Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приведение издержек и выгод к одному моменту времени.




Анализ издержек и выгод часто используется для оценки инвестиционных проектов, которые призваны приносить выгоды в течение долгого времени после осуществления затрат. (строительства аэропортов и электростанций, разработки новых методов лечения заболеваний и т. д.)

Всякий инвестор вынужден сравнивать текущие и будущие выгоды и издержки, прибегая к дисконтированию. Однако, когда речь идет об общественном секторе нормы дисконта для их соизмерения имеет определенную специфику. Частный инвестор ориентируется на рыночную цену ссудного капитала.Говоря упрощенно, инвестиция тем выгоднее, чем больше ее ожидаемая отдача превышает то, что можно получить, поместив деньги в банк. В общественном секторе выбор конкретной нормы дисконта

Требует иного обоснования.

Существуют два подхода к интерпретации общественной нормы дисконта.

1. предполагает попытку сопоставления текущего и будущего потребления.

2. фокусирует внимание на альтернативных вариантах, т. е. на вопросе о том, какие частные инвестиции вытесняются (замещаются) общественными.

Некоторые сторонники первого подхода высказывались за то, чтобы использовать в общественном секторе более низкую норму дисконта, чем в частном (иначе говоря, ценить перспективную отдачу выше, чем это делают частные инвесторы). В качестве аргументов приводились, что для общества в целом забота о будущих поколениях имеет большее значение, чем для частных лиц.

Для сторонников второго подхода решающую роль играет аргумент, согласно которому инвестирование ресурсов в общественном секторе оправданно, лишь если при этом частный сектор не лишается возможности использовать те же ресурсы с большей отдачей. Слишком значительный разрыв между общественной нормой дисконта и той, на которую ориентируются частные инвесторы, означал бы готовность общественного сектора финансировать очень многие крупномасштабные проекты. Источником финансированияпослужили бы налоги. Между тем предприниматели нередко лучше

государственных чиновников умеют находить выгодные, подчас неожиданные

варианты капиталовложений, ускоряющие в конечном счете экономический рост.

Фактически сторонники обоих подходов принимают данные о рынке капитала и отдаче частных инвестиций в качестве основы для получения скорректированных оценок. Нельзя безоговорочно принимать те показатели доходности, которые характерны для частных капиталовложений. Так, желательно составить ясное представление о том,каковы

конкретные потенциальные инвестиции, которые могли бы быть вытеснены оцениваемым проектом, и соответственно какие именно рыночные параметры надлежит учитывать. Необходимо также принять во внимание, например, то обстоятельство, что доходы от частных капиталовложений облагаются налогами, так что их отдача для общества в целом превышает выгоды, непосредственно получаемые инвесторами.

Учет рискаВыбрав норму дисконта, можно определить чистую выгоду от проекта,

приведенную к одному моменту времени (обычно к моменту выполнения анализа):

S (B1 - С1) / (1 - r)', где В1 — выгоды от проекта, получаемые в году t, С1— издержки

в году t; r — общественная норма дисконта; S — знак суммирования за все годы,

в которые В1 и С1 (либо хотя бы одна из этих величин) имели ненулевые значения.

Оцененная таким образом чистая выгода называется настой приведенной стоимостью

проекта. С помощью чистой настоящей ценности достигается сравнимость проектов.

 

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ НОРМА ДИСКОНТА.

Социальная ставка дисконтирования — это альтернативные возможности использования обществом ресурсов либо между двумя периодами времени, либо между различными вариантами инвестирования. В первом случае, социальная ставка дисконтирования определяется как ставка, своего рода «цена», по которой общество готово отказаться от сегодняшнего потребления ради завтрашнего, которая отражает социальную норму временного предпочтения. Во втором — социальная ставка дисконтирования отражает альтернативные издержки общества, связанные с отказом от инвестирования средств в частный сектор в пользу общественного. Расчет двух типов социальной ставки дисконтирования осуществляется разными методами.

Социальная ставка межвременных предпочтений

Решение вложить средства в какую-либо программу предполагает, что выгоду будут получены в будущем, а эти ресурсы уже не возможно будет использовать в настоящем. В связи с этим возникает закономерный вопрос: превысят ли будущие социальные ценности издержки от уменьшения сегодняшнего потребления? Ответ на него и дает анализ программы с использованием социальной ставки временного предпочтения (STPR). Она отличается от ставки индивидуума, во-первых, потому что общество как совокупность индивидуумов планирует в будущем получить определенные общественные выгоды. В этом смысле оно интегрировано оценивает будущие выгоды как более высокие и экономит больше по сравнению с множеством отдельных индивидуум, независимо друг от друга принимающих решения относительно сбережений. Во-вторых, обществу присуще такое свойство как «сверхответственность», проявляющееся в коллективной обязанности в обеспечении благосостояния будущих поколений. Именно поэтому общество готово отказаться от настоящих выгод ради будущих по значительно меньшей ставке, чем каждый из составляющих его индивидуумов в отдельности. Таким образом, общественная ставка дисконтирования ниже осредненной ставки индивидуумов. Однако если в результате анализа программы вырабатывается положительная чистая приведенная стоимость, то ее внедрение считается более эффективным, чем потребление ресурсов в настоящее время.

Норма доходности.Использование альтернативной нормы доходности от использования капитала в качестве социальной ставки дисконтирования означает, что у инвестора есть возможность выбора инвестиционных проектов и он может выбрать лучший из них. Поэтому социальную ставку дисконтирования можно рассчитать через доходность альтернативных вложений. В этом случае ее получают посредством расчета средневзвешенной нормы доходности различных источников капитала. Веса представляют собой пропорции ресурсов, привлеченных из каждого источника. Уровень доходности различается для различных источников из-за наличия налогов и провалов рынка. Например, налог на доход обуславливает разрыв между доналоговой ставкой процента (предельной доходностью от инвестирования) и посленалоговой ставкой (доход, который получают потребители от своих сбережений). Таким образом, социальная ставка дисконтирования зависит от двух факторов: веса каждого источника средств и нормы доходности каждого источника финансирования

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...