Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность понятия «способности», виды способностей




 Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или

иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении

деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по

сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса

его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к

психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности

отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять

деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается

неспособность к данному виду деятельности.

Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям

деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие

свойства. Опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая

природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе

деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и,

наконец, высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного творческого воображения.

Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится

обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек,

находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение

усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному

образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант»

и «гений».

Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации.

Различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств

личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в

овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая

помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области

деятельности.

 

Виды способностейСуществуют разные классификации способностей.

По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:

1) природные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на

общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

теоретические и практические,

учебные и творческие,

предметные и межличностные.

Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.

Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...