Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа 1.2. Определение остроты зрения




 

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Нормальный глаз способен различать две светящиеся точки раздельно под углом зрения 1'. Это связано с тем, что для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился минимум один невозбужденный фоторецептор. Вследствие того что диаметр, например колбочек, равен 3 мк, для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мк, а такая величина изображения получается именно при угле зрения 1'. Поэтому при рассматривании под углом зрения менее 1' две светящиеся точки сливаются в одну.

Для работы необходимы: специальные таблицы для определения остроты зрения, рулетка длиной 5 м, указка, испытуемый.

Ход работы. Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквами, расположенными в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1'. Таблицу вешают на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно освещают электрической лампочкой. Испытуемого усаживают на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предлагают закрыть один глаз щитком или ладонью. Экспериментатор указкой показывает испытуемому буквы и просит их называть. Определение начинают с верхней строчки и, опускаясь вниз, находят самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2 – 3 с и правильно называет. Затем также определяют остроту зрения другого глаза.

Остроту зрения рассчитывают по формуле V= d/D, где V – острота зрения, d – расстояние испытуемого от таблицы, D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Рекомендации к оформлению работы. Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с результатами нормальной остроты зрения.

Работа 1.3. Аккомодация глаза

 

Аккомодация глаза – это способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов, в основе которой лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи каждой его точки должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой.

Одинаково ясно видеть одновременно разноудаленные от глаза предметы невозможно. В этом легко убедиться с помощью следующего опыта.

Для работы необходимы: карандаш, испытуемый.

Ход работы. Исследуемый ладонью закрывает один глаз, взгляд другого глаза фиксирует на каком-либо дальнем предмете, помещая карандаш на расстоянии 15 – 20 см от глаз. При этом очертания карандаша расплывчаты. Затем переводит взляд на карандаш – неясными становятся очертания дальнего предмета.

Рекомендации к оформлению работы. Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных предметов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

Работа 1.4. Слепое пятно (опыт Мариотта)

 

Место выхода зрительного нерва из глазного яблока (диск зрительного нерва) называют слепым пятном. Оно не содержит фоторецепторов и поэтому нечувствительно к свету.

Для работы необходимы: картинка с изображением черной точки, испытуемый.

Ход работы. Испытуемый берет в руки картинку и, закрыв левый глаз ладонью, смотрит правым глазом на точку с расстояния вытянутой руки, медленно приближая рисунок к глазу. На расстоянии примерно 15 – 25 см рисунок исчезает.

Рекомендации к оформлению работы. Объяснить, почему найденный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.

Работа 1.5. Исследование цветового зрения

 

Глаз человека может различать не только оттенки белого, серого и черного цветов, но и способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди, у которых имеется то или иное нарушение цветового восприятия. Полная цветовая слепота встречается крайне редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. Различают 3 вида частичной цветовой слепоты: протанопия (дальтонизм), дейтеранопия и тританопия. Протанопы не способны различать оттенки красного и зеленого цветов. Дейтеранопы также не различают красный и зеленый цвета, но они в отличие от протанопов путают светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми. Тританопы не способны различать синий и фиолетовый цвета. Это расстройство цветового зрения встречается реже.

Исследование цветового зрения имеет особое значение для лиц, которым по роду своей профессии необходимо хорошо ориентироваться во всех цветах.

Для работы необходимы: полихроматические таблицы Е.Б. Рабкина, линейка, испытуемый.

Ход работы. Испытуемый садится спиной к свету, экспериментатор последовательно показывает ему 25 цветных таблиц, в которых на фоне кружочков и точек одного цвета изображены геометрические фигуры и цифры другого цвета. Они хорошо различаются трихроматами, т.е. людьми с нормальным цветовым зрением, и неполностью различаются людьми, у которых имеется та или иная аномалия цветового восприятия. При предъявлении таблиц у испытуемого спрашивают, что на них изображено. Необходимо помнить, что каждую таблицу следует устанавливать на уровне глаз испытуемого на расстоянии 1 м от него. Продолжительность экспозиции одной таблицы около 5 с. Каждый глаз обследуется раздельно, при этом второй глаз закрывается ладонью.

Рекомендации к оформлению работы. Опишите результаты исследования цветового восприятия. Если будут выявлены нарушения восприятия цветов, укажите, к какому виду они относятся.

Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)

 

Лабильность зрительного анализатора можно определить по критической частоте слияния мельканий, т.е. когда исчезают мелькания и световое раздражение воспринимается как непрерывное.

Для работы необходимы: генератор световых импульсов, испытуемый.

Ход работы. Испытуемого усаживают перед осветителем генератора световых импульсов на расстоянии 30–35 см. Экспериментатор включает прибор и начинает плавно увеличивать частоту импульсов с 5 Гц до тех пор, пока испытуемый не отметит, что мелькания исчезли и световое раздражение стало восприниматься как непрерывное. Эта частота соответствует лабильности зрительного анализатора.

Рекомендации к оформлению работы. Запишите частоту, при которой световое раздражение стало восприниматься как непрерывное. Объясните, почему при определенной частоте прерывистое световое раздражение перестает восприниматься как мелькание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...