Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семантич. Поле. Типы полей.




СП - Большее или меньшее кол-во слов, зн-й, связанных с одним эл-м д-ти. Слова, знач-я кот входят в СП, образуют тематич гр. EG время (час, минута, миг). С т.з. внутр-смысл отношений все слова одного СП должны рассматр-ся, как некая самост лекс сис-ма. З-е слова должно оставаться постоянный для своего поля, а также для кажд др зн-я слова в этой семантич зоне. (доминанта «время» во всех словах группы присутствует). Все, что выше домин з-я – дифференц ч поля. ДЧП обр-ют основу семантич противопоставлений (Карл Хейзе). В рамках тематич групп выделяют несколько типов семант связи: иерархич связь, внутри нее гиппероним (общерод понятие) и гипоним (общевид).

Синонимич поле – мн-во эл-в, кот-м приписывается имя доминанты, з-е дом-ты входит в число эл-в этого мн-ва (страх).

Внутри СП разл-ют 2 вида синонимии: концептуальная С, т.е. различие в смысле небольшое; стилистическая С – отличаются окраской.

Типы полей: антонимич семантич поле; синонимич поле; гипонимич поле; грамматич поле; синтаксич поле; тезаурусное поле.

Компонентный анализ слова.

Осн.идея: зн-е слова – упоряд стр-ра мн-ва элементарн ч-ц. Идея нах-ся в связи с концепицией сем поля. Наличие диф части в поле предполаг-ет сущ-е сис-мы оппозиций, где нах-ся любая пара вход в него слов.Это позволяет выделить диф признак. Сем диф признак принадлежит к плану содержания. Впервые идею выдвинул Ф.де Соссюр, называл такие сем разл-я «значимостью» (мать, отец, родители, дети). Сема – предел значимости сем. признака.

Методику выделения сем и предст-е зн-й слов в семных наборах принято называть компонентным анализом. « сон. Способа выделения сем: дефиниционная (деф признак зн-я слова устанавливается на основе дефиниций (толкований), дающихся в толк. словарях); перефразирование (разновидность внутреяз перевода, при кот целостная стр-ра 1-го типа зам-ся семантически эквивалентной стр-рой др типа. Обычно исп для семант анализа слов, зн-е кот-х не мб дефиниционно EG только, лишь, кроме).

Мотивировка слова. Ее типы

М – сост ч слова, обоснование звук облика слова, его экспонент; указание на мотив, обусловивший выражене данного значения именно данным сочетанием звуков. Бывают слова мотивир (кукушка) и немотивир(орел).

Кажд пр-т обл-ет мн-вом признаком. Главн признак отраж в названии. Мотивир признак бывает: реальный, фактический, формальный, изобразительный, описательный.

Типы М: слова с утраченной М; слова с затемненной М (город); слова с ясной М.

М не стоит путать с концепт зн-ем, т.к. М - способ изобр-я данного значения в слове. В М раскрывается подход человека к данному явл-ю, потому М наз-ют внутренней формой слова. Зн-е, кот слово могло бы иметь в соответствии со своей мотивировкой и словообр-й структурой, почти всегда шире того, что фактически имеется в я-ке.

М имеет тенденцию забываться. Причина утраты: слово вых-т из употр, но из него произведено слово ( «коло»-круг, колесо) ; когда предмет теряет М-ный признак, по которому он был назван («город»);заимствованные слова. Выяснением забытых М-к слова, их происх-е изучает наука этимология. Забвение М наз-ся деэтимологизацией.

40. Фразеология.Устойчивые сочетания с семант сдвигом наз-ют фразеологизмами. Ф-зм – устойч сочет-я слов, хар-мые слитностью, нечлененностью значения, принудит связью со словами и цельностью восприятия в речи. (Шарль Балли и Виноградов)

Типы Ф-мов: идиомы[неделим. соч-я «типун тебе на язык»]; ф-кие сращения [выр-я, все эл-ты которых, взятые отдельно, понятны, но из них не будет складываться ф-м «белая ворона»]; ф-кие единства [ф-мы, сост эл-ты кот, взятые по отдельности, понятны и фр значение единств сущ-ет, как перенос, возникшее на основе прямого зн-я; могут исп-ся, как свобод сочетания слов «дети играют и бирюльки»]; ф-кие сочет-я [ф-мы, сост эл-ты кот-х понятны и совместно выра-ют общее логическое содержание, равное или близкое содержанию отдельных слова «оказывать помощь». Отличаются от единств тем, что не имеют переносн значения, а прям смысл выр-ся не отдельным словом, а сцеплением слов; значение 1-го слова связано со значением другого.].

 

41. Синтаксис –раздел грамм-ки, изуч строй связной речи. Он преследует законы функц-ния отдельной словоформы и правила соедин-я слов в словосоч и пр-ях. Именно в области С возникает момент общения. Мин ед-цей С яв-ся предл-е.  Пр-е – мин коммуникативн ед-ца я-ка, способная передавать соощения. Ед-ца 2-сторонняя, обладающая содержанием и формой. Сод-е мб относительно законченная мысль, эмоция. Пр-е – это не только обобщ указание на какое-то явление, его название, но и сообщение о чем-то, высказывание (ночь).Это выр-ся в кат предикативности (опр соотнесенности) содерж-я с д-тью.

Внешн. Выразителем и показателем П яв-ся связь между подл и сказ. Есть кат коммуникатив-ти (намерения, обстановку высказывания), модальности (отношение сознания человека к сод-му высказ-я). Каждая из кат имеет внутр сторону (зн-е) и внеш (формальности). Границы кат-й теоретич.

Пр-е сост из синтагм – сочетание 2-х членов пр-я, связ тем или иным отношением с неравной направленностью членов, где один член яв-ся опр-м, а др- определяющим. Членами С могут быть слова, морф части слов (водовоз), словосоч (горе от ума).С могут быть внутренними (произв слова «домик»), скрытыми (морозит), внешние, или опр-щие одно другое: «собака ест». Отношения между синтагмами предикативные (время и наклонение) и непредикативные: атрибутивными (черный негр); объективными (ест суп); релятивные (наз-ет признак «красиво поет»).

Типы пр-я по его структуре.

Простые (делятся по кол-ву гл чл пр-я на односост и двусост; 2сост – распр и нераспр. Нераспр имеют одну предикативную синтагму; распр-е – несколько. Односост бывают на базе сказуемого: безличные, неопр-личн; обобщ-личн;императивные. На базе подлежащ – бытийные и экзистенциальные, назывные, указательные, восклицат. По хар-ру отношения бывают утв и отриц. По цели выск – повест, вопрос, восклиц) и сложные (сл-соч, сл-подч. Сл-соч – союзн, бессоюзн).

Типы синтакс связей и формы их выр-я

С.Связь – всякая формально выраженная связь между лек ед-цами, соединившисися друг с другом в речи. 2 типа: сочинит (равноправн) и подчини. Способы выр-я: при помощи слова (морфология) /согласование, управление, их соч-е/; с помощью аранжировки (примыкание, когда смысл связь между словами выр-ся через их позиционную близость. В рус яз. Хар-но для наречий «очень старательный»; порядок слов в пр-и – тенденция к закреплению опр-х мест в предложении); с помощью интонация: вопросит, перечислит конструкций, интонац. Примыкание; с помощью служебных слов; с помощью синтаксич основосложения (плодоносить)

Актуальное членение пр-я. Ср-ва выр-я инф-ы.

Каждое пр-е (иск-я однословные), хар-ся актуальным членением. Суть в том, что оно разл-ет, о чем сообщается, и что сообщается. Актуальн инфа передается линейно-динамической орг-ей пр-я, двумя взаимосвяз частями: тема – то, что служит отправной тоской высказывания, обычно извесно адресату сообщения; и рема – то, что сообщается о теме, яв-ся осн содержанием высказывания. Рему опустить в предложении нельзя. Иногда и тема и рема бывают новыми. В связном повествовании рема предыдущ становится темой сл пр0-я (Мартезиус). Эта посл-ть наз-ся объективным переходом (от неизвестн к изв). Важна интонация, порядок слов. Есть и другие важные ср-ва для передачи инфы: некот лекс эл-ты (местоимения, частицы «я-то не знал»); спец синтаксич конструкции (that`s he who…); артикли (неопр – рема, опр - тема); залоговые трансформации (Ваня любит Машу)

Письмо. Типы письма.

Пиктография – выр-сь при помощи рисунков, знаков. Трудно было выражать абстрактную мысль. [пиктограмма]

Идеография – письм знаки передают значащие ед-цы я-ка непосредственно. Знак – идеограмма. Делится на: логография, морфограммы, фразограммы (выр-ют зн-е через предположения: дорожн знаки), идиограммы - классификаторы (орел).

Фонография [фонограмма] – знаки, отраж. Звуковое содерж речи. Со смыслом связываются косвенно. Делятся: фонемограмма (звук соотв буквам «рука»), силлабограмма (звук соотв отдельному слогу в слове), знаки для сочетания фонем, несоотносимых с деление на слоги (x - икс); знаки для дифф признаков фонем (ь), просодемограмма (передает слов ударение), знаки удвоения.

Буквенное письмо (лат и кирилл).Письмо и сис-ма письма (инвентарь начертат знаков и правила их фнкц-я); возникающие при этом тексты. Знак – граммема. Может меняться. Конкр экземпляр графем – граф.

Графика, алфавит.

Графика – занимается вопросами соотношения букв и знаков. Г – совокупность особых знаков, кот-ми устная речь передается на письме. Правила графики – правила чтения. Правила обозначения. Употр-е букв рег-ся особыми правилами, кот устанавливает орфография.

Алфавит. Фонематич фонография – осн вид письма. Идеальный алфавит должен передавать все звуки. Таких нет. 2 распр алфавита – лат и кирилл. Для пополнения алфавита исп-ся сл способы: буквы снабжались опр-ми знаками; для передачи одного звука исп сочетания неск букв (ch,th). Рус алфавит из 33 букв+ё. Преимущ-ва: ц,ш,к,х – всегда соотв своим звукам. Ч,ж,щ не обл однозначностью. Ж передает несколько фонем (зж, жд,) й – однозначная буква. Гласные – а-я, о-ё, у-ю, ы-и 5 фонем, 10 букв. Ь,ъ исп-ся для тверд и мягк-ти.

47. Орфография.

Употр-е букв рег-ся особыми правилами, кот устанавливает орфография.. О – сис-ма правил, опр-щих единообразие способов речи на письме. Правила О строятся на базе правил графики. Выбор между параллельн возможностями написания осуществ на осн орф принципа:

1. Фонетич (пишем, как слышим)

2. Морфологич (с помощью подбора слов)

3. Грамматич (исп при разграничении класса слов и их форм)

4. Дифференцировочн (исп для разграничения слов-омонимов)

5. Традиционный (беспроверочный, слов слова)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...