Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.




Тема №1. Основные задачи товароведения и таможенной    

              экспертизы.

       

      Введение.

       

      Учебные вопросы:

 1. Понятие, предмет, объект, цели и задачи товароведения.

История возникновения товароведения.

Принципы товароведения.

Общее понятие таможенной экспертизы, цели, задачи.

     Заключение.

       

     Список используемой литературы.

 

                                   Введение.

Курс является одной из основных дисциплин, формирующих профессиональный уровень специалиста высшей квалификации в сфере таможенного дела.

Под целью обычно понимают то, к чему стремятся, что надо осуществить, наличие какой-либо сформулированной потребности.

Основные задачи товароведения и таможенной экспертизы

Курс разработан для получения студентами профессиональ­ных знаний в области товароведения, классификации, стандар­тизации, сертификации товаров, пересекающих таможенную гра­ницу Таможенного союза.

В условиях глобализации мировой экономики и признания России, как страны с рыночной экономикой большое внимание уделяет­ся вопросам экспертной деятельности. Таможенная служба самым тесным образом связана с продвижением экспортных и импортных товаров, их транс­портировкой, хранением, складированием, оценкой уровня качества, исследованием состава, свойств, соответствия товара присвоенному коду, установлением размеров таможенных пошлин, сборов и иных платежей, а также решением других задач, определяемых в новом Та­моженном Кодексе Таможенного союза, иных нормативных докумен­тах. Решение этих задач требует от сотрудников таможенных органов и лабораторий глубокого знания не только технологии таможенных операций, но и многих других вопросов, относящихся к номенклатуре ввозимых (импортных) и вывозимых (экспортных) товаров, их качест­ву, факторам, влияющим на формирование и сохранение качества то­варов, и иных моментов, изучаемых товароведением.

Усвоив учебный матери­ал,  Вы студенты приобретаете специальные знания, необходимые для будущей деятельности в сфере таможенного дела. В дальней­шем специалист-таможенник, вооруженный ими, сможет решать важнейшие вопросы, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу ТС, а также применять эти знания на различных этапах операций таможенных процедур.

   Дисциплина  «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

 - (Довести до студентов Календарный план занятий по дисциплине на учебный год.)

 Теперь мы с вами рассмотрим предъявляемые требованияк уровню освоения содержания курса.

 Специалист таможенного дела по дисциплине «Товароведе­ние и экспертиза в таможенном деле» должен знать:

1) товароведение и товарную классификацию, стандартиза­цию и сертификацию товаров;

2) условия хранения и транспортировки товаров;

3) отбор проб для определения показателей качества, упаковку (тару) и маркировку товаров;

4) сертификат товара, отличительные признаки товара;

5) использовать основы товароведения и таможенной экспертизы, а также факторы, формирующие качество товаров; (сырье, процессы производства, упаковка, условия и сроки транспортирования и хранения).

     

 

 1 Учебный вопрос. Понятие, предмет, объект, цели и задачи товароведения

Продукт труда носит форму товара. Товары создаются в резуль­тате труда человеком. Служат для удовлетворения потребности че­ловека, производятся не для собственного потребления, а для про­дажи (обмена) и должны проявить себя в потребле­нии. Чтобы продукт стал товаром, он должен удовлетворять какую-ни­будь общественную потребность, т. е. должна быть потребность в нем со стороны других членов общества, иначе такой продукт никто не купит. Товар — это продукт материальной деятельности, создан­ный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потре­бительские свойства товаров.

Остановимся, в частности, на характеристике терминов «продукция», «продукт» и «товар».Некото­рые считают, что эти термины - синонимы. Строго говоря, это не так. Термин «продукция всего народного хозяйства» охватывает всю продукцию сферы производства, промышленности и сельского хозяйс­тва. Но не вся продукция в сфере обращения и отдельные продукты приобретают форму товара. Товаром становится лишь только тот про­дукт, который предназначен для продажи, находит своего потребите­ля и тем самым удовлетворяет его потребности.

Продукция (продукт)— материальный или нематериальный ре­зультат деятельности, предназначенный для удовлетворе­ния реальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные осо­бенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (долж­на быть кому-то нужна).

Такое понимание позволяет отнести к продукции не толь­ко хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующее изделия, но и продукцию природного происхождения. Так, к про­дукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объ­ектом купли-продажи (коммерческой деятельности).

 ПРИМЕР: Вы­ращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — про­дукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

     Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериаль­ной продукцией. Товар — сложное понятие и не менее сложный мате­риальный объект, обладающий определенными потреби­тельскими свойствами. 

Товаром становится лишь только тот продукт, который предназначен для продажи, находит своего потребителя и тем самым удовлетворяет его потребности.

Объектом товароведения является товар – продукт труда, произведенный для купли – продажи.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость – (конкретный труд) - это способность вещи удовлетворять какую- либо человеческую потребность, т.е. ее полезность: непосредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.) или косвенно

( сырье, машины). Потребительская стоимость – это вещественное свойство, труд, воплощенный в товаре. Между потребительной стоимостью и качеством товара существует определенная взаимосвязь. Товары одного и того же назначения могут в различной степени удовлетворять ту или иную потребность человека, т. е. обладать разным качеством.

 Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность. В этом случае качество выступает мерой потребительной стоимости.

В связи с вышеизложенным предметом товаро­ведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обла­дает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает запросам по­требителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере при­менения.

 Правильное понимание понятий потребительной стоимости и качества позволяет обосновать современные задачи товароведения, которые совершенствуются в процессе развития этой научной дис­циплины. Изучение потребительных свойств, качества товаров и вопро­сов, связанных с разрешением этих проблем, составляет основное содержание курса товароведения. Потребительная стоимость продуктов труда является категорией вечной.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товаро­движения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

1) определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

2) установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

3) систематизация множества товаров путем применения методов классификации и кодирования;

4) определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

5) оценка качества товаров, в том числе новых отечест­венных и импортных;

6) совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;

Изучая потребительные свойства товаров, товароведение должно ответить на вопрос,насколькопоказатели этих свойств в данныхусловия развития общества соответствуют потребностям населения. Товар одного назначёния может выпускаться в широком ассортименте, нескольких разновидностей (мужские костюмы чистошерстяные и полушерстяные, разных размеров, роста и полноты, гладкокрашеные и пестротканые, в клетку и т.д.).

Задача товароведения состоит в том, чтобы оценить насколько произведенная товарная масса по параметрам по своей структуре, потребительным свойствам соответствует общественным потребностям. Ясно, что если структура ассортимента товаров не будет соответствовать потребностям (например, по размерам и ростам), то часть произведенной продукции не будет обла­дать действительной стоимостью, не найдет своего покупателя.

Товароведение как научная дисциплина пользуется диалектичес­ким методом познания потребительной стоимости и качества товаров. Для товароведения характерен комплексный подход к изучению потре­бительных свойств.

Товароведение как комплексная научная дисциплина широко опи­рается на знания из разных областей науки.

Материалистическая философия является методологической осно­вой научного познания в товароведении, позволяющей товароведению понять с позиций диалектического материализма сущность отдельных его категорий, раскрыть закономерности и противоречия его явлений и событий. Поэтому работники таможенных органов, приступающие к изучению товароведения, должны быть вооружены знаниями в области философии.

При изучении потребительной стоимости товаров товароведение тесно соприкасается с экономическими науками. Такие научные дисциплины, как экономика внутренней и внешней торговли, управление и организация торговли помогают понять экономические процессы, конъюнктуру рынка внутри страны и за рубежом, изучить спрос и формирование потребности, связь между производством и потреблением. Поэтому специалист та­моженных органов, занимающийся проблемами потребительной стоимос­ти, определением стоимости товаров, должен иметь необходимую эко­номическую подготовку. Товароведение тесно связано с естественными, технологически­ми и инженерными дисциплинами. Естественные науки позволяют изучить свойства исходного сырья, изменение их в процессе производства, хранения, транспор­тирования. Поэтому необходимо знание основ химии, физики, биоло­гии и других естественных наук, которые являются условием профес­сиональной подготовки таможенного работника в области товароведе­ния.

В процессе технологической обработки сырье и материалы под­вергаются химическим, механическим и физическим воздействиям; при этом формируется изделие, его свойства, ему придается законченный (товарный) вид. Поэтому товароведы-таможенники должны знать, как формируются потребительные свойства различных товаров. Без знания условий обработки сырья, сущности процессов изготовления изделий из металлов, полимеров, кожи, тканей и других материалов, без глубокого понимания изменений, которые могут происходить в изделиях при их выработке, знания их свойств будут носить поверхностный характер, трудно будет оценить качество товара и достоверность определения стоимости перемещаемых через границу товаров, пра­вильно установить ставку таможенной пошлины, налогов и других платежей. Знания о сырье и технологическом процессе позволят ус­тановить причины появления дефектов - возникли ли они за счет технологии, неправильной упаковки, транспортировки, хранения, в том числе на таможенных складах, или по иным причинам.

Современные математические методы позволяют значительно сок­ратить затраты времени на исследование свойств товаров. Математико-статистические методы обработки экспериментальных данных могут широко использоваться при контроле качества товаров, а также в процессе статистической обработки таможенных данных.

Следовательно, товароведение естественно-техническая дисцип­лина, предметом которой является потребительная стоимость. Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной ком­петентности знаний — экспертов по качеству, товароведов, таможенников, оценщиков, коммерсантов и мар­китологов. Важно уметь различать товары по комплектности, сте­пени готовности к использованию, выделять их оценочные показате­ли, знать обязательные требования к ним.

Товар, являясь связующим звеном между потребите­лем и производителем, формирует вокруг себя различные экономические системы, которые являются лишь производными от него, и создают надстройку. Стоит убрать товар из процесса купли-продажи — и вся остальная сложная; экономическая надстройка (экономика торговли, менедж­мент, маркетинг, финансы и кредит, бухучет, аудит и другая надстроечная инфраструктура) станет ненужной. Таким образом, являясь базисом товарно-денежных отношений, товар и его свойства требуют самого пристального изуче­ния и исследования. И сегодня, в условиях формирования; новых рыночных отношений, у товара проявляются все но­вые и новые свойства, о которых ранее нельзя было даже подумать.

   Сегодня на свободном российском рынке у многих това­ров появилось новое свойство — их конкурентоспособность, т. е. способность конкурировать среди себе подобных на сво­бодном рынке. Если ранее, в условиях государственного монополизма, у товара были такие свойства, как качество, потребительская ценность (стоимость) и некоторые другие, то в условиях свободных рыночный отношений у него по­явились новые свойства — конкурентоспособность и иден­тичность (отождествление). А в последние время, в связи с глобализацией мирового товарного рынка, у товара появилось и новое свой­ство — его глобальность (всеобщий охватывающий весь мир). Конкурентные товары имеют такой уровень по экономическим и эксплуатационным параметрам, при которых товары способны выдержать соперничество с другими, аналогичными товарами.

Поэтому проблема многостороннего изучения свойств товара на нынешнем этапе формирования свободного рын­ка в России и вхождения его в мировой рынок требует тща­тельного анализа уже сложившихся понятий, их теоретического осмысления и разработки новых подходов к пониманию новых свойств, появляющихся у него.  

И так товар составляет объект осо­бой науки и учебной дисциплины — товароведения. Суще­ствует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И.Ва­виловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товаро­ведение — наука, научающая иметь точные и полные све­дения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хра­нения».

На Международной теоретической конференции по вопросам общего товароведения в Лейпциге (сентябрь 1962г.) преподавателями высшей школы было предложено такое определение: «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров».

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует мно­гие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смыс­ле товароведение — знания о товарах.

Товароведение (от слов «товар» и «ведать») — прикладная научная дисциплина, изучающая полезные свойства товаров потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и усло­вия сохранения качества, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортиро­вании и хранении.

К специальным разделам товароведения относятся продовольственные и промышленные товары.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...