Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема. Характеристика азбук, букварей.




Занятия лекционного типа

 

«Методика преподавания русского языка и литературного чтения»

СЕМЕСТР 4

Раздел. Теория и методика обучения русскому языку как наука. Методика обучения грамоте.

Тема. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

Объем в часах - ауд.2ч. /СРС 2ч.

 

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук.

В понятии обучение рассматривают 4 составные части: содержание обучения (азбуки, буквари, прописи), деятельность учителя, деятельность учащихся (открывают для себя новые знания), результат усвоения. Цели методики реализуются 4 традиционных задачах: Зачем? (выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы); Чему учить? (составление программ и учебников); Как учить? (разработка методов и приёмов, методических пособий и т.д. Почему так, а не иначе? (обоснование выбора содержания и методов).Разделы курса методики: обучение грамоте, методика чтения и литературы, изучение языковой теории, методика правописания, методика развития речи. Основа методики обучения русского взаимосвязана с лингвистикой (языкознанием). Разделы языкознания: фонетика, графика, орфоэпия, грамматика, орфография, синтаксис, лексикология, фразеология, стилистика.

Методика русского языка связана с педагогикой, психологией. Методы и приёмы обучения. Методы – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Методы обучения дидактики (Ю.И.Бабанский): методы организации и осуществления учебно0познавательной деятельности (рассказ учителя, беседа, лекция, проблемно-поисковые методы); Методы стимулирования учебной деятельности школьников, мотивация, формирование познавательного интереса (дидактическая игра и др.);методы контроля и самоконтроля (устный и письменный опрос). Классификация методов М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, продуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские. Лингвист, дидакт А.В.Текучев выделяет методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, лекция, анализ языка (наблюдения, грамматический разбор), грамматико-орфографический разбор. Приёмы- это составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся.

Раздел. Теория и методика обучения русскому языку как наука. Методика обучения грамоте.

Тема.Методы обучения грамоте. Из истории вопроса. Современный звуковой аналитико-синтетический метод.

Объем в часах - ауд.2ч. /СРС 6ч.

Две классификации методов: по видам деятельности: аналитические, аналитико-синтетические, синтетические; по исходным языковым единицам: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов. Звуковой аналитико-синтетический метод: приёмы анализа и синтеза.

 

Раздел. Теория и методика обучения русскому языку как наука. Методика обучения грамоте.

Тема. Характеристика азбук, букварей.

Объем в часах - ауд.4ч. /СРС 4ч.

Азбуки и буквари построены по принципу частотности.

Характеристика азбуки по УМК « Школа России» В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова. Есть тексты для читающих детей. Задания для учащихся читает учитель. Предусмотрена работа в парах, группах; работа с толковым словарём; при ознакомлении с новой буквой, даётся транскрипция звука, который она обозначает; даются задания повышенной сложности, дети «проверяют себя и оценивают свои достижения», учащиеся составляют проекты ( проект «Живая буква»).

Характеристика букваря по УМК «Планета знаний» Т.М.Андрианова. Разворот- тема одного урока. Базовая и вариативная части. Работа в парах, творческие задания, поиск информации, интеллектуальный марафон, задания по выбору, рубрика «читальный зал» (тексты для дополнительного чтения, метод проектов (придумывают свою азбуку). Весь период обучения грамоте предполагает 3 этапа: добукварный (подготовительный), букварный (основной), послебукварный (повторительно-обобщающий).Задачи и структура уроков на каждом этапе обучения грамоте. Добукварный этап-понятия: предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, слияние, 5 гласных. Букварный- знакомство с буквами, обозначающими 2 звука, не обозначающими звука, чтение слов по слогам, небольших текстов, орфографическое и орфоэпическое чтение, работа со слоговыми таблицами. Послебукварный этап-постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, обучение элементам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, начинают читать художественные произведения, включаются в проектную деятельность. Планируемые результаты изучения курса: личностные, метапредметные, предметные.

 

Раздел. Теория и методика обучения русскому языку как наука. Методика обучения грамоте.

Тема. Методика Обучения грамоте по УМК «Л.В.Занкова», «В.В. Давыдова- Д.Б. Эльконина».

Объем в часах - ауд.2ч. /СРС 2ч.

УМК «Л.В.Занкова»:Н.В.Нечаева, Белорусец К.С. Азбука, 3 тетради в азбуке. Характеристика азбуки: буквы изучаются по блокам и парами, есть логопедические упражнения; слова на иностранном языке, игровые технологии: игра «театр» (занавес), игра «мозаика», буквенные ребусы, обведение буквы по пунктиру, игра в рифму, соедини по точкам буквы по алфавиту -получится рисунок. Есть огородная, морская страницы. Много знаков(дорожные, азбука Морзе). Лист контроля « Поверь себя» (в тетрадях) Учебник-тетрадь.      

УМК «В.В. Давыдова- Д.Б. Эльконина Д.Б Эльконин.

Особенности букваря: сквозные герои: Тим и Том, звуковички, звукоморы; показан порядок работы (стрелка, лента), есть «ловушки» (модели не соответствуют словам), буквы изучаются парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е, б-п, д-т и т.д. Моделирование (служебное слово). Есть орфографические правила (жи-ши, ча-ща…).

Раздел. Теория и методика обучения русскому языку как наука. Методика обучения грамоте.

Тема.Методика обучения письму в период обучения грамоте по УМК «Школа России».

Объем в часах - ауд.6ч. /СРС 4ч.

Методы обучения каллиграфии: звуковой аналитико-синтетический, копировальный, тактировальный, линейный, генетический. Гигиенические требования: требования к посадке, к положению тетради, умение правильно держать ручку. Из опыта работы Е.Н. Потаповой («Радость познания»): этапы формирования каллиграфического навыка ( формирование мускульной памяти, тактильной памяти, обведение по трафарету). Структура урока письма.

Задачи подготовительного периода: знакомство с правилами посадки, элементами букв, уметь моделировать слова, предложения с помощью схем, развитие речи путём составления небольших рассказов по предметным и сюжетным картинкам, пересказа сказок. Подготовительный период: состоит из трёх этапов: адаптационный, рабочая строка, элементы букв (Пропись, часть 1). Обводят предметы по контуру, штрихуют, раскрашивают, отгадывают загадки. Основной период делится на начальный этап и этап письма слов и предложений. Прописи, части 2,3, 4.Задачи основного периода: познакомить учащихся с письменными буквами (строчными и прописными) алфавита; научить детей списывать слоги, слова, предложения, с печатного текста используя приём комментирования; писать под диктовку; разгадывать ребусы. Обучение письму леворуких детей.

Раздел. Теория и методика обучения русскому языку как наука. Методика обучения грамоте.

Тема.Формирование каллиграфического навыка на подготовительном и основном периодах обучения грамоте по УМК: «Система Л.В.Занкова», «Система В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина», «Планета знаний».

Объем в часах - ауд.2ч. /СРС 2ч.

УМК «Система Л.В.Занкова»,4 тетради, авторы: А.В. Андрианова, А.В.Остроумова.    Задания на развитие каллиграфического навыка, речи, мышления, памяти.                                                                                     

УМК «Система В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина», 4 тетради, автор: Н.Г. Агаркова. Задания: дополни предложение, исправь предложение, распространи предложение, выпиши предложение по схеме, расставь знаки в схемах предложений, отредактируй текст. На форзаце- элементы букв для конструирования.                                      

УМК «Планета знаний», 4 тетради, автор: В.А.Илюхина.

И-королева букв. Особенности прописей: «клюшка», «стульчик», знаки-«больше», «меньше», «перехлёст», «гнёздышко», «шалашик», «крючок», «секретик». 7 «воротцев»-упражнений –короткая наклонная линия, 1/2 короткой линии, 1/3 короткой линии, поворот на месте, крючок до середине, секрет, закрыть секрет, буква и. «И» -ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем секрет, по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

 

 Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой.

Тема.Формирование читательской самостоятельностью на уроках внеклассного чтения.

Объем в часах - ауд.4 ч. /СРС 4ч.

Чтение-это беседа книги с читателем. Внеклассное чтение-это раздел обучения чтению, цель которого – сформировать у младших школьников знание детских книг из доступного круга чтения и личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать (в соответствии возрастным возможностям и индивидуальным особенностям). Принципы : избирательность (выбор тем и форм), учёт интересов учащихся, занимательность, практическая направленность, добровольность (посещение кружков по желанию) Метод чтения - рассматривания- это непрерывная цепь взаимосвязанных последовательно осуществляемых при обращении к книгам умственных и практических действий, в результате которых ребёнок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги , делает выводы о тематике, характере, количестве и специфики помещённых в книге произведений, выбирает подходящий способ прочтения. Нельзя читать кн. К.Паустовского с тем же настроением, что и книги Н.Носова (метод рассматривания: рассматривание обложки, титульного листа, страниц, иллюстраций).

Самостоятельное детское чтение-это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя или другого лица, осознанный выбор книги для себя ( нужная, полезная, интересная, посильная сейчас); прочтение книги по всем правила, освоенным к моменту встречи с ней.

Этапы формирования читательской самостоятельности: 1 этап подготовительный- 1 класс, урок-15-18 мин., 1 раз в неделю; 2 этап начальный – урок-45 мин., 1 раз в неделю; 3 этап основной, урок-45 мин., 1 раз в неделю; 4 этап заключительный, урок-45 мин., 1 раз в две недели.

Структура урока внеклассного чтения в 1 классе: 1. Беседа, предшествующая чтению вслух.(2-3 мин.)2. Выразительное чтение учителем избранного художественного произведения вслух(3-7мин.).3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном. (4-6 мин.) .4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге.5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе или дома, во внеурочное время.

 Структура урока внеклассного чтения во 2 классе:1.Решение задач по ориентировке в книгах (до 5мин.) 2.Чтение учителем художественного произведения (до 7 мин.)3.Рассуждение о прочитанном до 5 мин.) 4.Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать (до 5 мин.)5. Чтение учащимися названного учителем произведения про себя (до 7-10 мин)6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания (до7-10мин) 7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю (1-2мин.)

 Структура урока внеклассного чтения в 3-4 классах:1. Работа с выставкой прочитанных к уроку книг(3-5 мин.)2.Беседа о героях прочитанных книг и их авторов (20-25мин.)3. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем (15-20) мин.4. Задание на дом (2-3мин.) Урок-отчёт (рассказы М.М. Пришвина). Класс делится на группы, каждая группа готовит отчёт по рассказу М.М.Пришвина: 1. Страницы биографии. Работа по портрету и выставке книг.2. «Курица на столбах»- составление диафильма по описанию грозы; словесное иллюстрирование курицы и гусят; 3.«Ёж»-по готовой иллюстрации описать ежа, составление характеристики автора; 4. «Ребята и утята»- чтение по ролям диалога автора и детей, составление характеристики понравившегося героя, теневой театр(путешествие утят и утки, викторина; 5. «Лисичкин хлеб»- работа с иллюстрацией, выборочное чтение, работа по плакату (нарисованы все предметы из сумки из сумки деда); 6. «Первая стойка» -пересказ, составление характеристик, использование фотографий о породах собак; 7. Выставка книг В.Осеевой (по рекомендательному списку) «Печенье»-прочитать последний абзац, «Волшебное слово»-беседа на тему «Какие слова называются волшебными?», «Синие листья»-Почему так назвали рассказ? « Три товарища»- показ, описание иллюстраций.

 

СЕМЕСТР 5

Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой

Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой

Тема Задачи уроков литературного чтения. Анализ программ и учебников.

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2ч.

Цели:

1.Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

2. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

3. Обогащение нравственного опыта.

Задачи:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению книги.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культуры (поиск информации в справочниках).

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженного в детской литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младших школьников.

Ценностные ориентиры:

Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью; формируются личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, родине.

Планируемы результаты: личностные-осознание значимости для своего дальнейшего развития и обучения; формирование потребности к систематическому чтению; метапредметные- освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий

( деление текста на части, составление плана…) предметные-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, умение пользоваться справочниками, составлять монологические высказывания о героях произведения, читать наизусть.

Содержание учебных книг, их структура и методика обучения строятся на основе следующихпринципов: художественно-эстетического, литературоведческого, монографического, жанрового разнообразия, актуализации тематики чтения (связь с природным и историческим календарём). Учебники литературного чтения, авторы: УМК «Школа России»- Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий В.Г., М.В.Голованова.«Планета знаний»- Э.Э.Кац.

Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой

Тема.Формирование навыка чтения у младших школьников

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2 ч.

Полноценный навык чтения характеризуется 4 качествамичтения: правильность, беглость, выразительность, сознательность.

3 этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический, автоматизация (Т.Г.Егоров).

Правильность чтения- это чтение без искажения смысла слова или предложения, без замены букв, слогов и слов.

Сознательность чтения- обусловлена пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идеи произведения, его образов и роли художественных средств.

Беглость чтения- скорость, темп чтения (1 класс- до 40 слов в мин., 2 класс- не менее 60 слов, 3 класс- не менее 80-90 слов, 4 класс- не менее 90 слов).

Выразительность чтения- выразительно прочитать текст-это с помощью интонации правдиво передать идеи и чувства.

Приёмы работы над сознательностью чтения: вводная беседа, сопутствующая беседа, обобщающая беседа, чтение: выборочное, по ролям, цепочкой, чтение наизусть, составление плана, пересказ.

Приемы работы над беглостью  и правильностью чтения: жужжащее чтение, чтение про себя, чтение многосложных слов, разделение длинных слов на слоги и чтение этих слов хором, многократное чтение текста с различными заданиями, чтение скороговоркой, пятиминутное чтение на каждом уроке.

Средства речевой выразительности: паузы (логическая, психологическая, ритмическая), логическое ударение, соблюдение силы голоса, дикции, мелодики голоса, темпа, эмоциональной окрашенности, мимики, жестов, манеры держаться.

Приёмы работы над выразительностью чтения: показ образца чтения, приём хорового чтения, чтение по ролям, конкурс чтецов, скороговорителей, составление партитуры (разметки) чтения, анализ интонации до чтения, во время чтения и после чтения.

Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой

Тема.Процесс работы над художественным произведением. Специфика литературного материала как основа методики его преподавания

 Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2 ч.

Приёмы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения:

 1) экскурсия (в зависимости от содержания произведения: к вечному огню, в комнату боевой славы, к памятникам Героев Советского Союза, в краеведческие музеи; в лес, в поле, на речку, в парк; на промышленные предприятия; 2)вводная беседа; 3)рассказ учителя об авторе ( портрет писателя); 4)слушание музыки.

Основные этапы работы над художественным произведением: первичный синтез (образец чтения учителем, подготовленными учениками, ученик-учитель-ученик; беседа эмоционально-оценочного характера), анализ (вторичное чтение, сопутствующая беседа, словарная работа, выборочное чтение, составление плана, пересказ, чтение по ролям, постановка вопросов самими учащимися, характеристика героев, конкурс чтецов, виды иллюстрирования: словесное, графическое, музыкальное), вторичный синтез (итоговая беседа, выяснение идеи произведения, отношения автора к действующим лицам, событиям).

По тематике произведения делятся на природоведческие и общественно-исторические. По стилю произведения бывают научно-познавательные, художественные.Нучно-познавательные: научно-художественные, научно-популярные. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»-научно-художественная статья. Э.Шим «Хлеб растёт», «Жатва», К.Паустовский «Какие бывают дожди»- научно-популярные статьи. По жанрам: рассказ, стихотворение, басня, сказка, статья, малые жанры фольклора: пословица, загадка, потешка и др. Стихотворениеотличается рифмой, ритмом, повышенной эмоциональностью. Стихи делятся на эпические, лирические, драматические. В эпических стихотворениях присутствует сюжет, они похожи на рассказ (план, характеристика персонажей и т.д.) В лирических стихах поэт передаёт свои чувства, переживания через описание природы (словесное рисование картин, объяснение образных выражений, чтение на фоне музыки и др.). Басня: басня-это метко нарисованная сценка их жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания; картинность, выразительность описания; размер басни обычно не превышает 20-30 строк, по содержанию- пьеса с завязкой, кульминацией, развязкой; образные выражения стали пословицами; в басне есть устаревшие слова, мораль, нравоучение, аллегория, иносказание. Сказкакак жанр фольклора: наличие вымысла, своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка), троекратные повторы. Сказки: волшебная, бытовые, о животных, авторская, народная, в прозе, стихах.  Волшебная сказка: наличие волшебных героев и предметов, действуют сверхъестественные силы- добрые и злые («Гуси-лебеди», «Аленький цветочек» Аксаков); сказки о животных: действующие лица –животные, наличие аллегории, формы, приёмы работы с текстом, как с рассказом( «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев») (Может ли такое случиться между людьми?); бытовая сказка: герои- баба, дед, поп, солдат; действия происходят в избе («Каша из топора»). Приёмы работы с половицами:выразительное чтение, иллюстрирование пословицы, инсценирование пословицы, пословица «рассыпалась», группировка пословиц на одну тему, раскрытие лексического значения пословицы, сочинение пословицы, сочинение с включением пословиц.

Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой.

Тема.Методика литературного чтения по УМК: «Школа 2100».

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2ч.

Авторы учебников: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.

Принцип минимакса.

1 класс-«Капельки солнца»- солнце-это тепло и радость, и стихи замечательные.Героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идёт учиться в 1 класс. Первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения.

2 класс- « Маленькая дверь в большой мир»-мир огромный, приоткрыта только маленькая дверь, приоткрывает учитель. Мир сказок. «Сквозные герои»-второклассник и сказочный персонаж-младший домовой Афанасий. Афанасий рассказывает сказки, читает веселые стихи, считалки, песенки, загадывает загадки. Игра-путешествие в сказки.

3 класс- «В одном счастливом детстве» -должен быть счастливый уголок у каждого (свой дом,.. своё произведение). «Сквозные герои»- третьеклассница Настя и её папа читают вместе с учениками книгу.

4 класс- « В океане света»-ребёнок попал в океан книг, не утонет, разберётся, станет настоящим читателем. «Сквозные герои»-профессор Николай Александрович Рождественский и близнецы –четвероклассники Игорь и Оля. С помощью машины- времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далёкое и не очень прошлое.

8 видов заголовков: заголовок+тема, заголовок+тема+идея, заголовок+вопрос, заголовок+место действия, заголовок+ жанр, заголовок+литературный приём, заголовок+ герой, заголовок+загадка.

Три этапа работы над текстом. 1этап -до чтения, 2 этап- в процессе чтения, 3 этап- после чтения. 1 этап-развитие умения прогнозировать содержание текста по иллюстрации, заголовку, ключевым словам, фамилии автора.2 этап-понимание текста на уровне содержания: шаг1-самостоятельное чтение про себя рассказа или части текста. Не уходить в беседу, не затягивать чтение. (Что представляли, когда читали? Все ли предположения совпали? Что узнали нового?). Шаг 2- этап медленного чтения по предложениям или чтение по абзацам. Словарная работа. Шаг 3- перечитывание текста по главам. Выборочное чтение, придумывание заголовков, составление плана, выразительное чтение. 3 этап-чтение текста на уровне понимания смысла. Система творческих заданий, обращение к иллюстрации, рассказ о писателе, задать проблемный вопрос (О чём этот рассказ?), обобщающая беседа. Типы уроков: урок чтения и анализа, урок внеклассного чтения, урок - проверочная работа, урок развития речи, обобщающий урок, урок- практическое занятие

(в 4 классе - три урока: Как читать прозу? Как читать лирическое стихотворение? Как читать диалог? В 1-3 классах таких уроков нет).

 

Раздел 2. Методика литературного чтения и работы с детской книгой.

Тема. Литературное чтение по УМК «Л.В.Занкова», «В.В. Давыдова- Д.Б. Эльконина».

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2 ч.

 Авторы учебников УМК «Л.В.Занкова»:  В.А.Свиридова, Н.А.Чуракова. Система Л.В. Занкова: составление и анализ ленты времени (А.И.Афанасьев(1826-1871), В.Даль(1801-1872), А.С.Пушкин ( 1799-1837); «сказка родилась, сказка записана, сказка обработана»: формирование исторического мышления; работа по толковому словарю учебника, анализ изобразительных средств художников, репродукции картин которых помещены в «картинной галерее» ( рисунки Татьяны Мавриной, В.М. Васнецов «Богатыри»; И.К.Айвазовский «Девятый вал»), ученик находится в роли исследователя ( сравнивает произведения, «докажи текстом, что Ванька наблюдательный и сообразительный. Почему же он так промахнулся с адресом?», «сходи в Третьяковскую галерею и посмотри картины…; чтение хокку (японские трёхстишия), мифов Древней Греции (3 и 4 классы), знакомство с понятием миф, чтение мифов народов Египта, Греции, Руси. «Илья Муромец», «Прометей», «Святогор»- былины, пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» (4 класс). Чтение докучных сказок. Изучение японских трёхстиший – хокку способствуют развитию нравственных ценностей младших школьников. В учебнике предлагаются такие задания, как определить тему стихотворения, проиллюстрировать хокку, сочинить хокку. В 3 классе учащиеся читают и анализируют хокку К. Исса и М. Басё.

5 групп вопросов по художественному произведению: а) вопросы, направленные на выявление индивидуальных мнений учащихся, б) вопросы, направляющие внимание детей на осознание внутреннего мира героев, в)сравнение героев различных произведений, г) вопросы, побуждающие детей задуматься над отношением писателя к изображаемым событиям или героям (Е. Благинина «Улетают, улетели.»), д) вопросы, направляющие мысль учащихся на уяснение особенностей произведения одного и того же автора. Сравните рассказ «Заячьи лапы» К.Паустовского с другими рассказами этого же автора. Что можно сказать на основании этих рассказов о самом авторе? К концу 4 класса учащиеся должны уметь: правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту); отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись); давать самую элементарную характеристику автору (речь идёт о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах (прозаик, поэт; общие представления о времени – наш современник или чей – то современник; о чём пишет); давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение.

УМК «В.В. Давыдова- Д.Б. Эльконина»: Литература как предмет эстетического цикла», авторы методических пособий: Г.Н.Кудина, З.Н Новлянская. Основная задача данного курса- воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных. Работа ученика в четырёх позициях: читателя (понять произведение так, как, понимал его автор, увидеть нарисованную условную картину мира « глазами автора», видеть условный мир «глазами читателя», согласиться с автором или вступить в спор),автора(учащиеся пишут сочинения-отзывы), критика(оценивают сочинения одноклассников, вырабатывают свою точку зрения в процессе чтения произведения), теоретика(необходимы знания по теории литературы). Учащиеся сочиняют малые жанры фольклора: загадки, потешки, скороговорки, побасёнки, небылицы, считалки. Тематика сочинений-миниатюр: «Что я чувствую и представляю, когда слышу слова: «шелест», «шорох», «лепет», «шум»; «Разговор двух кастрюль», «С точки зрения двери».

 

Раздел 3. Методика изучения языковой теории. Методика правописания и культуры письма.

Тема.Основы фонетики и графики.

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2.ч.

Значение фонетических знаний для младших школьников. Мягкость согласных и её обозначение на письме. Некоторые случаи письма: правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, правописание разделительного мягкого знака, перенос слова, знакомство с алфавитом. Ознакомление с ударением. Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме. Фонетический разбор.

Раздел 3. Методика изучения языковой теории. Методика правописания и культуры письма.

Тема.Процесс формирования грамматических понятий: «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».

  Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 8ч.

 

4 этапа формирования грамматического понятия: анализ языкового материала, выделение существенных признаков грамматического понятия; обобщение признаков, введение термина; осознание формулировки определения понятия; конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Формирование грамматических понятий: «имя существительное», « имя прилагательное», « глагол». Морфологический разбор: «имени существительного», « имени прилагательного», « глагола». Формирование грамматических понятий по УМК: «Школа России», «Планета знаний», « Школа 2100».

Раздел 3. Методика изучения языковой теории. Методика правописания и культуры письма.

Тема.Методика изучения состава слова.

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 2ч.

 

Этапы:1. Пропедевтические (подготовительные) словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы « Однокоренные слова».

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова, наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

3.Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания, ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания. Формирование навыка правописания корня и приставок.

4.Углубление знаний о морфемном составе слова и элементов словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола. Памятка «Разбор по составу»: 1.Узнаю, на какой опрос отвечает слово и что оно обозначает (какой частью речи является).2.Найду в слове окончание. Для этого нужно изменить слово по числам или по вопросам (падежам) 3.Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без. Сравню слова и найду общую часть. Это и будет корень.4. Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставок. Часть, которая стоит перед корнем,- приставка. 5. Найду суффикс. Эта часть стоит поле корня и служит для образования слова. Изучение состава слова по УМК: «Школа России», «Планета знаний», « Школа 2100».

 

Раздел 3. Методика изучения языковой теории. Методика правописания и культуры письма.

Тема. Виды орфографических упражнений.

Объем в часах - ауд.2 ч. /СРС 4 ч.

Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий), классификация орфографических упражнений (виды диктантов, списывание), орфограммы и орфографические правила, формирование орфографического навыка, нормы оценки знаний учащихся               










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...