Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная дума в 1907-1914 гг.




8.1. III Государственная дума. (ноябрь 1907-июнь 1912). В избранной по новому закону Думе правонационалистические группы вместе получили 32%, октябристы - 30%, кадеты и прогрессисты - 21%, левые (социал-демократы и трудовики) - 7%. При отсутствии твердого политического большинства голосование зависело от самой большой фракции - октябристов, которые склонялись то к правым, то к либералам левого крыла и центристам.

С 1911 г. под воздействием нового подъема общественного движения, все более противоречивой государственной политики и нарастания кризиса октябристы отошли от союза с правительством, что привело к конфликту Думы с премьер-министром и консервативным Государственным советом, отклонившим ряд законопроектов Думы.

8.2.Избиравшаяся в период нового общественно-политического подъемаIV Государственная дума, несмотря на дискриминационный закон, оказалась более левой, чем III-я, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили свое представительство. Кадеты и прогрессисты получили 25% мест, но октябристы (22%) в силу своего политического положения сохранили решающую роль.

В условиях общего сдвига влево правые либералы все чаще блокировались с более радикальными либеральными фракциями прогрессистов и кадетов. Правительство в этой ситуации все шире использовало возможности принятия законодательных актов без участия Думы. Нижняя палата принимала все более оппозиционный характер, несмотря на противодействие депутатов-черносотенцев.

8.3. Результаты парламентской деятельности. В целом, в условиях острой политической борьбы внутри Думы, усиления противоречий с Госсоветом, правительственной политики нейтрализации Думы эффективность законодательной деятельности российского парламента оставалась крайне низкой. Дума так и не смогла обеспечить развитие реформ.

ВЫВОДЫ

9.1. Характер третьеиюньской монархии. В результате революции 1905-1907 гг. в России установился государственный строй со сложным, смешанным характером.

Основу государства составлял абсолютизм, серьезно ограниченный элементами буржуазной монархии (новые Основные законы, выборный законодательный парламент, отмена цензуры, увеличение прав крестьянства, допущенные формально свободы). Противоречивый характер нового государства вызывал заложенную в его основах нестабильность политической власти.

9.2. Социальной опорой режима соответственно являлись не только помещики, но и, на первом этапе, буржуазия и часть интеллигенции. В то же время реформистские маневры правительства вызывали протесты крайне правых, а недостаток реформаторской деятельности привели к изменению отношения праволиберальных групп, что явилось проявлением настроений соответствующих социальных групп. В 1912-1914 г. социальная база третьеиюньской монархии существенно сократилась.

9.3. В политическом отношении кроме охранительных черносотенных организаций, в 1907-1910 гг. также поддержало правительство правое крыло либералов при враждебном нейтралитете левого крыла либерального движения.

Такой союз, оказавшийся непрочным, содержал в себе возможности нового кризиса и политического противостояния самодержавия и большинства общества. В 1911-1914 гг., несмотря на некоторые успехи правительственных реформ, в усиливавшейся оппозиции к самодержавию оказались все политические течения за исключением черносотенцев.

9.4. Итоги внутренней политики. Бo льшая часть правительственной программы не была выполнена. После смерти Столыпина преобразования были замедлены, так и не достигнув главной цели - укрепления российского государства.

Содержащиеся в самом характере режима противоречия обусловили настолько же противоречивую государственную политику. Правящие круги оказались неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой - разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Вспомните определение абсолютной монархии. Подумайте, какие из признаков абсолютизма остались после революции 1905-1907 гг., а какие исчезли.
  2. Как вы думаете, можно ли назвать третьеиюньский режим конституционной монархией а Основные законы буржуазной конституцией?
  3. Опишите программу реформ, планировавшихся П.А. Столыпиным. Почему ему не удалось реализовать значительную часть своих планов?
  4. Почему крестьянское движение в 1912-1914 гг. практически сошло на нет, а рабочее движение переживало в эти годы быстрый подъем?
  5. Каковы были особенности рабочего движения в 1907-1914 гг.? Какие периоды в рамках этого этапа вы можете выделить?
  6. Опишите систему политических партий России после революции 1905-1907 гг.
  7. Охарактеризуйте деятельность либеральных партий. Объясните причины их полевения в 1910-1914 гг.
  8. Почему Государственный совет занимал более консервативные позиции, чем Дума?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большевики // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 78-81;
  2. История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. - М., 1994;
  3. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портерт. - М., 1992;
  4. Конституционно-демократическая партия // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 267-268;
  5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1993. - Гл. 18. - Разделы 2, 4;
  6. Партия социалистов-революционеров // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 433-438;
  7. Российская социал-демократическая партия // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 516-519.
  8. Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. - М., 1995. - Гл. 18;
  9. П.А. Столыпин // Российские реформаторы XIX-начало XX в. - М., 1995;
  10. Союз 17 октября // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 579-580;
  11. Степанов С.А. Черная сотня в России / 1905-1914 гг. - М., 1992. - гл. 5.
  1. Федоров В.А. История России XIX начала ХХ в. Учебник для вузов. М., 1998. С. 548-567.

 

Тема 50. Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.

Как ясно показала первая российская революция, главной проблемой российского общества оставался аграрный вопрос, обострившийся на рубеже XIX-XX в. В будущем неудовлетворенное крестьянство, составлявшее большинство населения страны, могло пойти дальше разгрома 2 тыс. сожженных в 1905-1907 гг. помещичьих имений.

Кроме того, без развития сельского хозяйства Россия не могла развиваться как великая держава, что прекрасно понимал П.А. Столыпин.

Цели реформы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...