Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебный вопрос. История возникновения товароведения.
История не сохранила документальных свидетельств о времени По данным некоторых исследователей, история таможенного дела на территории России насчитывает около 1000 лет. Эта история включает различные периоды, каждый из которых обладает определенной спецификой. Прежде всего в основу разделения истории таможенного дела на периоды можно положить степень развития и социально-экономическую природу государства, существовавшего на территории современной России. Именно задачи, стоящие перед государством в сфере экономики, в первую очередь определяют задачи и способы построения таможенных органов. В период становления феодального государства на территории современной России на перекрестках торговых путей стихийно возникали специальные торговые места, где осуществлялся обмен, перевалка, хранение и складирование товаров. При этом с В период завоевания Древней Руси татарами место, где взимали с товара пошлину – «тамгу», где «тамжили» товар, стало называться таможней, а человек, взимавший «тамгу», - таможенником. С введением тамги мыт - родовое название всех торговых и проезжих пошлин, стал обозначать только проезжую пошлину, взимаемую Предположительно, таможенное дело возникло на территории
Термин «таможенное дело» (таможенная деятельность) происходит от тюркско-монгольскою слова «тамга», которое употреблялось в России в ХШ-ХV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова «тамга» в дальнейшем образовался глагол «тамжить», т. е. облагать товар пошлиной. Основная цельи направленность таможенного дела удовлетворение потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и регулирование внешнеторговых связей. По мере развития государства складывались правила, обычаи и процедуры взимания и невзимания таможенных пошлин, создавалась таможенная служба, обустраивались таможни. Все это
Таможенное дело является монополией государства. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Государству принадлежат функции управления таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы. Основное значение государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена. Под таможенной политикой имеется в виду органичная составная часть внутренней и внешней политики РФ. Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Основным средством осуществления таможенной политики являются: В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими источниками таможенного законодательства. Федеральные министерства, уполномоченные в области таможенного дела, участвуют в формировании таможенной политики, а таможенные органы реализуют эту политику. Цели таможенной политики Российской Федерации в отношении таможенно-тарифного регулирования определены в ст. 1 Закона №5003-1: -рационализация товарной структуры российского импорта; -защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; -обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли. Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается установлением минимального уровня таможенных пошлин. Таможенный контроль - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами строго в соответствии с ТК ТС. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля (проверка документов и сведений, устный опрос, таможенное наблюдение и т. д.), которые ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу, В соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом № 314. Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Минэкономразвития России издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по всем основным вопросам деятельности в области таможенного дела. Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском университете. Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран, а также о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед, зерно и др). Особая заслуга в становлении отечественного товароведения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товаров. В развитие товароведения большой вклад внесли П.П. Петров (1850—1928) и Я.Я. Никитинский (1854-1924), Ф.В. Церевитинов (1874—1947). Они уточнили задачи товароведения, показали его связь с технологией производства, с сельскохозяйственными и экономическими науками. П.П. Петровым, Я.Я. Никитинским, Ф.В. Церевитиновым в 1906—1908 гг. был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее этот учебник был переработан и значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник служил основой для подготовки многих поколений товароведов. В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов». В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения. В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изменяющихся потребностей. Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. В XX в. товароведение в разных странах дифференцировалось. В России наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров. 3 Учебный вопрос. Принципы товароведения. Объекты товароведной деятельности Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная и количественная, обусловливающие степень удовлетворения потребностей. Так, пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях. Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики. Характеристика— совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого определения термина, можно сформулировать основополагающие товароведные характеристики товаров. Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками. Качественная характеристика товаров — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство — назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность. Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений. Качественные характеристики товаров непосредственно взаимодействуют с количественными. Более того, многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики. Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Вместе с тем нельзя эти характеристики полностью сбрасывать со счетов при создании потребительских предпочтений, так как многие потребители в условиях насыщенного рынка отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают определенные количественные характеристики единичного экземпляра товара и/или упаковки и/или товарной партии. Далее мы с Вами рассмотрим взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь как один из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки. Нужно отметить что, существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повседневного спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т. п.). Подобные дотации существовали в доперестроечный период и в нашей стране. Благодаря мерам государственного регулирования поддерживаются низкие цены на товары повседневного спроса (хлеб, детское товары, картофель). Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна для современного состояния российского рынка потребительских товаров. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |