Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 6. Дидактическая игра «Найди пару».
Материал: на наборном полотне изображения — мальчик Толя и девочка Даша. Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу, находит картинку и ставит ее на наборное полотно: картинки со звуком [т] — Толе, а со звуком [д] — Даше. Назовем мы книжку... (том). Для жилья построим... (дом). Вот тележка — это... (тачка). Дом в саду зовется... (дачка). По реке плывут... (плоты). Зреют на ветвях... (плоды). Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [д] и [т]:высотный дом, тонкий гудок, тонкая доска, столовая сода, душная кладовка, ватная подушка, та-ладливая дочь, домашние тапочки, бутылка лимонада. Задание 8. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т]: да — да — да — бежит вода; та — та — та — хвост пушистый у кота; ду — ду — ду — дети бегают в саду; ту — ту — ту — дали молока коту; ды — ды — ды — нет воды; ты — ты — ты — во дворе цветы. Задание 9. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т]. Возле дома лежит собака Том. Няня нянчит Дашу и Никиту. Мама купила Тане медальон. У белки теплое, уютное дупло на дубе. Пуховая подушка лежит на тахте. В кадушке солят капусту. Тоня надела домашние тапочки. Света нюхает духи. Вита сидит за столом и ест медовик. У Наташи модная дубленка. Задание 10. Повторение скороговорок с четким произнесением звуков [д] и [т]. Дятел клювом Дуб долбит: Тук-тук-тук — Червячка он ищет тут.
Дятел дуб долбил. Да не додолбил.
Дятел дерево долбит, День-деньской кору дробит.
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. С. Маршак Топали да топали, Дотопали до тополя. Дотопали до тополя, Да ноги-то оттопали.
Только утром Таня встанет, Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять? Таня любит танцевать. Задание 11. Проговаривание стихотворных тестов с четким произнесением звуков [д] и [т]. Однажды я шел по тропинке лесной, Вдруг чувствую — дождик идет за спиной. Я шагу прибавил — скорее домой, А дождик вприпрыжку помчался за мной. В. Друк Доктора не бойтесь, дети. Он добрее всех на свете. С ним давно знакома я — Это мамочка моя! Г. Виеру Задание 12. Чтение рассказа, пересказ по опорным картинкам. Толя на даче Летом Толя отдыхал на даче. Он пошел на речку ловить удочкой рыбу. Толя сел в лодку и от берега отплыл. Мимо острова проплыл. Речку переплыл и до другого берега доплыл. Он наловил удочкой много рыбы и приплыл домой. Задание 12. Пальчиковая игра. Цели: развитие мелкой моторики; различение встихотворном тексте звуков [д] и [т]. Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить мишек. Не встают они с дивана! Удивленно пожать плечами. — Эй, Большак! Встряхнуть большой палец сначала Вставай скорей! на левой, а затем на правой руке. Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь. — Ну а ты, лентяй Указка, Встряхнуть указательные пальцы. У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро. Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы. Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху вниз, снизу вверх. Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами Знаю, болен был ты тяжко. другой руки. Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец Полежи еще два дня. к ладони и погладить его. Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы. Роста у тебя вершок! Показать, какого роста мизинчик. Дифференциация звуков [с] и [с']
Были у Старичка Звуковичка два друга — два насоса: большой и маленький. Они очень много трудились, накачивая колеса на велосипедах и самокатах. Большой насос качал воздух: «С-с-с...», а маленький: «Сь-сь-сь...» По вечерам они отдыхали в саду на скамейке. Слушали соловья в кустах и тоже затягивали свои любимые песенки. Начинал большой насос. Вспомни его песенку. Ребенок. С-с-с... Педагог. А маленький продолжал. Как пел маленький насос? Ребенок. Сь-сь-сь... Педагог. Большому насосу подпевали птицы, в названиях которых есть звук [с]. Попробуй их назвать. Ребенок. Соловей, сова, сокол, клест, ласточка, сойка. Педагог. А маленькому насосу помогали петь птички, в названиях которых был звук [с']. Как ты думаешь, кто это? Ребенок. Синички, овсянки. Педагог. Вот такой веселое исполнение у них получалось! Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [с']. Педагог. Хорошие песенки у насосов, но послушай внимательно, чем похожи они и чем отличаются? Ребенок. Сходство: эти звуки согласные, глухие. Чтобы это проверить, нужно положить ладошку на горлышко и почувствовать, поет горлышко или нет. Различие: песенка большого насоса поется твердо, а маленького — мягко. Слова с твердым звуком [с] произносятся резко, отрывисто, слова с мягким [с'] — нежно, ласково. Задание 2. Игра «Поймай звук». Цель, различение звуков [с] и [с'] в ряде звуков, слогах, слов. Материалы: картинки с изображениями большого и маленького насоса. Попробуй отгадать, что поет: большой или маленький насос. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты, услышав звук [с], будешь поднимать картинку с изображением большого насоса, а услышав звук [с'] — с изображением маленького. Звуки:[д], [с'], [м], [л], [с], [р], [к], [с], [ч], [с'], [т], [м], [с], [в], [с']. Слоги: ди — си — ро — со —- лу — сю — ну — су — лё — сё — ка — са. Слова: лук, сова, дом, секунда, носок, книга, кисель. Задание 3. Игра «Песенки». Цель: различение звуков [с] и [с'] в слогах. са — ся — са ся — са — ся сы — си — сы си — сы — си со — сё — со се — со — сё су — сю — су сю — су — сю Задание 4. Игра «Добавь слово». Цели: различение звуков [с] и [с'] в слогах, формирование звукового анализа и синтеза. Большой насос любит слова со звуком [с],а маленький — со звуком [с']. Слова рассыпались. Давай попробуем добавить звуки или слоги и узнаем, кому это слово подойдет. Добавь звук [с]или [с']:воло.., но.., ло.., гу.., автобу.., ры.., насо.., глобу... Добавь слоги -саили -ся: ко.., Ва.., бабу.., поло.., А.., ли.., Мару.., колба... Задание 5. Игра «Подарки». Цель: различение звуков [с] и [с'] в словах. Материалы: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [с']. Ты любишь получать подарки? Давай порадуем подарками насосы. Только помни, что большой насос любит предметы, в названиях которых есть звук [с], а маленький — в названиях которых есть звук [с']. Возьми любую картинку, произнеси название предмета, изображенного на ней, и поставь картинку к изображению большого или маленького насоса. Объясни свое действие. Задание 6. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [с']: са — са — са — в лесу бегает лиса; ся — ся — ся — мы увидели лося; со — со — со — у Вовы колесо; си — си — си — мы вызвали такси; сы — сы — сы — у сома усы; сю — сю — сю — дали сено мы лосю. Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [с] и [с']:синие бусы, веселый гусак, свободное сиденье, стог сена, интересная сказка, стеклянные бусинки, миска с семенами, десять автобусов, весенний сад, пластиковое седло, вкусный кисель, сладкий апельсин. Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [с] и [с']. У дедушки Семена спелые сливы. В саду поспели апельсины. Седые облака висели над лесом. У Сони синие васильки. Сима пасет свиней и гусей. В миске смесь семян. Люся погасила свечу. У Сани сетка с апельсинами. Семена свеклы посеяли весной. Сеня стоит у стены. Задание 9. Повторение скороговорок с четким проговариванием звуков [с] и [с']. У Сени и Сани В сетях сом с усами.
Холода не бойся, Сам по пояс мойся.
У осы не усы, а усики.
В субботу у Кости будут гости.
С осени и до весны Спит медведь и видит сны.
У нас сегодня гости: Стас, Семен и Костя.
Всех сильней на свете слон, Потому спокоен он. Задание 10. Повторение стихотворных текстов с чётким проговариванием звуков [с] и [с']. Днем сонные совы На соснах сидят, Когда все уснут — На охоту летят.
Сам сказать сумей-ка: В саду стоит скамейка, На скамейке сидит кот, Он нам песенки поет.
Из кискиной миски пес Сегодня «Вискас» унес, А киска у пса из миски Ест с аппетитом сосиски.
Соня спит и видит сон: Снова снегом занесён Дом и сад, И синий Всюду-всюду иней. Задание 11. Игра на развитие умения согласовывать движения с речью. Катились колеса, Руки согнуть в локтях, ладони- Колеса, колеса. вперед, совершать подталкивающие движения. Катились колеса Руки на поясе, вращательное Все влево, все косо. движение туловищем. Скатились колеса Совершать те же движения На луг, под откос, в обратную сторону. И вот что осталось Выпрямиться, развести руки От этих колес. в стороны. Дифференциация звуков [с] и [з]
Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: «З-з-з...» Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: «С-с-с...» Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: «Что случилось?» Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь. Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [з]. Педагог. Давай вспомним песенку насоса. Ребе нок. «С-с-с...» Педагог. А теперь песенку комара. Ребенок. «З-з-з...» Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха. (Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.) Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает? Ребенок. Молчит. Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит? Ребенок. Горлышко звенит. Педагог. Эти звуки какие? Ребенок. Оба эти звука согласные. Педагог. Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |