Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое и правовое учение Аристотеля.




Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Основал в Афинах собственную школу Ликей (отсюда – лицей). Составил описание политического устройства 158 греческих полисов. В полном виде из них сохранилось лишь описание устройства Афин – «Афинская полития». Помимо этого Аристотель написал первое теоретическое сочинение, посвященное политической науке. Оно называется «Политика». Политику философ определял как науку о высшем благе человека и государства; она тесно связана с этикой и экономикой. Ее целью является справедливость. Аристотель полагал, что по своей природе человек – «политическое животное», т.е. к числу его потребностей относится общение с себе подобными. Поэтому государство предстает продуктом естественного развития; оно эволюционирует из семьи и поселения, которые представляют собой более низшие формы общения людей. Все это афинский философ относил только к грекам; варвары, в отличие от эллинов, по своей природе являются рабами и не способны к полноценной политической жизни.

Государство, по Аристотелю, - это органическое целое, объединение свободных людей, которые обладают равными правами и обязанностями.Целью государства является благо всех его граждан. Поэтому в полисе должно господствовать право, а не воля отдельных личностей. Соответственно и политический строй должен основываться на отношениях свободы и равенства всех граждан. Вместе с тем, в государстве необходимо учитывать равенство как «арифметическое» (абсолютное равенство всех граждан), так и геометрическое (распределение благ пропорционально вкладу и достоинствам каждого). Право, по Аристотелю, тождественно справедливости, т.е. законное и справедливое должны совпадать. Философ делил право на естественное и условное (человеческое). Первое всюду признано и не нуждается в законодательном оформлении. Второе – это нормы, установленные людьми в форме законов. «Всякий закон в основе предполагает право», должен соответствовать естественному праву. Важнейшим признаком закона является его принудительная сила. Жить в государстве – значит повиноваться закону. Далее, Аристотель различал писаный и неписаный закон, или обычай. Аристотель выступал сторонником стабильности права и считал, что искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к измышленным и законам.

Создание идеального государства Аристотель считал невозможным. Однако он полагал, что лучший полис должен обладать небольшой, легко обозримой территорией, желательно с выходом к морю. Население не должно превышать 10 000 граждан. Земля при этом делится на 2 части; одна находится в собственности государства, а другая – в частном владении граждан. Аристотель критиковал принцип отмены частной собственности, который присутствует у Платона; по его мнению, частная собственность присуща человеку от природы в силу его любви к себе. Собственность стимулирует к деятельности, а ее отсутствие – к лени. Тем не менее Аристотель осуждал чрезмерное обогащение. Важнейший показатель справедливости – отсутствие крайности, золотая середина. В полисе необходимо достичь равновесия между богатыми и бедными, мудрецами и заурядными, аристократами и простыми людьми. Людей среднего достатка он считал опорой полиса, ибо они способны постичь общее благо, не склоняясь к крайностям.

Важное место в «Политике» Аристотеля занимает классификация форм государственного устройства.Прежде всего, форма правления зависит от числа властвующих. Следуя арифметическому и этическому критериям, Аристотель выделял 6 таких форм; половина из них правильные, половина – неправильные. Правильная власть одного человека именуется монархией, неправильная – тиранией. Правильная власть немногих – аристократия, неправильная – олигархия. Наконец, правильная власть большинства называется политией, а неправильная - демократией. Аристотелевское понимание демократии отличается от ныне принятого: Аристотель под ней понимал неорганизованную власть толпы, господство бедных. Наихудшая из всех форм правления – тирания (власть одного человека, не подчиняющегося законам и правящего только исходя из собственной воли), наилучшая – полития. Это умеренная демократия, в которой право занимать должности связано с небольшим имущественным цензом. Полития сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Это та «золотая середина», к которой стремился Аристотель.

 

Политико-правовая теория Полибия.

Полибий (ок. 200 – 120 гг. до н.э.). Его политическая концепция и теория всемирной истории изложена в труде «Всемирная история в сорока книгах».В центре этой работы – история взлета могущества Римской державы. История, рассуждал Полибий, уже не может рассматриваться как история отдельных стран и народов. С распространением римского влияния она перерастает во всеобщую историю, все события которой взаимосвязаны.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на историческую судьбу того или иного государства, является его строй. Под влиянием Аристотеля историк выделял 6 форм государственного устройства, последовательно сменяющих одна другую (царская власть, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия). Цикличность общественного развития, выраженная в смене форм государственного устройства, - «закон природы», неизбежная «судьба», которой подчиняются все государства и мира. Судьба любого из них подчиняется законам становления и уничтожения, поскольку каждая из 6 форм по своей природе является неустойчивой.

Но поскольку Римское государство сочетает в себе лучшие стороны монархии, аристократии и демократии, оно является идеальным и «в самом себе черпает исцеление». Эти 3 формы правления представлены в Риме полномочиями соответственно консулов, сената и народного собрания, которые дополняют один одного. Они уравновешивают друг друга и не позволяют утвердиться у власти какой-либо политической группировке. Такое смешанное устройство дало Римскому государству возможность освободиться от законов циклического развития и пребывать в состоянии равновесия. Именно это, по мнению историка, позволило Римской республике вести многочисленные войны и завладеть огромными территориями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...