого государства. Перечень процессуальных действий, которые совершаются лишь при получении отмеченного согласия, имеет исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит. Первая из таких действий - представления иска к иностранному государству. Правовые системы разных стран неодинаково решают вопрос о том, когда суд должен быть осведомленный о позиции компетентного органа ответчика, а именно: к или и в момент подачи заявления или после официального возникновения процесса по делу. ХПК Украины не дает прямого ответа на этот вопрос. Доказательствами согласия могут быть контракт, в котором есть специальный пункт о порядке рассмотрения вероятных споров (по типу арбитражного предупреждения), отдельный документ ли, полученный в ходе предыдущих претензий, переговоров, попыток мирного урегулирования конфликта. Согласие иностранного государства на его привлечение к участию в процессе третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, на арест государственного имущества, которое находится на территории Украины, в порядке обеспечения иска или исполнения решения, может быть вытребована и получена уже после начала производства по делу. Если согласие не поступило, отмеченные действия не совершаются. Необходимо обратить внимание на такие важные моменты: — согласие компетентного органа иностранной страны должно быть получено относительно каждого процессуального действия, отмеченного в статье 125 ХПК; — режим иммунитета распространяется и на то имущество, которое законно передано во владение или управление украинской организации (например, в аренду); — статья 125 ХПК применяется к встречным искам, когда основной иск подан государством. Рядом с иностранными государствами судебный иммунитет в том или ином объеме распространяется на определенные международные организации, что нашло отображение в ч. 2 статьи 125 ХПК. Статусы таких субъектов неодинаковы, а потому эта норма носит отсылочный характер.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |