Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные задачи внутренней политики




2.1. Социально-политические задачи правительства.Программа П.А. Столыпина. Главными задачами являлись предотвращение новой революции и укрепление государства. Разрабатывая программу действий, правительство планировала достичь этого двумя путями: репрессиями и реформами. При этом, по заявлению премьер-министра П.А. Столыпина, необходимо было сначала успокоение, а затем реформы.

2.1.1. П.А. Столыпин (1862-1911),премьер-министр в 1906-1911 гг.занимавший кроме того пост министра внутренних делвыступал главным проводникомполитики правительства, пытавшегося встать над борьбой классов, а фактически осуществлявшего лавирование между различными социальными группами и слоями.

Личность Столыпина вполне соответствовала проводившейся политике. Помещик, ковенский губернский предводитель дворянства, затем губернатор Саратовской губернии, Столыпин организовал активное подавление крестьянских выступлений. На посту министра внутренних дел в правительстве консерватором и противником аграрной реформы И.Л. Горемыкиным (апрель-июнь 1906 г.), назначенного после отставки Витте, Столыпин был твердым сторонником репрессий против революционного движения. С его именем связывалось введение военно-полевых судов, применявших казни революционеров через повешение, в результате чего появилось выражение столыпинский галстук.

Столыпин обладал огромной энергией, организаторским талантом, ораторскими способностями, обширными знаниями в области экономики и права. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй (по его выражению, правовое самодержавие), но не выходящих за определенные политические рамки и как можно меньше затрагивающих интересы крупных землевладельцев.

2.1.2. Подавление революционного движения после революции не прекращалось. В 1907-1914 росло число вызовов войск. Продолжались репрессии: десятки тысяч были арестованы, тысячи отправлены на каторгу, сотни казнены по приговору суда. Положения о чрезвычайной охране охватывали Петербургский регион, Центр страны, Закавказье, часть Урала и т.д.

2.1.3. Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны будут тщетными. В соответствии с программой деятельности правительства от 25 августа 1906 г. планировались

  • аграрная реформа,
  • введение нового рабочего законодательства,
  • реорганизация местного самоуправления на бессословных началах,
  • развитие судебной реформы,
  • реформа образования с последующим введением обязательного начального образования.

Социально-экономические задачиправительства заключались, прежде всего, в ускоренном развитии отсталого сельского хозяйства, а также - промышленности и транспорта.

Экономические преобразования, что ясно осознавалось правительством, были тесно связаны с общественно-политическими и должны были обеспечить поддержку правительства со стороны как широких социальных слоев, выступивших на определенных этапах революции против самодержавия, так и новых социальных групп. Планировалось, что в результате экономических мер будет воссоздана широкая социальная опора правового самодержавия. Без этого укрепление российского государства было невозможно.

При этом государство допускало только те преобразования, которые считало неизбежными. Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение твердых монархических устоев самодержавно-бюрократического государства.

В самом руководстве страны не было единства взглядов. Николай II расходился в мнении даже с таким твердым сторонником самодержавия каким являлся П.А. Столыпин.

АграрнЫЙ ВОПРОС

3.1. Аграрная политика правительства.Аграрный вопрос справедливо осознавался властями как наиболее важный для судьбы крестьянской страны. Наряду с развертыванием репрессий против крестьянских восстаний, правительство уже во второй половине 1905 г. отменило выкупные платежи, начало продажу крестьянам земли в рассрочку, передало Крестьянскому банку казенные земли для продажи крестьянам и приступило к подготовке и проведению новой аграрной реформы, начатой Указом 9 ноября 1906 г.. (См. ТЕМУ Столыпинская агарная реформа)

Крестьянское движение.

3.2.1. 1907-1910 гг. После революции под воздействием репрессивных мер и уступок со стороны государства число крестьянских выступлений существенно уменьшилось, хотя волнения и не прекратились.

На первом этапе столыпинской аграрной реформы произошел некоторый подъем крестьянского движения (в 1908 г. - свыше 800 выступлений, в 1910 г. - около 1000). Напуганные выступлениями 1905-1907 гг. целых общин против помещиков, власти стремились достичь скорейшего разрушения поземельной общины, поощряя рвение местных властей. Земские начальники и землеустроители, руководствуясь указаниями МВД о необходимости поощрять выход из поземельной общины, пытались применять испытанные методы принуждения крестьян. Это вызвало борьбу крестьян против насильственных административных методов, применявшихся, формально, вопреки Указу 1906 г. об аграрной реформе, содержавшему положение о добровольности выделения крестьянина из общины.

Имели место и отдельные выступления крестьян против односельчан, выходивших из общины, как бедных, так и зажиточных, но доля таких случаев была невелика.

3.2.2. 1911-1914 гг.На втором этапе реформы, после прекращения принуждения и переориентации правительства на землеустройство, перехода от разрушения общины к созданию широкого слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых экономических успехов крестьянское движение резко снизило свою активность и к 1914 г. практически сошло на нет (1912 г. - 307 выступлений, 1913 г. - 128, 1914 г. - 82).

РАБОЧИЙ ВОПРОС

4.1. Государственная политика. До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западно-европейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала очевидной необходимость решения рабочего вопроса в целом и разработки рабочего законодательства в частности. Понимали важность этой проблемы и многие политические силы, представленные в Думе.

4.1.1. Репрессивные меры правительства. Приступив к подготовке рабочих законов, правительство продолжало политику успокоения в отношении рабочего движения.

Половину все арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. В 1907-1909 г. было казнено больше рабочих, чем в годы первой российской революции. Было закрыто около 1 тыс. рабочих газет. В уточнение, а фактически, в нарушение Временных правил о собраниях распоряжение министра внутренних дел запрещало рабочие митинги и собрания на территории предприятий. Временные правила об обществах и союзах также не пересматривались. Но циркуляр Столыпина от августа 1908 г. предписывал закрывать культурно-просветительские общества и профсоюзы, замеченные в политической пропаганде. В результате разогнаны были сотни профсоюзов.

В тоже время, правительство не могло полностью игнорировать итоги революции. Формально продолжали действовать Временные правила о стачках. Совет министров рекомендовал не применять радикальные меры к запрещению празднования 1 мая.

4.1.2. Законопроекты правительства.В 1905 г. был выработан комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались

- создания больничных касс для рабочих,

- арбитражных комиссий для решения споров с хозяевами,

- сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов,

- отмены наказания за участие в стачках,

- введения государственного страхование рабочих и т.д.

Но в 1906-1908 гг. под нажимом со стороны как организаций промышленников, так и высшей бюрократии, бo льшая часть проектов не была передана в Думу. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, стремление осуществлять жесткий контроль над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания, неоднократно выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также придавал большое значение вопросу о рабочем законодательстве.

4.1.3. Думское законодательство.Правое большинство III Думы в течении 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение 3 внесенных правительством законопроектов

- о больничных кассах,

- государственном страховании рабочих и

- ненаказуемости участников стачек (взамен расплывчатых Временных правил),

Законопроекты были поддержаны кадетами, прогрессистами и левыми. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты, но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников.

Рабочее движение.

4.2.1. 1907-1909 гг.Несмотря на репрессии и благодаря завоеваниям революции 1905 г., рабочее движение сохранилось на уровне, в 2 раза превышавшем предреволюционный, но более низком, чем в годы революции.

Существует точка зрения, что в 1907-1910 гг. рабочее движение, в том числе, лишенное руководства со стороны радикальных политических партий, переживало постепенный спад.

Действительно, число забастовок снизилось с 1400 во второй половине 1907 г. до 790 в 1909 г. Но экономические стачки сократились незначительно, лишь политические забастовки почти исчезли. Редкие проводившиеся политические стачки были связаны, в основном, с празднованием 1 мая или памятными датами. В то же время, стачки стали организованнее и проходили под руководством как легальных, так и множившихся нелегальных профсоюзов.

Сохранившиеся легальные профсоюзы продолжали действовать, хотя число их сократилось с 850 в 1907 г. до 230 в 1910 г. При этом ежегодно, несмотря на условия создания, усложненные циркулярами МВД, возникали новые профессиональные и культурно-просветительские рабочие организации, число которых достигало нескольких тысяч. Ширилась сеть рабочих библиотек, просветительских рабочих обществ и рабочих домов.

Рабочие постепенно осваивали новые формы протеста: организованные обращения в фабричную инспекцию, судебные иски. Промышленный пролетариат, имевший опыт борьбы, и, главное, познавший вкус победы, изменился по сравнению с 1901-1904 гг.: стал образованнее, организованнее, сознательнее. Можно сделать вывод о постепенном изменении характера борьбы рабочих и стабилизации экономического движения на относительно высоком уровне.

4.2.2.В1910-1914 гг. забастовочное движение резко усилилось. После максимального спада общего числа стачек в 1909 г. до 788, в 1910 г. число всех забастовок увеличилось до 1250 (хотя за счет вовлечения и небольших предприятий они стали в среднем мельче).

После расстрела забастовщиков на прииске Ленского золотопромышленного товарищества (Ленский расстрел), где погибло более 250 чел. в 1912 г. произошел резкий подъем движения рабочих протестов. К 1914 г. рабочее движение достигло огромного размаха. Только в первой половине 1914 г. бастовало больше рабочих (1,5 млн.), чем за весь революционный 1905 г. (1,3 млн.).

Важно, что забастовки снова приобрели в основном политический характер. В 1912 г. 70% стачек сопровождались выдвижением, наряду с экономическими, и политических требований. Все чаще кончались победой рабочих экономические стачки. Возникали новые рабочие профсоюзы, издавалось все больше рабочих газет.

Национальный вопрос

5.1. Правительственная политикапо национальному вопросу характеризовалась наиболее последовательным консерватизмом.

После ряда уступок, сделанных во время революции 1905-1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных языков в начальной школе.

В 1910 г. был принят закон, ограничивший автономию Финляндии: Сейм лишился права принимать законы о школьном образовании, охране порядка, печати и др. Готовилась отмена русско-финляндской таможенной границы.

Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии. Избирательным законом 1907 г. было сокращено представительство Польши, Кавказа и Азиатской России в Думе, инородцы Средней Азии и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм. Отдельные усилия Столыпина по отмене наиболее одиозных ограничений в отношении иудеев, встречали жесткое противодействие Николая II.

Лишь на Кавказе, где наместник пытался проводить политику сближения с умеренными национальными деятелями, отступления были минимальными.

5.2. Национальное движениев результате усилилось. Антирусские настроения стали развиваться не только в регионах, развитых в социально-экономическом отношении. В Средней Азии и в Казахстане росло недовольство конфискацией земель для русских переселенцев, возникали новые мусульманские организации, увеличилась панисламистская пропаганда.

Другие преобразования

6.1. В области образованияреформы были начаты. В 1909 г. проект о введении в 10-летний срок всеобщего начального обучения поступил в Думу. Правительство, не дожидаясь принятия закона, уже с 1908 г. земствам и городам выделяло средства на развитие школ. В 1910 г. более половины земств начали подготовку к введению всеобщего начального образования. Для обеспечения школ кадрами множились учительские семинарии (училища) и институты.

Но, вопреки столыпинским проектам создания единой бессословной школы, начальные школы подчинялись училищным советам во главе с предводителями дворянства, а церковноприходские школы остались в ведении Синода. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней.

6.2.Столыпин не смог реорганизовать местное самоуправление. Законопроект о бессословных волостных органах, власть которых распространялась на всех сельских жителей, включая помещиков, был отвергнут Госсоветом уже после смерти его инициатора. Лишь в 1912 г. была отменена должность земского начальника, напоминавшая крестьянам о временах крепостного права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...