Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 10. Мистический смысл приветствия «Намасте»




Когда Кришна [2 - Описание богов индийского пантеона дано в приложении 3.], известный своей любвеобильностью, похитил одежду купающихся в реке Ямуне дев (от четырнадцати до семнадцати лет), пылкие просьбы вернуть похищенное не имели никакого успеха. Кришна смягчился только после того, как они совершили древний жест намасте. Он был удовлетворен и согласился вернуть девам одежду.
Мудра намасте – простой молитвенный жест. Ладони обеих рук соединены на уровне сердца, голова слегка наклонена. Это простое и скромное приветствие, идущее от сердца.
Сам термин «намасте «nmSte» происходит из двух санскритских корней: нама и те. Те означает «ты», а намас – «сгибаться», «кланяться», «погружаться», «чувствовать склонность», «наклоняться».
Это указывает на контакт с другим человеком, на полное смирение. Корень нама имеет параллели и в других древних языках. Он родственен латинскому nemus, старосаксонскому niman, немецкому neman и nehman. Значение всех этих слов – «почтение, уважение, почитание».
В свою очередь, слово нама состоит из частей на и ма. На показывает на отрицание, а ма значит «мой». Получается – «не мое». Личностная душа полностью принадлежит Высшей душе, пребывающей в каждом человеке. Именно к этой сущности и обращено приветствие «намасте». Нет ничего в действительности, о чем душа может сказать «это мое». Таким образом, намасте – это проявление необходимого отношения к жизни. По другой версии, ма в нама означает смерть (духовную), но нама как отрицание смерти означает бессмертие.
Намасте работа ет на трех уровнях: ментальном, физическом и вербальном. Его действие начинается с установления контроля над умом. Это знаменует установление контроля над собственным «Я». Тем самым личностная душа выказывает свою любовь душе мировой. Такое действо понимается как выражение высшей любви, бхакти.
Бхакти – это любовь, которую человек проявляет по отношению к божеству, полностью ему подчиняясь. В древних текстах, известных как Агамы, говорится, что поклоняющийся божеству должен сначала сам ему уподобиться, иначе поклонение будет несовершенным. Установление полноценного контакта может быть только между равными. Следовательно, выполняя намасте перед собственной душой, человек признает наличие в ней Божественной искры.
Развивая в дальнейшем присущие душе божественные качества, человек с помощью намасте готовит внутри себя обитель для божества.
Эта мудра означает «Бог, пребывающий во мне, приветствует Бога в тебе». Другими слова ми, она признает равенство всех людей и каждому воздает почтение. Воспринимаемая как мистический акт, мудра намасте глубоко богата по своей символике.
Во-первых, чтобы правильно совершить «намасте», нужно соединить вместе пальцы левой и правой рук. Этот простой жест фактически управляет всей гаммой активной стороны жизни. Пять пальцев левой руки представляют пять чувств, а пальцы правой руки – пять органов знания. Следовательно, намасте показывает, что все действия человека должны пребывать в гармонии и направляться истинным знанием, побуждая к правильным мыслям и правильным поступкам.
В совокупности пять пальцев на каждой руке дают число десять. Число десять – символ совершенства, это мистическое число единства. «Десятка» почитаема практически во всех древних традициях. Десять – число заповедей, переданных Моисею Богом. В пифагорейской системе мироздания 10 было символом всего творения. В Древнем Китае о «десятке» отзывались как о совершенном сбалансированном числе.
Другое важное толкование мудры намасте связано с идеей супружества, которое знаменует собой появление новог о начала, соединяющего мужской и женский элементы природы. Брак понимается как полубожественное состояние цельности – это союз между противоположными мужским и женским принципами, который необходим для создания и защиты новой жизни.
Идея человеческой и божественной связи часто выражалась в терминах супружества: например, монахинь называли «невестами Христовыми». В ритуализированной Индии после совершения обязательных брачных церемоний молодожены являют друг другу мудру намасте. Свадебный обряд, полный символических значений, как бы гарантирует тем самым, что брак будет счастливым.
В этом духовном жесте отражаются согласие, взаимодействие и союз противоположностей. Муж и жена, совершив обряд намасте, соединяются, заключая небесный брак. Соединяя обе руки, намасте метафорически регулирует принцип дуальности, свойственный природе. Единение двух людей является земным проявлением высшего союза и высшей гармонии, это поистине гармоничное разрешение противоречий проявленного мира. Таким образом, намасте, символизируя мистерию единства, предлагает ключ к поддержанию равновесия жизни и указывает на вход в область вечного блаженства, счастья, здоровье, гармонии, мира и добра.
В этом контексте намасте связывается с образом Ардханаришвары, обоеполой формы Шивы, символизирующей союз Шивы и Парвати, породителей Вселенной. В этой форме Шива как бы переходит в свою возлюбленную супругу. В свою очередь, Парвати, сливаясь с мужем, обретает целостность. Только такая пара, которая обретает завершение, сливаясь друг с другом, исполнена высшей гармонии и счастья. Исполняя Шиву своим творческим началом, Парвати уравновешивает его аспект разрушения.
Когда Ардханаришвара танцует, его танцевальный шаг воспринимается как комбинация двух основных привоположных танцевальных стилей. Тандава – жестокий, сильный танец, исполненный яростной энергии; это вспышка безумной, разрушающей страсти. Ему противостоит лас ья – нежный, лирический танец, полный сладости, нежности и любви. Именно в ласье богини уничтожается смерть, все сущее обновляется и возрождается. Изображение Ардханаришвары, таким образом, есть символ совершенного союза двух противоположных элементов в проявленной Вселенной. Их идеальное объединение, без которого невозможно совершенство, – приветствие намасте.
Намасте признает дуальность, существующую в этом мире. Прилагая усилия, человек сводит две противоположные силы вместе, чтобы слить их в более высоком единстве состояния общности. Вот лишь некоторые проявления дуальности, коннотируемые жестом намасте: бог – богиня, жрец – жрица, король – королева, мужчина – женщина, небеса – земля, Солнце – Луна, теория – практика, ум – тело, наслаждение – боль, сознание – ощущение, дух – разу, сознание – подсознание, объективность – субъективность, разум – инстинкт, мысль – чувство, спор – опыт, талант – гениальность, тишина – звук, слово – смысл, шизофрения – эпилепсия, д епрессия – мания, катаболизм – анаболизм, правое – левое, перед – зад, мозг – сердце, инсулин – адреналин, пингала – ида, горячее – холодное, выдох – вдох, лингам – йони.
Нет ни одной сферы бытия, не затронутой символическим значением намасте. Этот жест уникален в том смысле, что его физическое явление сопровождается устным произнесением слова «намасте». Такая практика эквивалентна понятию мантры. Звучность священного слова намасте, как полагают, имеет глубочайшую мистическую ценность, которая соотносится с творческим изменением энергии, переходом ее из одного состояния в другое. Это преобразование находится в непосредственной гармонии с вибрациями космоса.
В самом общем смысле намасте – это социальная трансакция. Это популярный жест приветствия и прощания людей. Но он символизирует не только признание собеседника, но также и выражение счастья при виде его. Такая установка задает положительный тон для дальнейшего развития гармоничных взаимоот ношений.
Намасте представляет собой мозаику движений и слов, намекающих на глубочайшие мысли и чувства общающихся людей. В человеческом обществе такой механизм установления коммуникации наполняется особым социальным, эмоциональным и духовным значением. Можно сказать, что присовершения этой мудры руки складываются вместе, подобно ножу, чтобы люди могли обрубить все различия, разделяющие их и отделяющие от постижения духовного.
В этом смысле позволительно сравнить жест намасте с широко распространенным рукопожатием. Но хотя рукопожатие чрезвычайно близкий по смыслу жест, намасте во многом превосходит его. Прежде всего тем, что намасте уравнивает собеседника и Бога. Богу можно совершить намасте, но обменяться рукопожатием с Ним невозможно. Король или президент просто физически не могут обменяться рукопожатием со всеми, кого они приветствуют. Но намасте достигает всех. Это жест, которым можно обменяться даже с королем.
Йога как система упражнений нацелена на принесение всех уровней человеческого существования, включая физический и интеллектуальный, в полную гармонию с ритмами окружающего мира. В этом смысле мудра «намасте» сама по себе представляет йогу. Поэтому неудивительно, что любая йогическая деятельность начинается с выполнения этого глубоко духовного жеста. Буддисты пошли в этом смысле дальше и придали этому жесту статус мудры. Намасте, совершаемое божеством, воспринимается как анджали-мудра. Термин анджали происходит из корня андж, что означает «украшать, праздновать, помазывать». Намасте есть помазание на царство Духа, празднование достижения вершины человеческого духа, украшенной искренним стремлением стать лучше и улучшить жизнь окружающих существ.


Часть третья
Буддийские Мудры


В буддизм мудра-практика пришла из индуизма. В этой мировой религии мудры приобрели особое неповторимое звучание. Познакомимся с э той традиции подробнее.
В буддизме символически отражено все, с чем человек сталкивается в жизни. В этой системе досконально разработан понятийный аппарат для категоризации всех явлений и учтены все возможные уровни восприятия. Эта традиция богата своей символикой, и каждый символ имеет глубочайшее значение.
На протяжении многих веков эта символическая культура находила отражение в изобразительном искусстве, скульптуре и ритуалах. Объекты видимого мира изображались в форме, доступной для восприятия и посвященным, и несведущим людям.
Важный аспект буддийской символики – мудры, составляющие фундаментальный элемент буддийской иконографии. Чтобы попытаться понять иконографические изображения и извлечь из этого понимания практическую пользу на пути духовного просветления, необходимо отчетливо представлять себе весь смысл графических образов и правильно трактовать понятия, с ними связанные.
Слово на языке пали для обозначения мудры, муддика, происходит от термина мудда, означающего силу. Таким образом, прослеживается связь этих значений – творящего слова с мистическим ценностями. Жест – это признак действия, ритуальная печать; а печать подразумевает подлинность чего-либо. При распространение буддизма в Китае термин мудра стал уже соотноситься с идеей персонифицированного божества.
Мудры представляют собой один из шести принципов иконографических тем в буддизме, особенно в его мистической версии. Другие принципиальные тематические элементы – мандалы, асаны, троны (постаменты), ореолы, оружие и принадлежности божеств.
Мандала, несомненно, самый детально разработанный элемент системы. Это диаграмма, представляющая божество или группы божеств посредством изображения Вселенной, исполненной сил, которые управляют космосом.
Положения, которые принимает божество, известны как асаны. Асан очень много. Условно они делятся на два о сновных класса: статические и динамические.
Трон, постамент или опора, куда помещается божество, тоже нередко асана, которую оно совершает. Среди наиболее распространенных постаментов – лотос, трон, демоны, низшие божества, животные (львы, слоны, павлины).
Ореолы, или ауры (лимбы), указывают на божественное происхождение изображаемых персонажей. Они помещаются сзади статуи или изображения. Ореолы различаются по форме и размеру.
Оружие и принадлежности божества могут сами по себе предполагать наличие мудр. Они символизируют материальные и духовные достоинства и силу представленного божества. Наиболее распространенные инструменты – лотосы различных цветов, скипетры, извергающие молнии (ваджры), колокольчики, колеса, различные виды оружия, сосуды, булавы.
Каждая из этих пяти иконографических тем детально исследована в буддизме. Мудры – еще один специфический аспект этого учения.
С имволические ручные жесты, называемые мудрами, бывают в буддизме двух типов. Первая, наиболее древняя форма мудр, восходя из добуддийских времен, в символической форме представляет метафизический аспект тайных церемоний. Мудры, используемые в этом смысле, существенно важны в обрядах тибетского тантризма, китайского буддизма чен-йен и японского буддизма сингон. Понятие мудр находится здесь в контексте тантрической медитации, где к цели просветления устремлены Три Великие Тайны – силы духа, речи и тела.
Наряду с асанами (представляющими тело), мандалами (представляющими дух) и мантрами (представляющими речь) мудры обеспечивают все необходимые средства при достижении просветления.
Первые изображения Будды [3 - О Буддах и Бодхисаттвах буддийского пантеона см. приложение 3.] в антропоморфной (человеческой) форме появились примерно во II веке. На этих изображениях Учитель совершал руками определенные жесты. Однако в разных странах трактовка жестов подчас различалась. Единство в осмыслении мудр было достигнуто лишь к середине VII века, когда стал доступен текст «Махавайрочана-сутры», описывающей более 130 мудр: 31 для Великих Будд, 57 для великих божеств и 45 для остальных изображений.
Распространение буддизма в Азии наложило заметный отпечаток на трактовку мудр, предлагая дальнейшие модификации их форм и значений. Однако цель мудр оставалась той же самой – простым способом указывать на характер и функцию представленных божеств.
При интерпретации любой буддийской мудры следует учитывать, что каноны ее изображения могут заметно разниться в зависимости от страны распространения учения. Как и с любым другим аспектом буддийской символики, здесь нужно учитывать исторический и культурный контекст создания изображения.
Итак, в буддийской скульптуре и живописи Индии, Тибета, Непала, Китая, Кореи, Японии используется множество мудр. Они ясно показывают адептам силу и сущнос ть представленного божества. Таким образом, мудры символизируют божественное проявление. Они используются и монахами во время духовных практик, медитаций для обретения скорейших результатов, а также для заклинания сил различных божеств.
Но мудра используется в буддизме не только для того, чтобы проиллюстрировать и усилить значение мистического ритуала. Кроме того, она придает особую значимость скульптурной композиции, образу, танцевальному движению, медитативной позе. В своей высшей форме мудра представляет собой искусство символической жестикуляции, посредством которого невидимые силы могут воздействовать на земное бытие.
Мудра раскрывает секрет, таящийся в человеческой ладони и пяти пальцах. Уже говорилось о связи пальцев руки с первоэлементами. Божество, к которому обращаются с помощью мудр, может откликнуться на зов только в том случае, когда все элементы должным образом уравновешены.
Символические жесты рук Будды – важные инструменты воздействия на окружающий мир и сознание. Они исполнены глубочайшего мистического значения. Рассмотрим их чуть подробнее, отдельно останавливаясь на мудрах правой и левой руки.

 













































Глава 1. Мудры правой руки

Жест бесстрашия и дарования защиты (абхайя-мудра)
Правая рука слегка приподнята, ладонь обращена наружу. Этот жест называется также мудрой благословения. Правая рука поднята на уровне плеча и слегка согнута. Ладонь повернута наружу, пальцы выпрямлены.
На примере этой мудры видно, что символические жесты происходят от естественных движений руки. Вытянутая рука – универсальный иконографический символ. С незапамятных времен это был жест утверждения силы. Такой жест Будда Шакьямуни совершил сразу после достижения просветления. Абхайя-мудра указывает не только на успокоение чувств, но и на отсутствие опасений. Она избавляет от опасений, что влечет за собой освобождение.
В Китае, Японии и Корее абхайя-мудра правой руки часто используется в сочетании с другими мудрами, совершаемыми левой рукой. Иногда абхайя-мудру совершают и левой рукой. Эта мудра характерна для Будды Шакьямуни и пятого Дхьяни Будды Амогхасиддхи, Господа Кармы в буддийском пантеоне. Амогхасиддхи помогает преобразовать иллюзию ревности в мудрость исполнения.

Жест споров, объясняющий учение Будды (витарка-мудра)
Правая рука полусогнута. Обе руки подняты, кончики большого и указательного пальцев касаются друг друга, образуя круг. Все остальные пальцы вытянуты вверх. Рука направлена вперед, ладонь смотрит наружу.
Эта мудра – универсальный жест, воспринимаемый даже вне своего буддийского контекста. Она часто присутствует в христианской иконографии.
Главным образом мудра используется при изображениях Великих Будд. Она сим волизирует одну из стадий учения Будды – обсуждения дхармы или обучения ей. Круг, образуемый большим и указательным пальцами, не имея ни начала, ни конца, является совершенством. Он указывает на Закон Будды, который – совершенный и вечный.
Это мистический жест Тар и Бодхисаттв.

Жест милосердия и сострадания (варада-мудра)
Правая рука свешивается ладонью вниз и немного выгибается наружу. Этот жест называется также мудрой, дарующей благо, или мудрой благости.
Этой мудрой обозначается милосердие Будды. Жест символизирует предложение, предоставление милости, приветствование, милосердие, сострадание и искренность. Это знак желания посвятить себя человеческому спасению. Открытая рука и вытянутые пальцы символизируют «распускание цветка» истины.
Варада-мудра часто совершается вместе с абхайя-мудрой. В этом случае правая рука делает жест бесстрашия, а л евая исполняет желания. В таком положении часто изображается стоящий Будда.
Варада-мудру совершают также и левой рукой. Это мудра Дхьяни Будды Ратнасамбхавы, Бодхисаттвы Авалокитешвары. Иногда ее совершает стоящий Будда Шакьямуни. Ратнасамбхава, третий Дхьяни Будда, преобразует иллюзию гордыни в мудрость невозмутимости.

Жест отшельника (шрамана-мудра)
Этот жест также называют мудрой отречения. Рука указывает вниз, вдаль от тела – как символ отказа от мирских удовольствий.

Жест, отгоняющий зло (тарджана-мудра)
Этот жест называется также мудрой предупреждения или устрашения. Указательный палец поднят, в то время как остальные пальцы сжаты в кулак. Эта мудра характерна для большинства гневных божеств.

Жест, отгоняющий зло (карана-мудра)
Рук а вытянута горизонтально или вертикально, ладонь направлена вперед. Большой палец прижимает к середине ладони два пальца (подобно рогам яка, устремляющегося на врага), в то время как указательный палец и мизинец направлены прямо вверх. Эту мудру часто совершают Экаджата и Яма.

Жест отречения (Буддашрамана-мудра)
Правая рука поднята до уровня плеча, запястье изогнуто назад, пальцы и ладонь обращены вверх. Пальцы направлены вдаль от тела. Это жест Васудхары и Ушнишавиджайи.

Жест удержания символов (харина-мудра)
Большой палец касается среднего и безымянного, образуя кольцо. Мизинец и указательный пальцы простираются вверх. Таким образом божеством удерживаются символы или эмблемы.

Жест знания (джнана-мудра)
Кончики указательного и боль шого пальцев соединены, об разуя круг; другие пальцы направлены вперед. Эта мудра совершается напротив груди, ладонь обращена к груди. Она отличается от витарка-мудры, при которой ладонь направлена от тела.
Есть вариация джнана-мудры, когда указательный палец заходит под большой, символизируя тем самым активное знание.

Картари-мудра
Эта мудра совершается рукой, находящейся на уровне плеча. Большой и безымянный пальцы касаются друг друга кончиками, образуя круг. Указательный и средний пальцы напоминают уши кроликов или рожки оленя. Во время медитации между этими двумя пальцами часто возникают различные символы.

Жест свидетельствующего (бхумиспарша-мудра или бхуспарша-мудра)
Этот жест также называется мудрой касания земли, мудрой призывания земли в свидетели победы над демонами. Правая рука покоится на правом колене. Рука обращена ладонью внутрь, все пальцы направлены в низ, указательный затрагивает лотосовое ложе. Левая рука находится на колене ладонью вверх.
Земле предлагается засвидетельствовать тот факт, что Шакьямуни полностью выполнил долг и обязанность Бодхисаттвы. Мгновенное преобразование Шакьямуни из Бодхисаттвы в Будду напоминает о превосходстве знания Будды, которое является чистым восприятием бодхи и средством, позволяющим Просветленному одержать победу над демонами. Эту мудру совершает Дхьяни Будда Акшобхья, преобразующий иллюзию гнева в зеркальную мудрость.

 












Глава 2. Мудры левой руки

Жест досуга (авакаша-мудра)
Эта мудра совершается сидя. Левая рука покоится на колене, ладонь обращена вверх.

Мудра украшений (катака-мудра)
Эта мудра представляет собой фигуру, похожую на кулак, в котором пальцы согнуты вместе, но большой и указательный пальцы не встречаются, обр азуя открытую трубу. Такая мудра часто используется в изображениях с цветами или другими украшениями.

 


Глава 3. Мудры обеих рук

Жест медитации (дхьяна-мудра)
Это жест медитирующего, также он называется самадхи– или йога-мудра. Выполняется чаще всего обеими руками, опирающимися на колени, ладони смотрят вверх. Это мудра медитации, концентрации на Благом Законе, достижении духовного совершенства, бодхи, или пробуждения.
Тыльная сторона правой ладони опирается на ладонь другой руки, кончики больших пальцев слегка касаются друг друга. Руки покоятся на коленях. Правая рука, находясь сверху, символизирует состояние просветления. Другая рука, находясь внизу, олицетворяет проявленный мир. Этот жест выражает победу над проявленным миром благодаря просветлению, а также просветленное состояние ума, где самсара и нирвана становятся одним целым.
Будда совершал эту мудру, сидя под деревом бодхи. Он являл ее, когда на него напали демонические полчища Мары. Он прекратил ее выполнять только тогда, когда ему нужно призвать в свидетели землю, – это произошло в момент победы над демонами.
Это характерный жест Будды Шакьямуни, Дхьяни Будды Амитабхи (Амитаюса) и Будды-целителя. Амитабха преобразует иллюзию привязанности в мудрость проницательности.

Жест поворота колеса учения (дхармачакра-мудра)
Это жест проповедника учения. Мудра характеризуется разнообразием форм даже в одной Индии. В общей форме она выполняется следующим образом. Обе руки лежат на груди, левая ниже правой. Мудра совершается обеими руками перед грудью, кончики указательного и большого пальцев касаются друг друга, образуя мистический круг знания.
Эта мудра характерна для Дхьяни Будды Вайрочаны. Каждый из пяти Дхьяни Будд связан с определенной человеческой иллюзией, помогая смерт ным их преодолеть. Вайрочана преобразует иллюзию невежества в мудрость реальности. Совершая эту мудру, адепт стремится сделать такой переход.
Эта мудра символизирует один из наиболее важных моментов в жизни Будды – случай, когда он дал свою первую проповедь после Просветления в Сарнатхе.
Указующая на колесо учения, эта мудра наполнена богатой древней символикой колеса в буддийской метафизике. Кроме Будды Гаутамы, ее может выполнять только Будда Майтрейя (Будда грядущего).

Жест знания, сконцентрированного в одной точке (ваджра-мудра)
Правая рука сжата в кулак. Большой палец зажат, указательный палец обращен вверх, ладонь смотрит наружу. Левая рука сжата в кулак, ладонь обращена внутрь и охватывает указательный палец правой руки.
Ваджра-мудра типична для Кореи и Японии, но фактически неизвестна в Индии. В Японии ее называют ци кен-ин. Это ярко выр аженный тантрический символ.
Указанный жест тесно связан с Вайрочаной – одним из пяти трансцендентных Будд. Мудра подчеркивает важность знания. Она также известна как мудра Высшей Мудрости. Пять пальцев правой руки представляют пять первоэлементов, защищающие шестой элемент, человека.
Другие интерпретации говорят о том, что поднятый указательный палец символизирует Знание, которое скрыто проявленным миром (правым кулаком). В Тибете эта мудра представляет собой совершенный союз между божеством и аспектом его женской силы.

Жест совершенства (уттарабодхи-мудра)
Этот жест также называется мудрой наивысшего совершенства. Все пальцы переплетены. Ладони сложены вместе, указательные пальцы вытянуты и сжаты.
Часто эту мудру совершает Будда Шакьямуни как освободитель нагов.

Жест алмазного рукопожатия (анджали-мудра)
Анджали-мудра – жест предложения и преданности. Руки соединены и расположены вертикально на уровне груди. Одна ладонь находится напротив другой, пальцы одной руки – напротив пальцев другой. Кончики пальцев сцеплены, большой палец правой руки охватывает большой палец левой руки.
Этот жест, образуемый обеими руками, напоминает о сосуществовании двух нераздельных миров, которые в действительности являются одним миром: Алмазного Мира, или ваджрадхату, и Мира Лона, или гарбхагхату. Эти два мира – выражение двух аспектов одной космической жизни. Они представляют взаимодействие духовного и материального, статического и динамического.
Поскольку это жест поклонения, воздающий уважение превосходящему состоянию души, его нельзя заметить на статуях Будды. Его совершают Бодхисаттвы и те, кто воздают уважение Будде или дхарме. Его часто выполняет многорукая Каннон, или Куань-Инь.

Жест разбрызгивания нектара (кшепана-мудра)
Это так называемая мудра разбрызгивания нектара (амриты), или амброзии. Руки сомкнуты ладонь к ладони с соприкасающимися указательными пальцами, повернутыми вниз и обращенными к священной вазе или сосуду, где содержится амрита.
Эта мудра напоминает уттарабодхи-мудру, но руки обращены здесь вниз.

Жест молитвы (намаскара-мудра)
Это жест преданности. Руки сложены в молитвенном жесте: они касаются груди, ладони и пальцы соединены. Это особый жест Авалокитешвары.

Жест чаши милостыни Будды (буддапатра-мудра)
Это одна из мудр, однозначно ассоциируемая с Буддой Шакьямуни. Обе руки расположены горизонтально таким образом, чтобы поддерживать действительную или воображаемую чашу для подаяний на уровне груди. Иногда чаша замещается драгоценностью, исполняющей желания, или шкатулкой сокровищ.

Жест удержания драгоценности (манидхара-мудра)
Руки согнуты и держат визуализируемую драгоценность (жемчужину), которую невозможно заметить нечистым взором. Это мудра Авалокитешвары и часто используется в качестве жеста приветствия.

Жест, отгоняющий зло (бхутадамара-мудра)
Это жест защиты. Он также называется трайлокьявиджайя-мудра, или мудра, внушающая страх. Руки пересекаются в запястье, правая рука накладывается на левую, ладони направлены вовне. Обычно два средних пальца слегка согнуты, и руки могут держать дополнительные символы типа ваджры и гханты. Эту мудру часто совершают Ваджрапани и Бхутадамара.

Жест Будды (будда-мудра)
У мужчин правая рука должна покоиться на левой, у женщин – наоборот: левая покоится на правой. Ладони обращены вверх, кончики больших пальцев обе их рук касаются друг друга.

Среди множества буддийских мудр особо выделяются пять. Обычно именно их можно видеть на изображениях Будды. С каждой из них связан один из пяти трансцендентных (Дхьяни) Будд. Рассмотрим значение этих мудр подробнее.

1. Абхайя-мудра
Абхайя на санскрите означает «бесстрашие». Эта мудра символизирует защиту, мир, избавление от страха. В Таиланде и Лаосе она связывается с идущим Буддой. Это самая популярная мудра при изображении Будды, идет ли Учитель или стоит. Такой жест известен с незапамятных времен и использовался как знак добрых намерений, показывая, что в руке нет оружия – рука предлагает дружбу и мир. В Римской империи он был также и жестом силы, жестом императора, который имел право миловать и издавать законы.
В буддийской традиции с этой мудрой связана следующая история. Зловредный Девадатта, двоюродный брат Будды, возгордился и захотел стать первым среди уч еников Будды. По мере того как росла гордыня Девадатты, он даже вознамерился убить самого Будду. План его был следующим: направить на путь Будды бешеного (или пьяного) слона. Но как только слон приблизился к Учителю, Будда явил абхайя-мудру, которая мгновенно успокоила разъяренное животное. Таким образом, абхайя-мудра связана не только с усмирением чувств, но и с преодолением страха.

2. Бхумиспарша-мудра
Бхумиспарша переводится как «касание земли». Эта мудра символизирует просветление Будды под деревом бодхи, когда он обращался к богине земли Стхаваре, чтобы та засвидетельствовала произошедшие в нем перемены. Совершая эту мудру, Шакьямуни справился с кознями Мары, медитируя на Истину.

3. Варада-мудра
Пять выпрямленных пальцев символизируют пять совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усилие, сосредоточение. Эта мудра обычно совершается вместе с абхайя-мудрой, выполняемой другой руко й. Такая комбинация варада– и абхайямудр называется в Японии сеган-семуй-ин или йоган-семуй-ин.

4. Дхармачакра-мудра
Дхармачакра означает на санскрите «колесо дхармы». Эта мудра символизирует один из важнейших моментов в жизни Будды, когда он читал свою первую проповедь после обретения просветления в парке оленей в Сарнатхе. Таким образом, эта мудра указывает на «запуск» великого Колеса учения Дхарме.
Большой и указательный пальцы, как указывалось выше, образуют колесо дхармы. Три свободных пальца правой руки представляют три способа распространения учения Будды: средний палец – слушающих учение, безымянный палец – самореализовавшихся, а мизинец – махаяну, «Великую Колесницу». Три свободных пальца левой руки символизируют три драгоценности буддизма: Будду, дхарму и сангху. Совершающие эту мудру руки находятся около сердца, указывая на то, что учение исходит непосредственно из сердца Будды.

5 . Дхьяна-мудра
Дхьяна-мудру можно совершать одной или двумя руками. Если она выполняется одной рукой, левая рука покоится на колене, а правая принимает свободное положение. Если мудра совершается левой рукой, она символизирует женский аспект мудрости. На открытую ладонь левой руки иногда помещаются священный текст или чаща, символизирующая отречение.
Если эта мудра совершается обеими руками, они располагаются на уровне живота. Правая рука покоится над левой. Иногда большие пальцы обеих рук соприкасаются, образуя мистический треугольник. Треугольник сопрягается с тремя драгоценностями буддизма – Буддой, дхармой и сангхой. Основное значение этого жеста – огонь, сжигающий все нечистоты.
Дхьяна-мудра – это мудра медитации, сосредоточения на высшем законе, благости, обретении духовного совершенства. Согласно традиции эту мудру Будда совершал перед обретением просветления.
Это один из любимых жестов йогин ов во время медитации и духовных практик. Он указывает на совершенное равновесие мысли, чувств и спокойствия.


Часть четвертая
Даосские мудры


Китайская философская система, возникшая еще в глубокой древности, испытывала влияние многих других культур, в том числе Индии. И все же на китайской почве произросла поистине самобытная цивилизация, прославившаяся своими достижениями в области искусства, науки, философии и пр. Поэтому, рассказывая о мудра-практике, мы не можем обойти своим вниманием ее китайскую версию. И особое внимание, конечно, мы уделим даосской трактовке мудра-терапии. А основополагающим понятием китайской философии, разумеется, является энергия ци, о которой мы и поговорим чуть подробнее.

 




























Глава 1. Великая ци

Мудрецы, ученые и врачеватели из разных стран еще в глубокой древности обнаружили в Космосе и человеку особую энергию. Ты сячелетние исследования подтвердили ее существование.
В различных культурах эту энергию называют по-разному: ци, праной, жизненным флюидом, магнетизмом, информационно-энергетическими токами и так далее. Ее проведение и накапливание позволяет достичь совершенного здоровья, внутренней гармонии, развития творческих и психических возможностей. Потеря жизненной силы при водит к болезням, вырождению, старости и смерти.
Однако большинство людей имеют лишь смутное представление о жизненной силе. Дело в том, что работы по ее изучению в Индии, Египте, Тибете, Америке велись тайно и многие результаты засекречены до сих пор. Секретность в этой области была вынужденной. Ведь использование подобных знаний в эгоистических целях могло принести людям большой вред.
Исключением из такого тотального режима секретности был Китай. В течение последних пяти тысяч лет десятки миллионов людей работали с жизненной энергией ци с целью духовного, пс ихического и физического самосовершенствования.
В китайском целительстве используется метод воздействия на энергию ци при помощи пальцев. Здесь энергия ци от кончиков пальцев целителя переходит к пациенту и курсирует в обратном направлении.
Осваивать практику работы с энергией ци следует постепенно. Во Вселенной ци находится везде и в избытке. Она доступна всем – независимо от возраста, пола и религиозных убеждений. Направленный поток энергии ци возникает там, где ум работает в определенном направлении. Все люди на уровне кодировки ДНК имеют все необходимое для свободного управления потоком универсальной энергии силы жизни. Однако многие установили блокировки и ограничения на пути свободного потока ци, ментальные и физические заслоны, что ведет к несчастным случаям или болезням.
При определенной тренировке можно ощутить мощный поток энергии ци, проходящий не только через кончики пальцев, но и циркулирующей по всему телу.
Для человека естественно обладать избыточной ци, текущей через организм. Нормальное состояние здорового организма заключается именно в обладании свободным потоком ци. Ощущение ци не связано ни с какой религией, любой человек способен ощутить ее, как бы он ее ни называл. Нет необходимости выполнять трудные упражнения, принимать неудобные позы, искажающие нормальное протекание энергии. Согласно китайскому канону, никогда не следует делать ничего неестественного. Для того чтобы овладеть начальным уровнем манипуляции энергией ци при помощи рук, не требуется многолетнего изучения.
Ощущение ци – естественное состояние здорового организма. Нормальный человек может и должен ощущать энергетические потоки, текущие по его телу, наслаждаться энергией силы жизни.
При недостаточном количестве ци человек испытывает усталость. Болезнь возникает и проявляется на любом уровне функционирования нашего тела – физическом, ментальном, эмоцион альном и духовном. Блокировка энергии ци отрицательно сказывается на работе всего организма. Если научиться использовать ци, передавать, получать и направлять ее при помощи пальцев (например, используя систему рейки), можно сделать гигантский шаг к улучшению качества жизни, восстановлению работоспособности организма.
Слово ци имеет много значений: энергия, воздух, дыхание, жизненная эссенция и так далее. Общее значение ци – творческая космическая энергия.
Ци конденсируется и рассеивается в циклах чередования отрицательной и положительной (инь и ян) энергий, воплощаясь разнообразными способами в различные формы. Ци не может быть ни создана, ни уничтожена. Она лишь трансформируется и вновь появляется в новом состоянии.
Движение звезд и планет, излучение Солнца, работа ума и чувств – все это осуществляется благодаря ци. Она все друг с другом связывает. Ци удерживает все составные части Космоса, тела и атомов от разделения и рассеивания. Когда человеческое тело теряет дыхание жизни, изначальная энергия покидает его и тело начинает разлагаться на составные элементы.
С точки зрения цигун-терапии психическое и физическое здоровье человека зависит от количества и качества ци в теле. Многие болезни и недомогания являются следствием блокировки ци. За счет их устранения и увеличения потока ци мы можем исцелить себя, не прибегая к медикаментозному лечению или хирургическому вмешательству.
Древними даосами разработано множество методов гармонизации ци: акупунктура, акупрессура, траволечение, массажи, дыхательные и медитативные техники, которые не только увеличивают потоки естественной ци и устраняют блокировки, но и помогают телу активнее поглощать энергию ци из внешних источников.
Система шоу-инь является формой «безыгольной» акупунктуры. С помощью цифровых кодов, жестов и дыхательных техник она включает потоки внешней ци, проходящей через космичес кие каналы.
В некоторых древних даосских и буддистских текстах говорится о том, что небожители, посетив землю, передали тайные коды, состоящие из жестов и служащие паролями для активизации энергетических токов. Но небожители предупреждали, что это средство будет наиболее эффективным в будущем. Они указали как раз на то время, когда живем мы, – на начало третьего тысячелетия.
В течение долго го времени эти техники проверялись в буддистских монастырях и даосских школах, являющихся лабораториями внутренней алхимии. Убедившись, что соответствующие положения пальцев эффективно заработали именно в наше время, когда Земля заняла в космическом пространстве наиболее благоприятное положение, даосские и буддистские мастера расширили применение этих техник. Начиная с этого времени их использование не приводит ни к каким побочным эффектам. Положительные результаты достигаются быстро и всеми без исключения людьми.
Благодаря пальцевому цигуну энергетические центры получают дополнительную энергию. А токи космической силы, включенные соответствующими кодами, питают конкретные органы тела, нуждающиеся в этом, и уравновешивают общую энергию тела.

 



















Глава 2. Система рейки

Искусство рейки учит направлять избыточную энергию Вселенной ци через руки, главным образом через энергетические центры (второстепенные чакры), расположенные в ладонях. Переходящая в пальцы энергия фокусируется на небольших участках и, подобно лучу света, воздействует на пораженную область.
Метод работы с энергией ци при помощи рук особенно хорош для снятия напряжения с мускулов, где требуется совсем небольшое физическое давление вместе с направленным потоком ци. Преимущества такого метода просты и очевидны.
Напряженность – это блокировка организма, затрудняющая нормальное протекание жидкостей по телу. Энергия ци и нервные отклики создают здоровое поле для жизни. Например, головные боли часто вызываются напряжением мускулов плеч или шеи, что происходит в результате неоправданно сильного физического напряжения. Простое перенаправление потока ци при помощи пальцев к этим мускулам быстро возвращает кровь и энергетический поток голове. Головные боли могут быть заметно уменьшены или даже полностью излечены подобным самолечением.
Метод рейки не диагностирует заболевание, что является прерогативой других областей медицины. Он лечит при помощи сознательного направления энергетических потоков. Имеются простые и разумные методы определения локализации недомогания, что позволяет перемещать энергию ци в нужную область.
Основной признак неправильной работы тела – боль. Если в организме что-то повреждено, человек испытывает недомогание. Повреждение – это обычно утечка энергии, пробой энергоинформационной матрицы организма, при котором создаются некие энергетические «дыры». Человек не может сознавать, что именно повреждено, пока не начнет исследовать окружающую область. Блокировка в одной области часто влечет за собой поражение тканей в соседних.
Знающий свое тело человек может прекрасно ориентироваться в его географии, определять области возможного поражения и способы их исправления. Первый шаг в этом направлении – изучить активные точки на теле. Обычно это точки, используемые при акупунктурной практике. Они находятся на местах пересечения энергетических меридианов. Но даже если и не знать пока о местах расположения активных точек, можно ориентироваться на болевые ощущения.
Существует несколько простых методов для обнаружения блокировок. Если вы чувствуете напряженность в мускулах, обычно это указывает на наличие блока. Если в какой-либо области на теле чувствуется холод, это, вероятно, свидетельствует о том, что область нуждается в повышенном внимании. Но если в какой-либо области чувствуется тепло, это может указывать на воспаление, инфекц ию или признак того, что тело само пытается заживить пораженное место.
При работе с методом направления энергии ци следует помнить, что производится не диагностика всего организма, а выявление признаков появления блокировок. Важно не забывать, что энергия ци протекает через организм не в результате волевого усилия: она постоянно присутствует в нем. Дело целителя – лишь направить ее потоки. Цель – стремиться к тому, чтобы стать чистым каналом («полым тростником») для протекания энергии заживления.
Иногда целитель имеет сильное эмоциональное влечение к пациенту и понятное желание поскорее вернуть ему здоровье. В этом случае следует проявлять особую осторожность. Опять-таки надо учитывать, что энергия идет не от целителя, а через него. Вместе с тем каждый человек обладает собственным источником ци, который расходуется во время дневного бодрствования и пополняется во время сна. Можно по неосторожности исчерпать внутреннюю энергию, что скажется на самочувствии и здоровье и вызовет лишь страдания. Нужно призвать на помощь всю вашу любовь и желание преисполниться Божественной энергии, чтобы стать чистым каналом для прохождения потока ци Вселенной.
Самая общая блокировка всех четырех уровней организма – напряженность. Почти вся китайская система работы с энергией ци ориентирована на то, чтобы расслабить тело. Расслабление – противоположность напряженности. О том, как расслабиться, писались и пишутся тысячи книги. Однако очевидно, что люди все еще очень мало знают о расслаблении и большинство не умеет расслабляться. Тот, кто умеет правильно расслабляться, далеко продвинулся в искусстве исцеления. Но аптеки всего мира переполнены химическими препаратами, вызывающими искусственное расслабление. Медицина вынуждает расслабляться химически, чтобы потом испытывать еще большие страдания.
Быстро расслаблять свое тело можно научиться при помощи активации энергии в руках. Пальцы очень чувствительны к болезненным областям, что является огромным стимулом к расслаблению. Расслабление должно затрагивать буквально все уровни жизнедеятельности организма.
Совершать ритуал расслабления следует с большой осторожностью, сознательно и подсознательно задействуя при этом все механизмы тела. Идеал расслабления – состояние глубокой медитации, даже во сне человек может ощущать напряжение. Однако если человек сознательно расслабляет все органы своего тела и контролирует их, это приносит большие успехи. Уходят болезни, жизнь постепенно наполняется все большей радостью и счастьем. Через некоторое время такой человек уже способен вселять радость в других, наполнять других кипучей жизненной энергией и даровать ощущение полноты бытия.
Все мы живем в рамках некоей окружающей энергетической среды – внутренней или внешней. И людям свойственно по-своему свою окружающую среду интерпретировать. Если интерпретация согласуется с их внутренними устремлениями, то на энергетическом уровне жизни конфликта не происходит. Но если указанный конфликт все-таки случается, то ни о какой гармонии с окружающим миром говорить не приходится. Требуется серьезное терапевтическое вмешательство извне.
В древние времена, когда целитель ставил диагноз, он давал общие рекомендации относительно того, как следует изменить пациенту свою жизнь, с тем чтобы навсегда победить болезнь. Настоятельно советовалось изменить и отношение к жизни. Через неделю или месяц диагностика проводилась снова, и целитель смотрел, возымели ли его слова какое-нибудь действие. Только после этого целитель приступал непосредственно к ритуалу исцеления, чтобы окончательно избавить пациента от недомогания.
Естественное состояние организма заключается в обладании бесконечным потоком энергии ци. Более того, мудрый целитель способен расширить энергетический поток и при необходимости направить его на других. Естественное состояние предполагает пребывание в г армонии с Вселенной.
Определяют четыре основных принципа координации ума и тела. Они позволяют установить равновесие с окружающим миром и получить избыточный поток ци по всему телу. Вот эти принципы:
● концентрация на энергетически активной точке тела.
Это означает, что нужно координировать ум и тело, постепенно перемещая точку сосредоточения ума вниз к области пупа. Это духовное упражнение известно с глубокой древности;
● полное расслабление.
Полностью расслабьтесь и позвольте внутренней силе самой сконцентрироваться в надлежащем месте. Если вы не знаете, куда следует поместить внутреннюю силу, а она сама тоже не находит себе места, следует практиковаться в искусстве медитации;
● невесомость.
Попробуйте как бы поочередно «приподнимать» разные органы, области своего тела. Ощутите их вес. Тот орган, который вы по каки м-либо причинам мысленно поднять не сможете, несмотря на все старания, вероятно, болен и нуждается в терапевтическом воздействии;
● расширение области циркуляции ци.
Это означает достижение состояния, когда разум становится единым с духом, обретает гармонию с Вселенной, природой, а ваша ци становится единой с ци природы. Это возможно только тогда, когда вы полностью расслаблены и спокойны. Это естественное состояния человеческого существа во Вселенной. Другими словами, ци Вселенной и ваша ци должны циркулировать достаточно свободно, без всякого вмешательства. Четыре основных правила, упомянутых выше, взаимосвязаны. Они не могут быть отделены друг от друга. Если достигнуть совершенства, занимаясь любой из указанных практик, вы постепенно овладеете и остальными тремя. Но если пренебречь каким-либо из принципов, то утрачивается контроль и над остальными тремя.
Многие люди в течение дня испытывают в руках болезненные о щущения вследствие напряжения, усталости, излишней подвижности или, наоборот, неподвижности. Излишняя жестикуляция, так же как неподвижность рук и пальцев, может вызывать застои энергии. Существуют специальные техники, разгоняющие энергетические блокировки в руках и пальцах (типа особых положений рук во время танца тай-цзи).

 

























Глава 3. Основы цигун

Цигун, или китайская йога, схож с западными методами духовного развития в своей направленности на совершенствование материального мира. Он стремится одухотворить тело, превратить его в световой орган. Вместе с тем он родственен индийской йоге, работая с эфирным телом и нади.
Истоки цигун можно найти в самой глубокой древности. Различные авторы интерпретируют эту уникальную технику по-разному. В более узком значении концепция цигун понимается как работа мысли, связанная с универсальной энергией жизни ци. Как и любая прикладная система, направленная на духовное сов ершенствование или на восстановление физических возможностей организма, цигун привлекает на физический план божественную энергию, которая является самой жизнью.
В значительной степени техника цигун задействует пальцы рук. Руки здесь используются с целью психологического усовершенствования человека и его физического исцеления.
Китайская медицина объясняет, что цигун активизирует энергию ци и кровь, согласовывает наполненные и полые органы, повышает истинную ци, успокаивает сердце (центр эмоций, мотиваций и чувств) и дух (шен). В результате происходит очищение меридианов, костей, мускулов и весь организм укрепляется. Все это способствует восстановлению его работоспособности в целом. Улучшается настроение, а так как оно непосредственно связано с менталитетом, то повышается и качество работы мысли. Вегетативная нервная и эндокринная системы также начинают лучше функционировать.
В китайской медицине многие болезни рассматрива ются как внутреннее поражение семи чувств. Иными словами, они связываются с дисбалансом вегетативной нервной системы.
Для успокоения нервной системы, избавления от усталости и лечения болезней используются специальные комбинации пальцев – исцеляющие мудры. При правильном использовании древних китайских жестов целительства ослабевают беспокойство и напряженность, а способность концентрировать внимание повышается, устраняются боли в сердце, понижается высокое кровяное давление.
Китайский классический цигун делится на два больших класса: статический цигун (цзингун) и динамический цигун. Статический цигун использует сидячие, лежащие и стоячие положения.
При пальцевом цигуне можно использовать как статический, так и динамический цигун. Целебные жесты допускается выполнять даже во время движения. Главное требование здесь – концентрация, сосредоточение мысли на выбранной цели и на руках, то есть медитация.
Динамический цигун предусматривает специфические движения позвоночника и конечностей в сочетании с обязательной фокусировкой сознания.
Древние китайские медицинские трактаты утверждают, что мысль – это водитель ци. Куда движется мысль, туда же следует и ци. В каждой больной части тела присутствует блокировка ци. Мысль направляет ци к любому больному месту и «пронзает» его.
Даосская школа цигун рассматривает человека в единстве с природой и космосом. Все упражнения ставят перед собой цель укрепления психосоматического состояния.
В человеческом теле энергия циркулирует по двенадцати главным меридианам, соответствующим двенадцати внутренним органам. Эти меридианы соединяют внешнюю поверхность тела с внутренними органами и верхнюю часть тела с нижней.
Упражнения позволяют достигать желательного эффекта направлением мысли к определенной цели (восстановление пораженного органа), соединен ием движения с мыслью. Поэтому техники, задействующие руки, можно рекомендовать людям любого возраста и с любой формой патологии. Единственное условие – систематичность обучения. Мысль и движение должны стать единым. Практикующему нужно стремиться к обретению ощущения взаимосвязи с Вселенной.
Известный «Даосский Канон» основан на примерах из жизни большого числа людей, достигших здоровой и долгой жизни. Древние даосы были убеждены: когда человеческий организм и дух подчиняются законам Небес и Земли, человек живет вечно.
Методы тайной даосской йоги позволяют использовать самые богатые ресурсы энергии для исцеления организма. Знание этих вдохновляющих духовных принципов отмечено глубиной проникновения в универсальные и земные законы функционирования энергии и материи.
Обладая глубоким знанием механизма потребления и оттока энергии, даосы могли сознательно управлять вибрациями организма и проводить в нем по необходимости со ответствующие исправления.
Для сохранения физического и духовного здоровья важно научиться методам, которые помогут конструктивно использовать тонкие энергии невидимого мира. Даосы считают, что эти методы значительно улучшают качество и увеличивают продолжительность жизни.
Даосы всегда стремились как можно глубже познать собственный организм и изучить механизмы, работающие в нем. По мере обретения такого знания они сравнивали тело с процессами, происходящими во Вселенной и в природе.
Один из основных законов, по которым живет Вселенная, – закон подобия. Он осознавался древними даосами на каждом уровне своего проявления, в каждой ситуации. Древние китайские мудрецы всегда находили точное соответствие между внутренней системой организма и подобной ей системой Вселенной и использовали это соответствие с большим успехом.
Даосы были убеждены, что начало человеческой жизни подобно началу жизни во Вселенно й. Познавший свое тело может постичь и процессы, происходящие в космосе. Законы природы одни и те же как для человека, так и для Вселенной. Один из наиболее эффективных методов использования космической энергии в цигун заключается в работе с энергией при помощи пальцев рук. Этот метод применим к людям любого возраста, он легок в изучении и безопасен в применении.
Многие китайские жесты рук, замыкающие энергетические цепи, схожи с индийскими и тибетскими мудрами, что доказывает их универсальность. Комбинации пальцев основаны на прекрасном знании рук, их связи с мозгом, с энергетическими каналами и первоэлементами, которые, в свою очередь, пребывают в равновесии с определенными системами и органами тела. Это один из наиболее древних методов, чья действенность доказана практически. С его помощью можно регулировать потоки энергии, проходящие через тело. Руки могут использоваться для лечения острых и хронических болезней. Различие – только в продолжительности лечения.< br> Для эффективной работы нужно понять механизмы, которые задействованы в процессе терапии. Этим занимается теоретический цигун, подробно рассматривающий анатомию.

 





















Глава 4. Цифровой цигун

Для передачи и обмена информацией человечество издревле использует различные символы. Например, национальные языки, религиозные каноны (священные писания), воздушные, водные, сухопутные сообщения, телеграфные коды, а также компьютерные языки и так далее.
Цифры также являются одним из таких символов, обладающих информацией определенного значения для самого широкого употребления. С давних времен до наших дней люди постоянно исследуют законы природы и общества при помощи цифр. Здесь можно вспомнить монизм в философии, дихотомию, учение инь-ян в китайской медицине, силлогизм в логике, «Восемь триграмм» в «И-Цзин» («Книге перемен») и так далее.
Цифровой цигун является квинтэссенцией тр адиционной культуры и современной науки. С помощью цифр он позволяет устанавливать информационную связь между организмом и Космосом, а также является эффективным способом стимулирования и регулирования жизнедеятельности тела.
В жизни человека нет такого момента, когда его организм ни обменивался бы информацией и энергией с Космосом. Человеческое тело является приемником и передатчиком сложной, очень эффективной и полезной информации. Основное назначение цигун состоит в том, чтобы раскрыть эти способности. Если человек может без использования различной аппаратуры полностью довериться своему организму, свободно обмениваться информацией с Космосом, то вскоре способность его тела достигнет высшего предела. Как говорится, «человек сливается воедино с небом».
Информация организма представляет собой особый вид электрических импульсов человеческого тела, излучаемых во внешний мир. Шоу-инь берет начало в буддийских монастырях, поэтому его терминология соответствует буддийскому учению. Например: иероглиф Дао многими переводится как «путь», но в философских текстах приобретает другое значение, а именно «Высший принцип», «Абсо лют». Иероглиф Дэ переводится как «Проявление Дао через человека», или «Отражение Дао в человеке». Поэтому известный трактат Лао Цзы «Дао Дэ Цзин» переводится как «Учение о Высшем принципе (Абсолюте) и проявлении его через человека».
Итак, Дэ действует, обладая двойственностью; Великое Дао различает, видя во всем единое.
Действие Дэ здесь можно сравнить с действиями простого человека, который во всем видит двойственность (хорошее и плохое, красивое и уродливое, добро и зло) и может делать выбор между добром и злом. По сути Дао, действуя через человека, обусловливается его умом и принимает его ограничения, его двойственность, и это называют Дэ.
Дао не имеет двойственности и ограничений. Мудрецы, познавшие дао, видят во всем единое божественное. Они уже вышли за пределы ограничений ума, и дао действует через них свободно, не обусловливаясь умом. Абсолют, то есть дао, пронизывает все объекты, все миры и формы, являясь источником всех вещей во Вселенной. Сам из себя он создает все разнообразие вещей, которые мы наблюдаем.
Поэтому тот, кто познал Дао, больше не видит двойственности. Во всех объектах материального мира, а также во всех процессах, действиях и событиях он видит только Абсолют, хотя и различает при этом сами формы. Если человек не видит то единое, из которого состоят все вещи во Вселенной, это есть неведение, которое порождает двойственное отношение к вещам. А это двойственное отношение приводит к чередованию радости и страдания.
Страдание заставляет человека находить путь к истине. Постигнув ее, человек разрушает неведение и видит во всем единое, наслаждаясь при этом высочайшим блаженством единения со всей Вселенной и ее Источником (Дао). Действия такого человека будут лишен ы эгоизма и направлены только на благо всех существ, так как причиной этих действий будет только бескорыстная любовь и сострадание.
Иероглиф Кун переводится как «Пустота», «Ничто», «Абсолютная пустота». Но он имеет также и другие значения: «Ирреальность», «Небеса», «Безатрибутная сущность». Таким образом, значения данного иероглифа очень близки значениям иероглифа Дао. По сути они говорят об одной и той же истине: о «Безатрибутной сущности», об «Абсолюте», о «Высшем принципе», что в других религиях называется Богом.
Смысл жизни человека заключается в том, чтобы познать Это и стать единым с Этим. Именно такое стремление по может преодолеть все трудности и излечить тяжелые недуги, вот почему сказано: «Пребывая в покое, стремись к Высшей реальности (небесам), ни в коем случае не спеши».
Здесь очень важны стремление и искренность. А теперь рассмотрим китайские исцеляющие мудры подробнее.

 













Гла ва 5. Мудры цигун

Мудра «Жизнь»
Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал организма, повышает его жизненные силы и работоспособность, улучшает общее самочувствие, дает бодрость и выносливость, снимает усталость, улучшает зрение, лечит болезни глаз. Подушечки мизинца, безымянного и большого пальца каждой руки соедините вместе, средние и указательные пальцы держите выпрямленными.

Мудра «Морской гребешок»
Морской гребешок символизирует силу, мощь, насыщение энергией. Мудру полезно выполнять при отсутствии аппетита, астении, нарушении пищеварения. Большие пальцы соедините боковыми поверхностями концевых фаланг. Остальные пальцы сплетите между собой таким образом, чтобы их кончики оказались между ладонями.

Мудра «Знание»
Одна из самых важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при меланхолии и депрессии. Улучшает мышление и память, активизирует потенциальные возможности. Эту мудру делают при высоком кровяном давлении, бессоннице, а также излишней сонливости. Указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными.

Мудра «Поднимающая»
Мобилизует защитные силы организма, повышает иммунитет. Ее выполняют при простудных заболеваниях, ангине, воспалении легких, гайморите, кашле, насморке. Соедините ладони, пальцы скрестите между собой. Большой палец одной из рук, окруженный указательным и большим пальцами другой руки, отставлен в сторону. Внимание! Мудру нельзя делать слишком часто – это может вызвать апатию и даже летаргию.

Мудра «Энергия»
Энергетические поля пронизывают всю Вселенную. Сконце нтрированная и направленная энергия способна совершать чудеса созидания и исцеления, снимать боль, выводить яды и шлаки, отравляющие организм человека. Мудра лечит заболевания мочеполовой системы и позвоночника. Соедините вместе подушечки больших, средних и безымянных пальцев каждой руки. Указательные пальцы и мизинцы выпрямите.

Мудра «Земля»
Согласно китайской натурфилософии, Земля – один из первоэлементов, из которых состоит тело человека, стихия, определяющая тип личности и склонность к тем или иным заболеваниям. Мудра помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе.
Безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижмите друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрямите и слегка расставьте.

Мудра «Храм Дракона»
В восточной мифологии Дракон соединяет в себ е пять стихий – Землю, Огонь, Металл, Дерево, Воду – и символизирует силу, мощь, мудрость и долголетие. Мудра оказывает благотворное действие при ишемической болезни сердца, аритмии, дискомфорте в области сердца, способствует покою и концентрации энергии и мысли. Средние пальцы обеих рук согните и прижмите к ладоням. Выпрямите и соедините между собой попарно мизинцы, безымянные, указательные и большие пальцы обеих рук, причем безымянные и указательные пальцы расположите над согнутыми средними пальцами, а большие пальцы отогните наружу. Указательные и безымянные пальцы символически изображают крышу храма, большие пальцы – голову дракона, а мизинцы – его хвост.

Мудра «Стрела Ваджра»
В индийской мифологии Ваджра – громовая стрела, оружие бога Индры – символизирует силу и могущество духа. Очень полезно делать эту мудру при гипертонии, сердечно-сосудистых патологиях, нарушениях кровообращения и кровоснабжения. Боль шие пальцы обеих рук соедините боковыми поверхностями. Указательные пальцы выпрямите и соедините вместе. Остальные пальцы скрестите между собой.

Мудра «Черепаха»
Черепаха – священное животное. По индийской мифологии, она помогла богам добыть из океана священный напиток, дарующий бессмертие. Эту мудру рекомендуется выполнять при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, астении и переутомлении. Пальцы правой и левой руки переплетите, образуя панцирь черепахи. Большие пальцы прижмите концевыми фалангами друг к другу – это голова черепахи. Соединив пальцы, вы замыкаете в единую цепь проходящие по ним меридианы, предотвращая утечку энергии, столь необходимой организму.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...