Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и модели инновационного цикла




Инновационный цикл и инновационный процесс

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае она представля­ется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновациям присущи в равной  мере три свойства: научно-техническая новизна, производствен­ная применимость, коммерческая реализуемость.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятель­ность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направ­ленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в ви­де нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и раз­работок. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь дейст­вий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Различают три логические формы инновационного процесса:

простой внутриорганизационный (натуральный),

простой межор­ганизационный (товарный) и

расширенный.

Первая из них пред­полагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредст­венно товарной формы. Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововве­дения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совер­шенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диф­фузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, органи­зация опытного производства и сбыта, организация коммерче­ского производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями.

Распространение инновации — это информационный про­цесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуни­кационных каналов, особенностей восприятия информации хо­зяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Диффузия инновации — процесс, посредством которого но­вовведение с течением времени распространяется по коммуни­кационным каналам между членами социальной системы. Ины­ми словами, диффузия — это распространение уже однажды ос­военной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их каче­ственные характеристики.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи инфор­мации, свойств социальной системы, а также от свойств самого нововведения.

 



Понятие и модели инновационного цикла

 

Инновационный цикл рассматривается современными исследователями в широком временном диапазоне: от зарождения идеи до её коммерческой реализации, включая стадию потребления, вплоть до ухода товара с рынка.

 

В теории научно-технических циклов к настоящему времени широкое распространение получили линейная и производная от нее цепная модели. При этом вторая отличается от первой лишь развитой структурой обратных связей, включающей отображаемые с их помощью вспомогательные виды деятельности, такие как маркетинг, инжиниринг и др. (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Линейная и цепная аналитические модели
инновационного цикла.

Однако прямая констатация и механическое отражение всей совокупности обратных связей, даже расширенных за счет дополнительно анализируемых структурных элементов, не является новизной. Их обязательное присутствие во всех научно-технических процессах отмечал еще в середине ХХ века родоначальник кибернетики Н. Винер. С практической точки зрения важно определить, какие из них носят очевидный, малозначительный или случайный характер, а какие жестко детерминированы и являются определяющими для инновационного процесса.

Кроме того, при построении данных моделей исследователями используется аналитический подход, предполагающий структуризацию и вычленение отдельных существенных качественных признаков объекта. В то же время, для их систематизации можно предложить более адекватную содержанию инновационного процесса синтетическуюмодель, подразумевающую использование для ее описания интегрированной компонентной зависимости (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 Исходная синтетическая модель инновационного цикла.

 

Нетрудно заметить, что в отличие от простой последовательности фаз, формально объединяемых аналитическими моделями, в синтетической – процессы развиваются параллельно, взаимно усложняясь за счет обратных связей, создающих возможность их дальнейшего ветвления, то есть появления новых обусловленных циклов инноваций.

В первом приближении данный подход использован в исследованиях инновационного процесса, проведенных Л.С. Бляхманом и Ю.В. Яковцом, выделивших в инновационном цикле три взаимообусловленные фазы, каждая из которых включает в себя четыре последовательные стадии. С некоторой долей адаптивных изменений, коррелирующихся с современными представлениями о характере инновационной деятельности, их можно определить следующим образом:

1. Научная фаза – фундаментальные исследования (Н1); прикладные исследования (Н2); опытно-конструкторские разработки (Н3); создание образцов новых продуктов и процессов (Н4).

2. Производственная фаза – технологическая подготовка производства и первичное освоение инновации в производстве (П1), расширение производства (П2), стабилизация производства (П3), стагнация производства (П4).

3. Эксплуатационная фаза – первичное использование потребителем новшества (И1), расширение потребления (И2), массовое использование (И3), последовательный вывод из употребления в связи с несоответствием характеристик продукта изменившимся требованиям рынка (И4).

Синтетическая сущность процесса в данном случае обуславливается схемой пространственно-временных координат для фаз и стадий, расположение которых на плоскости иллюстрируется рисунком 2.3.

 

ЦИКЛ

N

N+1

Фаза,
стадия

Н1t Н2t Н3t Н4t Н1 t+1 Н2 t+1 Н3 t+1 Н4 t+1
П2 t-1 П3 t-1 П4 t-1 П1t П2t П3t П4t П1 t+1
И1 t-1 И2 t-1 И3 t-1 И4 t-1 И1t И2t И3t И4t

Рис. 2.3 Структурная схема синтетического инновационного процесса.

 

Однако реальный инновационный процесс не является академично неизменным и его нельзя однозначно трактовать в качестве простой последовательности полных инновационных циклов, как это представлено на рисунке 2.3. На практике из них могут выпадать отдельные стадии фаз, в результате чего будут образовываться усеченные технологические цепочки, представляющие собой неполные инновационные циклы. Совокупность сменяющих и дополняющих друг друга полных и неполных циклов инноваций и составит непрерывный инновационный процесс (рис. 2.4).

С позиции системного подхода можно определить, что на основе полногоцикла создаются принципиально новые виды научно-технической продукции, а неполного – ее новые поколения и модельные ряды. Тогда, с точки зрения уровня прогрессивности (новизны), полный цикл будет связан с получением радикальных (базовых) инноваций, а неполный – трансформационных (дополняющих, улучшающих) и модификационных (имитирующих). Трансформационному циклу можно дать определение неполного цикла 1-го рода, а модификационному – неполного цикла 2-го рода (рис. 2.4).


На основании сделанных заключений можно дать определение инновационному циклу, рассматривая его как период существования инновации, включающий в себя научную, производственную и эксплуатационную фазы, в зависимости от числа стадий которых он может быть полным или неполным, определяя тем самым уровень конкурентоспособности инновации.

На макроуровне, при разработке стратегии инновационного развития, важнейшее значение имеет понятие инновационного процесса, раскрывающего содержание и циклический характер инновационной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...