Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебный вопрос. История возникновения товароведения.




 

История не сохранила документальных свидетельств о времени
возникновения таможенного дела на территории России.

По данным некоторых исследователей, история таможенного дела на территории России насчитывает около 1000 лет. Эта история включает различные периоды, каждый из которых обладает определенной спецификой. Прежде всего в основу разделения истории таможенного дела на периоды можно положить степень развития и социально-экономическую природу государства, существовавшего на территории современной России. Именно задачи, стоящие перед государством в сфере экономики, в первую очередь определяют задачи и способы построения таможенных органов.

В период становления феодального государства на территории современной России на перекрестках торговых путей стихийно возникали специальные торговые места, где осуществлялся обмен, перевалка, хранение и складирование товаров. При этом с
продаваемых и обмениваемых товаров взимались специальные пошлины - осминичие, мытные и т. д. Эти пошлины взимались за провоз товаров через внешние и внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торгов, за покровительство, оказываемое торговым людям. Было мыто «сухое» - при провозе
товаров по суше, мыто «водяное» — при провозе по воде. Именно от этих пошлин и берет начало таможенное дело.

В период завоевания Древней Руси татарами место, где взимали с товара пошлину – «тамгу», где «тамжили» товар, стало называться таможней, а человек, взимавший «тамгу», - таможенником. С введением тамги мыт - родовое название всех торговых и проезжих пошлин, стал обозначать только проезжую пошлину, взимаемую
при провозе товаров через внутренние заставы. До XIII в. мыт существовал лишь в больших городах - Киеве, Новгороде, а с XIII в. - в селах и уездах.

Предположительно, таможенное дело возникло на территории
Киевской Руси в X в. В этот период интересы нарождающегося феодального государства заключались в установлении многообразных торговых связей и поощрении торговли. Фискальный характер взимаемых пошлин, характерный для периода раздробленности, сменился политикой протекционизма. Так, именно беспошлинные
торговые отношения, установленные князьями Олегом и Игорем между Русью и Византией, были главным средством, подготовившим принятие Русью христианства именно из Византии. Тем не менее, в этот период нельзя еще говорить о последовательной таможенной политике государства, о развитой системе таможенной
службы. Для обеспечения таможенного контроля и осуществления таможенных мероприятий еще при Петре I укреплялись государственные границы. На западе было построено 15 крепостей, между ними создавалась система форпостов, границу охраняли регулярные войска. В 1754 г. был утвержден Корпус пограничной стражи и институт таможенных объездчиков.

 

Термин «таможенное дело» (таможенная деятельность) происходит от тюркско-монгольскою слова «тамга», которое употреблялось в России в ХШ-ХV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова «тамга» в дальнейшем образовался глагол «тамжить», т. е. облагать товар пошлиной.

Основная цельи направленность таможенного дела удовлетворение потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и регулирование внешнеторговых связей. По мере развития государства складывались правила, обычаи и процедуры взимания и невзимания таможенных пошлин, создавалась таможенная служба, обустраивались таможни. Все это
получало организационное и правовое закрепление.

 

Таможенное дело является монополией государства. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Государству принадлежат функции управления таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы. Основное значение государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.

Под таможенной политикой имеется в виду органичная составная часть внутренней и внешней политики РФ. Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли.

Основным средством осуществления таможенной политики являются:
установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов.

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими источниками таможенного законодательства. Федеральные министерства, уполномоченные в области таможенного дела, участвуют в формировании таможенной политики, а таможенные органы реализуют эту политику.

Цели таможенной политики Российской Федерации в отношении таможенно-тарифного регулирования определены в ст. 1 Закона №5003-1:

-рационализация товарной структуры российского импорта;

-защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

-обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны
иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т. д.

Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается установлением минимального уровня таможенных пошлин.

Таможенный контроль - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами строго в соответствии с ТК ТС. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля (проверка документов и сведений, устный опрос, таможенное наблюдение и т. д.), которые
достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу,
а его функции по принятию нормативных правовых актов в уста-
новленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ (п.
15 Указа № 314).

В соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом № 314. Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Минэкономразвития России издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по всем основным вопросам деятельности в области таможенного дела.

Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических ма­териалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском универ­ситете. Возникновение товароведения как самостоятельной дисцип­лины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «вся­ких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о при­возных товарах из других стран, а также о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед, зерно и др). 

Особая заслуга в становлении отечественного товароведе­ния принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сде­лана попытка дать классификацию товаров.

В развитие товароведения большой вклад внесли П.П. Пет­ров (1850—1928) и Я.Я. Никитинский (1854-1924), Ф.В. Церевитинов (1874—1947). Они уточнили задачи товароведения, пока­зали его связь с технологией производства, с сельскохозяйствен­ными и экономическими науками. П.П. Петровым, Я.Я. Ники­тинским, Ф.В. Церевитиновым в 1906—1908 гг. был издан учеб­ник по товароведению промышленных товаров и пищевых про­дуктов в двух томах. Позднее этот учебник был переработан и значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник служил основой для подготовки многих поколений товароведов.

В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов».

В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.

В настоящее время появляются новые пути в развитии то­вароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изме­няющихся потребностей.

Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изуча­ется в расширенных курсах технологии различных групп товаров.

В XX в. товароведение в разных странах дифференцировалось. В России наиболее широкое развитие получило товароведение това­ров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров.

     3 Учебный вопрос. Принципы товароведения.

                         Объекты товароведной деятельности

   Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортимент­ную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать това­роведными, удовлетворяют реальные потребности челове­ка (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара.

Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем экс­плуатации или использования для внутреннего либо на­ружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара: ас­сортиментная, качественная и количественная, обуслов­ливающие степень удовлетворения потребностей. Так, пищевые продукты с различными характеристиками не­одинаково удовлетворяют потребность организма челове­ка в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях.

Таким образом, потребительная стоимость товаров вы­ступает как мера их полезности и проявляется через осно­вополагающие товароведные характеристики.

Характеристика— совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого оп­ределения термина, можно сформулировать основопола­гающие товароведные характеристики товаров.

Ассортиментная характеристика товаровсово­купность отличительных видовых свойств и признаков то­варов, определяющих их функциональное и/или социаль­ное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обу­словлены также их качественными характеристиками.

Качественная характеристика товаровсовокуп­ность внутривидовых потребительских свойств, обладаю­щих способностью удовлетворять разнообразные потреб­ности. Эта характеристика товаров тесно связана с ассор­тиментной, так как им обеим присуще общее потребитель­ское свойство — назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потре­бительских свойств, среди которых важное место занима­ют безопасность и экологичность.

Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпо­чтений.

Качественные характеристики товаров непосредствен­но взаимодействуют с количественными. Более того, мно­гие показатели потребительских свойств выражаются че­рез количественные характеристики.

Количественная характеристика товаровсово­купность определенных внутривидовых свойств, выражен­ных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потреби­тельских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Вместе с тем нельзя эти характеристики полностью сбра­сывать со счетов при создании потребительских предпо­чтений, так как многие потребители в условиях насыщен­ного рынка отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают определенные количественные характе­ристики единичного экземпляра товара и/или упаковки и/или товарной партии.

 Далее мы с Вами рассмотрим взаимосвязь товароведных характеристик со стоимос­тью. Все товароведные характеристики товара непосред­ственно связаны со стоимостью, однако характер этих свя­зей неодинаков.  При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь как один из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость про­дукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или про­давца, сервисное обслуживание, состояние спроса и пред­ложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.

 Нужно отметить что, существу­ет ряд традиционно дорогих товаров определенных ассор­тиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных ме­таллов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.).

Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повсе­дневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повсе­дневного спроса устанавливаются дотации (картофель, дет­ское питание и т. п.). Подобные дотации существовали в доперестроечный период и в нашей стране.

Благодаря мерам государственного регулирования под­держиваются низкие цены на товары повседневного спроса (хлеб, детское товары, картофель). Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна для совре­менного состояния российского рынка потребительских то­варов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...