Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИЯ.




1. Гигиена и санитария. Цель, задачи.

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разраба­тывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприя­тия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека (по академику Рязанову).

Цельгигиены состоит в предотвращении заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, создании оптимальных условий для жизнедеятель­ности человека методами профилактики.

Основные задачи гигиены:

1. Изучение факторов окружающей среды (природных, антропоген­ных, социальных) с точки зрения их воздействия на здоровье

2. Изучение изменений здоровья людей под воздействием факторов внешней среды

3. Изучение взаимосвязей и взаимодействий в системе «окружающая среда - человек»

4. Прогнозирование изменений санитарной ситуации и здоровья на­селения в связи с действием окружающих внешних факторов

5. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий для устранения или ограничения действия неблаго­приятных факторов и максимального использования факторов, положительно действующих на здоровье

Разделы гигиены:

1.Общая гигиена

2. Социальная гигиена

3. Коммунальная гигиена (гигиена окружающей среды)

4. Гигиена труда

5. Радиационная гигиена

6. Гигиена детей и подростков

7. Санитарная или профилактическая токсикология

8. Санитарная микробиология

9. Эпидемиология

Санитария - практическое приложение тех рекомендаций, которые разрабатываются гигиенической наукой. Если гигиена это наука о сохра­нении и укреплении здоровья, то санитария - практическая деятельность, благодаря которой осуществляются мероприятия, предложенные гигиени­ческой наукой.

Необходимый уровень санитарии обеспечивается государственным органами. Контроль за проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба. Ос­новными ее структурными подразделениями являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Профилактика. Определение. Основные виды и принципы.

Профилактика- комплекс государственных, общественных, меди­цинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья людей.

Профилактика может быть первичной и вторичной, общественной и личной.

Первичная профилактика направлена на ликвидацию причин, от­рицательно действующих на здоровье и стимуляцию факторов, способст­вующих его улучшению. Проводится государственными органами.

Вторичная профилактиканаправлена на раннее выявление забо­леваний, проведение лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий. Проводится медицинскими органами.

Индивидуальная профилактика включает меры по предупрежде­нию болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществля­ет сам человек. Практически она сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питье­вому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физкультурой и др.

Общественная профилактика представляет систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и меди­цинских мероприятий, планомерно проводимых государственными инсти­тутами и общественными организации с целью обеспечения всесторонне­го развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье.

3. Окружающая среда. Определение, элементы, свойства. Подходы к оценке влияния окружающей среды на здоровье населения.

Окружающая среда представляет собой все то, что нас окружает и прямо или косвенно воздействует на здоровье человека. В узком смысле окружающая среда - это совокупность среды обитания и производствен­ной среды (по Сидоренко).

Окружающая среда делится на элементы:

1. Природные

2. Социальные (труд, быт, социально-экономические условия и др.)

Окружающая среда также разделяется на

1. Природно-измененную

2. Антропогенно-измененную

3. Искусственную

Доля влияния на здоровье разнообразных факторов различна: образ жизни - 50-60 %, изменение внешних факторов - 20 %, генетические факторы - 10 %, уровень медицинского обслуживания - 5-10 %.

Методы гигиенических исследованийвключают следующие основные группы:

1. Методы гигиенического обследования

2. Эпидемиологические методы

3. Методы гигиенического эксперимента

4. Методы гигиенической экспертизы

Методы гигиенического обследованиявключают:

1. Санитарное описание

2. Инструментально-лабораторное углубленное обследование

Эпидемиологические методыиспользуются для оценки здоровья на­селения, выявления инфекционных и неинфекционных заболеваний, при­чин, способов и путей воздействия тех или иных факторов на здоровье населения.

Эпидемиологические методы включают в себя:

1. Санитарно-статистическое изучение здоровья населения

2. Медико-географические методики

3. Гроссекциальные исследования (использование контрастных групп)

4. Методы когортных исследований (люди вбираются по одному призна­ку)

5. Метод копи-пар (каждому человеку подбирается пара)

По характеру исследований методы делятся на:

1. Поперечные - исследования в данный момент времени или за опреде­ленный отрезок времени.

2. Продольные - изучение динамики за длительный период времени.

К методам гигиенического экспериментаотносятся:

1. Натурный гигиенический эксперимент

2. Лабораторный эксперимент (на животных в лабораторных условиях)

Методы санитарной экспертизыподразумевают экспертную оценку той или иной ситуации специалистами, обладающими заданной суммой знаний.

4. Экология человека. Предмет, цель, современные

проблемы.

Экология человека - это комплексная дисциплина, исследующая общие закономерности взаимоотношений биосферы и антропосистемы на различных уровнях: индивидуальном, популяционном, на уровне всего человечества. Цельюэкологии человека является оптимизация данных взаимоотношений и создание единой, устойчивой, по возможности гармо­ничной социоестественной системы.

Выделяют социальную экологию человека, изучающую взаимодейст­вие человеческого общества с природой и популяционную экологию чело­века, изучающую экологию человека как вида.

Человечество, возникшее сравнительно недавно, за короткий срок оказало очень мощное воздействие на окружающую среду. Антропосистема - это человечество как развивающееся целое, включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культуру, произ­водственные силы и производственные отношения общества.

Последствия антропогенного воздействия на биосферув настоящее время выражаются в следующем:

1. Резкий рост числа пустынь, которые в настоящее время составляют 43% земли, пригодной для жизни. Процесс опустошения идет со ско­ростью 7 км/ч. 10% составляют антропогенно-возникшие пустыни. Также широкое распространение имеет эрозия почв.

2. Постепенно увеличивается загрязнение воды, воздуха и почвы. Еже­годно в воздух выбрасывается около 200 млн. тонн угарного газа, 150 млн. тонн диоксида серы и тд.

3. Так называемый парниковый эффект - связан с увеличением количе­ства утлекислого газа, препятствующего потери Землей тепла посред­ством излучения.

4. Истощение озонового слоя, защищающего Землю от коротковолново­го ультрафиолетового излучения, которое опасно для человека. Суще­ствует две версии, объясняющие уменьшение озонового слоя: выброс фреонов и сокращение выработки кислорода в связи с вырубкой тро­пических лесов.

5. Кислотные дожди - представляют собой осадки с рН ниже 5.6. Появ­ление кислотных дождей обусловлено тем, что основными загрязните­лями атмосферного воздуха являются кислотные соединения, которые при соединении с водой образуют кислотные осадки. Кислотные дож­ди уменьшают рН воды и почвы, вымывают из почвы алюминий, тя­желые металлы, происходит деградация лесов.

6. Токсические туманы. Действующими компонентами могут быть угле­кислый газ, диоксид серы, пыль. Отдельно выделяют фотохимический смог.

7. Загрязнение воды. 70% загрязнения мирового океана связано с назем­ными источниками-загрязнителями.

5. Экологически опасные факторы, определение, классификация. Понятие об экопатологии.

Экологически опасные факторы (ЭОФ)представляют собой такие воздействия окружающей среды, которые способствуют или приводят к качественным или количественным нарушениям в экосистемах, к тем изменениям, которые оказывают влияние на жизнеспособность популяции и выживаемость отдельных особей.

ЭОФ классифицируется по происхождению (космические, антропо­генные, абиотические), по степени выраженности эффекта, по среде воз­никновения. С практической точки зрения выделяют физические (температура, влажность, радиация), химические, биологические и инфор­мационные.

Экопатология- заболевания, которые возникли преимущественно или исключительно в результате воздействия экологических факторов.

Примером может служить болезнь Мшо-Мато, описанная в Японии. Она проявляется расстройствами зрения, осязания, неврологической сим­птоматикой и др. Причиной заболевания является сброс в водоемы не­очищенных вод при производстве удобрений, содержащих метилртуть. Отравление человека происходит при употреблении рыбы, питающейся планктоном зараженного водоема.

Болезнь Итай-Итай, также описанная в Японии, проявляется боля­ми в суставах, костях, переломами, уремией. Причина - орошение рисо­вых полей промывными водами, содержащими кадмий.

В настоящее время остро стоит проблема диоксинов- соединений, являющихся терато-, канцеро- и мутагенами. Эти вещества широко рас­пространены, представляют собой галогено-фенольные соединения.

Ксеноэстрогенывызывают заболевания, при которых изменяется гормональный статус организма в сторону повышения уровня эстрогенов, уменьшается число сперматозоидов и их подвижность. Ксеноэстрогены вызывают рак яичников, молочной железы. К ним относятся хлороргани-ческие пестициды, ДЦТ и др.

6. Российское законодательство в области охраны окружающей среды и здоровья населения. Понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Существует два основных законодательных акта в области санита­рии:

1. «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической служ­бе РФ» (1994). В этом документе излагается структура санитарно-эпидемиологического надзора, обязанности и права службы.

2. «Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991, последняя редакция в 1995 году).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие насетения- это та­кое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Согласно этому закону люди имеют право на благоприятную среду и возмещение ущерба, нанесенного действием неблагоприятного фактора внешней среды.

В 1991 году был издан «Закон об охране окружающей среды». В нем формулируется положение об ответственности воздействия человека на окружающую среду, отражаются права и обязанности граждан, система организации охраны окружающей среды.

7. Здоровье. Виды и определения. Критерии оценки здоровья.

Здоровье(по определению ВОЗ) - это состояние полного физическо­го, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ней и физических дефектов.

Существует 3 уровня здоровья:

1. Общебиологический

2. Популяционный

3. Индивидуальный

Общебиологический уровень здоровья - это интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального опти­мума. При этом система не переходит на патологический уровень саморе­гуляции.

Общественное (популяционное) здоровье - это коллективное здо­ровье, здоровье групп населения, популяции. Оно характеризуется

1. Демографическими показателями - рождаемость, смертность, ес­тественный прирост или убыль населения, средняя продолжитель­ность жизни, инвалидность

2. Медико-статистическим показателями - заболеваемость

3. Показателями физического развития

Индивидуальное теоретическое здоровье - см. определение ВОЗ.

Индивидуальное практическое здоровье - это состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции, не переходя на патологический уровень саморе-1уляции.

Основными категориями для оценки индивидуального уровня здоро­вья являются структура, функция и адаптация. Структурахарактеризует­ся показателями физического развития и нервно-психического статуса. Функцияоценивается по состоянию функционирования отдельных сис­тем организма. Адаптационные резервывыявляются биохимическими, физиологическими способами.

ГИГИЕНА ВОЗДУХА.

1. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на организм. Горная и кессонная болезнь.

Нормальное атмосферное давление соответствует 760 мм рт. ст.

При подъеме на высоту атмосферное давление снижается, при спуске - повышается.

На каждые 100 м подъема давление снижается примерно на 7-8 мм рт. ст. На высоте 5000 м давление составляет примерно 350-360 мм. рт. ст., т.е. снижается вдвое. Снижение атмосферного давления сопровожда­ется снижением парциального давления кислорода во вдыхаемом и альве­олярном воздухе. При этом парциальное давление кислорода в альвеоляр­ном воздухе снижается быстрее, т.к. водяные пары и азот, которые со­держатся в нем не так быстро понижают парциальное давление. На высо­те 4000 м наблюдается уже 50% снижение парциального давления кисло­рода в альвеолярном воздухе.

Со снижением парциального давления кислорода на высоте связана высотная (горная) болезнь,которая встречается у альпинистов, реже у летчиков. При этом снижается насыщение кислородом гемоглоби­на и соответственно оксигенация тканей. Развиваются компенсаторные реакции, которые выражаются в учащении дыхания, учащении пульса, повышении АД, увеличении МОК, выбросе крови из селезенки, печени. При этом учащение дыхания возникает не в ответ на повышение содер­жания углекислого газа, а в ответ на снижение содержания кислорода.

Гипервентиляция приводит к снижению содержания углекислого газа (гипокапнии). Углекислый газ необходим для поддержания нормального уровня мозгового кровообращения, коронарного кровообращения, под­держания тонуса дыхательного центра, вазомоторных центров, поддержа­нии КОС. Таким образом гипокапния так же неприятна, как и гипоксия.

Первые симптомы кислородной недостаточности выражаются в на­рушениях со стороны ЦНС: наблюдается эйфория, возможны немотиви­рованные поступки, галлюцинации. Затем эйфория сменяется подавлен­ным настроением, апатией, сонливостью, подавляются обменные процес­сы, наблюдаются головокружения, вялость. Возможно появление симпто­мов сердечно-легочной недостаточности - цианоза, одышки и смерть от остановки дыхания и сердечной деятельности.

Для лечения горной болезни необходим немедленный спуск, дыхание кислородом. Полезно давать горячее питье, аскорбиновую кислоту, ли­монную кислоту, спецнапитки, разогреть пострадавшего. Оптимальное положение тела - полусидячее для облегчения дыхания. Профилактика сводится к постепенной адаптации и акклиматизации.

При спуске на каждые 10 м давление понижается на 1 атм. С повы­шенным давлением связано такое заболевание как кессонная болезнь- см. вопрос «Условия труда при повышенном давлении. Влияние на орга­низм. Профилактические мероприятия.»

2. Солнечная радиация, ее состав и причины коле­баний.

Солнце является основным источником энергии на Земле. Солнечная радиация подразделяется на 3 диапазона:

1. Ультрафиолетовое излучение - от 10 до 400 нм

2. Видимый свет - от 400 до 760 нм

3. Инфракрасное излучение - от 670 до 3400 нм Интенсивность солнечной радиации на границе земной атмосферы

называется солнечной постоянной. Ее величина колеблется в зависимо­сти от ряда астрономических причин, но в среднем составляет 1.94 кал/см2/мин. На ультрафиолетовую часть спектра на границе атмосферы приходится 7% энергии, на видимый свет - 46% и 47% на инфракрасное излучение.

При прохождении через атмосферу интенсивность солнечной радиа­ции снижается, что определяется

1. Углом падения лучей, который в свою очередь зависит от

а) Широты местности

б) Времени года

в) Времени суток

2. Массой воздуха, через который проходят лучи

3. Степенью загрязнения атмосферы

При прохождении солнечных лучей через атмосферу изменяется не только интенсивность излучения, но и его спектр. При угле солнца над горизонтом 40° ультрафиолетовое излучение составляет только 1 %, ви­димый свет - 40%, инфракрасное излучение - 52%. Когда угол опускается до 5° ультрафиолетовое излучение исчезает вообще, 28% приходится на видимый свет и 72% на инфракрасное излучение.

Солнечная радиация достигает Земли в виде прямых и рассеянных лучей. Рассеяние происходит от частиц, имеющихся в воздухе, водяных паров и тд. В наибольшей степени рассеиваются ультрафиолетовые лучи. Существует общее правило, согласно которому чем короче волна света, тем интенсивнее он рассеивается.

Часть солнечного излучения поглощается, а часть отражается. От­ношение отраженной радиации к падающей называется альбедо и выра­жается в процентах. Величина альбедо непигментированной кожи чело­века равна 35%, лес отражает только 12%, чистый снег имеет наиболее высокое альбедо - 90 %. Таким образом, надо помнить, что солнечные ожоги могут возникать и вследствие действия отраженного света.

3. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Положительные и отрицательные эффекты действия на организм.

Ультрафиолетовая радиация.

Ультрафиолетовое излучение представляет собой часть солнечной радиации с длиной волны от 10 до 400 нм.

Ультрафиолетовые лучи с длинной волны от 10 до 290 нм не дости­гают земной поверхности. Свойства ультрафиолетового излучения с раз­ной длинной волны неодинаковы. Наиболее короткие волны (от 10 до 200 нм) по своему действию приближаются к ионизирующему излучению. Эта область получила название озонирующей. Энергия ультрафиолетового излучения с длинной волны от 200 до 400 нм не достаточна для возбуж­дения атомов, здесь преобладают фотохимические реакции.

Для нас наибольшее значение имеет часть спектра от 200 до 400 нм. Эту зону делят на

область С - от 200 до 280 нм

область В - от 280 до 320 нм

область А - от 320 до 400 нм

Область Сназывают бактерицидной. Преимущественным действием ультрафиолетового излучения в этой области является бактерицидное действие, что широко используется для обеззараживания воды, воздуха и тд. Бактерицидным действием обладают также области В и А, но в зна­чительно меньшей степени.

Область Вназывается эритемной, т.к. под влиянием ультрафиоле­тового излучения этой области возникает эритема. В области В также очень выражено витаминообразующее действие. Наиболее мощным ви-таминообразующим эффектом обладает область с длинной волны от 265 до 315 нм.

Область Аполучила название загарной. Под воздействием ультра­фиолетового излучения этой области возникает загар - образование мела­нина, что представляет собой защитную реакцию организма.

Роль УФИочень велика. Оно повышает тонус организма, умствен­ную и физическую работоспособность, сопротивляемость к инфекциям, стимулирует деятельность желез внутренней секреции, кроветворение.

Под действием ультрафиолетового излучения образуются витамин D, гистамин, тканевые гормоны, пигменты.

Недостаток ультрафиолетового излученияотрицательно сказывается на организме и может приводить к:

1. Рахиту у детей

2. Снижению общей иммунологической реактивности

3. Снижению умственной и физической работоспособности

4. Повышению заболеваемости

5. Нарушению обмена кальция (из-за нехватки витамина D) - остеопо-роз, остеомаляция, кариес

Не следует, однако, забывать и об отрицательном действии ультра­фиолетового излучения, которому в последнее время уделяется присталь­ное внимание.

Отрицательное действие переоблучения:

1. Обострение ряда хронических заболеваний. Поэтому загорание не может быть рекомендовано при таких заболеваниях как туберкулез, ревматизм, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сердечно­сосудистые заболевания, все виды опухолевых процессов

2. Доказано роль ультрафиолетового излучения в развитии рака кожи, в частности меланомы

3. Возможно возникновение дефицита некоторых ароматических амино­кислот - тирозина, фенилаланина, а также витамина С и витамина РР, которые участвуют в синтезе меланина

4. Повышается количество перекисных соединений, что ведет к избыточ­ному расходу белка и железа и образованию радиомиметиков - соеди­нений, обладающих мутагенным действием.

5. Возможно возникновение фотохимического ожога в случае, когда не успевает образоваться защитный пигмент. Фотохимический ожог ха­рактеризуется повышением температуры, головной болью, недомога­нием.

6. При избыточном действии ультрафиолетового излучения может возни­кать фотоофтальмия - конъюнктивит, сопровождающийся покрасне­нием, ощущением песка в глазах, жжением, слезотечением, светобояз­нью, иногда временной потерей зрения. Фотоофтальмия возможна не только при действии прямого, но также отраженного и рассеянного света и может наблюдаться у альпинистов, горнолыжников, электро­сварщиков, в фотариях, операционных. В производственных условиях (например, у сварщиках) при повреждении роговицы интенсивным ультрафиолетовым излучением возможно развитие катаракты.

7. Фотосенсибилизация - повышенная чувствительность к действию ультрафиолетового излучения, которая проявляется в фотоаллергиче­ских реакциях типа крапивницы, дерматитов, экземы. Для возникно­вения фотосенсибилизации, как правило, необходимо наличие как эк­зогенных, так и эндогенных факторов. К эндогенным факторам отно­сятся заболевание щитовидной, поджелудочной железы, печени, энзи-мопатии, ведущие к накоплению порфиринов, жирных кислот, били­рубина. Экзогенные факторы - различные химические агенты - гудрон, асфальт, креозотовое масло, горюче-смазочные материалы, красители (акридин, креозот).

Инфракрасное излучение.

Инфракрасное излучение представляет собой часть солнечной радиа­ции в диапозоне длин волн от 670 до 3400 нм.

Инфракрасное изучение оказывает прежде всего тепловое действие. Кроме того, в настоящее время установлен целый ряд биологических эффектов.

Тепловой эффект определяется прежде всего длинной волны. Длин­новолновая часть инфракрасного излучения (более 1400 нм) задержива­ется поверхностными слоями кожи, благодаря чему происходит их разо­грев, появляется чувство жжения. Вследствие такого эффекта длинновол­новая часть излучения называется «палящими лучами». При достаточной интенсивности излучения возможна эритема и ожог.

Коротковолновая часть излучения проникает в ткани на глубину около 3 см, в результате чего может вызывать разогрев тканей, в том числе мозговых оболочек. Именно воздействием коротковолнового ин­фракрасного излучения обусловлено такое явление как солнечный удар. Кроме того, оно вызывает перегрев и помутнение хрусталика, что ведет к развитию катаракты.

Общие реакции в ответ на действие инфракрасного излучения харак­теризуются гиперемией, повышением газообмена, усилением выделитель­ной функции почек, изменением функционального состояния нервной системы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...