Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Журналистские явления. Истоки журналистики.




Журналистика

 

Журналистика — и творчесвто и ремесло + талант.

 

Журналист Аграновский выделял две способности для журналиста: он должен уметь удивляться (детская непосредственность) и должен постоянно находиться в рабочем состоянии.

 

Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и переодическому распростарнению актуальной и соц. Информации (через печать, телевидение, кино и т.п.)

 

Журналистика — это система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции теле-радио компании, информационные агенства, производственно-техническая база.

 

Журналистика — произведения, из которых составляется продукция журналистской деятельности.

 

Журналистика — область научного знания и образования.

 

Качества журналиста: компетентность, определенный стиль письма, коммуникабельность, интелектуальность, эрудированность, наблюдательность, индивидуальность.

 

Информация

 

Информация — это понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, а может и между животными от организма к организму.

 

Соц.информация — возникла в результате мира, созданного людьми.

 

Журналистская информация: экономическая, информационная, духовно-информационная, торговая, научная и т. д.

 

Требования к соц.информации:

1. документализм (опора на факты)

2. оперативность

3. краткость

4. аналитичность

5. регулярность

 

Под массовой информацией понимается предназначенное для неогрниченного клуба лиц печатные, аудио, аудио-визуальные и дургие сообщения и материалы.

 

Под средставми массовой информации (из закона о СМИ) понимается переодическое печатное издание радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма переодического распространения массовой информации.

 

Журналистика как система:

 

 

 

 



Заголовки

 

Правила составления заголовков:

- обеспечивают 50% успеха

- должен быть коротким

 

Функции заголовков:

1. информативная (рассказать о чем статья)

2. контактная (побудить читателя прочитать эту статью)

 

По форме заголовки делятся на:

1. Номенативные (2 слова: сущ.+сущ., сущ+прил. Это оценка новости, сопровождается изложением сути)

2. Предикативные (полное предлжение, может сопровождаться подзаголовком, может и нет)

3. Заголовочный комплекс (название рубрики+заголовок, может быть еще и подзаголовок)

 

Требования («Заголовок должен быть...»):

- явным высказыванием

- заключающем в себе основную мысль/идею текста

- не протеворечищем содержанию материала

- корректным, понятным

- возбуждающим интерес читателя

- грамотным, срким, эмоциональным

Taste - вкус
A
ttractiveness - привлекательность
K
clarity - ясность
T
ruth — правда

плохие заголовки:

- «нулевые» (например, «шашечки к бою» - непонятные крылатые фразы)

- «двойные» (2 аспекта темы, длинный и непонятный по содержанию заголовок)

- «комментарийные» (невсегда неудачные. Такие заголовки, по большей части, относятся к информационноой статье, читатели считают, что им навязывают свое мнение)

 +избегать терминов сложных, непонятных словх, чрезмерное использование цитат, использование сложных синтаксических конструкций.

Слово «заголовок», вообще означает часть в русских санях, то, что перед санями.

Виды заголовков:

1. заголовки-новости («В России появится ипотека», «Новости ЖКХ»)

2. зхаголовки, включающие в себя названия фирм

3. заголовки обозначающие проблемы и их решения

4. заголовки, что содержат конкретное предложение («Уход за малышом. Советы педиатра»)

5. Юморные

6. заголовок-интрига («шашечки к бою», «автомобиль-призрак» и др.)

7. заголовки с использованием игры слов («Подвижная недвижимость»)

8. Заголовок, разделенный на две части: хорошее+плохое («Как избавиться от мигрени(плохое), не прибегая к таблеткам (хорошее)»)




Функции журналистики

Прохоров выделяет:

1. Коммуникативная (это функция общения, налаживания контакта, Прохоров называет ее исходной, основной. Связана со знаниями человека об окружающем мире. Считается, что СМИ хорошо выполняет эту функцию, если налажен диалог с аудиторией, если СМИ предоставляет всем равноправные позиции. Главная составляющая коммуникативной функции — информативная (информационная) функция, включающая в себя сбор сведений о фактах, событиях, общественно-значимых сведениях, которые имеют существвенное значение для аудитории. СМИ обязаны передавать обществу не только решения властей, но и доводить мнение общественности до власти. У нас в стране эта функция развита слабо. Коммуникативная функция — интегрирующая. Информация должна быть актуальной, полной, объективной, разнообразной, по видам, темам, авторам, позициям, она должна быть структурированной. Лидерство телевидения привело к тому, что во всем мире, включая Россию, появился определнный тип информации - «инфотэймонт» (поверхностная подача информации, она оперативна, доступна, можно совмещать с отдыхом, досугом, домашними, хоз.делами). Кроме информационной функции, в коммуникативную входит функция критики и контроля над деятельностью властей.

2. Непосредственно-организаторская. Наиболее наглядно проявляется роль журналистики, как 4ой власти. Например, в свое время, журнал «огонек» много приложил усилий, чтобы было создано такое движение, как «Антиспид», что в последствие и было сделано, как раз-таки благодаря СМИ. Функция характерная для газет и журналистики, сейчас эту функции все все больше перетягивает Интернет.

3. Идеологическая (термин идеологиявозник в начале XIX века). Реализуется через формирование у аудитории отношения к передаваемой информации на основе ее соответствия в ценностной системе обещния. 3 идеологических направления: социализм, либерализм, консерватизм. Главная ценность социализма — равенство, коллективизм, либерализма — свобода от различных предрассудков, терпимость, демократия, консерватизм — стабильность, порядок, минимум изменений. В рамках идеологической функции легко манипулировать человеком.

4. Культурно-образовательная функция (Используя каналы СМИ, журналист может распространять глубочайшие знания, значительно поднимает культурный уровень читательской аудитории)

5. Рекламно-справочная (удовлетворение унитарных(потребительских) запросов)

6. Рекреативная (Функция развлечения. Придумана для отдыха, для интересного провидения досуга)

7. Латентная (уже не по Прохорову. Это скрытые функции, непредсказуемые результаты, действия социального института. Часто неожиданные для самих субъектов действий.

Функции: Преодоления одиночества (замещения меж личностного общения, визуальным), Формирование драйв мышления (постоянно направлено на получения удовольствия), Воспитание пассивности и социальной инертности (нагнетание страха) ) .

 

Дожурналистские явления

...можно поделить на устные и письменные.

Устные: общение, риторика, информирование через глашатые, гонцов, послов и т.д.

Пиьменные: культовое общение, надписи на могилах, рукописные книги, рукописные газеты древности.

 

Ораторское искусство зародилось в 5 в.д.н.э.. Введение, основная часть и заключение — части орасторского выступления.

 

Аристотель разделил речи на три вида:

1. Совещательные (политические)

2. судебные

3. торжественные

 

Логограф — учитель ораторских приемов. Крупнейший теоритик и логограф — Горгий, отец риторики.

Горгиевы фигуры в речи: антитеза, равночленность (речь разделена на части, абзацы), созвучие окончаний (схожесть с рифмой). Серьезные доводы он опровергал шуткой, шутки — серьезными высказываниями.

 

Лисий — оратор, произнес первую речь в 55 лет.

 

Искорат — был первым публицистом, никогда не выступал сам из-за своего слабого голоса, свои речи записывал, использовал жанры: эссе, письмо, статья. Создал шоклу красноречия. Первый в мире университет (что-то там что-то там) не поняла, что у Марынки написано)))

 

Депосфен — отец умер, когда ему было 7 лет. Первое выступление закончилось печально, как и второе, он учился ораторству самостоятельно. Защищая демократию, был антимонархистом. Прославился после его работы «Филлипион»

 

Цицерон — величайший оратор, прославился своей речью против Гая Варреса. Пик карьеры пришелся на 63 год д.н.э. , когда его избрали консулом.

4 речи против Катилины. Использовал приемы: преувеличение, риторические вопросы, предсказания Богов, раздувание фактов. В конце жизни написал несколько речей против Марка Антония, за что его зарезали, оторвали конечности и выставили на всеобщее обозрение.

 

Римское красноречие утилитарно, по сравнению с греческим. В Риме получило развитие и письмо. Когда Цезарь взялся за централизацию Рима, появилась потребность в газетах. Появилась первая газета в Риме в 59 веке д.н.э., и представляла собой что-то вроде современной афиши: белая доска, покрытая гипсом и на ней писалась информация. Существовали копии, а оригинал потом сдавали в архив.

 

«Ежедневные протоколы Сената и римского народа» - название первой газеты.

 

В италии развитию газет помешала инквизиция, папы запретили и профессию журналиста.

 

Прославилась рукописная газета Фугеров, имевших отдедения банков по всему миру. Фугеры заботились о правдивости информации и своей репутации. Кроме рукописных газет, в информационном потоке 16 –17 вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «реляции» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3)большой акцент делался на иллюстративный ряд. «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего 17 столетия.

 

Типы журналистики

 

Исторические типы журналистики — устойчивые образования силами массовой коммуникации, сложившиеся под влиянием соц.организации и общественных интересов, культурно-образовательных и технико-экономических факторов.

1. феодально-монархическая

2. религиозно-клерикальная

3. социалистическая

4. обще-гуманистическая

5. буржуазная

 

Журналистские явления. Истоки журналистики.

1. Письменные (культовое общение, надписи на могилах, рукописные книги, рукописные газеты древности)

2. Устные (общение, ритуалы, риторика, информирование через глошатых, гонцов и посланников)

 

Ораторское искусство зародилось в 5 веке

- Введение

- Основная часть

- Заключение

 

Аристотель разделил ораторство:

 

1. Совещательные (политические)

2. Судебные

3. Торжественные

 

Логограф – учитель ораторских приёмов.

 

Тип судебной речи, одинаков:

1)Какой хороший человек

2)Суть дела, док-во

3) Заключение

 

Оратор, теоретик: Горгий. Отец риторики.

Горгиевы фигуры:

4. Антитеза (сравнение против-й)

5. Равночленость (речь разделялась на части, должны быть одинаковы)

6. Созвучие окончаний (рифма)

Серьёзно доводы опровергаешь шуткой, а на шутливые отвечай серьёзно. (Горгий)

Лисий (судебная)

Первая речь – 55 лет (лично)

Исократ (торжественное) не выступал устно, публицист. Письменное красноречие. Эссе, письмо, статья.

Создал школу красноречия, прообраз ВУЗа.

Демосфен – оратор. Демократ. Написал (Филиппике)

Иссей – адвокат

Римское красноречие было элитарно (Цицирон), он прославился, после речей против Гая Веросса. Речи против Кателины (4). Использовал: преувеличение, раздувание фактов, риторический вопросы, предсказания Богов. В конце жизни написал речи, против Марка-Антония. Цицирона зарезали, ноги, руки отрезали, за речь против М-А.

Появление римской газеты, эпохи Цезаря. 59 г до н.э.

Похожа на афишу. Белая доска, покрытая гипсом, на ней писали, всё что писали нужным. Есть копии. Первая газета – «Ежедневные протоколы сената и римского народа».

- Акто синатус (на здании форума, о выступлениях в сенате, кач-ая пресса)

- Акта диурно попули романи (на площадях, базарах, для простых людей, массовая газета, лаконичная, простая инфо, дюрнолисты)

Вт др. Риме в газетах были прогнозы погоды, предсказания, описание прошедших атмосферных явлений.

Появление в Италии.

Тиберий, запретил акто сенатус, в 15 веке. Стало первый в мире периодическое издание, цензура.

Акто-романи, выходила в течение многих лет.

Издавали газеты – почмейстеры.

Венеция – крупнейший торговый город в Европе. В 15 веке магистрат Венеции стал собирать и публиковать большое кол-во известий. Они рассылались послам. Это листы сложенные вдвое и заполнены от руки с 4-х сторон. Разная инфа, события Италии, новостные блоки. Аввизи-газеты. 1566г. Венецианская газета. Еженедельны, цех собирателей новостей (аввизатори). В 16 в. Среди менял и ювелиров было бюро, где люди освещали, что происходит в мире, чаще всего торговая инфа. Появление профессии совр. Журналиста.

Инквизиция, проявилась в Испании. Папы запретили создание газет, журналистов. Появление газет в Германии. Появление почты, на рубеже 15-16 веков Франц Фонтаксис – немец. Таксистская почта или такси.

Фугеры (банкирский дом) создавали свою газету. Монархи всего мира занимали у них бабло.

С 1568-1605 печатались газеты. Кроме рукописных газет, в 16-17 в. имели хождение рукописные листки, брошюры, листы.

Отличие от газет:

- Посвящались только одному событию.

- Не были периодичными

- Акцент делался на иллюстрации.

Возрождение в колониях Австралии, США.

 

Типы журналистики:

 

1. Феодально-монархический

2. Релегиозно-клерекальная

3. Буржуазная

4. Социалистическая

5. Обще-гуманистическое

Феодально монархическая печать. Стала складывать после возникновения первых газет. Она заключалась в том что монарх является посланником Бога на Земле и поэтому он отец для своего народа, все его действия направлены на благо этого народа. Любое осуждение, критика, считалась противоправной. Система печати строилась путём учреждения официальных правительственных органов.

Существовал запрет на обсуждение тем, запрет на прессу. Первые правительственные газеты появились во Франции. В 1611 году. Жан Решар получил королевский патент и стал выпускать политический и литературный ежегодник, который назывался «Французский Меркурий»

Учредил «Ла газет» 1631, еженедельное издание. Отдал в руки ставленника, медика Теофраст Ренодо. Первый правительственный официоз в Европе, под контролем королевской власти, «Ля газет де Франс» до 1944.

В России, были «Ведомости», создал Пётр 1. До 1905г. Появилась монаршей воле. Обязательная черта, ориентация на идеологию, помещены отчёты о церемониях, о происшествиях.

Насыщена пресса, пропагандистками приёмы, часто носит назидательный характер. Часто становится консервативной, пишет одно и то же.

Религиозно-клерикальная

Возникла в феодальном строе. В эпоху феодализма, выступала как проповедник, основанное не религиозном мировоззрении. Союзница первой прессы. Оградить от чуждых влияний, защитить свои доктрины от непоследовательностей. Первые цензурные запреты были введены именно церковью. Первый индекс запрещённых книг в 1559. Согласно этому индексу преследовались не только авторы и издатели, но и люди хранившие книги дома, диапазон был резко ограничен. Мало людей были грамотными. Религия влияла на все сферы общественной жизни. Политическая концепция клерикализма. Церковь через своих служителей, должна играть главную роль в политическом управлении. После введение феодального строя, две первые прессы, не прекратили а вписались. Пример даёт Ватикан, мировая столица католической веры, сохранился абсолютизм, нет парламента. Ежедневная газеты римский обозреватель, радио Ватикан, информационное агентство. В России до 17 года, пресса церковная, на ряду с обычной, имела гос-ый статус. Они дополняли друг друга.

 

Авторитарная журналистика

 

Черты авторитарной журналистики:

1. Оформилась в 16-17 вв, широко практикуется в настоящее время.

2. Возникла из философии, абсолютной власти монарха или его правительства. Или того и другого.

3. Главная цель проводить политику гос-ва и служить ему.

4. Печать, имеют права использовать те, кто получил, патент лицензию или другое разрешение.

5. Печать контролируется при помощи цензуры.

6. Запрещена критика политического управления и лиц находящихся у власти.

7. Печать находится в руках частных лиц и гос-ва.

8. Отличается от других концепция жур-и, тем, что рассматривает печать, как инструмент осуществления правительственной политике.

 

Яркий пример, фашистская журналистика.

Буржуазная журналистика

Она возникла на волне антифеодальной борьбы, в 15-16 вв. Имела с самого начала ярко-выраженный коммерческий характер и тесно связана с банковским и промышленным капиталом. Она вела борьбу с монархией, за политическое и экономическое освобождение третьего сословия, под лозунгами свободы, равенства и братства. Именно тогда была провозглашена свобода печати. Две фазы:

1.Раннее (пресса носила буржуазно-демократический характер, выступала против монархов).

2.Зрелости (она утрачивает принципиальные оппозицию власти, наполняется фактами, становится местом выгодного размещения капитала, главное получение материальной прибыли)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 801.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...