Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Цель: усвоение студентами понятия об обучении как дидактической системе, ее функциях и компонентах, понимание процесса обучения как сотворчества учителя и ученика. План: 1. Дидактика как отрасль научного знания. Основные категории дидактики. 2. Закономерности, принципы, правила обучения. 3. Движущие силы и логика процесса обучения. 4. Обучение как дидактическая система, ее структурные компоненты. 5. Функции процесса обучения. 6. Обучение как сотворчество деятельности учителя и ученика: деятельность учителя, деятельность учащихся. Основная литература: 1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с. 2. Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика. Учебное пособие / авт.-сост. Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с. 3. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с. 4. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с. 5. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- п., 502 с. 6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). -М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 574 с.
Дополнительная литература: 1. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. Учебник для студ.вузов / авт.-сост. А.Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – С.-Питербург, 2008. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192с. 3. И.М .Осмоловская, И.М. Дидактика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-2-е изд.,.- М:. Академия, 2008.- 240с. 4. Подласый И.П. Педагогика. В 3-х книгах: /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2007.-527с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Ибрагимов, Г.И. Теория обучения : учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов .- М. : ВЛАДОС, 2011 .- нет .- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0 Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев .- М. : ВЛАДОС, 2010 .- нет .- (Педагогическое наследие) .- под ред. В.А. Сластенина .- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0 Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России. Т.3 / ред.: В.Н. Тарасова .- 2011. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/140411?cldren=0 Школа. С веком наравне / В.Г. Рындак.- Оренбург : ОГПУ, 2010. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/166470?cldren=0
Методические указания: Повторите соответствующие разделы теории обучения. Выполните письменно следующие задания, соотнеся их с пунктами плана: - задание № 1, 2, 3. - задание № 4. - задание № 5. Ход выполнения: Задание № 1. Что называется дидактикой? Из приведённых ответов выберите один правильный, обосновав достоверность своего выбора, ошибочность остальных: а) дидактика - это отдельная наука о закономерностях развития личности б) дидактика - это наука о закономерностях формирования личности ребёнка в) дидактика - это раздел педагогики об образовании и воспитании порастающего поколения г) дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теории обучения и образования Задание № 2. Из перечисленных альтернатив подчеркните те, которые обозначают основные категории дидактики: воспитание - преподавание - знание - организация - образование - классно-урочная система - класс - форма - развитие - учение - цель - метод - умение - обучение - содержание - средства - навыки - структура - эффективность - альтернатива - процесс - таксономия - формирование - результат - Задание № 3. Первой фундаментальной работой по теории обучения является "Великая дидактика" педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Заголовок этого труда непривычно длинный, но отражающий вместе с тем его специфику и содержание. «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех, всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпываются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике». На основе анализа полного заголовка "Великой дидактики" Я.А. Коменского, дайте письменное определение дидактики в понимании автора и сформулируйте основные задачи обучения, которые он ставит. В чём основное отличие понимания дидактики Коменским от современных трактовок данного понятия в педагогической теории? Задание № 4. Сравните высказывания и предложите свой вариант суждения, который изложите письменно. "Если закономерности обучения - устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, то зачем необходимо формировать на их основе принципы и правила, которые опять обращать к практике? Может быть, целесообразнее дать практике возможность самой организовать себя на основе содержащихся в ней закономерностей?" "Осознанность лежащих в основе практики обучения закономерностей приводит к моделированию обучения в форме законов, принципов и правил, которые в результате могут улучшить эффективность обучения, видоизменяя и совершенствуя отдельные его стороны." Закономерности, принципы, правила являются (не являются) объективными и не зависят (зависят) от субъективности педагога, так как … Задание № 5. 1. Системообразующий компонент дидактической системы – это… деятельность учителя деятельность ученика цель обучения организация деятельности 2. К функциям обучения в дидактике относят … образовательную, воспитательную, развивающую методическую, корректирующую, информационную корректирующую, коммуникативную, объяснительную информационную, воспитательную, диагностическую 3. Практические и теоретические действия, выполняемые сознательно на основе усвоенных знаний, – это… умения обученность навык способности 4. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется… обучаемостью навыком обученностью умением 5. Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений в процессе обучения – это… обучаемость способности комплекс навыков воспитуемость 6. Воспитательная функция процесса обучения реализуется через… содержание учебного материала цели обучения управление познавательной деятельностью практические методы обучения 7. Преподавание – это деятельность учителя по… овладению системами знаний, оперированию ими развитию мотивации у учащихся организации и управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся передаче информации предметного характера 8. Деятельность по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков – сущность учения обучения познания образования Задание № 6. В отечественной психологии по вопросу соотношения обучения и развития преобладает точка зрения, обоснованная еще Л.С. Выготским (1896-1934). Согласно этой точке зрения, обучение идет впереди развития. Обоснуйте точку зрения Л.С.Выготского. Задание № 7. Дайте характеристику основным компонентам процесса обучения как дидактического взаимодействия учителя и ученика, заполнив схему:
Задание № 8. Установите соответствие между типами педагогического взаимодействия учителя и ученика и их характеристиками.
Характерные черты типов педагогического взаимодействия: доминирование парных педагогических взаимоотношений; индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником; различные коммуникации и действенные взаимоотношения с ярко выраженными чертами кооперации; диалог с целью наставления, просвещения; «фронтальное общение»; опосредованное общение учителя с учеником; дистантное обучение. Задание № 9. Решите педагогическую задачу: «Какой упрямый этот Толя…Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре. - Хочешь, скажу по-секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке? На следующий день Толя, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смутившись попросил: - Скажите, а что вы будете завтра рассказывать? ( См. А.Реан,Н.Бордовская, С.Розум. Психология и педагогика. – С.-Питербург, 2008.-с.368 ) В о п р о с ы: 1. В чем успех Толи? 2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен? 3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогиеские? Задание № 10. Проанализируйте педагогическую ситуацию: «Зная индивидуальные особенности Наташи учительница предупреждает: - Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень застенчива, учеба дается ей нелегко». ( См. А.Реан,Н.Бордовская, С.Розум. Психология и педагогика. – С.-Питербург, 2008.-с.383). В о п р о с ы: 1. В чем педагогическая ценность такого типа взаимодействия? 2. Какие приемы взаимодействия использует учитель? Самостоятельная работа № 1 Задание № 1. ● Выпишите основные понятия дидактики: Дидактика - ……………………………………………………………………. Предмет дидактики - ……………………………………………………………….. Обучение - …………………………………………………………………………. Образование - ……………………………………………………………………. Движущие силы процесса обучения -………………………………………….. Закономерности обучения -………………………………………………………….. Принципы обучения -…………………………………………………………………. -…………………………………………………………………………………. Задание № 2. ● Выпишите основные подходы к определению процесса обучения: И.П.Подласый -………………………………………………………………………… П.И.Пидкасистый -…………………………………………………………………….. В.А.Сластенин -……………………………………………………………………………. Задание № 3. ●.Заполните таблицу «Движущие силы процесса обучения»:
Виды противоречий: - между притязанием и возможностями; - между старыми возможностями и новыми потребностями; - между требованиями к ЗУН и их наличием и реальным уровнем; - между новыми задачами познания и усвоенными ранее способами мышления; - несоответствие дидактических целей и содержания деятельности; - несоответствие содержания и форм организации дидактического процесса; - несоответствие поставленных задач и средств их достижения; - между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением учащегося к их осуществлению; - между избранными дидактическими средствами, формами, методами взаимодействия и принятием их учащимися; - между оценкой и самооценкой учебной деятельности учащихся. Задание № 4. ● Допишите формулировки закономерностей процесса обучения (по Подласому И.П.): Содержательно-процессуальные: 1. Результаты обучения ………. продолжительности обучения. 2. Результаты обучения зависят от ………. в учебную деятельность (Л.В. Занков). 3. Продуктивность усвоения заданного объёма знаний, умений ………. количеству изучаемого материала или требуемых действий. 4. Результаты обучения зависят от ………. . 5. Обучение путём "делания" ………. . Гносеологические: 1. Результаты обучения ………. умению учиться. 2. Продуктивность обучения ………. объёму учебной деятельности учащихся. 3. Умственное развитие учащихся ………. усвоению объёма взаимосвязанных действий, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер). 4. Продуктивность творческого мышления улучшается ………. . 5. Результаты обучения зависят от ………. . Психологические: 1. Обученность ………. обучаемом. 2. Продуктивность обучения ………. познавательной активности учащихся. 3. Закон Йоста: ………. . 4. Продуктивность обучения ………. интенсивности тренировки. 5. Результаты обучения зависят от ………. . Кибернетические: 1. Закономерность Воробьёва: ………. . 2. Качество обучения ………. качеству управления. 3. Закономерность Анохина: ………. . 4. Эффективность обучения ………. частоте и объёму обратной связи. Социологические: 1. Эффективность обучения зависит от ………. . Организационные: 1. Результаты обучения ………. отношению учащихся к учебному труду. 2. Результаты обучения ………. работоспособности учащихся. 3. Закономерность Вагера-Блажека: ………. . 4. Закономерность Антроповой: ………. .
Задание № 5. ● Классифицируйте перечисленные принципы обучения : доступности, личностного целеполагания, продуктивности обучения, наглядности, сознательности и активности, ситуативности обучения; прочности; образовательной рефлексии; систематичности и последовательности; выбор индивидуальной образовательной траектории; научности, гражданственности, воспитывающего обучения; связи теории с практикой; единства группового и индивидуального обучения; оптимальности.
Задание № 7. Внимательно прочитайте предложенный вариант дидактической ситуации. Педагогическая ситуация. В 9-м классе идёт урок химии на тему "Свойства азотной кислоты". Четверо учащихся отвечают у доски. Для внесения поправок и дополнений к ответам привлекаются все остальные ученики. Рассказывая о свойствах изученных кислот, учащиеся называли общие закономерности, характерные для представителей данного класса веществ, объясняли различие в поведении кислородных и бескислородных кислот, разбавленной и концентрированной серной кислоты. После опроса учительница перешла к объяснению новой темы: - Сегодня мы познакомимся со свойствами азотной кислоты, - сказала она и поставила перед учащимися ряд вопросов: Каков её состав? К разряду каких кислот она относится? Что означает понятие "сильная кислота"? Какие же свойства характерны для азотной кислоты? Учащиеся задумываются над ответами. Одна из учениц говорит, что азотная кислота, как и многие уже известные кислоты, будет реагировать с металлами. Другие ученики добавляют: с основными окислами, с основаниями, с солями. - Что происходит при взаимодействии растворов кислот с некоторыми металлами? - спрашивает далее учительница. - Образуются соли, и выделяется водород, - отвечают учащиеся. - А как это доказать? - обращается учительница к классу. В ход урока включается эксперимент. Преподавательница вызывает к демонстрационному столу ученика и предлагает ему поставить опыт. В трёх пробирках находится цинк. В одну из них ученик вливает раствор соляной, в другую - серной и в третью - азотной кислоты. Затем он подносит горящую лучинку к первой пробирке. Раздаётся хлопок. - Это выделяется водород, - говорит ученик. То же происходит и в другой пробирке. Но вот в третьей, несмотря на бурное течение реакции, водород не обнаруживается. Учащиеся озадачены. Взаимодействие уже известных им кислот с металлами приводило к образованию водорода. Почему же этого не случилось с азотной кислотой? Вопрос пока остаётся открытым. Ставятся другие опыты, подтверждающие кислотные свойства азотной кислоты, затем учительница кратко заключает: - Итак, мы убедились, что азотная кислота и похожа на другие кислоты и отличается от них. Учащиеся сами называют черты сходства с другими кислотами, подчёркивают и то отличие, которое они только что установили опытным путём: при действии азотной кислоты на металлы водород не выделяется. - Как же мы объясним этот факт? - спрашивает учительница. И она тут же ставит опыт по обесцвечиванию красителя азотной кислотой. - А какие уже известные вам вещества также обесцвечивают красители? - Это характерно для хлора, - вспоминают учащиеся. Опять ставится опыт. Тлеющая лучинка вспыхивает в пробирке, в которой нагревается концентрированная азотная кислота. Ученики приходят к выводу, что азотная кислота является сильным окислителем. - Как же теперь объяснить результат опыта с цинком? - спрашивает далее учительница. Снова на помощь приходит эксперимент. Ставится опыт взаимодействия азотной кислоты с медью, и учащиеся видят, что в результате получается соль мели и выделяется бурый газ - двуокись азота. К доске вызывается ученик для записи уравнения реакции, а учительница тем временем изменяет условия опыта, добавляет в пробирку воды. Реакция не приостанавливается, но результат её уже иной. В растворе также образуется соль меди, но выделения бурого газа незаметно. Новый газообразный продукт собирается в цилиндре под водой и затем демонстрируется классу. - Это окись азота, - говорят ученики. - На воздухе она превращается в двуокись. И учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что степень восстановления азотной кислоты зависит от её концентрации. Теперь осталось добавить, что же происходило при реакции раствора азотной кислоты с цинком. Под руководством учителя ученики приходят к заключению, что цинк, как более активный по сравнению с медью металл, осуществил более глубокое восстановление азотной кислоты. Следовательно, степень восстановления азотной кислоты зависит также от активности металла. ● Ответьте на вопросы: 1. Какие принципы, правила дидактики реализуются учителем на уроке? 2. Как проявляется взаимодействие данных принципов? 3. В чём состоит образовательная и воспитательная ценность урока?
● Записи оформите в виде таблицы:
Задание № 8. ● Заполните схему «Логика и структурные элементы учебного процесса»
Задание № 9. ● Выпишите основные понятия дидактики: Дидактическая система -……………………………………………………………….. Функции обучения -………………………………………………………………………. Преподавание -…………………………………………………………………………… Учение -…………………………………………………………………………………. Цель обучения – Содержание обучения -………………………………………………………………….. Формы обучения –………………………………………………………………………… Методы обучения –…………………………………………………………………………. Средства обучения -…………………………………………………………………………… Результат обучения -……………………………………………………………………………. Задание № 10. ● Привидите примеры, раскрывающие сущность и подтверждающие взаимосвязь следующих основных функций процесса обучения: образовательная – развивающая – воспитательная. Образовательная функция :
Развивающая функция:
Воспитательная функция:- Задание № 11. ● Составьте схему «Модель структуры учебного процесса», представляющую процесс обучения как целостную систему. Основными компонентами процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащегося (учение), содержание учебного материала, методы, средства и формы обучения, результат обучения. Задание № 12. ● Заполните таблицу «Этапы управления процессом обучения»
Задание № 13. ● Основными компонентами учения являются мотивы; учебные действия; контроль, оценка и анализ результатов. Охарактеризуйте данные компоненты. Мотивы учения:
Учебные действия: Контроль, оценка и анализ результатов: Задание № 14. ● Заполните таблицу «Виды учебных действий»
1. Конкретные действия; 2. Имерджентные (действия воображения). 3.Мнемические. 3. Перцептивные. 4. Символические. 6. Интеллектуальные.
Практическая работа № 2. Тема: Современные дидактические концепции. Цель: систематизировать знания о дидактических концепциях и теориях, системах обучения; развитие умений применять их на практике при анализе предложенных ситуаций, моделировании элементов организации познавательной деятельности учащихся в различных видах обучения. План: 1. Дидактические концепции (теории). 2. Дидактические системы, их разновидности. 3. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное. Основная литература: 1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с. 2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с. 3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с. 4. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд.) учебник. – М.: Юрайт, 2011.- 502 с. 5. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с. Дополнительная литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192. 2. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд.,стер.-М:Академия,2008.-512с.-(Высшее профессиональное образование). 3. Осмоловская И.М. Дидактика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд., .-М:. Академия, 2008.- 240с. 4. Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х книгах: Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2007.-527с. 5. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с .-(Основы. наук). 6. Ситаров В.А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие длястуд. вузов /В.А. Ситаров .- М: Академия, 2008.-352с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Ибрагимов, Г.И. Теория обучения : учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов .- М. : ВЛАДОС, 2011 .- нет .- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0 Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев .- М. : ВЛАДОС, 2010 .- нет .- (Педагогическое наследие) .- под ред. В.А. Сластенина .- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0 Городничева, А.С. Контрольные работы по педагогике : учебные материалы и методические рекомендации для студентов всех педагогических специальностей / А.К. Осин, А.С. Городничева .- 2009. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/146087?cldren=0 Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России. Т.3 / ред.: В.Н. Тарасова .- 2011. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/140411?cldren=0
Методические указания: Повторите соответствующие изученные разделы и темы курса "Теория обучения". Вспомните основные понятия: "дидактическая теория", "дидактическая система", "вид обучения"; характеристику основных разновидностей дидактических систем, в том числе авторских. Задание № 1 имеет тестовый характер и направлено на выявление знаний ключевых понятий по разделу. Задание № 2 предполагает ориентирование в современных авторских дидактических системах, понимание ведущих концептуальных идей обучения и умение соотносить их с известными разновидностями дидактических систем (личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные и др.). Задание № 3 позволит соотнести имеющиеся знания по вопросу о видах обучения с практическим их применением. Ход выполнения: Задание № 1. Тест. ● Кто из педагогов вычленил следующие ступени обучения: "ясность - ассоциации - система - метод"? а) Я.А. Коменский б) И.Ф. Гербарт в) Дж. Дьюи ● Какой дидактической системе присущи принципы активного учения, самостоятельный поиск учащимися решения учебных задач; отсутствие стабильных учебных программ, наличие учителя-помощника? а) прогрессивистская б) традиционная ● Кому принадлежит концепция "обучения через совершение открытий"? а) И.Ф. Гербарту б) Дж. Дьюи в) Д. Бруннеру ● Заполните пропуски: "Полный акт мышления по Дьюи имеет следующие ступени": 1) ощущение …….; 2) формулировка ….; 3) выдвижение …..; 4) логическая проверка гипотез; 5) действие в соответствии с принятой гипотез. ● Выберите правильный ответ о подходе современной дидактики к трактовке схемы развития процесса обучения: а) ясность, ассоциации, система, метод; б) ощущение трудности, формулировка проблем, выдвижение гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой; в) подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы; обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике; г) подготовка, изложение, согласование с ранее полученными знаниями, обобщение, применение; д) ясность, изложение, обобщение, система, метод. ● Установите соответствие между педагогом и его вкладом в разработку проблем теории обучения:
● Основоположник эвристического обучения: а) Сократ б) Коменский в) Руссо ● Основоположник системы разветвлённого программирования: а) Скиннер б) Краудер в) Паск ● Один из первых разработчиков теории проблемного обучения: а) М.Н. Скаткин б) В.П. Беспалько в) В. Оконь Задание № 2. Установите соответствие между основными дидактическими концепциями и их характеристиками
- Обучение как непрерывный процесс реконструкции опыта» обучающихся, формирование новых отношений и типов поведения через практические занятия; - Передача обучающимся большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности; - Интегральная связь познания с деятельностью, ведущие идеи как критерий отбора учебных дисциплин; - Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся - В обучении необходимо «фокусно» концентрировать внимание на основных фактах и событиях - Обучение на основе обогащения сознания обучающегося образами и представлениями - Обучение как процесс передачи и переработки информации - Обучение на основе создания ориентировочной основы учебных действий Задание № 3. Познакомьтесь с приведёнными ниже наиболее значимыми элементами авторских дидактических систем (С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова) и ответьте на вопросы: В - Какая дидактическая идея здесь представлена? В - В чём психолого-педагогический смысл данной идеи? В - Предположите, кому из педагогов принадлежит эта идея. Почему вы так решили? В - К какому виду дидактических систем можно отнести данные примеры? "10 октября 1986 г. V экспериментальный класс. Тема урока: "Решение уравнений". К началу урока подготовлена классная доска, на которой учителем сделаны записи и числовые пометки. Ежедневно работая по таким опорным сигналам, ученики овладевают основными умственными операциями анализа и синтеза, приучаются выделять значимые данные задачи, устанавливать связи между ними и представлять условия в наглядной и лаконичной графической форме. Это становится привычкой, навыком мышления; приём используется и при самостоятельном решении задач, без какого-либо требования или установки. Учащиеся записывают на черновиках краткие условия, не перенося их затем в чистые экземпляры, где ограничиваются только выполнением действий и пояснениями к ним. Краткая запись нужна ученику как опора для рассуждения и самопроверки, и не для чего более…" "На этапе формирования навыков (обобщённых знаний) по теме, которая уже изучена в период перспективы, рождается новая перспектива - опережающее изучение следующей новой темы. И, следовательно, вводя новый материал, опять опираюсь на сильных учеников - им скучать не приходится. Помогает в этом распределение опроса на уроке. Распределение опроса в работе по теме на трёх этапах с перспективной подготовкой делает всех учеников любимыми. Опрос средних, слабых учеников намечаю по трудным темам на втором этапе, поэтому они отвечают смело и получают оценку на балл выше своих возможностей в обычных условиях обучения". "Добровольно организованная разновозрастная группа "школьников" решает погрузиться в науку "анатомия и физиология с основами цитологии и биохимии". В это самое время другая подобно же организованная группа может погрузиться в науку "органическая химия". Приезжают ведущие специалисты, профессора из Шуйского и Армавирского (или других) вузов. После выхода из погружения начинается период самоподготовки. Группа разбивается на подгруппы от 2 до 3-5 человек; к ним идут на помощь в качестве учителей и их помощников те, кто уже сдал зачёты и защитил право быть учителем. После того как в подгруппах завершился период самоподготовки, ребята идут на зачёты…" Задание № 4. Используя заданный параметр (по своему выбору) - учебный вопрос репродуктивного характера, сформулируйте проблемный вопрос; проблемную задачу; проблемное задание. Оформите запись в виде таблицы:
В каких случаях проблемное обучение эффективно, а в каких - нецелесообразно? Сравните проблемное обучение и программированное: в чём выражается предполагаемый образовательный результат; какие для этого используются средства; критерии оценки образовательной деятельности. Самостоятельная работа № 2 Задание № 1. ● Выпишите основные понятия дидактики: дидактические концепции (теории) - ……………………………………………………………………. . дидактические системы -…………………………………………………………………………………… виды обучения- ………………………………………………………………………………………………. репродуктивное обучение - ……………………………………………………………………………………, объяснительно-иллюстративное обучение - ……………………………………………………………………., проблемное обучение-……………………………………………………………………………………………, программированное обучение -………………………………………………………………………………….. Задание № 2. Проведите сопоставительный анализ трёх современных авторских дидактических систем (по выбору): Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. ● Результаты сопоставления внесите в таблицу:
Задание № 3. Разработайте план занятия на одну общую тему в двух разных системах обучения (М. Монтессори и Дж. Дьюи). ● Результаты оформите следующим образом: Тема занятия: Возраст детей:
При разработке плана занятия учтите, что в обеих исходных дидактических системах познание мира происходит посредством практической деятельности, эксперимента. Но если в школе М. Монтессори основная идея - это развитие чувств, то в школе Дж. Дьюи - развитие активности, прагматического восприятия обучения. Примеры уроков Монтессори и Дьюи по теме "Соль" для учащихся 8-9 лет. Задание: вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли. Монтессори: Ученики индивидуально наблюдают за происходящими в своём сосуде процессами, делают зарисовки. Трогают образующиеся кристаллы, нюхают их, пытаются лизнуть. Сравнивают форму кристаллов со стоящими рядом объёмными геометрическими фигурами. Происходит эстетическое восприятие детьми кристалликов соли. Формируется ощущение процесса их выращивания, заботы о них. Дьюи: Учащиеся периодически вынимают кристаллики из раствора и замеряют их размеры. Изучают реакцию кристаллов на изменение условий среды - концентрацию, температуру раствора. Обсуждают результаты и создают более благоприятные условия для их роста. Ведут лабораторные записи. Обсуждают перспективы применения выполненной работы. В результате происходит коммуникация детей друг с другом, практическое и прагматическое восприятие опыта, поиск условий, где его можно применить. Задание № 4. Подумайте над вопросом: совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? ● Обоснуйте письменно свой выбор: 1) Да. 2) Нет. 3) Частично. 4) Не знаю. Задание № 5. Познакомьтесь с вкладом отечественных дидактов в разработку проблем теории обучения (на примере Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, В.С. Леднёва, И.Я. Лернер, В.В. Кривского, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой, С.Г. Шаповаленко, Г.И. Щукиной и др.) Используйте для этого Российскую педагогическую энциклопедию. В 2-х т. - М., 1993. ● Составьте таблицу: "Педагогические теории (концепции), идеи отечественных дидактов".
Задание № 6. Ниже приведены педагогические ситуации некоторых фрагментов уроков. Определите, какой вид обучения представляют данные ситуации: а) объяснительно-иллюстративный, б) проблемный, в) программированный. Свой ответ обоснуйте. Ситуация № 1. Прежде чем приступить к основной части урока, учительница литературы прочитала учащимся отрывок из сочинения. В нём говорилось: "«Старуха Изергиль» у меня вызвала противоречивые чувства. Ларру искренне жаль. Слишком жестоко для него наказание. Я бы смягчил его. Легенду о Данко я читал, хотя и с чувством зависти, но сам никогда бы не смог так поступить, как поступил он. Да и надо ли так поступать?" (Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.) Ситуация № 2. Этот урок начался постановкой учебной задачи: основываясь на трёх законах динамики и экспериментально наблюдаемых Ньютоном и его предшественниками закономерностях в движениях земных и небесных тел, повторите научное открытие Ньютона. Сообщаю научную цель урока: обосновать гипотезу, что сила взаимодействия двух точечных масс прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними. Записываем известные Ньютону данные, анализируем каждый факт. Делаем вывод, что около Земли существует поле тяготения, что сила тяготения должна быть пропорциональна массам взаимодействующих тел. Предполагаем, что сила, заставляющая тела падать на Землю, и сила, искривляющая траекторию Луны и вызывающая её неправильное движение, имеют одинаковую физическую природу. В итоге устанавливаем пропорциональность силы произведению масс и обратную пропорциональность её квадрату расстояний между точечными массами. При проверке закономерности вводим коэффициент пропорциональности и записываем формулу всемирного тяготения. Смотрим фрагмент фильма об опытном определении гравитационной постоянной, отмечаем универсальность полученной формулы. Домашнее задание формулируем так: "Каждый установленный факт, прежде чем стать научной теорией, должен пройти многократное подтверждение. Применяя данные 4-го опытного факта, подтвердить справедливость полученной формулы для такого варианта: некие реально не существующие планеты с равными массами совершают круговое движение вокруг общего центра. В этом центре находится светило, удерживающие предполагаемые планеты на соответствующих расстояниях. Доказать, что сила их взаимодействия с этим светилом обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними". На каждом этапе этого урока выслушиваем мнения всех желающих, но оцениваем и обсуждаем только грамотные, аргументированные ответы, при этом особенно ценим силу доказательств и убеждённость их автора. (Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.) Ситуация № 3. Студентка-практикантка проводила урок зоологии по теме "Класс земноводных. Внешнее строение лягушки". Она рассказала о лягушках, их особенностях как биологического вида. При объяснении строения лягушки использовала рисунки, плакаты. Почувствовав, что внимание учащихся ослабевает, практикантка обратила внимание детей на следующий эпизод: "Великий русский учёный И.В. Мичурин, любивший всё живое, однажды приручил лягушку и постоянно оберегал её. А когда друг Мичурина убил лягушку палкой, знаменитый естествоиспытатель месяц не разговаривал с ним". Ребята с интересом дальше продолжили слушать урок. Ситуация № 4. На уроке истории при обобщении и повторении пройденного материала учащимся предлагается выполнить задание по карточкам, предусматривающее варианты ответов, один из которых - правильный.
(из опыта работы М.А. Кувырталовой) Практическая работа № 3. Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Цель: закрепление и систематизация знаний о содержании образования: понятии, концепциях, структуре, перспективах развития в контексте поисков стандартизации образования. План: 1. Понятие о содержании образования, его роли в процессе обучения и формировании культуры личности. 2. Государственный образовательный стандарт. 3. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. 4. Сравнительная характеристика основных концепций содержания образования. Основная литература: 1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с. 2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с. 3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с. 4. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд.) учебник. – М.: Юрайт, 2011.- п., 502 с. 5. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с. Дополнительная литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192 с. 2. Педагогика:теории,системы,технологии:Учебник для студ. высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд.,стер.-М:Академия,2008.-512с.-(Высшее профессиональное образование). 3. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 4. Осмоловская,И.М.Дидактика:Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд., .-М:. Академия, 2008.- 240с. 5. Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2007.-527с. 6. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с .-(Основы. наук). 7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007.- 432 с. 8. Ситаров,В.А.Дидактика:Пособие для практических занятий: Учебное пособие длястуд.вузов/В.А.Ситаров .-М:Академия,2008.-352с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Ибрагимов, Г.И. Теория обучения : учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов .- М. : ВЛАДОС, 2011 .- нет .- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0 Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев .- М. : ВЛАДОС, 2010 .- нет .- (Педагогическое наследие) .- под ред. В.А. Сластенина .- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0 Городничева, А.С. Контрольные работы по педагогике : учебные материалы и методические рекомендации для студентов всех педагогических специальностей / А.К. Осин, А.С. Городничева .- 2009. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/146087?cldren=0 Школа. С веком наравне / В.Г. Рындак.- Оренбург : ОГПУ, 2010. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/166470?cldren=0
Методические указания: 1. Задание № 1 предполагает проверить усвоение основных понятий по разделу "Содержание и стандартизация образования. Базисный учебный план; учебные программы, учебники" путём выполнения тестового задания. 2. Задание № 2 ориентировано на развитие аналитического мышления: путём систематизации знаний об основных концепциях содержания образования выделить согласно заданным параметрам характерные черты данных концепций. Ход выполнения: Задание № 1. Тест. ● Выберите наиболее полное определение понятия "содержание образования": а) перечень предметов, отражающих педагогически адаптированные основы наук, которые должны изучаться в школе; б) знания, умения, навыки, необходимые для усвоения учениками; в) опыт различных видов деятельности и эмоционально-ценностных отношений; г) знания, умения, навыки, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, готовность их к творческой деятельности, труду. ● Какой главный фактор (система) из перечисленных влияет на формирование содержания образования: а) культура и наука; б) потребности общества и личности, предъявленные через цели; в) возможности личности и характер учебной среды. ● Отметьте те принципы, которыми руководствуются при отборе содержания образования (по Подласому И.П.): а) научности, б) доступности, в) связи теории с практикой, г) наглядности, д) природосообразности, е) историзма, ж) систематичности, з) вариативности, и) последовательности, к) гуманности, л) соответствия возрастным возможностям, м) интегративности. ● К какому из 5 уровней в структуре содержания образования относят учебные курсы (по концепции Леднёва В.С.)? а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5 ● Установите соответствие между организацией учебного процесса и видами структуры его содержания:
● Кого из выдающихся педагогов считают основоположником идей материального образования? а) Я.А. Коменского б) Г. Спенсера в) Г. Кербенштейнера г) Дж. Дьюи ● Кому из отечественных педагогов принадлежит понятие о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте человечества, тождественном по структуре человеческой культуре? а) М.А. Данилову, Б.П. Есипову, В.А. Онищук б) В.С. Леднёву в) И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину, В.В. Краевскому ● Какие нормативные документы отражают содержание образования соответственно ГОСТу? а) Закон РФ "Об образовании" б) Базисный учебный план в) образовательные программы ● Вставьте пропущенные слова: "Государственный образовательный стандарт - это минимум … образования, максимум … нагрузки, а также требования к … , … , … учащихся. ● Из перечисленных выберите основные компоненты Базисного учебного плана: а) инвариантный, б) федеральный, в) региональный, г) вариативный, д) школьный. ● Что представляет собой учебная программа? а) нормативный документ, определяющий порядок изучения учебных дисциплин, количество часов и критерии оценки б) нормативный документ, определяющий содержание и объём знаний по учебному предмету, количество часов, отводимых на изучение тем и разделов курса, а также критерии оценки в) документ, в котором перечислены те принципы, которые будут изучаться в определённом классе, количество часов на их изучение Задание № 2. Проведите анализ различных подходов к концепциям образования на основе различных теорий, оформив результаты в виде таблицы.
Самостоятельная работа № 3 Задание № 1. ● Выпишите основные понятия дидактики: Содержание образования - ………………………………………………………………… Государственный образовательный стандарт - …………………………………….. Базисный учебный план - …………………………………………………………………. Образовательная программа - ………………………………………………………………. Учебник - ……………………………………………………………………………………. Задание № 2. Рассмотрите с точки зрения данной дискуссии роль содержания образовательной продукции ученика в его образовании: Л.Н. Толстой говорил, что в сочинениях крестьянских детей можно обнаружить творческую силу, не уступающую произведениям Гёте. Л.С. Выготский отрицал такую позицию, считая, что стихийное творчество детей обречено "оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм. Задание № 3. В современную теорию обучения введено понятие "учебный метапредмет", т.е. предметно оформленная образовательная структура, содержание которой базируется на системе фундаментальных образовательных объектов (А.В. Хуторской). ● Изучите на примере метапредмета "Числа" основные дидактические характеристики данного понятия. Ответьте на вопросы: 1. В чём состоит педагогическое значение учебных метапредметов? 2. Чем метапредмет отличается от обычного предмета образовательной области? 3. Какова роль метапредметов в личностно-ориентированном обучении? Задание № 4. Представьте, что вы директор школы и вам необходимо определить, чем заполнить 25% учебного времени, предусмотренного вариативной частью учебного плана. ● Как вы будете его использовать; чем руководствоваться при определении содержания? Задание № 5. ● Изобразите схематически существующие разновидности образовательных программ.
1. Каковы цели образовательных и профессиональных образовательных программ? 2. Где реализуются образовательные программы? 3. На основе чего определяется обязательный минимум содержания образовательных программ? ● Выделите основные характеристики образовательных программ, используя следующую информацию: Типовые образовательные программы составляются учёными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться примерным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публикуют методические журналы ("Литература в школе", "Математика в школе" и др.). Рабочие образовательные программы составляются и подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются ГОСТы, национально-региональный компонент, принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя и т.д. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2626. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |