Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нейтрализация фонетич проивопост-й




Соц. Явление и функции я-ка

Проблема сущности языка – осн проблема всякой лингв теории. Вопрос «что такое язык?» обусловлен в каждую эпоху общем уровнем развития науки. Язык – осн условие возможности чел бытия; среда, в кот происходит процесс взаимного договаривания собеседников; особая реальность, внутри которой происходит понимание мира; он охватывает все стороны жизнедеят-ти человека. Универсальный способ восприятия мира.

Знаки в я-ке склад-ся в опр систему взглядов, усваиваемую всеми носителями языка, у каждого народа он обладает нац. спецификой. Язык-детище человека и общ-ва, в то же время яв-ся самопорождающимся и самонастраивающимся механизмом.

Ф-и я-ка: коммуникативная, мыслеформирующая. Ф-и комбинируются.

 

 

3. Разграничение понятий между я-м и речью выявлено Ф.де Соссюром. До него к вопросу обращались другие лингвисты (Щерба).

Речь - акты говорения, понимания, текст, высказывания.

Р.Д. – совокупность психо-физических работ, осуществл говорящим для произведения речи. Сосотоит из говорения и понимания. Результат – текст.

Реч. Акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и параллельн протекающий процесс слух восприятия; понимание.

Р.А. есть проявление реч. Деят-ти, в ее процессе создается тект.

Язык – инвентарь единиц (грамматика), в предложении используются лишь несколько единиц языка.

 

Уровни языка

Восходит к вопросу о я-ке как системе (Ф.де Сассюр)-> т.системы Людвига Карла фон Бертоланфи. В РФ т.я. разраб Щур. Сейчас вопросом занимается Солнцев . До сих пор не ясно, яв-ся ли я-к сис-мой. Система- любой сложный объект. Структура – одно из ее сво-в.

Солнцев рассматр. сис-му, как единый объект, сост из эл-в, нах-ся во взаимн отношениях. Важнейшим свойством системы языка яв-ся его неоднородность;способность комбинироваться. Солнцев считал, в языке не одна сис-ма. Они организованы на основе неодинаковых комбинаторных схем.

Элементарная логика позволяет рассматривать я-к, как совокупность уровней: фонетический (фонема, фон), морфологический (морфема, морф), лексический (лексема, лекс), синтаксический (предложение).

 

Единицы яз.уровней, их ф-и.

фонетический (фонема - неделимая предельная единица; строймат слов, смыслоразличит ф-я; фон – отдельный экземпляр фонем)

морфологический (морфема – ассоциативная, словообразоват-я, формообразующая ф-я, морф – конкретная морфема, исп в речи),

лексический (лексема – называющая ф-я, указательная, лекс – в речи),

синтаксический (предложение – коммуникативная, передача инфы).

Между сис-мой и ее составляющими сложные отношения. Эл-т я-ка в системе не равен эл-ту, взятому из нее изолированно. В сис-ме каждый эл-т в дополн-е к своим сво-вам получает еще и значимость. Из этого складывается содержание эл-та. EG слово приобретает падеж и т.д.

2 вида отношений: парадигматические – принадлежат сис-ме я-ка; синтагматические – принадлежат реч. деят-ти.

Парадигм. – отношения взаимно противопоставленные между единицами одного уровня, связанные по смыслу. Парадигм. Ряды. Ф. де Соссюр называл такие отношения ассоциативными, их разрабат.

Синтагматич. – каждая ед-ца я-ка, участвуя в процессе образования речи, вступает в отношения с др ед-цами я-ка, при этом обнаруживаются ее сочетательные возможности.

6. Фонетика – наука о звуковом материале я-ка, использовании этого мат-ла в значении единиц я-ка и речи. А также ист.изменениях в этом мат-ле и его исп-и.

При изложении различн. Эл-в в фонетике прих-ся пользоваться спец.видом письма – транскрипцией.

Звуки и звук ед-цы изучаются в фонетике с 3 т.з.:

Физиологические признаки звуков – аккустич аспект изуч звуков речи

Работа, кот произв человек при восприятии или призношении – биологич аспект

Использование звуков в я-ке, их роль в обеспечении фукционир я-ка, как ср-ва общ-я; функциональный аспект.

Фонология – установление сос-ва фонем; способы их реализации в реч. потоке, особенности сочетания фонем в я-ке, ф-и фонем и их особенности.

 

 

Фонетика. Аспекты

Аккустич. Аспект. – звуки отл. Долготой и краткостью, силой, глухостью, высотой тона, тембром. Деление на гласн и на согл обусловено наличием тонов и шумов. Для изучения исп высокочастотные приборы, электро-аккустич методы, дающие возможность разделить звук на фоны. Есть графики звука – форманты, указывают на концентрацию частот.

Биологич аспект. 2 вида изучения звуков речи: произносительный, перцептивный. Произнос. – изучение совокупности работ произносит аппарата, органов дыхания, нерв сис-мы и т.д. Перцептивн. – занимается изучением восприятия звука органами слуха.

Произносит.органы делятся на 2 группы – активны (губы, язык) и пассивные (небо, зубы)

Гласные, согласные – как разделяются.

Функциональный аспект (собственно-лингвистиечский) – занимается изучением функций фонемы.

Функции фонемы

Фонема – неделимая частица я-ка.

Смысло-различит ф-я. Прослеживается в различии слов лишь одним фонетич. явлением – том, дом. Т.н. Минимальные пары, удобные для изучения фонем. Если пары подобрать можно, значит, это самост фонемы. Замена одной единицы приводит к смене смысла.

Фонема в разн словах может варьироваться. Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши)

Варьирование, дистрибуция фонемы.

Фонема в разн словах может варьироваться (аллофоны). Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши) Варьирование фонем специфично для каждого языка.

Дистрибуция фонем – сопокупность всех тех позиций, окружений, в кот языков эл-т встречается в данном я-ке, противоположность всем тем позициям и окружениям, в кот данный звук встречаться не может.

Обозн вар-ты 1-й фонемы нах-ся между собой в отношениях непересекающейся дистрибуции. Обратный случай – факультативн вар-ты.

Обязат вар-ты фонем распад-ся на 2 категории – основные и специфические. Осн категорией яв-ся те звуки, кот выступают либо в изолированной позиции либо в наименьш зависим-ти от окружающих звуков. Все остальные – специфические.

Чередование фонем

Фонемное (живое, аллофонное) – чередование парных звуков, происходящее при лабиализации, назализации, палатализации, ассимиляции. Наблюдается в корнях слов, суффиксах, приставках в основном. (косить-косьба)

Примеры фонетич. чередования фонем принято считать вариантами одной фонемы, потому на письме они не отражаются.

Историческое (непредсказуемое) – связано с изменением форм слов, унасл. От прошлого я-ка. С т.з. совр я-ка объяснить ист чередование фонем невозможно. Фонемы, кот участвуют в ист чередовании, представляют собой разные фонемы, в отличие от фонемного черед-я.

EG черезование з и ж: морозишь-мороженное.

Нейтрализация фонетич проивопост-й

Наблюдаемое в тех или иных условиях неиспользование того или иного противопоставления. При нейтрализации в фонетике речь идет о слабых и сильных позициях фонем.

В рус яз большую роль в противопоставлении согласных фонем играют их звонкость и незвонкость, которые прибавляются не по всех позициях: на конце слова, перед гласными, перед сонантами, перед звуками «в» и «вь».

Сильные позиции фонем – позиции, в кот. Противопост-е возмодно. В слабых - невозможно. Если фонема стоит перед шумным согласн. В понце слова. В слабых позициях против-е звонкий – незвонкий не может быть исп, т.к. при произнесении выбирается автоматически (сбуря - здоров).

Сигнификативно-слабые позиции согл фонем: звонкие-глухие (на конце слова, перед глухими шумными, перед звонкими шумными) твердые-мягкие (перед мягкими зубными шумными: барабан-барабанщик, жена-женщина), свистящие фонемы (перед шипящими ш, щ, ж, ч) шить-сшить, жечь-сжечь.

Грамматика. Ее разделы

Г-наука, изуч то общее, что лежит в основе значения слов, изменения слов и их сочетаний в предложении.

Разделы: морфология, синтаксис. Разделение весьма условно, т.к. единица я-ка раскрывается по двум разделам цельно.

Морфология. В ее сос-ве выделяется обл-ть, связ в обр-ем слов – дериватология. Занимается образован-е новых слов, а морфология – формой слов. Суть грамматики – выявить смысловые различия, стоящие за грамм.правилами, выявить грамм значения и категории.

14. Грам значение –абстрактное понятие, сопутствующее лексическому значению слова, органически срастаясь с ним, и определяющее его место и роль в грам.структуре предложения.

Проблема грамм семантики важная. Любое слово имее 2 значения:

Лексическое – смысл слова, может носить конкретный характер.

Грамматическое – грамм категория слова. Носит абстрактный хар-р. В отличие от лекс знач-я, кот наз-ся в речи прям, грамм зн выр-ся попутно. В создании целостного значения слова (предл-я) грамм зн-я играют существ роль.

 

15. Грам категория – наиболее абстрактное понятие, яв-ся обобщением целого ряда соотносимых меж собой и сопоставл-х друг другу грамм значений.

Классификации гр знач-й:

по кол-ву граммем (абстр единицы я-ка, одно из грамм категорий (род, падеж);

по способам формального выр-я: простой (для синт я-ков «я есть – я буду»); сложный (для аналитич I am – I`ll be)

По хар-ру выражаемых значений (по ст абстракизации): 1. Объективные(наблюдаемые в действит-ти: «один или несколько предметов» (число); 2. Объективно-субьективные (отношения между участниками ситуации, их положением и самой ситуацией – я, он, она (лицо); 3. Формальные (не отражают каких-л значений в д-ти: грамм род у сущ, у кот род не связан с полом – «стол»)

Грани между всеми грамм категориями весьма размыты. Граммемы большинства категорий многозначны.

Понятие о морфеме (М)

Мат.формой для выр-я грамм зн-я слова яв-ся совокуп-ть М-м. Понятие выведено Бодуэном де Кортуне. Нечно объед понятия корня, суффикса, приставки и окончания.

М – минимальн значащая часть слова, кот линейно выделяется в виде некот звукового сегмента. Он также первым предложил идею о нулевых М-х.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...