Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 66. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце 20 века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.




Совр. этап разв-я общ-ва хар-ся стремит. темпами прогресса, кот. с особой остротой ставит ? о будущем цив-ции. Острота обусловлена той ситуацией, кот. сложилась на планете в области экологии, роста населения, соц. противоречий, гонки вооруж-ий.

Что ожидает чел-во в будущем? На протяжении всей истории лучшие умы чел-ва стремились понять сущ-ть прогресса и обосновать идеалы будущего Платон, Мор, Кампанелла, Гегель, Маркс и многие др. говорили о будущем как торжестве разума. В ХХ в. получили шир. распространение концепции циклич-ти чел. истории (Тойнби). В 1943 г нем. соц-ог Флехтгейм ввел в оборот термин «футурология», кот. и стали обозначать раздел соц. ф-фии, кот. заним-ся проблемами будущего чел-ва и трактуется как учение о законах прогноз-ия (предвидение-более шир. понятие, оно опир-ся на все источники инф-ции, включая гипотезы).

Наиболее известный предсказатель – Нострадамус.

Прогнозирование – особый вид предвидения, который отличается высокой степенью научности, объективности, опирается на конкретные факты, что позволяет предвидеть процессы. Существует 2 типа прогнозирования:

1 – уровень общесоциологической теории;

2 – уровень частной соц. теории.

Прогнозирование в своей основе имеет гносеолог. способ-ть чел. мышления к опережающему отражению, кот присуще всему миру. С целью получ-я прогнозов прим-ся разл. методы - их сегодня около 200. Осн. из них явл-ся:

а) экстраполяции - когда вывод, сделан. из наблюд-ия над одной частью, распр-ся и на др. части;

б) компьют. моделир-ия - построение моделей будущего на основе заложенной в компьютер инф-ции;

в) экспертных оценок - обработка и оценка фактич. мат-ла, счит-ся наиб.надежным и достоверным методом;

г) разработка сценариев будущего - например, выявление последствий использования ядерного оружия;

д) метод исторической аналогии - учет опыта истории для понимания будущего.

Типы прогнозов:

– поисковые - отталкиваясь от реальности, показать, каким примерно будет будущее;

– нормативные - ставящие цели и ориентирующие на их достижение;

– аналитические - предсказание тех или иных послед-ий при решении конкрет. задач;

– предостерегающие - о землетрясениях, возмож. кризисах в экономике, последствий тех или иных открытий.

3 подхода к решению:

–– непосредственное понимание будущего;

–– обозримое будущее (15 лет);

–– отдаленное будущее (30-50 лет).

Сегодня в мире имеется немало центров, занимающ. прогноз-ием. Но, прежде всего,следует выделить группу ученых разл. спец-тей,основавших в 1968 г в Риме центр,получивший название«Римский клуб». Глоб. компьютер. Модели «Римского клуба» - серия прогнозных моделей разв-я чел-ва на 50-100 лет,вплоть до 2100 г. Следует отметить, что оценки будущего учебниками этого клуба, во-первых, неоднозначны, во-вторых, претерпевают эволюцию. Первый доклад «Рим. клуба» назвали «Пределы роста» (Медоуз). Проводя с пом. метода системн. динамики расчеты для мира в целом, Медоуз пришел к выводу: «Кажд. день экспоненциальн. роста все > приближает миров. с-му к пределам этого роста. На основе нынеш. знания физ. границ планеты можно предположить, что фаза роста д. кончиться в теч. ближ. 100 лет». Единств. Вывод - утвер-ет автор - «нулевой рост»: человечество может выжить в условиях «глоб. равновесия». Эта конц-ция технолог. пессимизма была подвергнута резкой критике за то, что в ней не учтены возм-ти науч-технич.прогресса. В развивающ. странах была полнос-тью отвергнута конц-ия  «глоб.равновесия», обрекающая их на соц-экон. отсталость. В последующих докладах: «Чел-во на перепутье», «Преобр-ие междунар.порядка», «Цели для чел-ва» происх-ит эволюция в понимании перспектив, делается ставка на соц. (а не т.на прир-ые) условия, говорится о нов. горизонтах. Сегодня многие футурологи просматривают будущее чел-ва через призму конц-ии инфор. общ-ва, т. к. в нов. условиях имеется возмож-ть для кажд. получить необх. для технич. прогресса инф-цию,что поз-волит выравнивать соц-экон. потенциал народов. Но очевидна иллюзорность подхода - для этого развивающ. странам нужно еще очень многое, обеспечивающее условия для реализации идеи.

Следует отметить и работу Форрестера «Мировая динамика», в которой утвержд-ся, что при сохранении нынешних темпов развития с середины ХХI века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, загрязнения окружающей среды, истощения прир. ресурсов. В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на XXI век» обозначена программа действий для обеспечения устойчивого развития общества, которое предполагает комплексный учет не только природных, но и соц-экон. и науч-технич. факторов.

Моисеев – чтобы найти выход - сохранить цивилизацию и обеспечить ее развитие потребуется предельное напряжение творч. гения чел-ва, бесчисл. кол-во изобрет-ий и открытий. Новая цивилизация должна нач-ся с новых научых знаний. Человечество должно науч-ся жить в согласии с природой, считать себя частью природы. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма – биоцентризм как важн. эл-нт современной культуры и соц. Прогресса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...