Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль социализаторов в развитии детей




Мы полагаем, что наиболее важной составляющей, касающейся величины семьи и числадетей, является соотношение детей и тех взрос­лых, которые заботятся о них, развивают и воспитывают. Если вспом­нить исторически недавнее прошлое — XIX век, то можно заметить, что в привилегированных слоях общества (дворянства и высшей арис­тократии) многодетность не мешала высокому уровню образования выходцев из этих семей. Каждый ребенок обогащался интеллектуаль­ным, эмоциональным и, прежде всего, нравственным опытом несколь­ких взрослых из разных слоев населения — родителей и прародите­лей, гувернеров и учителей, дядек (воспитателей) и няни (не считая обслуживания быта — повара, горничных, конюхов, дворников и т. д., а также материального обеспечения трудом крепостных). Так, прове­денный контент-анализ произведения С. Аксакова «Детские годы Баг­рова-внука» показывает, что, хотя в рассматриваемой семье было чет­веро детей (к концу повествования), это не являлось каким-то пре­пятствием для развития главного героя (будущего писателя), так как только на отрезке жизни с 5 до 12 лет в его судьбе принимали участие не менее восьми близких родственников (кроме матери и отца — еще два холостых дяди со стороны матери, бабушка и дедушка по отцу, не­замужняя тетка — сестра отца, дальняя богатая бездетная родственни-


ца — «благодетельница»), а также более пяти близких воспитателей-социализаторов: дядька, постоянно находившийся при мальчике, няня, горничная, два учителя, один из которых на лето приехал гостить в имение. Это не считая гимназических учителей и большого числа об­служивающего в чисто бытовом отношении персонала. Сходная ситу­ация наблюдалась и в отношении его сестры, хотя здесь сказывался «гендерный аспект» — число воспителей-социализаторов было не­сколько меньше. В результате общее число взрослых-опекунов и вос­питателей превышало число детей более чем вчетверо (17 взрослых, занятых только воспитанием и уходом за детьми и 4 детей).

В современной же городской нуклеарной семье число взрослых-«опекунов» также превышает число детей (иногда вчетверо), но уже засчет однодетности. (Кстати, современные семьи бессознательно и пытаются копировать стандарты социализации привилегированных слоев общества с большими затратами «персоналом» на ребенка.)

Если же в семье растут четверо детей, индекс соотношения взрослых и детей едва составляет единицу, при этом энергетическая, фи маисовая, временная нагрузка на взрослых оказывается очень большой.

В последние десятилетия в российских публикациях научного и популярного жанра подчеркиваются негативные аспекты социализа­ции детей в многодетных семьях. К таким моментам относят зан ижен-ную самооценку детей из многодетных семей: так, преимущественно хорошую оценку себе дают 21% девочек и 23% мальчиком и i много­детных семей (свыше 5 детей) по сравнению с31%и32%в контрольной группе. Авторы пишут о том, что дети из многодетных семей болеют немного чаще, чем в контрольной группе, среди них чуть больше пью­щих и иногда пробующих спиртное, при этом делается им иод о повы­шенном риске ухудшения здоровья для детей из семей с несколькими детьми. Отмечаются жилищные и материальные трудности — всего 23% девочек и 28% мальчиков из многодетных семей имеют свою комнату, тогда как в контрольном массиве (1—3-детных семей) чти цифры со­ставляют 31% и 50%, соответственно (Семья в кризисном обществе, 1993).

Авторы делают вывод о том, что подростки из многодетных семей прак­тически не имеют материальных и жилищных преимуществ, связанныхе жизнью в семье этого типа. Правильнее было бы говорить о дискримина­ции семей с несколькими детьми в аспектах: наличия жилья (существо­вание стардартных малокомнатных квартир, рассчитанных на семью с одним ребенком и отменой каких-либо льгот на получение жилья), фи­нансовом (содержание семьи из нескольких человек — с большой ижди-


венческой нагрузкой по существу одним кормильцем-отцом и отменой материальных пособий и льгот), медицинском (в связи с фактическим переходом на платное медицинское обслуживание, так как врачей-спе­циалистов, процедуры приходится оплачивать, а также отсутствию пре­имуществ в очередях для многодетных матерей. При этом не учитывает­ся, что матери пяти детей при прочих равных условиях необходимо тра­тить на получение номерков, ожидание приема в поликлинике в пять раз больше времени, чем матери, родившей одного ребенка).

К факторам, препятствующим развитию (взрослению) X. Ремшмидт наряду с другим (оскорбление взрослыми чувства собственного до­стоинства молодых людей) относит социально-экономические труд­ности, такие как недостаток питания, плохие жилищные условия, бед­ность, расовая дискриминация и целый ряд факторов того же поряд­ка, которые отрицательно влияют на развитие как в детстве, так и в период взросления (Ремшмидт X., 1994; с.166).

В то же время подчеркиваются и положительные стороны социа­лизации в семьях с несколькими детьми:

■ раннее включение в их работу по дому, причем подростки не
считают, что это мешает их учебе или развлечениям (Семья в
кризисном обществе);

■ привязанность между братьями и сестрами;

■ обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру стар­ших братьев (сестер) и заботе о младших (Макаренко А. С, 1980;
Крайг Г., 2002), опыт повседневного общения на равных (в том
числе необходимость делить с другими родительскую любовь),
который невозможно полностью заменить общением в школе
(Ричардсон Р., 1994);

■ воспитание в семейном коллективе (Антонов А. И.);

■ семейная социализация в условиях, более близких (чем суще­ствование единственного ребенка в семье) к дальнейшей взрос­лой жизни с ее необходимостью учитывать интересы других
людей, взаимодействовать на равных, заботиться о слабых.

Заметим, что в отношении детности поведенческие аспекты ре­продуктивного поведения как бы следуют за состоянием сознания об­щества. Если в 1970-е годы в печати подчеркивались позитивные сто­роны рождения нескольких детей как для здоровья матери, так и для воспитания детей, например взаимопомощь, коллективизм и отрица­тельные — в воспитании единственного ребенка, то и трех-четырех-детная семья не была редкостью, а скорее один ребенок воспринимал-


ся с иронией: «Она у вас одна?» В последние тридцать с лишним лет многодетная семья в печати и в научной литературе рассматривается исключительно как отклонение от нормы, безответственность («Если родили, надо думать и о том, как прокормить»); и к настоящему вре­мени становится редкостью уже семья с двумя детьми.

Крайг указывает, что на процесс социального научения в дошколь­ные годы указывают влияние множество семейного факторов: стили родительского поведения, число детей в семье и возрастная разница меж­ду ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дис­циплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального научения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: пол­ная семья или нет; работают ли все члены семьи; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; живет ли семья в роскошном загородном доме или в перенаселенной городской квар­тире (Крайг Г., 2002).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...