Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В. 60 Неклассическое естествознание. Революционные изменения в науке в конце 19 - пер. пол. 20 вв. философские аспекты квантовой механики, теории относительности, генетики
Во 2 пол. 19 в. в науке были сделаны крупнейшие открытия и суть этих открытий в том, что естественные науки подготовили новый философский взгляд на мир и выработку новой парадигмы. Суть этих открытий также в том, что они позволили понять мир не как огромный механизм, а как саморазвивающуюся систему. На этой основе была разработанадиалектика (Гегель) - учение о наиболее общих законах развития мира. Таким образом, возникла картина мира, которая получила название диалектико-материалистич. Иалектика стала методологий для естествознания (Е.). Именно диалектика как методология позволила объяснить те новые открытия, которые возникли в к. 19 в.: - Рентген, Беккерель (радиоактивное излучение), - Томпсон (открыл электрон), - Кюри (добыл α, β, γ - излучение), - Планк (квантовая механика – законы движения электронов), - Лебедев (свет имеет материальную природу), - А. Эйнштейн (теория отностительности). - Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, создает планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движ-ся вокруг неподвижного ядра и непрерывно излучают электромагнитное излучение. – Н. Бор создал квантовую модель атома. Она получила название модели Резерфорда-Бора. Эйнштейн создал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В механике Ньютона существуют две абсолютные величины - пр-во и время. Пр-во неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пр-вом, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пр-во и время органически связаны с материей и между собой. Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921 г. ему была присуждена Нобел. премия. Движение материи, пространство и время образуют пространственно-временной континиум.Суть теор отн-ти - подтверждение реального его существования. Философский вывод - между движением, П. и В. существует полная зависимость. И вещество и поле всегда в движении, а оно в пр-ве и времени. Переход от Кл.е. к некл.хар-зует та ситуация,кот. заключается во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Развивается химия (физикохимия, стереохимия, начинается разработка методов органического синтеза), биология (вирусология, генетика). Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии (Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции). Неклассическое естествознание вовсе не уничтожила классическое, а только ограничила сферу его действия. Нужна была новая неклассическая картина мира, новая парадигма. Мир представлялся как очень сложное динамичное образование (диалектическое) и познание этого мира уже стало невозможно без приборов. Было: система Человек-Природа, Стало: Человек-Прибор-Природа. Прибор не просто помещался между человеком и природой, а вносил свои коррективы в процесс познания. Новая ситуация потребовала новых подходов. Отсюда возникли филос. проблемы квантовой механики: 1) существует ли некая общая основа в микромире для всех элементарных частиц? (попытка системного понимания микромира); 2) теория относительности (зависит ли от скорости света масса, время, размеры?); 3) проблемы генетики (а можно ли клонировать человека? Кого? Зачем? Что будет после этого?). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |