Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Цель: проверка и закрепление знаний по организации учебного процесса, формирование умений применять полученные знания при анализе педагогических ситуаций. План: 1. Организации учебного процесса. Понятие о методах обучения. 2. Классификация методов обучения. 3. Понятие о приёмах и средствах обучения. Их классификация 4. Обоснование выбора учителем методов, приёмов, средств обучения. Основная литература: 1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с. 2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с. 3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с. 4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 192 с. 5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2011.- о., 144 с. 6. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 192 с. 7. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. - п., 176 с. 8. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2010.- п., 512 с. 9. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильной школе / Под ред. Полат Е.С. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.- п., 208 с. 10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования (3-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 368 с. 11. Хуторской, А.В.Педагогическая инноватика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. . – М.: Академия, 2010. - п., 256 с. Дополнительная литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192. 2. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 3. Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2007.-527с. 4. Подласый, И.П. Педагогика:Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с .-(Основы. наук). 5. Осмоловская, И.М.Дидактика:Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд., .-М:. Академия, 2008.- 240с. 6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007.- 432 с. 7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Перминова Л. М. Теория обучения в информационном обществе. Он-лайн служба «Ист Вью». URL: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=18&id=26491649 Ермаков, В.Г., Нечаев, Н.Н. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ/В.Г. Ермаков, Н.Н. Нечаев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. - № 531. С. 3-36.Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=13288502 Горшкова B.B. ДИАЛОГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / В.В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 2. С. 68-76. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16356663
Методические указания: Повторите теоретический материал по теме. Выполните задания соответственно пунктам плана (1. - задания № 1, 2; 2. - задания № 3, 4). Задание № 1, имеющее тестовый характер, и задание № 2 ориентированы на проверку ключевых понятий темы. Задание № 3 предусматривает анализ конкретной педагогической ситуации по вопросу выбора учителем соответственно типу, виду урока методов, приёмов, средств обучения. Задание № 4 предполагает проектирование фрагмента занятия с обоснованием целесообразности использования по ходу занятия оптимальных средств обучения.
Ход выполнения: Задание № 1. Тест. ● Что понимают под методом обучения? а) путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний; б) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса в школе; в) способ деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения. ● Можно ли анализ, синтез, индукцию, дедукцию считать методами обучения? а) нет, т.к. это методы логического мышления; б) да, т.к. они показывают путь овладения знаниями; в) нет, т.к. они не ведут к достижению цели обучения. ● Какие методы обучения относятся к группе наглядных методов? а) демонстрация б) наблюдение в) лабораторный ● Укажите главное условие применения беседы в обучении. а) соответствие дидактической задаче; б) наличие у учащихся запаса представлений по изучаемому вопросу; в) возраст учащихся. ● К какому методу обучения следует отнести работу учащихся над решением задач? а) лабораторная работа б) упражнение в) практическая работа ● Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению? а) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе; б) да, лишь отдельные методы, например контроль, побуждают уч-ся к учению; остальные - нейтральны; в) ни один метод специально не направлен на побуждение к учению. ● Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения.
● Что понимают под приёмами обучения? а) способ существования учебного процесса; б) совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом; в) составляющие метода обучения, которые в совокупности обеспечивают достижение цели. ● Что такое средство обучения? а) предметная поддержка учебного процесса; б) способы овладения знаниями, умениями, навыками; в) внешнее выражение деятельности. ● Является ли речь педагога средством обучения? а) нет, т.к. речь - это средство общения; б) да, т.к. речь - это инструмент деятельности учителя в учебном процессе. Задание № 2. ● Упорядочите по нарастающей степени полисенсорности воздействия на учеников перечисленные ниже методические действия: показ рисунка, представляющего горизонтальный разрез горной цепи; выполняемый учащимся опыт по сухой дистилляции угля; показ цветного звукового фильма; фрагмент лекции преподавателя на тему "Анализ физических свойств серы". Задание № 3. · Ознакомьтесь с педагогической ситуацией. "Урок в четвёртом классе одной из московских школ проходит несколько необычно. Ученики на Красной площади. Они внимательно смотрят на величественные кремлёвские стены и башни, на расписные купола собора Василия Блаженного, на памятник Минину и Пожарскому. Почему же эта площадь называется Красной? - начинает свой рассказ учительница. - Красная площадь получила своё название после перестройки её в конце XVII века, когда она была обстроена красивыми каменными зданиями. Красная - значит красивая. В наше время понятие Красная площадь имеет и другой смысл. Красная - значит революционная. До середины XVII века Красная площадь называлась Пожар, так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. В 1698 году по приказу Петра I эти ряды были снесены. Площадь приобрела нарядный праздничный вид. История Красной площади начинается с того времени, когда были построены вот эти современные кремлёвские стены и башни. Когда это было? - обращается учительница к классу. Это было в конце XV века при Иване III, - отвечает одна из учениц. Из группы ребят выходит "экскурсовод". Мальчик рассказывает о том, как возводились кремлёвские стены, башни и дворцы. Иллюстрацией к его рассказу звучат стихи Натальи Кончаловской, которые с выражением читает наизусть девочка. Здесь, у стен Кремля, стихи звучат особенно торжественно и проникновенно. Затем ребята идут со своей учительницей дальше… Урок продолжается. Учительница говорит о чудесном соборе Василия Блаженного, о его искусных строителях, рассказывает легенду об их трагической судьбе, читает отрывки из поэмы Д. Кедрина "Зодчие". Перед глазами ребят встаёт другая картина: исчез вымощенный камнем пологий спуск к облицованной гранитом набережной. Они стоят на крутом обрыве над рекой. А на высоком холме, на самой его вершине, вознёсся дивный, сказочный храм… Урок окончен, но звонка не будет, - улыбаясь, говорит учительница. Ребята весело смеются. А вы не забыли, что вам задано на дом? Нет! Конечно, помним! - хором отвечают ребята и почти слово в слово повторяют план будущего сочинения о Красной площади." · Проанализируйте ситуацию по алгоритму.
· Дайте письменное обоснование применённых учителем методов, приёмов, средств обучения. · Сделайте вывод о соответствии их форме занятия, его содержанию и целевым установкам. Задание № 4. Разработайте вариант проведения фрагмента занятия по курсу "Теория обучения" с использованием дидактических средств обучения. При этом учитывайте следующие дидактические требования:
Самостоятельная работа № 5 Задание № 1. ● Выпишите основные понятия дидактики: Методы обучения - …………………………………………………………………………….. Приемы обучения - …………………………………………………………………………….. Средства обучения - …………………………………………………………………………….. Задание № 2. ● Составьте таблицу. "Основные подходы к классификации методов обучения в педагогической теории".
Задание № 3 . Познакомьтесь с классификацией методов продуктивного обучения. |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 617. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |