Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратегические финансовые решения




 

Стратегические решения фирмы, как части определенной бизнес-системы, связаны с выбором сферы деятельности, выбором потенциальных рынков. Эти решения предполагают, соответственно, и направления инвестирования. В широком смысле слова стратегические финансовые решения всегда представляют собой выбор направлений инвестирования. Обоснование достаточности финансовых ресурсов для обеспечения стратегического выбора инвестирования выступает в качестве одного из важнейших направлений финансовых решений стратегического характера. Наряду с решениями об инвестировании, к стратегическим решениям относятся и решения в отношении дивидендной политики, а также политики долгосрочных финансовых заимствований фирмы.

       Многие финансовые решения изначально носят противоречивый и даже альтернативный характер. Так, например, стремление к максимизации прибыли входит в противоречие с обеспечением ликвидности фирмы; выплаты высоких дивидендов уменьшают возможности инвестирования в быстро растущие рынки и т.д. Очевидно, что по всем этим вопросам в рамках фирмы должна быть четко определена позиция и сформулированы соответствующие правила.

Стратегические решения финансового характера, прежде всего, связаны с разработкой финансовой стратегии, представляющей собой совокупность основополагающих правил и принципов принятия финансовых решений, ориентированных на рост стоимости фирмы при поддержании необходимого уровня платежеспособности. Поскольку в рамках стратегического менеджмента сложно определить стоимостное воздействие стратегических финансовых альтернатив для достижения поставленных целей, то в качестве дополнительной составляющей финансовой стратегии, позволяющей оценить ее реалистичность, следует выделить стремление к достижению конкурентных преимуществ на финансовых рынках.

Ориентация финансовой стратегии на рост стоимости фирмы, прежде всего, предопределяется тем, что фирмы в рыночной экономике рассматриваются как товар особого рода, представляющий собой систему бизнеса. Реальная оценка стоимости этого товара требует учета не только стоимости его имущества и обязательств, но и учета будущих доходов от ведения бизнеса. Поэтому оценка стоимости фирмы в динамике предполагает учет денежных потоков, обусловленных осуществлением в будущем инвестиций.

Денежный поток зачастую рассматривается как показатель количественного выражения качественных характеристик фирмы как системы бизнеса. Существование этой связи подтверждается массовым явлением, которое охватило и отдельные отрасли российской экономики, название которому «слияния» и «поглощения». В результате этих операций происходит не только концентрация контроля над огромными финансовыми ресурсами, но и, что более важно, во многих случаях происходит реальный рост курса акций объединенной компании и, в конечном счете, рост ее стоимости. Уже эти факты свидетельствуют о том, что вопросы выбора стратегии обеспечении роста стоимости фирмы посредством эффекта от комбинации инвестиционных и финансовых решений для многих крупных компаний входит в число приоритетных.

Для функционирования бизнеса необходимо, чтобы активы предприятия были достаточно ликвидными, соответствовали его обязательствам и обеспечивали ему средства для дальнейшего развития. Отсутствие надлежащей ликвидности может привести к краху самые активные и агрессивные предприятия и организации. Отсюда вытекает, что главными задачами финансовой стратегии предприятия являются:

- обеспечение гарантий платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе;

- обеспечение гарантий ликвидности активов;

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для запланированного роста.

Финансовая стратегия является частью общей стратегии развития фирмы и, соответственно, должна согласовываться с генеральными целями общей стратегии.

Разработка финансовой стратегии предполагает рассмотрение различных вариантов развития, доступных компании и выбор той линии поведения, которая будет способствовать росту стоимости фирмы. При этом важно обращать внимание как на долгосрочные тенденции и прогнозы развития окружающей среды, так и на трансформацию интересов внутри фирмы. Неправомерно рассматривать интересы как нечто наперед заданное.

Интересы – наиболее подвижный и конфликтный элемент внутренней среды фирмы. Следует иметь в виду, что полное удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон если и возможно, то на очень коротком временном интервале. Поэтому в рамках фирмы необходим механизм нахождения компромисса разнородных интересов.

При разработке финансовой стратегии следует учитывать тот факт, что прибыль не может быть единственным критерием выбора конкретного варианта развития компании. Не менее важное значение чем прибыль имеет учет рисков ведения бизнеса. Минимизация рисков также может являться одним из критериев развития бизнеса, способствующего росту стоимости компании.

Процесс формирования финансовой стратегии включает ряд этапов, важнейшими из которых следует выделить следующие:

1) определение периода осуществления стратегии;

2) самоидентификация финансового состояния фирмы;

3) определение стратегических целей финансовой деятельности фирмы;

4) выработка финансовой политики;

5) формирование системы мероприятий по обеспечению осуществления финансовой стратегии;

6) оценка последствий реализации финансовой стратегии.

Последний этап разработки финансовой стратегии предполагает:

- оценку степени согласованности целей и направлений финансовой стратегии с общей стратегией развития фирмы;

- оценку согласованности финансовой стратегии с изменениями во внешней среде;

- оценку возможности привлечения внешних финансовых ресурсов;

- оценку нефинансовых результатов реализации финансовой стратегии, в частности, оценку роста деловой репутации фирмы.

Важнейшей составляющей финансовой стратегии является выработка принципиальных подходов, решений в отношении способов и методов заимствования финансовых ресурсов, определяющих, в конечном счете, структуру капитала фирмы.

       Оценка структуры капитала осуществляется с помощью показателя «финансовый леверидж», представляющего собой соотношение между заемным и собственным капиталом. При этом оценка заемного и собственного капитала может осуществляться либо на базе балансовой оценки, либо на основе рыночных оценок как отношение рыночной стоимости заимствований к цене собственного капитала фирмы.

Следует иметь в виду, что, как правило, свободных финансовых ресурсов для финансирования новых проектов бывает недостаточно. Когда же они имеются, для финансовых менеджеров встает не менее важная проблема, заключающаяся в обосновании выбора способа их более эффективного использования по сравнению с заемными средствами. Ситуация, когда компания приносит своим собственникам меньший доход на свободные финансовые ресурсы, чем, если бы они положили деньги на депозит или разместили в жилищное строительство, встречается достаточно часто. 

При принятии решений об увеличении собственного капитала необходимо учитывать не только соотношение собственного капитала и заимствований, но и состояние денежного рынка, а также другие факторы, которые необходимо принимать в расчет при выработке стратегии в отношении заимствований. К ним следует отнести:

- вероятность потерь контроля над предприятием вследствие выпуска новых акций;

- возможность уменьшения стоимости акций вследствие их дополнительного выпуска, что также, в конечном счете, может повлечь потерю контроля над предприятием;

- конкретное состояние денежного рынка и относительные цены заимствования;

- потребность поддерживать максимально возможную гибкость для дальнейшего маневрирования, учитывая возможные трудности в будущем.

При решении вопроса о расширении акционерного капитала следует всегда рассматривать возможность обмена акциями, даже когда у потенциального покупателя есть достаточноеколичество ликвидных ресурсов и он предпочел бы не разбавлять свой уставной капитал. Данный тезис базируется на том, что приобретение акций за наличные средства связано с вопросами налогообложения и этот фактор может быть существенным с финансовой точки зрения относительно цены (стоимости) акций.

Приобретение инвесторами дополнительного выпуска акций можно оплатить и иными способами. В частности, путем долговых обязательств, а также посредством конвертируемых долговых ценных бумаг. Все эти варианты должны просчитываться сугубо с финансовой точки зрения, то есть с точки зрения выгодности для компании, выпускающей дополнительные акции.

Итоговым результатом финансовой стратегии должна быть ясная картина обеспечения долгосрочных потребностей фирмы в капитале и приемлемых способов получения этих средств в текущем периоде.

Финансовая стратегия должна быть изложена и оформлена в виде специального документа. Он должен стать частью нормального процесса управления финансами компании, а также предметом для постоянного мониторинга и, в случае необходимости, пересмотра финансовой стратегии.

       В стратегии очень важно четко изложить цели. Они должны быть понятны для лиц, которым собственно и адресуется этот документ. Письменный документ может принимать различные формы в зависимости от того, кому он адресован. Например, если стратегический план написан для сотрудников собственной компании, он может содержать значительно меньше информации о рынках, о ситуации в компании и т.п., учитывая, что этой информацией (как правило, разноречивой) сотрудники компании уже обладают. Если же он подготовлен для получения долгосрочного кредита или привлечения конкретных типов инвесторов, то он должен содержать подробную информацию, которая заинтересует, прежде всего, банкиров и соответствующих инвесторов. В частности, банкиров будет интересовать платежеспособность фирмы, движение денежных потоков на том или ином отрезке времени. Инвесторов же будут интересовать в большей мере вопросы финансовой устойчивости, рынки сбыта и другие прогнозные оценки, влияющие в долгосрочной перспективе на стоимость бизнеса.

Таким образом, прежде чем письменно излагать стратегию, необходимо определиться с тем, как и кем она будет использоваться.

Финансовая стратегия служит основой для разработки стратегических финансовых планов. Эти планы должны содержать, по крайней мере, следующую информацию:

- допущения, на которых принимаются стратегические решения;

- проблемы, возникающие при корпоративной оценке окружающей среды, отрасли, конкурентов;

- оценку расхождений в прибыльности при различных сценариях ведения бизнеса;

- детализированный анализ финансовых рисков;

- собственнофинансовые показатели развития бизнеса.

Важной задачей при разработке стратегических финансовых планов является оценка возможных расхождений в прибыльности (пессимистические и оптимистические оценки). В случае существенного расхождения между целевой нормой прибыли и возможным результатом будущих текущих операций необходимо предусмотреть дополнительные резервы прибыли из различных доступных фирме альтернатив развития. Однако, нужно иметь в виду, что сделать это не всегда возможно.

В стратегическом плане должна явно и четко прослеживаться заявленная стратегия развития компании. Если этого нет, то трудно говорить о реальности подобного плана.

Стратегия должна быть разработана с четким пониманием действий конкурентов, которые они могут предпринять в ближайшее время или в перспективе. Другими словами, стратегия должна подразумевать рассмотрение деятельности компании в контексте структуры отрасли. Если эта стратегия призвана изменить правила, существующие в отрасли, то должен быть четко изложен и метод, позволяющий достичь подобного. Другими словами, не следует забывать о том, что желаемый вариант развития событий и стратегия это не одно и то же. Не следует забывать также и о том, что новые продукты, новые товары имеют шансы на успех, если на них будет спрос у покупателей. Не следует ждать резкого роста продаж любого продукта без наличия существенных для этого предпосылок. Консервативный подход при оценке перспектив более предпочтителен, нежели оптимистические прогнозы (трудно предположить, что потребители активно будут скупать продукцию только лишь потому, что это утверждено в плане).

Не менее важно и соответствие стратегии временным горизонтам планирования. Суть ее заключается в том, что план должен охватывать тот период времени, который необходим для осуществления стратегии. Вопрос о степени детализации проработки отдельных моментов в тот или иной промежуток времени должен рассматриваться отдельно. Поэтапная система планирования, свойственная советскому периоду, когда вводились первые очереди, далее вторые и т.д. наглядно показала ее неэффективность, когда переход от одной очереди к другой очереди требовал пересмотра и, соответственно, огромных вложений в части формально выполненных работ.

Важнейшей составляющей плана должна быть оценка экономических рисков. Если стратегия ставит под угрозу существование компании, то такая стратегия вряд ли имеет право на существование. При оценке рисков следует учитывать не только риски компании, но и риски топ-менеджеров, риски лиц, ответственных за реализацию планов.

Финансовая стратегия предполагает и наличие соответствующей организационной структуры компании. Важно, чтобы организационные структуры управления вписывалась в концепцию развития компании. Сюда же можно отнести и вопросы культуры компании, прежде всего, корпоративной культуры управления.

И, наконец, план должен давать ответ на вопрос увеличивает ли стратегия, а если увеличивает, то на сколько, стоимость бизнеса (для собственников).

Следует иметь в виду, что любой план, любая стратегия обречены на неудачу, если их исполнению не уделяется достаточно внимания, другими словами, планы должны включать в себя, либо дополнены набором мероприятий организационного, финансового характера по реализации стратегии (и, соответственно, выполнения запланированных директив).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...