Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская мысль Беларуси: периоды, основные проблемы.




Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Кирилла Туровского и Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими темами. Дела земные и небесные, добро и зло, вечное и временное, обязанности человека перед людьми и Богом, идея служения высшим целям – вот темы размышлений наших первых великих просветителей. В соответствии с христианскими ценностями они добро и красоту земные подчиняют благам вечным. Первые просветители земли белорусской значительное место в жизни человека отводили разуму. Кирилл Туровский рассматривал разум как высшую ценность человеческой жизни. Развивать свой разум, совершенствовать его – обязанность каждого человека, ибо только разум приводит к духовному равновесию и счастью. Сладок мед, но слаще его книжный разум, утверждал Кирилл Туровский. Так же высоко ценил человеческий разум и Климентий Смолятич, полагавший, что хотя разум и опирается на чувства и в них добывает материал для суждений, но предназначен он для руководства чувствами.

На втором этапе (XIV – XVI вв.), который начался с образования Великого Княжества Литовского и характеризовался становлением культуры нового типа, белорусская философская и общественно-политическая мысль переживала подъем в своем развитии. Эта мысль развивается в контексте культурных установок общеевропейского Возрождения и в соответствии с ними. Гуманизм, эстетизм, формирование юридического мировоззрения, проникновение и распространение естественнонаучных знаний, опора на античную культуру и античную мудрость – вот та духовная основа, на которой возникает и развивается белорусская ренессансная мысль и которая связывает нас с европейским Возрождение и европейской культурой. Как и в европейском Возрождении, в белорусской ренессансной мысли можно обнаружить гуманизм, онтологию и социальную философию. Гуманизм белорусского Возрождения основывался на новой трактовке роли и предназначения человека.

Онтология как философское учение о бытии. Классификация бытия.

Метафизика – это философское учение о первых условиях бытия, началах всякого существования, постигаемых не чувствами, а разумом. На различных этапах существования метафизика по-разному решала свою главную задачу: поиск и объяснение причин единства мира. Античная натурфилософия имела целью поиск натуральных элементов, являющихся субстанциальными началами мира – земли, воды, воздуха, огня, атомов, из которых все возникает и в которые все превращается. Мир – это единый космос, имеющий общее основание. Средневековая философия основой мира, началом и условием его существования считает Бога – высшее, совершенное, истинное бытие, до и вне которого нет и не может быть чего-то иного. Это вечное и неизменное начало, все же изменяемое сотворено Богом и стремится к небытию. Метафизика Нового времени переориентирует свое внимание с первооснов мира на исследование механизмов и принципов познания его и становится, таким образом, не столько формой философского постижения мира, сколько методом. Можно сказать, что философия как метафизика, как наука о первых основаниях мира, эволюционировала от натурфилософии к философии духа, что наиболее полно воплотилось в немецкой классической философии.

Ориентация метафизики на обнаружение первых условий существования мира и человека тесно связана с попыткой осмысления бытия. А бытие – это предмет онтологии как части метафизики. Онтология исследует не бытие отдельных предметов, а бытие само по себе, бытие как сущее. Онтология – это наука о происхождении мира, принципах и законах его строения и существования. Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами, движутся, разъединяются. Но это возможно только тогда, когда имеется определенная причина, которая порождает эти предметы, движет, соединяет и изменяет их. Это и есть бытие. Оно приписывается всему, что есть, и указывает на то, чем и каким оно есть. Понятие бытия, утверждая наличие чего-то (что-то есть), одновременно свидетельствует о том, что оно собою представляет (указывает на сущность предмета) и каким оно бывает (фиксирует его характеристики). Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в его единстве и целостности.

Понятие материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Структура

Материи.

Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессе неоднократно меняло свое содержание. Первоначально под материей понимали определенное конкретно-предметное начало (земля, вода, воздух, огонь), из которого все рождается и в которое все превращается. Затем материя превращается в единую субстанцию, представляющую собой бесконечное множество атомов. В творчестве Платона материя – это пассивное начало, которое приобретает форму благодаря творческой идее. Аристотель считал материю первоосновой всего сущего, которое актуализируется при наличии формальной и целевой причины. В философии Нового времени возрождается атомистическая концепция мира, в которой материя предстает как бесконечная совокупность атомов, наделенных атрибутивными свойствами: протяженностью, массой, неделимостью, непроницаемостью. Так формировались представления о материи как строительном материале, из которого все “сделано”, но который существует и сам по себе, в чистом виде. Такое понимание материи соответствовало предметно-субстратному подходу к объяснению мира и аналитическому методу научного познания. Но уже французские материалисты XVIII века ставят под сомнение эти представления, обращая внимание на то, что такую материю никто нигде и никогда не находил. Материя, считали они, это все то, что воздействует на наши органы чувств и вызывает в них разнообразные ощущения. Эта идея получила свое развитие в марксизме, представители которого, во-первых, отказались сводить материю только к природному бытию и распространили ее на социальную реальность, а во-вторых, связали понятие материи с сознанием как с функциональным свойством ее. Здесь материя – это объективная реальность, которая, будучи данной сознанию, существует независимо от него. В такой интерпретации понятие материи означает:

1) совокупность всего множества предметов, явлений и процессов, вместе взятых;

2) объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания;

3) общий признак всех вещей и явлений, их вещественность, телесность;

4)неуничтожимый остаток, сохраняющийся при любых изменениях предметов.

При этом материя рассматривается не как что-то неопределенное, аморфное, а как динамическая системная целостность, организованная в пространстве и времени.

Материя всегда существует в виде организованных систем. Структурная организация материи имеет многоуровневый характер, при этом каждый конкретный уровень включает в себя элементы низших уровней и сам в качестве элемента входит в более сложные системы. Такая организация материальных систем является условием единства мира.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 548.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...