Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения.




Цель: проверка и закрепление знаний по организации учебного процесса, формирование умений применять полученные знания при анализе педагогических ситуаций.

План:

1. Организации учебного процесса.  Понятие о методах обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Понятие о приёмах и средствах обучения. Их классификация

4. Обоснование выбора учителем методов, приёмов, средств обучения.

Основная литература:

1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.

2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 192 с.

5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2011.- о., 144 с.

6. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 192 с.

7. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. - п., 176 с.

8. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2010.- п., 512 с.

9. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильной школе / Под ред. Полат Е.С. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.- п., 208 с.

10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования (3-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 368 с.

11. Хуторской, А.В.Педагогическая инноватика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. . – М.: Академия, 2010. - п., 256 с.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192.

2. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

3. Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2007.-527с.

4. Подласый, И.П. Педагогика:Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с .-(Основы. наук).

5. Осмоловская, И.М.Дидактика:Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд., .-М:. Академия, 2008.- 240с.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007.- 432 с.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Перминова Л. М. Теория обучения в информационном обществе. Он-лайн служба «Ист Вью». URL: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=18&id=26491649

Ермаков, В.Г., Нечаев, Н.Н. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ/В.Г. Ермаков, Н.Н. Нечаев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. - № 531. С. 3-36.Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=13288502

Горшкова B.B. ДИАЛОГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / В.В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 2. С. 68-76. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16356663

 

Методические указания:

Повторите теоретический материал по теме. Выполните задания соответственно пунктам плана (1. - задания № 1, 2; 2. - задания № 3, 4).

Задание № 1, имеющее тестовый характер, и задание № 2 ориентированы на проверку ключевых понятий темы.

Задание № 3 предусматривает анализ конкретной педагогической ситуации по вопросу выбора учителем соответственно типу, виду урока методов, приёмов, средств обучения.

Задание № 4 предполагает проектирование фрагмента занятия с обоснованием целесообразности использования по ходу занятия оптимальных средств обучения.

 

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

● Что понимают под методом обучения?

а) путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний;

б) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса в школе;

в) способ деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения.

● Можно ли анализ, синтез, индукцию, дедукцию считать методами обучения?

а) нет, т.к. это методы логического мышления;

б) да, т.к. они показывают путь овладения знаниями;

в) нет, т.к. они не ведут к достижению цели обучения.

● Какие методы обучения относятся к группе наглядных методов?

а) демонстрация

б) наблюдение

в) лабораторный

● Укажите главное условие применения беседы в обучении.

а) соответствие дидактической задаче;

б) наличие у учащихся запаса представлений по изучаемому вопросу;

в) возраст учащихся.

● К какому методу обучения следует отнести работу учащихся над решением задач?

а) лабораторная работа

б) упражнение

в) практическая работа

● Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?

а) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе;

б) да, лишь отдельные методы, например контроль, побуждают уч-ся к учению; остальные - нейтральны;

в) ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.

● Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения.

а) цель обучения б) уровень мотивации в) тип урока г) степень знакомства учащихся с учебным материалом д) принципы обучения е) содержание учебного материала ж) уровень подготовленности учащихся и учителя з) условия обучения

● Что понимают под приёмами обучения?

а) способ существования учебного процесса;

б) совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом;

в) составляющие метода обучения, которые в совокупности обеспечивают достижение цели.

● Что такое средство обучения?

а) предметная поддержка учебного процесса;

б) способы овладения знаниями, умениями, навыками;

в) внешнее выражение деятельности.

● Является ли речь педагога средством обучения?

а) нет, т.к. речь - это средство общения;

б) да, т.к. речь - это инструмент деятельности учителя в учебном процессе.

Задание № 2.

● Упорядочите по нарастающей степени полисенсорности воздействия на учеников перечисленные ниже методические действия: показ рисунка, представляющего горизонтальный разрез горной цепи; выполняемый учащимся опыт по сухой дистилляции угля; показ цветного звукового фильма; фрагмент лекции преподавателя на тему "Анализ физических свойств серы".

Задание № 3.

· Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.

"Урок в четвёртом классе одной из московских школ проходит несколько необычно.

Ученики на Красной площади. Они внимательно смотрят на величественные кремлёвские стены и башни, на расписные купола собора Василия Блаженного, на памятник Минину и Пожарскому.

Почему же эта площадь называется Красной? - начинает свой рассказ учительница. - Красная площадь получила своё название после перестройки её в конце XVII века, когда она была обстроена красивыми каменными зданиями. Красная - значит красивая. В наше время понятие Красная площадь имеет и другой смысл. Красная - значит революционная.

До середины XVII века Красная площадь называлась Пожар, так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. В 1698 году по приказу Петра I эти ряды были снесены. Площадь приобрела нарядный праздничный вид. История Красной площади начинается с того времени, когда были построены вот эти современные кремлёвские стены и башни.

Когда это было? - обращается учительница к классу.

Это было в конце XV века при Иване III, - отвечает одна из учениц.

Из группы ребят выходит "экскурсовод". Мальчик рассказывает о том, как возводились кремлёвские стены, башни и дворцы.

Иллюстрацией к его рассказу звучат стихи Натальи Кончаловской, которые с выражением читает наизусть девочка.

Здесь, у стен Кремля, стихи звучат особенно торжественно и проникновенно.

Затем ребята идут со своей учительницей дальше… Урок продолжается.

Учительница говорит о чудесном соборе Василия Блаженного, о его искусных строителях, рассказывает легенду об их трагической судьбе, читает отрывки из поэмы Д. Кедрина "Зодчие".

Перед глазами ребят встаёт другая картина: исчез вымощенный камнем пологий спуск к облицованной гранитом набережной. Они стоят на крутом обрыве над рекой. А на высоком холме, на самой его вершине, вознёсся дивный, сказочный храм…

Урок окончен, но звонка не будет, - улыбаясь, говорит учительница. Ребята весело смеются.

А вы не забыли, что вам задано на дом?

Нет! Конечно, помним! - хором отвечают ребята и почти слово в слово повторяют план будущего сочинения о Красной площади."

· Проанализируйте ситуацию по алгоритму.

1. Учебный предмет и тема занятия. 2. Участники образовательного процесса. 3. Этапы занятия (урока). 4. Сущность деятельности учителя на уроке. Решаемые им цели, задачи. 5. Деятельность учащихся, её характер. Наличие мотивов. 6. Форма обучения. 7. Тип и вид урока. 8. Методы, приёмы обучения. 9. Средства обучения.

· Дайте письменное обоснование применённых учителем методов, приёмов, средств обучения.

· Сделайте вывод о соответствии их форме занятия, его содержанию и целевым установкам.

Задание № 4.

Разработайте вариант проведения фрагмента занятия по курсу "Теория обучения" с использованием дидактических средств обучения. При этом учитывайте следующие дидактические требования:

  1. цель занятия, его содержание, логика изучения материала;
  2. главные элементы, которые должны быть усвоены на занятии;
  3. этап и цель использования оптимальных средств обучения;
  4. методы и приёмы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся.

Самостоятельная работа № 5

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Методы обучения - ……………………………………………………………………………..

Приемы обучения - ……………………………………………………………………………..

Средства обучения - ……………………………………………………………………………..

Задание № 2.

● Составьте таблицу.

"Основные подходы к классификации методов обучения в педагогической теории".

Авторы Основание типологии Разновидности методов обучения
     

Задание № 3 .

Познакомьтесь с классификацией методов продуктивного обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 617.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...