Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 6. Дидактическая игра «Найди пару».




Материал: на наборном полотне изображения — мальчик Толя и девочка Даша. Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу, находит картинку и ставит ее на наборное полотно: картинки со звуком [т] — Толе, а со звуком [д] — Даше.

Назовем мы книжку... (том).

Для жилья построим... (дом).

Вот тележка — это... (тачка).

Дом в саду зовется... (дачка).

По реке плывут... (плоты).

Зреют на ветвях... (плоды).

Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [д] и [т]:высотный дом, тонкий гудок, тонкая доска, столовая сода, душная кладовка, ватная подушка, та-ладливая дочь, домашние тапочки, бутылка лимонада.

Задание 8. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т]:

да — да — да — бежит вода;

та — та — та — хвост пушистый у кота;

ду — ду — ду — дети бегают в саду;

ту — ту — ту — дали молока коту;

ды — ды — ды — нет воды;

ты — ты — ты — во дворе цветы.

Задание 9. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т].

Возле дома лежит собака Том.

Няня нянчит Дашу и Никиту.

Мама купила Тане медальон.

У белки теплое, уютное дупло на дубе.

Пуховая подушка лежит на тахте.

В кадушке солят капусту.

Тоня надела домашние тапочки.

Света нюхает духи.

Вита сидит за столом и ест медовик.

У Наташи модная дубленка.

Задание 10. Повторение скороговорок с четким произнесе­нием звуков [д] и [т].

Дятел клювом

Дуб долбит:

Тук-тук-тук —

Червячка он ищет тут.

 

Дятел дуб долбил.

Да не додолбил.

 

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

 

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

С. Маршак

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

Дотопали до тополя,

Да ноги-то оттопали.

 

Только утром Таня встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять?

Таня любит танцевать.

Задание 11. Проговаривание стихотворных тестов с четким произнесением звуков [д] и [т].

Однажды я шел по тропинке лесной,

Вдруг чувствую — дождик идет за спиной.

Я шагу прибавил — скорее домой,

А дождик вприпрыжку помчался за мной.

В. Друк

Доктора не бойтесь, дети.

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я —

Это мамочка моя!

Г. Виеру

Задание 12. Чтение рассказа, пересказ по опорным картинкам.

Толя на даче

Летом Толя отдыхал на даче. Он пошел на речку ловить удочкой рыбу. Толя сел в лодку и от берега отплыл. Мимо острова проплыл. Речку переплыл и до другого берега доплыл. Он наловил удочкой много рыбы и приплыл домой.

Задание 12. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение встихотвор­ном тексте звуков [д] и [т].

Мама мишек будит рано.             Пальцами обеих рук изобра­зить мишек.

Не встают они с дивана!              Удивленно пожать плечами.

— Эй, Большак!                                  Встряхнуть большой палец сначала

Вставай скорей!                           на левой, а затем на правой руке.

Ждут друзья уж у дверей!         Указать руками на дверь.

— Ну а ты, лентяй Указка,         Встряхнуть указательные пальцы.         

У тебя засохла краска!               Изобразить руками ведро.

Вы должны с Середняком              Встряхнуть средние пальцы.

Побелить амбар и дом.                  Плавные движения кистями рук,

                                                   как кисточкой, сверху вниз, снизу вверх.

Безымянный, мой бедняжка!    Погладить безымянный палец пальцами

Знаю, болен был ты тяжко.      другой руки.

Пожалею я тебя,                        Прижать безымянный палец

Полежи еще два дня.                 к ладони и погладить его.

Ты, Мизинчик-малышок,          Встряхнуть мизинцы.

Роста у тебя вершок!                Показать, какого роста ми­зинчик.

Дифференциация звуков [с] и [с']

 

Были у Старичка Звуковичка два друга — два насоса: боль­шой и маленький. Они очень много трудились, накачивая ко­леса на велосипедах и самокатах. Большой насос качал воздух: «С-с-с...», а маленький: «Сь-сь-сь...» По вечерам они отдыхали в саду на скамейке. Слушали соловья в кустах и тоже затяги­вали свои любимые песенки. Начинал большой насос. Вспом­ни его песенку.

Ребенок. С-с-с...

Педагог. А маленький продолжал. Как пел маленький насос?

Ребенок. Сь-сь-сь...

Педагог. Большому насосу подпевали птицы, в названи­ях которых есть звук [с]. Попробуй их назвать.

Ребенок. Соловей, сова, сокол, клест, ласточка, сойка.

Педагог. А маленькому насосу помогали петь птички, в названиях которых был звук [с']. Как ты думаешь, кто это?

Ребенок. Синички, овсянки.

Педагог. Вот такой веселое исполнение у них получалось!

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [с'].

Педагог. Хорошие песенки у насосов, но послушай вни­мательно, чем похожи они и чем отличаются?

Ребенок. Сходство: эти звуки согласные, глухие. Чтобы это проверить, нужно положить ладошку на горлышко и по­чувствовать, поет горлышко или нет.

Различие: песенка большого насоса поется твердо, а ма­ленького — мягко.

Слова с твердым звуком [с] произносятся резко, отрыви­сто, слова с мягким [с'] — нежно, ласково.

Задание 2. Игра «Поймай звук».

Цель, различение звуков [с] и [с'] в ряде звуков, слогах, слов.

Материалы: картинки с изображениями большого и ма­ленького насоса.

Попробуй отгадать, что поет: большой или маленький насос. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты, услышав звук [с], будешь поднимать картинку с изображением большо­го насоса, а услышав звук [с'] — с изображением маленького.

Звуки:[д], [с'], [м], [л], [с], [р], [к], [с], [ч], [с'], [т], [м], [с], [в], [с'].

Слоги: ди — си — ро — со —- лу — сю — ну — су — лё — сё — ка — са.

Слова: лук, сова, дом, секунда, носок, книга, кисель.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [с] и [с'] в слогах.

са — ся — са                     ся — са — ся

сы — си — сы                   си — сы — си

со — сё — со                    се — со — сё

су — сю — су                   сю — су — сю

Задание 4. Игра «Добавь слово».

Цели: различение звуков [с] и [с'] в слогах, формирование звукового анализа и синтеза.

Большой насос любит слова со звуком [с],а маленький — со звуком [с']. Слова рассыпались. Давай попробуем добавить звуки или слоги и узнаем, кому это слово подойдет.

Добавь звук [с]или [с']:воло.., но.., ло.., гу.., автобу.., ры.., насо.., глобу...

Добавь слоги -саили -ся: ко.., Ва.., бабу.., поло.., А.., ли.., Мару.., колба...

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [с] и [с'] в словах.

Материалы: картинки с изображением предметов, в назва­нии которых есть звуки [с] и [с'].

Ты любишь получать подарки? Давай порадуем подарками насосы. Только помни, что большой насос любит предметы, в названиях которых есть звук [с], а маленький — в названиях которых есть звук [с'].

Возьми любую картинку, произнеси название предмета, изображенного на ней, и поставь картинку к изображению большого или маленького насоса. Объясни свое действие.

Задание 6. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [с']:

са — са — са — в лесу бегает лиса;

ся — ся — ся — мы увидели лося;

со — со — со — у Вовы колесо;

си — си — си — мы вызвали такси;

сы — сы — сы — у сома усы;

сю — сю — сю — дали сено мы лосю.

Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [с] и [с']:синие бусы, веселый гусак, свобод­ное сиденье, стог сена, интересная сказка, стеклянные бусин­ки, миска с семенами, десять автобусов, весенний сад, плас­тиковое седло, вкусный кисель, сладкий апельсин.

Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [с] и [с'].

У дедушки Семена спелые сливы.

В саду поспели апельсины.

Седые облака висели над лесом.

У Сони синие васильки.

Сима пасет свиней и гусей.

В миске смесь семян.

Люся погасила свечу.

У Сани сетка с апельсинами.

Семена свеклы посеяли весной.

Сеня стоит у стены.

Задание 9. Повторение скороговорок с четким проговариванием звуков [с] и [с'].

У Сени и Сани

В сетях сом с усами.

 

Холода не бойся,

Сам по пояс мойся.

 

У осы не усы, а усики.

 

В субботу у Кости будут гости.

 

С осени и до весны

Спит медведь и видит сны.

 

У нас сегодня гости:

Стас, Семен и Костя.

 

Всех сильней на свете слон,

Потому спокоен он.

Задание 10. Повторение стихотворных текстов с чётким проговариванием звуков [с] и [с'].

Днем сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.

 

Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поет.

 

Из кискиной миски пес

Сегодня «Вискас» унес,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

 

Соня спит и видит сон:

Снова снегом занесён

Дом и сад,

И синий

Всюду-всюду иней.

Задание 11. Игра на развитие умения согласовывать движе­ния с речью.

Катились колеса,          Руки согнуть в локтях, ладони-

Колеса, колеса.             вперед, совершать подталкивающие движения.

Катились колеса           Руки на поясе, вращательное

Все влево, все косо.     движение туловищем.

Скатились колеса         Совершать те же движения

На луг, под откос,        в обратную сторону.

И вот что осталось       Выпрямиться, развести руки

От этих колес.               в стороны.

Дифференциация звуков [с] и [з]

 

Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: «З-з-з...» Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: «С-с-с...» Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: «Что случилось?» Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].

Педагог. Давай вспомним песенку насоса.

Ребе нок. «С-с-с...»

Педагог. А теперь песенку комара.

Ребенок. «З-з-з...»

Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произ­носим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посере­дине языка идёт сильная струя воздуха.

(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)

Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ла­дошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?

Ребенок. Молчит.

Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?

Ребенок. Горлышко звенит.

Педагог. Эти звуки какие?

Ребенок. Оба эти звука согласные.

Педагог. Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...