Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие претензии. Порядок предъявления и рассмотрения (ст.6 ХПКУ).




 

Претензия – это письменное требование стороны, чьи права и законные интересы нарушены другой стороной договора с целью их восстановления.

Претензия один из способов урегулирования спора. Требования к содержанию претензии определены ст.6 ХПКУ:

- Наименование, реквизиты, дата и номер претензии.

- обстоятельства, на основании которых предъявляется претензия (ссылка на договор, предмет спора),

- доказательства, расчет претензии,

-требования с учетом норм действующего зак-ва,

-перечень прилагаемых документов.

РАСЧЕТ: сумма долга*%:365*кол-во просроченных дней.

Ст.625 ГКУ 3% годовых+индекс инфляции, размеры ш/с-ст.231 ХКУ.

Требования к порядку предъявления:

- срок исковой давности,

- это субъективное право,

- обращение в письменном виде, в случае необходимости сверяются расчеты, проводится экспертиза или др. действия,

- прилагаются документы, подтверждающие требования заявителя в оригинале или надлежаще заверенные копии,

- подписывается уполномоченным лицом, указывается должность, если подпись другого представителя и прилагается доверенность или приказ о замещении руководителя,

- направляется адресату рекомендательным письмом или ценным письмом или вручается под расписку.

Изложение претензионных требований в случае, когда претензия подлежит денежной оценке, должен дополняться обоснованным расчетом претензионных сумм. Расчет в подавляющем большинстве не является сложной работой, за исключением, возможно, достаточно сложных расчетов в спорах о возмещении ущерба. Здесь необходимо привлекать значительное количество документов, осуществлять их обработку, чтобы рассчитать сумму убытков, которые возникли в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением договорных обязательств.

Для обоснования претензии заявитель должен приложить к ней необходимый минимум документов (доказательств), которые подтверждают заявленные требования (в оригинале или в копии).

Относительно представления документов в оригинале или в копии общее правило таково: документы должны подаваться в оригинале, чтобы потом не возникла потребность дополнительно их высылать, когда окажется, что контрагент не в состоянии рассмотреть претензию по копиям. К претензиям, которые предъявляются транспортным организациям, обязательно добавляются документы в оригинале.

Если же претензия предъявляется нескольким сторонам, то второй и другим сторонам в любом случае предоставляются должным образом засвидетельствованные копии. Но, как показывает практика, чаще случаются случаи, когда в приобщенных к претензии оригиналах документов вообще нет потребности, поскольку они есть и у другой стороны. В случаях, когда к претензии не прилагаются документы, которые есть у второй стороны, в ней необходимо указать на это обстоятельство.

Претензия посылается рекомендательным или ценным письмом или вручается под расписку лицу, которое имеет соответствующие полномочия. Доказательством выполнения этих требований может быть почтовая квитанция о том, что по адресу второй стороны принято рекомендательным или ценным письмо отправителя. Когда претензия вручается под расписку, то лицо, которое ее принимает, должно оставить на экземпляре заявителя расписку о принятии претензии и закрепить ее печатью предприятия.

Предъявление претензии является субъективным правом юридических лиц, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, а также предпринимателей - физических лиц, в то время как предоставление ответа на полученную претензию в установленном порядке и в установленный срок является их обязанностью.

В процессе рассмотрения претензии нередко возникает необходимость в совместных усилиях для рассмотрения претензии по существу.

 Речь идет о сверке фактических данных и их объективной общей оценке. Например, при расчетах стороны выставляли друг другу массу счетов. При этом имели место ошибки в закрытии одних сумм другими. В таких случаях необходимо тщательное исследование выставленных счетов, соответствия производных документов первичным и тому подобное. Для этого нужно, чтобы стороны подготовили согласованный документ (обычно — акт или протокол сверки взаиморасчетов).

Отличающийся от общего, порядок урегулирования хозяйственных споров установлен, прежде всего, для хозяйственных споров, связанных с договорами перевозки, согласно Уставу ж\д.

Претензия к транспортной организации должна быть предъявлена на протяжении 6-месячного срока, а претензия об оплате штрафа — на протяжении 45 дней. Транспортная организация должна рассмотреть предъявленную претензию и сообщить заявителю об удовлетворении или отклонении ее на протяжении трех месяцев — по претензиям, которые возникают из перевозок одним видом транспорта; на протяжении 6 месяцев — по претензиям, которые возникают из перевозок в прямом смешанном соединении; на протяжении 45 дней — по претензиям об уплате штрафов. Нарушение этих сроков является основанием для отклонения претензии, а в дальнейшем и иска. Когда ответ на претензию в отмеченные сроки не поступил или она отклонена, заявитель на протяжении 2 месяцев может передать спор на разрешение хозяйственного суда, предъявив соответствующий иск к транспортной организации.

Наиболее существенные особенности досудебного урегулирования транспортных споров имеют споры, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом.

Ходатайство истца или ответчика о привлечении к участию по делу железной дороги может быть удовлетворено лишь при условии применения относительно нее мероприятий досудебного урегулирования спора, за исключением, если такое привлечение к участию процессе будет по инициативе самого суда.

Порядок и строки рассмотрения претензии,  результат (статьи 7 и 8).

  В законе установлены два вида сроков рассмотрения предъявленной претензии: общий срок в один месяц, который исчисляется со дня получения претензии, и срок — два месяца, который исчисляется в том же порядке. Последний применяется в тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем и касается претензий, связанных с качеством и комплектностью продукции (товаров).

Обоснованность требований заявителя претензии выясняется на основании приложенных к ней документов. Нужно учитывать, что перечень документов, данный в статье 6 ХПК, не исчерпывающий. Поэтому, другая сторона может попросить заявителя прислать дополнительные документы для рассмотрения претензии по существу. Для предоставления настоящих документов заявителю дается необходимый срок, длительность которого зависит от количества истребованных документов и сложности их подготовки, но не может быть установлен менее пяти дней без учета времени почтового пробега. В этом случае течение срока рассмотрения претензии приостанавливается до получения истребованных документов. Если дополнительные документы в установленный срок не поступили, претензия рассматривается по имеющимся документам. Также случаи приостановления могут быть, когда необходимо провести экспертизу, аудит или сверить расчеты и др.

О результатах рассмотрения претензии уведомляется письменно, согласно ст.8ХПКУ:

- В ответе указывается полное наименование должника, его реквизиты, дата и номер ответа на претензию.

- дата и номер претензии, на которую дается ответ.

- если претензия признана полностью или частично---признанная сумма, № и дата платежного поручения на перечисление этой суммы либо срок и способ удовлетворения претензии.

- если претензия отклонена полностью или частично---мотивы отклонения со ссылкой на документы и н\а.

- перечень приложений и др. доказательства.

Платежные требования-поручения исполняются банками в порядке, установленном Нацбанком Украины. За необоснованное списание в бесспорном порядке претензионной суммы, виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10% от списанной суммы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...