Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.




Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является основой духовности человека, выражает его способность к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление мира и регуляцию жизнедеятельности людей.

В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта: 1) когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта. Этот аспект раскрывает инструментально-функциональную сторону сознания; 2) феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания; 3) интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов. Исторически первым был субстанциональный подход. Истоки его обнаруживаются уже у Платона и Аристотеля, рассматривавших сознание в качестве самостоятельного духовного мира. Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание рассматривается как субстанциональный элемент бытия (Декарт), либо как отграниченная от мира, самодостаточная субъективность как принцип бытия (Лейбниц). Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания.

Развитие науки в ХХ в. позволило выявить в духовной жизни человека широкую сферу бессознательного, в которую не проникает свет разума. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека. Это значит, что сознание не сводится только к мышлению и познанию, но включает в себя многочисленные и разнообразные формы и элементы психической жизни человека.

В этом широком значение сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека. Познавательная функция проявляется в способности человека добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе. Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде. Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром. Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

Носителем сознания является отдельный человек. Но формируется эта индивидуальная способность только в обществе, в сложной системе социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

Проблема сущности и бытия человека – одна из ключевых проблем философии. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Все философские концепции человека можно разделить на две части: объективистские и субъективистские. В концепциях первой части человек. Способ его существования и жизненное предназначение обусловлены внешним миром и познаются через него. Иначе говоря, объективисты идут от мира к человеку, при этом человек рассматривается как существо, зависимое от объективных сфер космоса, космической разумности, божественной воли, исторической необходимости. В теориях другой части человек предстает как существо автономное, а его постижение – это, прежде всего, самопостижение, которое одновременно является и условием постижения мира. Путь здесь противоположный объективистскому: от человека к миру во имя человека. К объективистам принадлежали Демокрит, Платон, Фома Аквинский, французские просветители-материалисты, Гегель, Маркс. К субъективистам относятся софисты, Беркли, Кант, экзистенциалисты, персоналисты.

Натуралистический подход, свойственный фрейдизму, неофрейдизму, акцентирует внимание на объективных и безличностных основах человека – сфере бессознательного, неосознанного, биологического, что делает человека неполноценным, а эта неполноценность компенсируется деятельностью. Социологизаторский подход требует относиться к человеку как совокупности социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность (марксизм), или выводит человека из базисных моделей культуры (структурализм), детерминирующей поведение, мышление и деятельность человека.

В рамках диалектико-материалистической концепции человек рассматривается как продукт и субъект исторического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Человек есть единство природы и истории, продукт социальной среды, продукт определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец. Труд есть естественное условие человеческой жизни. Он может осуществляться только в определенных общественных отношениях. Родовой сущностью человека является его включенность в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и его преобразование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...