Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сообразные приемы перспективы




Мрак препятствует нам зрительно определить расстояние. Лишь появление света позво­ляет увидеть величину пространства.

Восприятие большого пространства возможно при условии сильного света. Поэтому естественно, что в изображении далеких перспектив художники обычно сосредоточивают наиболее яркий свет на дальних планах, этим уводя внимание зрителя в глубину и давая возможность ощутить большую удаленность главных планов картины от ее первого, более темного, плана. Если свет сосредоточить на переднем плане, то глубина пространства при­обретает второстепенную роль в композиции картины и станет нейтральным фоном.

Освещение влияет и на выразительность архитектурной формы. В зависимости от осве­щения по-разному выявляется пластика, фактура, цвет, рисунок деталей сооружения. Так, например, нормальный свет (под углом 90°) плохо выявляет рельеф архитектурной формы. Сооружение выглядит плоским, детали не выступают, сливаются с фоном стены, фактура материала незаметна. При косом свете появляются полутона, блики, собственные, падаю­щие и обратные тени, появляется богатство и многообразие светотени; архитектура выступает в полную силу своих пластических качеств. Ослепительно яркий свет, как мы уже знаем, делает краски светлыми и белесыми, формы орнаментов и фигур от ореола рас­плываются в одну сияющую массу. Слабый свет, мрак совсем поглощают цвет и рисунок деталей. При средней освещенности облачного дня мы хорошо чувствуем цвет, его компо­зиционное значение, соотношение разноцветных поверхностей, рисунок орнамента и фигур выступает ясно, понятно; живопись фресок, мозаик приобретает максимальную силу красок.

Освещение сказывается и на характере архитектурного облика здания. При рассеянном свете, например, благодаря слабому выявлению рельефа сооружение приобретает легкость. Значение скульптурного декора ослабевает, усиливается роль цвета окраски. Восприятие композиции сооружения опирается преимущественно на цветовые членения и на силуэт. Видимый облик здания приобретает легкость, живописность, силуэтность. Прямой солнеч­ный свет, придавая архитектуре материальность, объемность, рельефность, скульптурную пластичность, обнаруживает в облике здания иные черты архитектурного образа.

Когда возникает необходимость сделать выразительный эскиз перспективы, то первое, что следует решить, это вопрос, — каким светом и как осветить сооружение, какое осве­щение лучше всего выявит основные черты архитектурного образа. Поэтому наиболее важ­ная часть работы в живописном отношении при составлении эскиза перспективы заклю­чается в выделении типичных черт освещения и колорита, — типичных для данного места, для данного времени дня и года и для архитектуры сооружения.

Совокупность типичных черт освещения может быть самой разнообразной, ее нельзя предусмотреть, но метод решения этой задачи один. Нужно находить характерные, типи­ческие черты, их соединять, выделять главные, передавать их наиболее рельефно и ярко правильно подобранными приемами и подчинять им второстепенные и третьестепенные. Ти­пичные обстоятельства создают типичную светотень, которая и придает перспективе прав­дивость конкретного архитектурного образа.

Насколько по-разному выявляется образ сооружения в различных условиях светотени, наглядно видно из приводимых здесь противоположных примеров.

Если для перспективы здания избирается такое освещение, при котором оно рассмат­ривается по свету, то в таком случае здание воспринимается объемным, пластичным. Оно будет светлее своего фона. Детали его будут хорошо заметны и будут оживлять фасады здания. Такой прием очень часто применяется для перспектив больших многоэтажных жи­лых домов (рис. 120).

Если для перспективы сооружения будет избрано такое освещение, при котором оно рассматривается против света, то в этом случае здание будет темнее своего фона. Детали его будут малозаметными. Такой прием часто используется для перспектив общественных и промышленных зданий, которые имеют большую высоту и интересный по форме силуэт (рис. 121).

Различное освещение интерьера по-разному выявляет характер его архитектуры. Для перспективы интерьера может быть избрано и равномерное освещение, и сосредоточенное в одном месте; и одностороннее, и всестороннее; и естественное, и искусственное и т. д.

Можно привести бесконечное количество примеров различной светотени и заметить са­мое разнообразное влияние ее на архитектуру. Для того чтобы развить мастерство пере­дачи правдивой светотени, нужно работать с натуры, делать акварельные архитектурные зарисовки. В процессе зарисовок надо вести тщательное наблюдение за тем, какие особен­ности светотени влияют на ту или иную степень выразительности архитектурного сооруже­ния, подчеркнуть их в натурных рисунках, связывать их с образной стороной архитектуры. Тогда накапливается осознанный изобразительный опыт, который служит твердым основа­нием для творческой фантазии.

 

Глава седьмая. Панорама.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 525.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...