Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цивилизация и исторический тип образовательной системы




Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят: культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби), смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер), взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер), логику эстетического развития (Бродель).

Образовательная система гуманитарного образования в своем становлении прошла определенные этапы, началом каждого из них стали новые Вызовы и творческие Ответы на них. Удачные Ответы рождали«локальные образова­тельные цивилизации гуманитарного образования», обладающие при сохранении общих принципиальных положений (концептуальных идей) собственным не­повторимым содержанием (теориями, антропопрактиками, образовательными институтами). Име­нами наиболее ярких представителей гуманитарного образования, живших при­мерно в одно время, мы называем последовательно сменяющиеся локальные образовательные цивилизации гуманитарного образования. Это «локальная циви­лизация» Сократа–Аристотеля, которая возникла как Ответ на Вызовы антич­ного общества, «локальная цивилизация» Коменского–Дистервега, возникшая как Ответ на Вызовы индустриального общества, «локальная цивилизация» Эльконина–Давыдова, возникшая как Ответ на Вызовы постиндустриального общества.

Для формирования людей с гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но это не достаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающих необходимым для этого образованием. Только в русской традиции это не столько социальная функция, сколько качество.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...