Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура психики человека.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
36 Структура психологии как науки.
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями науки и практики, составляющими комплекс развивающихся психологических наук. Этот комплекс по различным критериям можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные психологические науки. Общая психология носит фундаментальный характер, изучает общие фундаментальные свойства, качества и состояния, характеризующие психику в целом, формулирует некоторые универсальные принципы, основные понятия, которыми руководствуются и которые используются во всех прикладных и специальных психологических дисциплинах. Психику человека и животных в конкретных сферах изучают специальные отрасли психологии. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процессы развития. В подотрасли этой психологии - возрастной психологии - данные различия представляются по возрастам. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим при переходе от одного возраста к другому (кризисы, смена ведущей деятельности и т. д.). Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни. В данной отрасли психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека. Подотраслью сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая особенности психики животных. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от человека. Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения. Социальная психология исследует психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Психология аномального развития (патопсихология) изучает многообразные отклонения в развитии психики. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. Психология торговли рассматривает психологические особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов. Юридическая психология исследует психологические особенности ведения уголовного процесса. Военная психология изучает поведение человека в условиях военных действий, психологические стороны взаимодействия командиров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой. Психология спорта выявляет психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности, мобилизационную готовность спортсменов. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования и развития трудовых навыков.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |